В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 633), приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. N 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности" (далее - приказ N 634), а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в первом полугодии 2013 года Минэкономразвития России провело экспертизу постановления ФКЦБ России от 19 июня 1998 г. N 24 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг" (далее - нормативный акт) и сообщает.
В ходе экспертизы нормативного акта проведены в период с 15 марта 2013 г. по 13 апреля 2013 г. публичные консультации с целью сбора сведений о положениях нормативного акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация о проводимых публичных консультациях была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России, а также в сети Интернет по адресу regulation.gov.ru.
Дополнительно запросы о предоставлении информации направлялись в ФСФР России, а также в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (письма от 15 марта 2013 г. N Д26и-276, N Д26и-275, N Д26и-274).
Для проведения экспертного исследования положений нормативного акта создана экспертная группа (состав экспертной группы приведен в приложении 1 к настоящему заключению). Совещание с экспертной группой проведено 9 апреля 2013 г.
По результатам публичных консультаций получены отзывы от ФСФР России, Профессиональной Ассоциации Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (далее - ПАРТАД), Правительства Калининградской области, Правительства Хабаровского края, Министерства экономики Краснодарского края, Министерства экономики Московской области, Департамента экономического развития Белгородской области. Результаты проведения публичных консультаций обобщены в Справке о результатах публичных консультаций (приложение 2 к настоящему заключению).
1. Общее описание рассматриваемого регулирования
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон "О рынке ценных бумаг") все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в главе 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, за исключением случая, предусмотренного частью второй статьи 39 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". С учетом этого, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг является лицензируемой. Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и представление информации из реестра владельцев ценных бумаг. Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами) (абзац 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"). Реестром владельцев ценных бумаг (далее - реестр) является формируемая на определенный момент времени система записей о лицах, которым открыты лицевые счета (далее - зарегистрированные лица), записей о ценных бумагах, учитываемых на указанных счетах, записей об обременении ценных бумаг и иных записей в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац 5 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" установлено право держателя реестра взимать с зарегистрированных лиц плату за проведение операций в реестре, в том числе за предоставление информации из реестра (далее также - проведение операции в реестре). Также установлено, что максимальная плата, взимаемая держателем реестра (регистратором) с зарегистрированных лиц за проведение операции в реестре, и (или) порядок ее определения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с нормативным актом утверждено Положение о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (далее - Положение), согласно которому установлены требования и условия для получения (продления) лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, а также размер взимаемой платы за услуги регистратора. Положение применяется в части, не противоречащей приказам ФСФР России от 20 июля 2010 г. N 10-49/пз-н "Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" и от 25 января 2011 г. N 11-5/пз-н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной услуги по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг".
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что держатели реестра (регистраторы) вправе самостоятельно, но в размере, не превышающим сумм, предусмотренных пунктом 10 Положения (за исключением абзаца 1 подпункта 10.1 Положения, признанного незаконным и недействующим со дня вступления в силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 9 сентября 2002 г. N ГКПИ 2002-390), устанавливать плату:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного решения следует читать как "ГКПИ02-390"
- за внесение записей в систему ведения реестра о передаче ценных бумаг;
- за изменение и дополнение данных, содержащихся в системе ведения реестра о зарегистрированном лице (в том числе за внесение записей об обременении именных ценных бумаг, об изменении реквизитов зарегистрированного лица), за исключением информации о передаче ценных бумаг;
- за предоставление выписки из системы ведения реестра.
Согласно позиции ФСФР России указанным пунктом 10 Положения следовало руководствоваться при установлении платы за предоставление услуг держателя реестра (регистратора) до вступления в силу нормативного правового акта ФСФР России, устанавливающего максимальную плату, взимаемую держателем реестра (регистратором) с зарегистрированных лиц. Размеры указанной максимальной платы, взимаемой держателем реестра (регистратором) с зарегистрированных лиц, были утверждены приказом ФСФР России от 25 декабря 2012 г. N 12-111/пз-н "О максимальной плате, взимаемой держателем реестра с зарегистрированных лиц за проведение в реестре операций, и порядке ее определения", вступившим в силу с 9 апреля 2013 года.
2. Основания для проведения экспертизы
Основанием для проведения экспертизы нормативного акта на предмет выявления в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, являлось рассмотрение позиции ПАРТАД (далее - Заявитель), направленной в Минэкономразвития России письмом Заявителя от 25 ноября 2011 г. N 127.
Согласно позиции Заявителя установленные пунктом 10 Положения тарифы за услуги регистраторов являлись в течение длительного времени неоправданно низкими. В указанном письме Заявителя, в частности, отмечалось, что в ноябре 2009 года Заявителем по поручению ФСФР России проведено анкетирование регистраторов - членов Заявителя, целью которого являлось выяснение структуры, получаемых регистраторами доходов и выполняемых ими операций. По итогам анкетирования было установлено, что доля информационных операций, осуществляемых регистраторами в реестрах, составляет 59,1%, а максимальный тариф, например, за предоставление выписки из реестра согласно пункту 10.8 Положения составляет только 0,1 минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату обращения к регистратору, или 10 рублей без учета налога на добавленную стоимость, что не позволяет регистраторам покрыть сколько-нибудь существенную часть операционных расходов на оказание данной услуги и, тем самым, затрудняет ведение их предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, Заявителем предлагалось провести экспертизу нормативного акта на предмет выявления в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3. Круг заинтересованных лиц
Регулирование, предусмотренное нормативным актом, касается деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, имеющих лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг. По информации ФСФР России, по состоянию на 4 апреля 2013 г. их число насчитывало 40 субъектов.
4. Результаты экспертизы
В ходе экспертизы были проанализированы все представленные позиции.
1. Позиция ФСФР России направлена в Минэкономразвития России письмом ФСФР России от 5 апреля 2013 г. N 13-СХ-01/11888, в котором, в частности, указано, что Положением установлены требования и условия для получения (продления) лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, а также размер взимаемой платы за услуги регистратора. Положение применяется в части, не противоречащей приказам ФСФР России от 20 июля 2010 г. N 10-49/пз-н "Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" и от 25 января 2011 г. N 11-5/пз-н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению федеральной службой по финансовым рынком государственной услуги по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг". В части установления размера взимаемой платы за проведение операций в реестре действие норм Положение до 9 апреля 2013 г. "распространяется на участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, и применяется при составлении ими прейскуранта на оказываемые услуги". В связи с вступлением с 9 апреля 2013 г. (в период проведения экспертизы) в силу приказа ФСФР России от 25 декабря 2012 г. N 12-111/пз-н "О максимальной плате, взимаемой держателем реестра с зарегистрированных лиц за проведение в реестре операций, и порядке ее определения" ФСФР России разработан проект приказа "О неприменении постановления ФКЦБ России от 19 июня 1998 г. N 24 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг".
2. В ходе экспертизы нормативного акта было получено письмо Заявителя от 15 апреля 2013 г. N 44, в котором, в частности, отмечалось, что "ФСФР России был утвержден приказ от 25 декабря 2012 г. N 12-111/пз-н "О максимальной плате, взимаемой держателем реестра с зарегистрированных лиц за проведение в реестре операций, и порядке ее определения", которым были установлены новые максимальные размеры тарифов за услуги регистраторов и, таким образом, снят вопрос о наличии" в Положении норм, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Заявителем указано, что "на данный момент необходимость экспертизы" Положения "отсутствует и проблема может считаться решенной".
С учетом изложенного и на основании имеющейся по результатам экспертизы в соответствии с постановлением N 633 информации Минэкономразвития России считает необходимым внести в Министерство юстиции Российской Федерации предложение об отмене нормативного акта. Полагаем, что отмена нормативного акта будет способствовать устранению затруднений в правоприменительной практике нормативных правовых актов, касающихся лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и установления максимальной платы, взимаемой держателем реестра с зарегистрированных лиц.
Приложение на 2 л. в 1 экз.
|
О.В. Фомичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Министерства экономического развития РФ "Об экспертизе постановления ФКЦБ России от 19 июня 1998 г. N 24 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг"
Текст заключения официально опубликован не был