В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 633), приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. N 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности" (далее - приказ N 634), а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 февраля 2008 г. N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе" (зарегистрирован в Минюсте России 28 февраля 2008 г. N 11240, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" от 9 июня 2008 г. N 23), вступившего в действие с 20 июня 2008 г. (далее - нормативный акт), и сообщает.
В ходе проведения экспертизы нормативного акта были проведены в период с 27 августа 2012 г. по 24 сентября 2012 г. публичные консультации с целью сбора сведений о положениях нормативного акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация о проводимых публичных консультациях была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России, а также в сети Интернет по адресу regulation.gov.ru.
Дополнительно запросы о предоставлении информации были направлены в Минкультуры России, а также в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" (письма от 10 сентября 2012 г. N Д26и-2226, от 27 августа 2012 г. N Д26и-2146, от 27 августа 2012 г. N Д26и-2147). Кроме того, в течение декабря 2012 г. - января 2013 г. в аккредитованных организациях запрашивалась информация о деятельности и отчетах аккредитованных организаций.
Для проведения экспертного исследования положений нормативного акта была создана экспертная группа (состав экспертной группы приведен в приложении 1 к настоящему заключению). Совещание с экспертной группой было проведено 5 сентября 2012 г.
По результатам публичных консультаций получены отзывы от Минкультуры России, Общероссийской общественной организации "Российское Авторское Общество", Общероссийской общественной организации "Российский Союз Правообладателей", Общероссийской общественной организации "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности", Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Курской торгово-промышленной палаты, Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, Управления культуры Белгородской области, Министерства культуры Хабаровского края. Результаты проведения публичных консультаций обобщены в Справке о результатах публичных консультаций (приложение 2 к настоящему заключению).
1. Общее описание рассматриваемого регулирования
В соответствии со статьями 1242-1244 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определены основные принципы создания, деятельности и государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Так, согласно пункту 1 статьи 1242 ГК РФ установлена возможность создания авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм и иными обладателями авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК РФ допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, основанных на членстве некоммерческих организаций, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями*(1), возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (далее - организации по управлению правами на коллективной основе).
Согласно пункту 3 статьи 1242 ГК РФ основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 3 статьи 1244 ГК РФ. При этом установлено, что указанный договор может быть заключен с правообладателями, являющимися членами такой организации, и с правообладателями, не являющимися ее членами. Вместе с тем, пунктом 3 статьи 1244 ГК РФ установлено, что организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (далее - аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 ГК РФ, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. Таким образом, в соответствии с действующим с 1 января 2008 г. порядком аккредитованной организации предоставлено право осуществлять полномочия по коллективному управлению авторскими и смежными правами неопределенного круга правообладателей (в сферах коллективного управления, установленных в пункте 1 статьи 1244 ГК РФ), независимо от того, является ли тот или иной правообладатель ее членом, а также независимо от заключения такой аккредитованной организацией с правообладателями договоров о передаче полномочий по управлению правами. Наряду с этим пунктом 2 статьи 1244 ГК РФ предусмотрено, что:
- государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления, указанных в пункте 1 статьи 1244 ГК РФ, может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе;
- организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 статьи 1244 ГК РФ.
Иными словами ГК РФ допускает создание неограниченного числа организаций по управлению правами на коллективной основе, но только одна из них может получить государственную аккредитацию в каждой из шести сфер коллективного управления (пункт 1 статьи 1244 ГК РФ), из которых две сферы касаются вопросов авторского права, одна относится к вопросам права следования, одна - к вопросам сбора вознаграждения за воспроизведение в личных целях, и две сферы касаются вопросов смежных прав.
По сведениям, представленным Минкультуры России в письме от 24 сентября 2012 г. N 07-37-1223 (далее - письмо Минкультуры России), в ранее действовавшем Законе Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" не существовало понятия "аккредитованная организация". В каждой сфере организаций по управлению правами на коллективной основе было несколько и все они, действуя от имени неограниченного количества правообладателей, имели правовые основания для сбора вознаграждения с пользователей - лиц, использующих объекты авторского и смежных прав. Согласно позиции Минкультуры России такой механизм сбора вознаграждения в пользу правообладателей приводил не к защите прав правообладателей, а скорее к их нарушениям. В связи с этим, в целях усиления правовой охраны авторских и смежных прав был введен институт государственной аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе, направленный на создание более эффективного механизма управления авторскими и смежными правами.
В целях осуществления контроля за деятельностью аккредитованных организаций пунктом 6 статьи 1244 ГК РФ установлено, что аккредитованная организация осуществляет свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Аккредитованная организация обязана ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет (форма отчета устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации. Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 1244 ГК РФ предусмотрено утверждение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, типового устава аккредитованной организации. В целях реализации указанной нормы ГК РФ пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 992 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами" (далее - постановление N 992) на Министерство культуры Российской Федерации возложено полномочие по утверждению типового устава аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе
Таким образом, в целях упорядочивания деятельности организаций по управлению правами на коллективной основе, а также в целях реализации пункта 7 статьи 1244 ГК РФ и пункта 3 постановления N 992 Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации был разработан и утвержден нормативный акт, в соответствии с пунктом 1 которого утвержден Типовой устав аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе (далее - Типовой устав).
2. Основания для проведения экспертизы
Основанием для проведения экспертизы нормативного акта на предмет выявления в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, является рассмотрение позиции Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (далее - Заявитель), направленной в Минэкономразвития России письмом Заявителя от 29 сентября 2012 г. N САВ-01. Согласно позиции Заявителя нормативный акт устанавливает "недопустимые ограничения прав предпринимателей - юридических лиц на осуществление не запрещенной законом деятельности в сфере осуществления авторских и смежных прав".
В частности, Заявителем отмечается, что согласно пункту 3.8 Типового устава члены аккредитованной общероссийской общественной организации (далее - Организация) вправе участвовать в управлении делами Организации в порядке, установленном Уставом и иными нормативными актами Организации. Вместе с тем, согласно пункту 3.1 Типового устава установлено, что членами Организации могут быть любые правообладатели, являющиеся физическими лицами или юридическими лицами - общественными объединениями и имеющие право на получение собираемого Организацией вознаграждения, за исключением тех случаев, когда принятие правообладателя в члены Организации противоречит закону. По мнению Заявителя, "правообладатели - юридические лица" исходя из положений Типового устава "лишены права на участие в управлении и контроле за деятельностью" Организации. Заявителем подчеркивается, что нормативный акт "не может устанавливать в качестве типового устава аккредитованной организации в сфере коллективного управления правами любых правообладателей устав общественной организации, поскольку государственная аккредитация не может быть предоставлена организации, созданной в организационно-правовой форме, ущемляющей членство в ней любых категорий правообладателей".
3. Круг заинтересованных лиц
Регулирование, предусмотренное нормативным актом, полагаем, может затрагивать интересы авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав, интересы аккредитованных организаций. По информации Минкультуры России, на настоящий момент аккредитованными организациями являются:
- Общероссийская общественная организация "Российское Авторское Общество" (далее - РАО), аккредитованная в соответствии с приказом Росохранкультуры от 15 августа 2008 г. N 16 в качестве организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункт 1 пункта 1 статьи 1244 ГК РФ), а также в соответствии с приказом Росохранкультуры от 15 августа 2008 г. N 15 в качестве организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (подпункт 2 пункта 1 статьи 1244 ГК РФ);
- Некоммерческое партнерство "Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства", аккредитованное в соответствии с приказом Росохранкультуры от 16 декабря 2008 г. N 140 в качестве организации по управлению правами на коллективной основе в сфере управления правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (подпункт 3 пункта 1 статьи 1244 ГК РФ);
- Общероссийская общественная организация "Российский Союз Правообладателей" (далее - РСП), аккредитованная в соответствии с приказом Росохранкультуры от 24 сентября 2010 г. N 167 в качестве организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере осуществления прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (подпункт 4 пункта 1 статьи 1244 ГК РФ);
- Общероссийская общественная организация "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности" (далее - ВОИС), аккредитованная в соответствии с приказом Росохранкультуры от 6 августа 2009 г. N 136 в качестве организации по управлению правами на коллективной основе в сфере осуществления прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подпункт 5 пункта 1 статьи 1244 ГК РФ); с осуществлением прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также в соответствии с приказом Росохранкультуры от 6 августа 2009 г. N 137 в качестве организации по управлению правами на коллективной основе в сфере осуществления прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подпункт 6 пункта 1 статьи 1244 ГК РФ).
Следует отметить, что три из четырех аккредитованных организаций - РАО, ВОИС и РСП созданы в организационно-правовой форме общественной организации.
Согласно данным, представленным в ходе экспертизы*(2), по состоянию на конец 2011 г.:
- число правообладателей, передавших РАО свои права в управление на коллективной основе, с которыми были заключены договоры, составило 26 960 (в основном физические лица);
- число правообладателей, передавших ВОИС свои права в управление на коллективной основе, с которыми были заключены договоры, составило около 3 500 (в том числе порядка 500 юридических лиц);
- число правообладателей, передавших РСП свои права в управление на коллективной основе, с которыми были заключены договоры, составило около 2 550 (в том числе порядка 150 юридических лиц).
При этом в ходе экспертизы не представилось возможным оценить число правообладателей, являющихся членами аккредитованных организаций, поскольку данная информация не была представлена аккредитованными организациями.
В первый год действия части четвертой ГК РФ (2008 г.) сборы авторского вознаграждения РАО, получившего первым среди организаций по управлению правами на коллективной основе, государственную аккредитацию, выросли на 69,4% (с 1,5 млрд. рублей в 2007 г. до 2,16 млрд. рублей в 2008 г.) Правообладателям в 2008 г. было выплачено около 1 млрд. рублей. Общее число договоров, заключенных РАО с пользователями, превысило 15 тыс., что составило 52-процентный прирост за предыдущий период.
Динамика показателей*(3) собранного в 2009 г., 2010 г. и 2011 г. аккредитованными организациями (в частности, РАО, ВОИС и РСП) вознаграждения с пользователей (плательщиков вознаграждения) представлена на рисунке 1 (в млн. руб.).
Рисунок 1
Динамика показателей*(4) собранного, распределенного и выплаченного аккредитованной организацией - РАО вознаграждения правообладателям, а также удержанных из вознаграждения сумм на покрытие необходимых расходов*(5) по сбору, распределению и выплате вознаграждения в 2009 г., 2010 г. и 2011 г. представлена на рисунке 2 (в млн. руб.).
Рисунок 2
4. Результаты экспертизы
В ходе экспертизы были проанализированы все представленные позиции.
В представленном Минкультуры России письме подчеркивается, в частности, что, поскольку пунктом 1 статьи 1242 ГК РФ установлено, что организацией по управлению правами на коллективной основе "может быть только некоммерческая организация, основанная на членстве", а также в связи с тем, что Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) предусмотрены три формы основанных на членстве некоммерческих организаций (некоммерческое партнерство, общественная организация, ассоциация), то, соответственно, нормативным актом были утверждены: Типовой устав аккредитованной организации, создаваемой в организационно-правовой форме общественной организации; Типовой устав аккредитованной организации, создаваемой в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства; Типовой устав аккредитованной организации, создаваемой в организационно-правовой форме ассоциации.
Таким образом, нормативным актом установлено, что аккредитованная организация может быть создана только в указанных организационно-правовых формах (при этом выбор организационно-правовой формы осуществляется аккредитованной организацией самостоятельно).
По мнению РАО, ВОИС и РСП, утверждая нормативный акт, Минкультуры России действовало в рамках ГК РФ и в соответствии с постановлением N 992, в связи с чем нормативный акт является оптимальным и сбалансированным для всех участников правоотношений в сфере коллективного управления авторскими и смежными правами и не затрудняет ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Указанными аккредитованными организациями отмечена нецелесообразность внесения каких-либо изменений в данный нормативный акт.
Следует отметить, что ни одна из представленных позиций, в том числе позиция Минкультуры России, Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", представителей экспертной группы, не содержала каких-либо количественных показателей или расчетов, характеризующих негативное влияние нормативного акта на предпринимательскую и инвестиционную деятельность. Соответственно, на основании имеющейся по результатам экспертизы информации не считаем целесообразным вносить предложения в части изменения (отмены) нормативного акта. По результатам экспертизы нормативного акта в соответствии с постановлением N 633 Минэкономразвития России пришло к выводу, что в отношении нормативного акта не может быть сделан вывод о наличии в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Безусловно, нельзя отрицать наличие ряда недостатков в целом в регулировании, действующем в сфере управления правами на коллективной основе. Так, например, считаем необходимым обратить внимание на некоторые проблемы действующего института бездоговорного управления правами на коллективной основе. В соответствии с пунктом 3 статьи 1244 ГК РФ порядок осуществления аккредитованной организацией полномочий по коллективному управлению авторскими смежными правами, независимо от заключения с правообладателями договоров о передаче полномочий по управлению правами, действует с 1 января 2008 г. Указанный порядок законодательно не проработан и имеет некоторые пробелы. В частности, не ясны принципы распределения и выплаты собранного авторского вознаграждения в случаях, когда правообладатель устанавливается в течение некоторого периода или когда правообладатель не установлен. Данные факты, полагаем, оказывают негативное влияние на прозрачность и эффективность деятельности аккредитованных организаций.
Кроме того, в связи с присоединением к Всемирной торговой организации Российской Федерацией приняты, в частности, обязательства, содержащиеся в пункте 1218 Доклада Рабочей группы, об отмене управления авторскими и смежными правами на бездоговорной основе в течение пяти лет после вступления в силу части четвертой ГК РФ (вступили в действие с 1 января 2013 г.).
Указанные причины в совокупности, полагаем, потребуют пересмотра принципов бездоговорного управления правами на коллективной основе.
Приложение на 12 л. в 1 экз.
|
О.В. Фомичев |
_____________________________
*(1) Правообладатель - гражданин или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (пункт 1 статьи 1229 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе произведения науки, литературы и искусства, исполнения, фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания).
*(2) Информация о деятельности Некоммерческого партнерства "Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства" не представлялась в ходе экспертизы.
*(3) Подготовлено с использованием данных, размещенных в сети "Интернет", в том числе на официальных сайтах аккредитованных организациях.
*(4) Подготовлено с использованием данных, размещенных в сети "Интернет" на официальном сайте РАО.
*(5) Согласно пункту 4 статьи 1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе вправе удерживать из вознаграждения суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Министерства экономического развития РФ "Об экспертизе приказа Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 февраля 2008 г. N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе""
Текст заключения официально опубликован не был