Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54942-2012
"Газобаллонные автомобили с искровыми двигателями. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2012 г. N 200-ст)
Gas fuel motor vehicles with spark ignition engines. Emission of the exhaust gas pollutants. Norms and methods of the control for estimation of technical condition
Дата введения - 1 марта 2013 г.
Взамен ГОСТ Р 17.2.2.06-99
Приказом Росстандарта от 18 июля 2017 г. N 708-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 февраля 2018 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 33997-2016 "Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки" для добровольного применения в РФ
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства категорий М и N с искровыми двигателями (далее - автомобили), по своим техническим характеристикам подпадающие под действие ГОСТ Р 41.49 или ГОСТ Р 41.83:
- монотопливные, работающие на сжиженном нефтяном газе (СНГ), компримированном природном газе (КПГ) или сжиженном природном газе (СПГ);
- многотопливные, работающие на СНГ, КПГ или на СПГ, а также допускающие работу на бензине.
Настоящий стандарт устанавливает нормативные значения содержания загрязняющих веществ в отработавших газах автомобилей (оксида углерода и углеводородов), коэффициента избытка воздуха, требования к техническому состоянию систем двигателя, а также методы контроля при оценке технического состояния. Условия, при которых рекомендуется проводить проверку транспортных средств на соответствие требованиям настоящего стандарта, приведены в приложении А.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.49-2003 (Правила ЕЭК ООН N 49) Единообразные предписания, касающиеся сертификации двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном природном газе, в отношении выбросов вредных веществ
ГОСТ Р 41.83-2003 (Правила ЕЭК ООН N 83) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей
ГОСТ Р 52033-2003 Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения, обозначения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 автомобиль, находящийся в эксплуатации: Автомобиль, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке.
3.1.2 рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.
3.1.3 коэффициент избытка воздуха : Безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам измерений состава отработавших газов.
3.1.4 система нейтрализации отработавших газов: Совокупность компонентов, обеспечивающих снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя.
3.1.5 диагностический индикатор: Световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля и информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.
3.1.6 встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: Совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.
3.1.7 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).
3.1.8 экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
3.1.9 транспортное средство: Механическое устройство на колесном ходу категорий М, N, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.
3.1.10 искровой двигатель: Двигатель с принудительным зажиганием, работающий на бензине или газе.
3.1.11 монотопливное транспортное средство: Транспортное средство, изначально сконструированное для постоянной эксплуатации на сжиженном нефтяном газе или компримированном природном газе, или сжиженном природном газе, но оснащенное в некоторых случаях системой подачи бензина, используемой только во время запуска двигателя, при этом емкость топливного бака должна быть не более 15 л () бензина.
3.1.12 двухтопливное транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для эксплуатации как на бензине, так и на сжиженном нефтяном газе, компримированном природном газе или сжиженном природном газе.
3.2 В настоящем стандарте приняты следующие обозначения и сокращения:
СНГ - сжиженный нефтяной газ;
КПГ - компримированный природный газ;
СПГ - сжиженный природный газ;
СО - оксид углерода;
СН - углеводороды ;
- диоксид углерода;
- кислород;
- минимальная частота вращения коленчатого вала двигателя;
- повышенная частота вращения коленчатого вала двигателя;
- коэффициент избытка воздуха.
4 Нормативные значения содержания загрязняющих веществ и коэффициента избытка воздуха
4.1 Содержание СО и СН в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальных и повышенных частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных изготовителем автомобиля.
При отсутствии данных, установленных изготовителем автомобиля:
- значение , не должно превышать:
- - для автомобилей категорий и ,
- - для автомобилей остальных категорий;
- значение устанавливают в пределах:
- - для автомобилей категорий и не оборудованных системами нейтрализации,
- - для автомобилей категорий и , оборудованных системами нейтрализации, и категорий полной массой более 3,5 т, независимо от их комплектации.
4.2 Для автомобилей выпускало 31.12.2006 г. содержание СО и СН должно быть в пределах значений, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных не должно превышать значений, указанных в таблице 1.
Примечание - Коды обозначения года выпуска (модельного года) транспортного средства, содержащиеся в его идентификационном номере, приведены в приложении Б.
Таблица 1
Дата выпуска |
Обороты холостого хода |
Объемная доля СО, %, в зависимости от вида моторного топлива |
Объемная доля СН, , в зависимости от рабочего объема двигателя и вида моторного топлива |
||||
До включительно |
Свыше |
||||||
СНГ |
КПГ, СПГ |
СНГ |
КПГ, СПГ |
СНГ |
КПГ, СПГ |
||
До 31.12.2001 г. |
Минимальные |
3,0 |
3,0 |
1000 |
800 |
2200 |
2000 |
Повышенные |
2,0 |
2,0 |
600 |
500 |
900 |
850 |
|
С 01.01.2002 г. |
Минимальные |
3,0 |
2,0 |
1000 |
700 |
2200 |
1800 |
по 31.12.2006 г. |
Повышенные |
2,0 |
1,5 |
600 |
400 |
900 |
750 |
4.3 Для автомобилей выпуска с 01.01.2007 г. содержание СО и СН должно быть в пределах значений, установленных изготовителем, но не более значений, указанных в таблице 2.
Таблица 2
Категории и комплектация транспортных средств* (экологический класс)** |
Дата выпуска |
Обороты холостого хода |
Объемная доля СО, % |
Объемная доля СН, |
и , оснащенные системами нейтрализации отработавших газов*** (экологические классы 2, 3, 4) |
С 01.01.2007 г. по 31.12.2012 г. |
Минимальные |
0,5 |
- |
Повышенные |
0,3 |
100 |
||
, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов*** (экологические классы 2, 3, 4) |
С 01.01.2007 г. по 31.12.2012 г. |
Минимальные |
0,5 |
- |
Повышенные |
0,3 |
200 |
||
и оснащенные системами нейтрализации отработавших газов*** (экологические классы 4 и выше) |
С 01.01.2013 г. |
Минимальные |
0,3 |
- |
Повышенные |
0,2 |
100 |
||
, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов*** (экологические классы 4 и выше) |
С 01.01.2013 г. |
Минимальные |
0,3 |
- |
Повышенные |
0,2 |
200 |
||
Примечания * В эксплуатационных документах автомобиля изготовитель указывает штатную комплектацию автомобиля оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ; предельно допустимое содержание оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений X. ** Экологическая классификация автомобилей в соответствии с приложением В. *** Дополнительные требования для автомобилей этой группы установлены в 4.4 и 6.2.2. |
4.4 Значение у транспортных средств и , оснащенных системами нейтрализации отработавших газов, при должно быть в пределах значений, установленных изготовителем. При отсутствии таких данных значение к должно находиться в пределах от 0,97 до 1,03.
Значение у транспортных средств категории , оснащенных системами нейтрализации отработавших газов, должно быть в пределах значений, установленных изготовителем. При отсутствии таких данных определение не проводится.
4.5 Системы, агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти выбросы не превышали требований, установленных настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации автомобиля, при условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции (руководстве).
5 Требования к техническому состоянию систем автомобиля и двигателя
Техническое состояние систем автомобиля и двигателя должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 3.
Таблица 3
Система автомобиля |
Требования к техническому состоянию |
Система выпуска отработавших газов |
Комплектность (отсутствие элементов системы выпуска не допускается). Герметичность (отсутствие механических пробоев и сквозной коррозии; при работе двигателя на холостом ходу в соединениях и элементах системы выпуска отработавших газов не должно быть утечек) |
Система нейтрализации отработавших газов и другое оборудование для снижения вредных выбросов |
Комплектность (отсутствие или несоответствие эксплуатационным документам элементов системы нейтрализации, системы улавливания паров топлива, рециркуляции отработавших газов, экономайзера принудительного холостого хода, а также перепуск отработавших газов, минуя нейтрализатор, не допускаются) |
Система вентиляции картера |
Комплектность (отсутствие элементов системы вентиляции картера не допускается). Герметичность (в соединениях и элементах системы вентиляции картера утечки картерных газов в атмосферу не допускаются) |
Система управления двигателем |
Функционирование диагностического индикатора встроенной (бортовой) системы диагностирования двигателя соответствует исправной работе двигателя и его систем (диагностический индикатор при работе двигателя выключен) |
Система питания |
Герметичность (подтекание бензина и утечки газа* не допускаются) |
* Герметичность газовой системы питания проверяют на открытой площадке течеискателем. |
6 Методы измерений
6.1 Общие требования
6.1.1 Измерения выполняют при следующих атмосферных условиях:
- температура окружающего воздуха - от минус 7°С до плюс 35°С;
- атмосферное давление - не ниже 92,0 кПа (690 мм рт. ст.).
6.1.2 При измерениях следует применять газоанализаторы, тахометры и другие средства измерения (далее - приборы), соответствующие требованиям приложения Г и имеющие действующие свидетельства о поверке [1].
Температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность в месте расположения прибора и другие условия использования прибора должны соответствовать требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации прибора.
6.2 Подготовка к проведению измерений
6.2.1 Техническое состояние систем автомобиля и двигателя должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 3. В случае несоответствия технического состояния систем установленным требованиям измерения не проводят.
6.2.2 На автомобилях, оснащенных системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели:
- при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на короткий промежуток времени; при отсутствии соответствующего сигнала диагностического индикатора после включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают;
- после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае если диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.
6.2.3 Перед измерением двигатель автомобиля должен быть прогрет до рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, установленной изготовителем, а при отсутствии таких данных - до температуры не ниже 60°С.
6.2.4 После прогрева двигателя проводят следующие операции:
- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение "Нейтраль" или "Паркинг";
- затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;
- устанавливают противооткатные упоры под ведущие колеса транспортного средства;
- подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла;
- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При отсутствии возможности ввести пробоотборный зонд в выпускную трубу на указанную глубину допускается проводить измерения с использованием дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность в местах соединения с выпускной трубой. При проведении измерений или регулировке двигателя в закрытом помещении необходимо использовать принудительный газоотвод отработавших газов, имеющий отверстие для введения пробоотборного зонда газоанализатора;
- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора).
6.3 Проведение измерений
6.3.1 Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора по каналам измерения СО, СН и . Показания содержания должны находиться в пределах, установленных изготовителем газоанализатора.
6.3.2 Измерения на автомобилях, не оснащенных системой нейтрализации отработавших газов, проводят в следующем порядке:
- запускают двигатель, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до и выдерживают этот режим не менее 15 с;
- отпускают педаль управления дроссельной заслонкой, устанавливая (в соответствии с 4.1), и не ранее чем через 30 с измеряют содержание СО и СН;
- устанавливают и не ранее чем через 30 с измеряют содержание СО и СН;
- полученные результаты сравнивают с нормативными значениями.
6.3.3 Измерения на автомобилях, оснащенных системой нейтрализации отработавших газов, выполняют в следующем порядке:
- запускают двигатель, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до (в соответствии с 4.1), выдерживают этот режим в течение 2 - 3 мин (при температуре окружающего воздуха ниже 0°С - 4 - 5 мин). После стабилизации показаний измеряют содержание СО, СН и фиксируют значение ,
- устанавливают (в соответствии с 4.1) и не ранее чем через 30 с, но не позднее чем через 60 с измеряют содержание СО и СН;
- полученные результаты сравнивают с нормативными значениями.
6.4 При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них. За результат измерения принимают максимальные значения содержания СО и СН.
6.5 На двухтопливном транспортном средстве измерения проводят как на газовом топливе, так и на бензине. Нормы и методика проверки при работе автомобиля на бензине - по ГОСТ Р 52033.
6.6 Рекомендуемая форма журнала записи результатов проверок автомобилей на содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах и состав рабочей смеси двигателя приведена в приложении Д.
7 Требования безопасности
7.1 В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:
- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;
- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;
- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.
7.2 При измерении уровня выбросов загрязняющих веществ в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.
7.3 Перед въездом в помещение проверяют герметичность газовой системы питания автомобиля течеискателем.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54942-2012 "Газобаллонные автомобили с искровыми двигателями. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2012 г. N 200-ст)
Текст стандарта официально опубликован не был
1 Разработан Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (ОАО "НИИАТ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Автомобильный и городской электрический транспорт"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2012 г. N 200-ст
4 Взамен ГОСТ Р 17.2.2.06-99
Приказом Росстандарта от 18 июля 2017 г. N 708-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 февраля 2018 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 33997-2016 "Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки" для добровольного применения в РФ