1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила устанавливают основные требования пожарной безопасности на наземных и подземных сооружениях метрополитенов МПС СССР и являются обязательными для всех работников и служб метрополитенов, организаций, учреждений, выполняющих работы или размещенных в метрополитенах.
На наземные объекты метрополитенов (выше нулевой отметки) - административные здания, электро- и мотодепо, базы, склады, гаражи и т.п. - распространяются требования соответствующих общесоюзных противопожарных норм и правил. На автозаправочных станциях должны соблюдаться требования Правил пожарной безопасности при эксплуатации предприятий Госкомнефтепродукта СССР.
При выполнении огневых работ необходимо руководствоваться Правилами пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства, утвержденными Главным управлением пожарной охраны (ГУПО) МВД СССР.
"При размещении в метрополитенах торговых точек кооперативных и совместных предприятий, арендаторов и лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, вопросы пожарной безопасности должны отражаться в соответствующих договорах".
1.2. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности объектов и сооружений метрополитенов и своевременное выполнение правил пожарной безопасности возлагается на руководителей метрополитенов, соответствующих служб и подразделений, в чьем ведении находятся объекты, помещения, участки, устройства, а также на руководителей предприятий, организаций, ведущих работы или размещенных (в том числе временно) в метрополитене.
1.3. Руководство тушением пожара и организация безопасной эвакуации пассажиров до прибытия пожарных подразделений возлагается на станциях метрополитенов:
- на начальника станции, а в его отсутствие - на дежурного по станции (ДСП);
- на других объектах и подвижном составе - на сотрудников метрополитена, согласно должностным инструкциям".
1.4. Начальники метрополитенов, служб, дистанций, депо и других подразделений метрополитенов должны: обеспечивать разработку и проведение мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности своих объектов, внедрение средств автоматической противопожарной защиты; своими приказами назначать ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности станций, околотков, цехов, мастерских, складов и других участков, а также за содержание в постоянной готовности средств пожарной автоматики и связи; контролировать соблюдение требований пожарной безопасности другими организациями, выполняющими работы или размещенными в метрополитенах. Таблички с указанием фамилий и должностей ответственных за пожарную безопасность лиц вывешиваются на видных местах.
1.5. Должностные лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности предприятий, сооружений, станций, околотков, цехов и т.п., обязаны:
а) знать настоящие Правила, а также приказы и указания МПС СССР и руководства метрополитена по вопросам пожарной безопасности и обеспечивать своевременное их выполнение;
б) проводить противопожарный инструктаж вновь поступающих рабочих и служащих по Правилами пожарной безопасности, установленным на данном участке с учетом технологических особенностей производства;
в) оборудовать помещения необходимыми первичными средствами пожаротушения в соответствии с установленными нормами (см. приложение), содержать средства пожаротушения в исправном состоянии и постоянной готовности;
г) по окончании работы производить осмотр помещений перед их закрытием и принимать меры к устранению нарушений, угрожающих возникновением пожара. Перечень помещений и порядок осмотра устанавливаются руководителем службы (подразделения). Результаты осмотра отражаются в специальном журнале.
1.6. Руководители служб и предприятий при проверке знаний Правил технической эксплуатации метрополитенов, а также при назначении на должность или изменении специфики работы должны комиссионно с участием военизированной пожарной охраны метрополитена принимать зачеты от подчиненных работников по знанию ими Правил пожарной безопасности на метрополитенах".
1.7. Первичный противопожарный инструктаж проводится отделом военизированной пожарной охраны метрополитена совместно с первичной проверкой знаний по охране труда, и отражается в форме Т-1 при приеме на работу. По окончании прохождения инструктажа у рабочих и служащих должны быть приняты зачеты. Лица, не сдавшие зачеты, к работе не допускаются.
1.8. Для проведения противопожарного инструктажа на каждой линии метрополитена, заводе и в электродепо должно быть специальное помещение, оборудованное наглядными пособиями, образцами средств пожаротушения и пожарной связи, применяемых на метрополитенах.
1.9. Локомотивные бригады электропоездов, дежурные по станции, диспетчеры служб движения, электроснабжения и электромеханической, кроме прохождения первичного инструктажа по пожарной безопасности, должны изучить порядок действий в случае возникновения пожара в поезде при нахождении его в депо, на перегоне и пассажирских станциях.
1.10. Занятия по пожарно-техническому минимуму и периодический противопожарный инструктаж с работниками метрополитена, работающими в подземных сооружениях или по роду своей служебной деятельности связанными с обслуживанием производственного процесса с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огневые работы, пункты экипировки подвижного состава, малярные и складские отделения, участки вулканизации, мойки и протирки эскалаторов и т.п.), проводятся два раза в год. Все остальные работники метрополитена проходят периодический противопожарный инструктаж один раз в год.
Проведение занятий по пожарно-техническому минимуму и проведение периодических инструктажей возлагается на лиц инженерно-технического персонала, назначенных приказом руководителя предприятия с привлечением работников военизированной пожарной охраны метрополитена.
1.11. Для каждого предприятия, здания и сооружения с категориями помещений А и Е на основе настоящих Правил должны быть разработаны местные инструкции о мерах пожарной безопасности.
Инструкции разрабатываются инженерно-техническим персоналом подразделений и служб метрополитена, утверждаются руководителем предприятия (службы), изучаются рабочими, служащими и вывешиваются на видном месте. Инструкции должны согласовываться с пожарной охраной метрополитена.
1.12. На каждой станции должны быть: оперативный план пожаротушения, Инструкция о мерах пожарной безопасности, план эвакуации пассажиров, Инструкция о порядке действий работников и режимах работы шахт тоннельной вентиляции в случае задымления, загорания или пожара на метрополитене. Эти документы должны храниться в помещении дежурного по станции. Второй экземпляр оперативного плана пожаротушения должен храниться в кассе у старшего кассира и выдаваться по первому требованию руководителя тушения пожара.
1.13. Все работники метрополитена, других предприятий и учреждений, производящие работы в действующих сооружениях, обязаны знать и строго выполнять настоящие Правила, уметь возникновения пожара, а при обнаружении нарушений, создающих пожарную опасность, принимать необходимые меры к их устранению.
1.14. Для привлечения инженерно-технического персонала и рабочих к активному участию в проведении противопожарных мероприятий в соответствии с действующими положениями в службах и на объектах метрополитена создаются пожарно-технические комиссии.
1.15. Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, в зависимости от характера нарушений и их последствий несут ответственность в установленном законом порядке.
2. Общие требования пожарной безопасности
2.1. На объектах метрополитена запрещается:
а) разводить костры, сжигать производственные отходы и мусор;
б) курить в не оборудованных для этих целей местах;
Примечание. Курение разрешается только в специально отведенных местах, оборудованных негорючими пепельницами или урнами с водой и надписями "Место для курения";
в) загромождать проходы, коридоры, лестничные клетки и другие пути эвакуации людей, а также хранить в чердачных помещениях, холлах, вестибюлях, коридорах, в лестничных клетках какие-либо материалы и устраивать в них мастерские, склады, кладовые, служебные помещения и т.п.;
г) отогревать замерзшие водопроводные, канализационные и другие трубопроводы открытым огнем. Для этих целей следует применять пар, горячий песок, воду или ленточные электронагреватели (типа ЭНГЛ);
д) устраивать склады (кладовые) горючих материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в помещениях, через которые проходят транзитные электрокабели, незащищенные негорючими кожухами, или газопроводы;
е) устанавливать глухие металлические решетки в оконных проемах, кроме помещений складов, касс наземных подстанций и т.п., когда это необходимо для сохранения ценностей. В этих случаях решетки должны быть съемными или раздвижными, должны быть съемными или раздвижными,# должны быть открыты в течение рабочего времени;
ж) оставлять без присмотра включенные электроприборы (кроме стационарно установленных электроотопительных приборов), электросушильные шкафы, не оборудованные терморегуляторами и водонагревательные приборы (кроме кубовых).
з) применять для облицовки стен и потолков на путях эвакуации людей (в лестничных клетках, коридорах, холлах, вестибюлях, тамбурах и т.д.), а также для устройства и отделки подземных помещений и вестибюлей станции сгораемые и трудносгораемые материалы, а также материалы, выделяющие при нагревании токсичные продукты;
и) хранить горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, щелочи, кислоты и взрывчатые вещества в неустановленных местах.
к) складировать на перекрытиях кабин для дежурных по станциям в помещениях медпунктов, касс, киосков сгораемые материалы, инвентарь и оборудование;
л) оборудовать кладовые и раздевальные помещения подземных сооружений мягкой мебелью и сгораемыми шкафами, кроме помещений с постоянным нахождением людей;
м) размещать торговые киоски на платформах станций, в подземных переходах между станциями.
По согласованию с руководством метрополитена, органами государственного пожарного надзора и военизированной пожарной охраной разрешается размещать киоски для торговли и выполнения других услуг для пассажиров в наземных вестибюлях станций, на прилегающей к ним территории и в подземных переходах, являющихся одновременно входами и выходами в метрополитен.
Торговля цветами, печатной продукцией, сувенирами, в том числе с переносных складных столиков, в подземных переходах, в вестибюлях станций, в переходах между станциями должна проводиться по разрешению начальника метрополитена. При этом должно быть определено время и место торговли, количество и размер упаковки. Лица, осуществляющие торговлю, должны иметь визитные карточки на право торговли установленного образца. Допустимое количество торговых мест и их размещение по каждой станции определяется руководителем службы движения и согласовывается с органами государственного пожарного надзора и военизированной пожарной охраной метрополитена.
н) применять для промывки, протирки и обезжиривания различных деталей и конструкций легковоспламеняющиеся и горючие жидкости кроме тех случаев, когда применение таких веществ предусмотрено технологическим процессом, при условии соблюдения необходимых мер пожарной безопасности;
о) применять лакокрасочные материалы, эмали, растворители, моющие и обезжиривающие жидкости, не известные по своему химическому составу (степени пожарной опасности). Эти материалы могут быть использованы только после соответствующего анализа, определения их пожароопасных свойств и разработки мер по их безопасному использованию.
2.2. Места примыканий действующих тоннелей и станций к строящимся объектам до начала проведения работ должны ограждаться негорючими перегородками, исключающими проникновение через них продуктов горения. При организации работ в местах примыканий к действующим линиям должна устанавливаться телефонная связь с дежурным персоналом метрополитена.
2.3. Все объекты, сдаваемые Метростроем и другими строительными организациями в эксплуатацию, должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с установленными Нормами оснащенности первичными средствами пожаротушения подземных сооружений и подвижного состава метрополитенов.
2.4. Емкости для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, расположенные на территории электрифицированных путей и в зданиях метрополитена, должны предохраняться от искрообразования и электрической коррозии, возникающей в результате действий блуждающих токов.
2.5. Эксплуатационный контроль за состоянием защиты емкостей, сооружений и устройств метрополитена от коррозии, вызываемой блуждающими токами, и защиты от искрообразования и грозовых разрядов возлагается на службу, в ведении которой они находятся.
2.6. На платформах и в вестибюлях станций для сбора мусора должны быть установлены несгораемые урны, которые необходимо своевременно очищать.
2.7. В подземных помещениях метрополитена, должны быть педальные урны (ведра) для сбора мусора и производственных отходов.
Содержимое урн должно своевременно удаляться на поверхность земли в специально оборудованное место.
2.8. Места производства ремонтных работ по окончании рабочего времени необходимо тщательно убирать от горючего строительного мусора.
2.9. Весь накопившийся за смену горючий мусор, обтирочные материалы, использованные билеты и т.п. должны быть убраны из помещений станций в специально отведенное, безопасное в пожарном отношении место.
2.10. Удаляемый из тоннелей и цехов наземных предприятий горючий мусор и отходы горюче-смазочных материалов должны еженедельно вывозиться с территории предприятий.
2.11. Спецодежда должна храниться в предназначенных для этих целей бытовых помещениях в шкафах из негорючих материалов в помещениях с круглосуточным дежурством персонала допускается хранение спецодежды открытым способом на вешалках. Промасленную одежду разрешается хранить только в развешенном виде. В карманах спецодежды запрещается оставлять промасленные тряпки или обтирочные концы. Оставлять после работы спецодежду на верстаках, ящиках, у рабочих мест не допускается. Промасленную (загрязненную) одежду необходимо своевременно стирать, при этом администрацией предприятий, служб метрополитена должен быть установлен порядок замены промасленной одежды на чистую.
2.12. Чистые обтирочные материалы должны храниться отдельно от использованных и промасленных. Для хранения обтирочных материалов устанавливают металлические ящики с плотно закрывающимися крышками. Ежедневно по окончании работы промасленный обтирочный материал необходимо выносить из помещений в установленное место.
2.13. Ящики для сбора использованных обтирочных материалов должны быть с надписями "Промасленные обтирочные материалы". Разбрасывание промасленных концов по помещениям, трубопроводам, электрокабелям и т.п. запрещается.
2.14. Баллончики для газовых горелок (вместимость баллончиков не должна превышать 5 л) с горючими газами (бутаном, пропаном, ацетиленом) разрешается хранить в наземных сооружениях (не более одного комплекта из двух баллонов) в специально отведенных для этой цели местах, согласованных с пожарной охраной метрополитена, в металлических ящиках, закрывающихся на замок. Ящики должны иметь вентиляционные отверстия в верхней и нижней частях.
2.15. Огневые работы в подземных сооружениях метрополитена проводятся только в ночное время, после снятия напряжения, за исключением работ аварийного характера, выполненных по распоряжению руководителей служб.
Производство огневых работ в дневное время в служебно-технических помещениях, вентшахтах, водоотливных установках допускается при условии исключения возможности задымления вестибюля, станции, тоннеля и выставлении пожарного поста.
2.16. Все виды огневых работ (электросварка, работа паяльными лампами, газосварка, разогрев битума на площадках, механическая обработка с образованием раскаленных частиц и искр), за исключением выполняемых по технологическому процессу или в специально оборудованных местах и помещениях, проводятся только с письменного разрешения технического руководителя, после согласования с пожарной охраной метрополитена. Места установки газоэлектросварочного оборудования должны согласовываться с органами государственного пожарного надзора.
2.17. Проведение газосварочных и электросварочных работ в действующих тоннелях допускается только со специальных агрегатов, установленных на подвижных единицах метрополитена.
2.18. В местах проведения огневых ремонтных работ должны быть дополнительные средства пожаротушения (количество и виды средств пожаротушения определяются совместно с военизированной пожарной охраной метрополитена).
2.19. Завоз смазочных материалов в тоннель осуществляется на оборудованном для этих целей моторельсовом транспорте в ночное время после снятия напряжения в специальных раздаточных емкостях.
2.20. Подвижные единицы, приспособленные под перевозку смазочных материалов в тоннелей, оборудуются первичными средствами пожаротушения: двумя пенными и одним углекислотным или порошковым огнетушителями, огнезащитной тканью (кошмой) размером 2x1,5 м, ящиком с песком и лопатой.
2.21. Перевозка и раздача горюче-смазочных материалов должны осуществляться в присутствии ответственного за пожарную безопасность лица.
2.22. Горюче-смазочные материалы (ГСМ), легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (краски, лаки, масла, мастики и т.п.), необходимые для проведения регламентных работ, должны храниться в закрытых металлических ларях с плотно закрывающимися крышками и герметически закрытой небьющейся таре, кроме полиэтиленовой.
Лари и расходная тара должны быть промаркированы и иметь надпись "Огнеопасно". Запас этих веществ и материалов в помещениях и тоннелях должен согласовываться с военизированной пожарной охраной. Нормы их хранения должны быть вывешены на видных местах.
2.23. Автомобильный транспорт, предназначенный для перевозки смазочных материалов и тары, должен быть оборудован приспособлениями для их разгрузки, исключающими возникновение статического электричества, искр и пламени, и отвечать требованиям Инструкции по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
2.24. Запрещается:
а) перевозить и хранить смазочные материалы в неисправной, незакрывающейся, а также стеклянной и полиэтиленовой таре;
б) курить и работать с открытым огнем на спецплатформе и в местах раздачи смазочных материалов;
в) оставлять в тоннеле пустую тару из-под смазочных материалов (бидоны, бочки, канистры и др.);
г) сливать отработанные масла в дренажные лотки и канализационную сеть;
д) заправлять мотовозы в неустановленных местах и с нарушением технологии заправки;
е) использовать для открывания бочек (с легковоспламеняющимися жидкостями, а также из-под них) искрообразующий инструмент;
ж) оставлять неубранными места с пролитыми жидкостями.
2.25. Для сушки спецодежды в служебно-технических помещениях должны устанавливаться сушильные шкафы. Каждый шкаф оборудуется нагревательными элементами закрытого исполнения и соответствующей электрозащитой от токов короткого замыкания и тепловой защитой от перегрева. Отключающее устройство электросушильного шкафа должно быть закрыто кожухом и иметь приспособление для запирания на замок в выключенном состоянии. Ключ от замка находится у ответственного за сушку лица. Сушить спецодежду разрешается только в развешенном виде.
2.26. По окончании сушки шкаф отключается, проверяется состояние камеры сушильного шкафа и отключающее устройство закрывается на замок.
2.27. Чистка днища сушильных шкафов от горючих отходов и пыли осуществляется не реже одного раза в месяц.
2.28. В помещении, где установлен сушильный шкаф, должны быть вывешены: инструкция по соблюдению мер пожарной безопасности при его эксплуатации и табличка с указанием фамилии лица, ответственного за сушку одежды.
2.29. Отверстия, образующиеся в перекрытиях, стенах, перегородках при пересечении их коммуникациями, должны наглухо заделываться негорючими материалами.
2.30. Во избежание попадания влаги и грунтовых вод на контактный рельс, электросеть, электрооборудование в сооружениях метрополитена в местах протечек устанавливаются водозащитные зонты из негорючих материалов.
3. Содержание территорий, зданий и служебных помещений
3.1. Территория вокруг наземных станций, определяемая охранной зоной, киосков, приточно-вытяжных вентиляционных шахт, производственных предприятий, электродепо, складов, баз и т.п., а также помещения метрополитенов должны очищаться от сгораемых отложений, мусора и отходов. Помещения и сооружения должны использоваться только по прямому назначению, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "м" пункта 2.1.
3.2. Ко всем зданиям и сооружениям должен быть обеспечен свободный подъем пожарных автомобилей. Противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями не должны загромождаться и использоваться для складирования оборудования, материалов, стоянки автотранспорта и строительство временных зданий и сооружений.
3.3. Запрещается осуществлять перепланировку и изменять назначение помещений без предварительно разработанного проекта, утвержденного в установленном порядке.
3.4. Люки кабельных коллекторов в каждом торце станции должны содержаться в закрытом состоянии. Конструкция замков должна обеспечивать открывание люка со стороны коллектора вручную, а со стороны платформы - ключом. Ключи от замков хранятся на аварийной доске у ДСП.
3.5. Металлические лестницы к эвакуационным люкам кабельных коллекторов должны быть в исправном состоянии, а люки не должны ничем загромождаться.
3.6. Все двери эвакуационных выходов должны свободно открываться, а при наличии людей в помещениях не должны запираться.
3.7. Все эвакуационные выходы должны быть обозначены указателями и другими надписями в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76 "Цвета сигнальные и знаки безопасности".
3.8. Двери чердачных помещений должны быть обиты железом по асбестовому картону и постоянно содержаться закрытыми на замок. Ключи от них хранят в доступном для их получения в любое время суток месте. На дверях чердака указывается место хранения ключей. Слуховые окна застекляются и закрываются на запоры.
3.9. Деревянные конструкции чердаков зданий должны быть обработаны огнезащитным составом.
3.10. Установка кубовых колонок и водоподогревов в помещениях, где расположены электросборки, щитовые и другие устройства с электрооборудованием, допускается при условии установки защитных устройств от попадания воды на электрооборудование.
3.11. Кабельные каналы в помещениях блок-постов, кроссовых, дикторских и т.д. должны закрываться щитами, выполненными из негорючих материалов.
3.12. Все помещения станций должны иметь надписи или нумерацию согласно их принадлежности, обозначения по категорийности и классу пожарно- и взрывоопасности и закрываться на замок.
Резервные ключи от помещений (кроме помещений с электроустановками высокого напряжения) хранятся у ДСП. Кодовые замки на дверях подключаются к аварийной секции.
3.13. Для проверок противопожарного режима в помещениях станций и кабельных коллекторах на аварийной доске в кабинах ДСП должны находиться ключи, замаркированные в соответствии с нумерацией помещений. Проверка этих помещений осуществляется в присутствии ДСП или представителя службы.
3.14. Вместимость учебных классов и технических кабинетов, размещаемых в подземных сооружениях, не должна превышать 30 человек.
3.15. В кабинах ДСП на видном месте должны быть вывешены таблички с указанием фамилии ответственного за пожарную безопасность, номер телефона пожарной охраны, инструкция по пожарной безопасности, Инструкция о порядке действия работников и режимах работы шахт тоннельной вентиляции в случаях задымления или пожара, табель боевого расчета и план эвакуации пассажиров на случай пожара.
3.16. Все помещения депо, мастерских, складов, прочих объектов по окончании работы должны быть очищены от горючего мусора и отходов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, электроосвещение (кроме аварийного) в них должно быть отключено, двери помещений заперты на замок. Запасные ключи от помещений хранятся на аварийной доске у дежурного по объекту.
3.17. Леса, применяемые при проведении ремонтных работ, должны быть инвентарными, металлическими. Деревянные настилы и подмостки пропитываются огнезащитным составом.
4. Тоннели и тоннельное хозяйство
4.1. Складирование шпал, сгораемых коробов, щитов и других горючих материалов в действующих тоннелях и в полосе наземных участков пути не допускается, кроме запаса материалов, необходимых для выполнения цикла ремонтных работ в соответствии с технологическим процессом. Объем материалов, сроки и места их хранения должны быть согласованы с пожарной охраной метрополитена. Наземные участки пути должны быть очищены от сухой травы, веток и т.п.
4.2. Складирование покилометрового запаса шпал осуществляется на открытых линиях и площадках электродепо. Места складирования согласовываются с пожарной охраной метрополитена и обеспечиваются первичными средствами пожаротушения.
4.3. С мест работ, проводимых в ночное время в тоннелях и притоннельных сооружениях, горючий мусор, строительных отходы и инструмент должны быть убраны в безопасное место (до подачи напряжения в контактную сеть).
4.4. Уборка, сбор и вывоз горючих отходов и мусора из тоннелей и притоннельных сооружений возлагается на руководителей хозяйственных подразделений, за которыми закреплен данный объект и производителей работ, выполняющих в данном месте работы с образованием отходов и мусора. Централизованный вывоз мусора из действующих тоннелей возлагается на службу тоннельных сооружений.
4.5. Контейнеры для сбора производственных отходов, установленные в тоннельных сооружениях, должны быть постоянно закрыты.
4.6. Тара для хранения обтирочных и строительных материалов, а также для сбора горючего мусора должна быть замаркирована по принадлежности и укреплена на месте стоянки, оборудованном первичными средствами пожаротушения.
4.7. Хранение масла для гидравлических систем в камерах тоннельных металлоконструкций запрещается. Масло должно храниться в помещениях, отвечающих противопожарным требованиям и согласованных с пожарной охраной метрополитена.
4.8. Провода электропутевого инструмента (шпалоподбойки, дрели, шлифовалки и т.п.) должны быть исправными, не должны иметь скруток.
4.9. Шпалы, уложенные в путь, особенно в местах отстоя подвижного состава и на тормозных участках пути, должны своевременно очищаться от горючих отложений.
4.10. Пространство под электроприводами стрелочных переводов должно тщательно очищаться от горючих материалов, смазки и обтирочных материалов и постоянно содержаться в чистоте.
4.11. Наплывы битума, выделяемые из тела тоннеля, необходимо своевременно собирать и удалять на поверхность.
4.12. В действующих линейно-технических пунктах осмотра подвижного состава, расположенных в тупиках, переходные мостики, стрелки и смотровые канвы должны содержаться в чистоте.
4.13. Все переходные мостики в местах оборота поездов должны быть выполнены из негорючего материала.
4.14. В действующих тоннелях запрещается:
а) проводить работы с газогенераторами;
б) пропитывать креозотом шпалы, коротыши, клинья, подкладки и др., а также разогревать битум;
в) укладывать деревянные щиты и всевозможные уплотнения из горючих материалов между нитками ходовых рельсов и устраивать деревянные сходные мостики со станционных платформ кроме предусмотренных проектами;
г) устанавливать зажимы на неисправных участках водопроводов (установка хомутов разрешается для оперативного восстановления водопровода с последующим ремонтом поврежденного участка);
д) хранить горючие материалы за оборудованием устройств сигнализации и связи, путейскими шкафами, а также в сбойках и других помещениях, примыкающих к тоннелю.
Кроме небольших количеств в закрытых переносных тигельных устройствах объемом не более 3 кг, конструкция которых должна быть согласована с военизированной пожарной охраной метрополитена.
5. Эскалаторы и машинные залы
5.1. Входная дверь в машинный зал эскалаторов должна постоянно находиться на запоре.
5.2. В помещениях машинных залов, эскалаторов демонтажных камер, а также в наклонах, натяжных, под маршами и на площадках лестниц нельзя допускать скопления горючего мусора, складирования запчастей, смазочных и других материалов.
5.3. В каждом машинном зале эскалаторов должен быть вывешен табель оснащенности запасным оборудованием машинных залов, утвержденный Главным управлением метрополитенов.
5.4. Смазочные материалы для эскалаторов хранятся в изолированных несгораемых помещениях с обособленной вентиляцией в металлической, герметически закрываемой таре. Электровыключатель должен находиться вне помещения кладовой смазочных материалов. Освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении. На дверях кладовой должны быть предупреждающие и запрещающие надписи установленного образца. На видном месте вывешиваются допустимые нормы хранения смазочных материалов. Тара должна иметь надписи, указывающие ее емкость и вид смазочного материала. Емкости в кладовых должны быть приспособлены для розлива жидкости в расходную тару.
5.5. Обтирочные материалы должны храниться в металлических ларях. Нормы хранения обтирочных материалов согласовываются с пожарной охраной метрополитена.
5.6. Чистка бункеров и поддонов приводной и натяжной станций от горючих отходов и других отложений должна проводиться ежедневно.
5.7. Металлические конструкции под балюстрадами и движущимися частями эскалаторов необходимо очищать от горючих отложений.
5.8. Кабельные каналы в машинных залах должны быть закрыты негорючими плитами: и своевременно очищаться от горючего мусора и пыли. Хранение в них каких-либо предметов и материалов не допускается.
5.9. В машинных залах эскалаторов должны быть вывешены на видном месте инструкция по мерам пожарной безопасности и указатели: "Ответственный за пожарную безопасность________", "Место для курения", "О пожаре звонить по телефону N________".
5.10. При проведении работ в машинных залах эскалаторов работниками других организаций или служб ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности возлагается на руководителя работ, а контроль осуществляется мастером или машинистом эскалаторов.
5.11. Сливаемое отработанное масло из редукторов немедленно вывозится из машинных залов в места его утилизации и очистки. Слив допускается только после закрытия станции либо при аварии.
5.12. Перед проведением сварочных и других огневых работ ремонтные бригады должны очистить конструкции балюстрад от горючих отложений пыли.
5.13. Снятую горючую облицовку балюстрад и поручни необходимо немедленно вывозить на поверхность в специально отведенное место.
5.14. В машинных залах эскалаторов запрещается:
а) хранить в маслокладовой порожнюю тару, ящики с обтирочными материалами и другие посторонние предметы кроме расходной тары емкостью, соответствующей нормам хранения ГСМ;
б) хранить в машинных залах и на платформах станций резервные поручни (хранение допускается только в вестибюлях в несгораемых закрытых кожухах, исключающих попадание внутрь посторонних предметов);
в) проводить огневые работы на оборудование с маслонаполненной аппаратурой, а также вблизи сгораемых, свежеокрашенных или покрытых маслом конструкций и агрегатов;
г) перевозить на эскалаторах горючие (ГЖ) и легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), а также баллоны со сжатыми и сжиженными горючими газами во время работы метрополитена (перевозка допускается при отсутствии пассажиров на движущихся лентах эскалаторов и только в герметической таре).
6. Подстанции и электросети
6.1. Тяговые и понизительные подстанции, электросети и другое электротехническое оборудование должны отвечать требованиям ПУЭ, Строительных норм и правил (СНиП), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности.
6.2. Двери трансформаторных ячеек должны быть выполнены из негорючих или трудногорючих материалов, открываться в сторону выхода из помещения и быть постоянно закрытыми за замок.
6.3. Конструкция вентиляционных коробов, шахт и проемов должна исключать попадание через них влаги или конденсата на высоковольтное оборудование трансформаторных ячеек или распределительных устройств.
6.4. Проемы, соединяющие камеры трансформаторных ячеек, масляных выключателей и распределительных устройств с вентиляционными каналами приточно-вытяжной или аварийной вентиляции, должны быть закрыты жалюзи или сетками с размерами ячеек не более 2x2 мм.
6.5. Открытая прокладка транзитных кабелей, трубопроводов и вентиляционных коробов через помещения, где установлены трансформаторы, масляные выключатели и распределительные устройства, без дополнительной защиты их негорючими материалами не допускается.
6.6. Стены трансформаторных ячеек совмещенных тяговых подстанций (СТП), где установлены автоматические средства пожаротушения, для предохранения их от разрушения в случае срабатывания автоматических средств пожаротушения, должны снабжаться автоматическими клапанами избыточного давления.
6.7. В подземных помещениях СТП и понизительных подстанций запрещается:
а) приспосабливать свободные трансформаторные ячейки и помещения в распределительных устройствах переменного и постоянного тока, а также вентиляционные камеры и вентиляционные каналы под складские помещения;
б) разливать масла, хранить посторонние материалы, предметы, а также горючие отходы;
в) промывать корпуса при ремонте трансформаторов легковоспламеняющимися жидкостями.
6.8. Совместная прокладка кабельных линий с газопроводами и трубопроводами, содержащими легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, не допускается.
6.9. Кабельные коллекторы должны содержаться в чистоте, иметь исправное освещение, необходимые средства пожаротушения. В местах, не гарантированных от попадания грунтовых вод на кабели или электрооборудование, должны сооружаться водоотводящие зонты из негорючих материалов.
6.10. Над распределительными устройствами должны быть установлены водоотводящие зонты из негорючих материалов.
6.11. Покраску кабельных линий в тоннелях можно осуществлять только в ночное время по специальному разрешению технического руководителя и согласованию с пожарной охраной метрополитена.
6.12. Кабели джемперов в местах их пересечения с потоками силовых кабелей должны иметь дополнительную изоляцию из негорючих материалов. Кроме того, эти кабели должны быть изолированы от тела тоннеля и заземления металлических конструкций.
6.13. Для оперативного обесточивания электрокабелей в тоннелях и коллекторах в случае возникновения пожара должна быть разработана схема (инструкция), определяющая порядок обесточивания всех электрокабелей. Схема (инструкция) должна находиться у дежурного электродиспетчера и быть изучена в установленном порядке всем дежурным персоналом службы.
6.14. Монтаж иллюминационных установок на вестибюлях станций осуществляется согласно перечню, утвержденному руководством метрополитена и согласованному с энергонадзором.
6.15. Включение в работу иллюминационных установок производится после осмотра технической комиссией с участием представителя пожарной охраны метрополитена и составления соответствующего акта.
6.16. Монтаж, включение и эксплуатация иллюминационной установки осуществляется ответственными лицами, назначаемыми приказами начальников объектов.
6.17. У всех групповых отключающих устройств и предохранителей осветительной сети должны быть надписи с наименованием присоединения и максимально допустимого значения тока вставки расцепителя и плавкой вставки. Применение некалиброванных и завышенных по току плавких вставок во всех видах предохранителей запрещается.
6.18. Неисправности в электросетях, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, нагревание проводов и др., немедленно устраняют. До устранения неисправности электросеть должна быть отключена.
6.19. При монтаже и эксплуатации электросетей и установок запрещается:
а) совместная прокладка взаиморезервируемых цепей, а также рабочего и аварийного освещения в одной трубе, коробе или лотке;
б) применять холодную пайку (скрутку электропроводов) и оставлять неизолированными участки электросетей;
в) монтировать люминесцентные лампы и арматуру на сгораемых основаниях;
г) складировать различные материалы и предметы в щитовых, электросборках, релейных, кроссовых, путейских ящиках, форкамерах, кабельных коллекторах, свободных трансформаторных ячейках кроме аварийно-технологического запаса, хранящегося в негорючей упаковке;
д) применять временные силовые и осветительные электропроводки кроме электропроводок, питающих места производства строительных и временных ремонтно-монтажных работ;
е) использовать электропровода, кабели, выключатели, штепсельные розетки и т.п. для подвешивания одежды, плакатов и других предметов;
ж) пользоваться неисправными электросетями, выключателями, розетками, штепсельными вилками, рубильниками, предохранителями и т.п.;
з) использовать электронагревательные приборы для бытовых нужд без специального разрешения пожарной охраны метрополитена;
и) устанавливать розетки в складах, кладовках и раздевалках;
к) хранить горючие материалы и предметы в непосредственной близости к электроприборам, светильникам, электрокабелям, под электрощитами и т.п.;
л) оставлять недемонтированными старые бездействующие электросети.
6.20. Электронагревательные приборы, необходимые по условиям производства, должны быть защищены от соприкосновения с горючими материалами и установлены на несгораемой поверхности (подставке).
6.21. Сварка свинцовых пластин аккумуляторных батарей с помощью горючих газов должна выполняться в строгом соответствии с действующими правилами при наличии письменного разрешения технического руководителя и согласовании с пожарной охраной метрополитена.
6.22. Устройства, предотвращающие распространение огня в кабельных коллекторах, и средства автоматической противопожарной защиты их необходимо содержать в исправном состоянии.
6.23. Аварийное освещение должно постоянно находиться в работоспособном состоянии.
7. Инженерно-технические устройства
7.1. На случай пожара или задымления станций и тоннелей метрополитена должна быть составлена конкретная инструкция по режиму работы шахт тоннельной вентиляции, разработанная на основе отраслевой Инструкции о порядке действий работников и режимах работы шахт тоннельной вентиляции в случае задымления, загорания или пожара на метрополитенах и дополняющих ее методических документов. Дежурный персонал дистанций и диспетчеры электромеханической службы должны знать данную Инструкцию и иметь навыки практических действий по переключению шахт.
7.2. Очистка вентиляционных систем (воздуховодов, камер, фильтров и др.) должна проводиться в установленные сроки, но не реже двух раз в год. Отметки об очистке вентиляционной системы делаются в специальном журнале.
7.3. Двери вентиляционных камер и наземных вентиляционных киосков (в том числе на перегонах) должны быть постоянно закрыты на замок. Запасные ключи от них хранятся на аварийной доске у ДСП.
7.4. Устройство кладовых и хранение горючих материалов в помещениях вентиляционных установок, в стволах вентиляционных шахт, вентиляционных каналах, а также в помещениях воздушно-тепловой завесы, теплоцентров и водомеров запрещается.
7.5. Применение горючих материалов для устройства воздуховодов, фильтров и шумоглушителей в вентиляционных системах не допускается.
7.6. Металлические стационарные лестницы стволов вентиляционных шахт должны содержаться в исправном состоянии.
7.7. Размещение сгораемых строений, автостоянок, гаражей, складирование горючих материалов и мусора, а также разведение костров, проведение работ с большим выделением дыма или горючих газов ближе 25 м от вентиляционных киосков метрополитена запрещается.
7.8. Очистка вытяжных воздуховодов от горючих отложений, образовавшихся в результате эксплуатации электроплит в буфетах, комнатах приема пищи, проводится не реже одного раза в два месяца, о чем отмечается в специальном журнале или в соответствующем акте.
7.9. Накапливающуюся горючую пыль на приборах отопления периодически удаляют и не менее одного раза в год убирают со снятием сеток и декоративных решеток.
7.10. Электрические печи для отопления служебно-технических и бытовых помещений следует применять заводского изготовления с закрытыми нагревательными элементами и устанавливать на негорючих стенах (перегородках) или полах. Печи должны быть закреплены.
7.11. Питание электроотопительных приборов должно осуществляться самостоятельным кабелем через трех или двухполюсные штепсельные розетки, заземляющие контакты которых должны присоединяться к шинам заземления в тоннеле или на станции.
7.12. При эксплуатации отопительных электропечей запрещается:
а) переноска печей из одного помещения в другое;
б) подключение печи к розеткам или рубильникам, не предназначенным для этих целей;
в) сушка на них спецодежды, пиломатериалов, ветоши и т.п.;
г) установка электропечей в столярных и балюстрадных мастерских, кладовых и малярных, а также в местах хранения и применения ЛВЖ и ГЖ;
д) использование печей мощностью, превышающей допустимую нагрузку на питающие электропровода.
8. Электродепо и мотодепо
8.1. Проезды на территории электродепо должны содержаться в исправном состоянии и быть свободными от посторонних предметов, в ночное время освещаться. Оставлять подвижной состав и другие транспортные средства на пожарных проездах запрещается.
8.2. Электро- и мотодепо должны быть обеспечены телефонной связью с отделом военизированной пожарной охраны (пожарной командой).
8.3. Продувочная канава, главный вентиляционный короб продувочной камеры, нижняя зона, скруберная должны очищаться от горючих отходов и пыли и промываться водой по графику, но не реже одного раза в 6 мес.
8.4. Вентиляционные короба в камерах продувки и промывки аппаратов вагонного оборудования должны не реже двух раз в год очищаться от накопившихся в них горючих отложений.
8.5. Конструкция масляных ванн для подогрева механического оборудования и ванн прожировки манжет пневматического и электрического оборудования вагонов должна исключать возможность перегрева и выброса масла.
8.6. Устройство кладовых и хранение каких бы то ни было сгораемых материалов в смотровых канавах не допускается.
8.7. Ванны, предназначенные для антикоррозийного покрытия и смазывания рессор подвижного состава, должны плотно закрываться крышками и оборудоваться сливными пробковыми кранами.
8.8. Проводка низкого напряжения в смотровых и отстойных канавах должна быть изолирована от рельсового бруса и шпал. При присоединении к ней переносных ламп должен создаваться надежный контакт, исключающий местный нагрев, искрение и короткое замыкание проводов.
8.9. При централизованной подаче горюче-смазочных материалов (ГСМ) насосная должна отделяться от основных емкостей несгораемой перегородкой с пределом огнестойкости не менее 1 ч, а дверной проем защищаться противопожарной дверью.
8.10. Помещения маслораздаточной должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.
8.11. Грунт, пропитанный ГСМ, на территории их хранения и раздачи необходимо периодически срезать и удалять. Снятый грунт заменяется свежим.
8.12. Окраску подвижного состава непосредственно в цехе подъемочного ремонта можно выполнить только местную (кистью) с разработкой необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасное проведение окрасочных работ, с учетом того, что среда в радиусе 5 м от места окраски является взрыво- и пожароопасной. Количество лакокрасочных материалов, хранящихся в цехе, не должно превышать сменной потребности.
8.13. Смотровые канавы и полы в местах отстоя подвижного состава должны регулярно очищаться от горючего мусора, разлитых горючих и смазочных материалов. Пролитые ГСМ необходимо убирать с помощью песка.
8.14. В каждом депо должен быть составлен план эвакуации подвижного состава на случай пожара, который не реже одного раза в год изучает обслуживающий персонал с практической отработкой.
8.15. Ремонт мотовозов, дрезин и другой техники должен производиться на специально отведенных и оборудованных для этого местах.
8.16. Отработанную смазку следует хранить в металлических бочках в специальных помещениях или кладовых ГСМ.
8.17. Производить заправку мототранспорта в помещениях стоянки, обслуживания и ремонта, а также ставить его в депо при наличии течи или просачивания бензина из бака без предварительного слива бензина запрещается.
8.18. Использовать списанные вагоны под производственные нужды, как правило, не допускается. В исключительных случаях с разрешения начальника метрополитена допускается использование исключенных из инвентарного парка вагонов под производственно-бытовые нужды, с оборудованием их средствами пожаротушения и выполнением других условий, обеспечивающих пожарную безопасность, места установки согласовываются с государственным пожарным надзором.
8.19. В электро- и мотодепо запрещается:
а) ремонтировать спецплатформы при наличии на них баллонов со сжатыми, сжиженными газами, газогенераторными аппаратами или емкостями с ЛВЖ и ГЖ;
б) ремонтировать мототранспорт с баками, наполненными бензином, и картерами, заполненными маслом кроме регулировки двигателя, и согласованных с военизированной пожарной охраной метрополитена;
в) сушить свежеокрашенные вагоны электронагревательными приборами открытого типа;
г) ставить в депо цистерны, мотовозы и автомашины, груженые ЛВЖ и ГЖ;
д) использовать ходовые рельсы и металлические конструкции в качестве второго провода при электросварочных работах.
Огневые и огнеопасные работы при ремонте подвижного состава разрешаются только в местах, установленных приказом начальника электродепо.
9. Электроподвижной состав метрополитена
9.1. Ответственность за пожарную безопасность электропоезда, находящегося на линии, возлагается на машиниста поезда. Ответственность за обеспечение выхода на линию технически исправного и укомплектованного средствами пожаротушения электропоезда возлагается на мастера комплексной бригады.
9.2. При техническом осмотре поезда перед выходом его на линию следует проверить исправность электрооборудования, отопления, чистоту, наличие и исправность первичных средств пожаротушения и двусторонней связи "пассажир - машинист". Выявленные нарушения необходимо немедленно устранить. До устранения нарушений выход поезда на линию запрещается.
9.3. Брезентовые чехлы, предназначенные для защиты от механических повреждений выводных концов тяговых двигателей, должны быть пропитаны огнезащитным составом.
9.4. Кабины машинистов электропоездов должны быть оборудованы пепельницами из негорючих материалов. Пепельницы должны быть закреплены и закрыты крышками.
9.5. Электропечи, устанавливаемые в кабинах машинистов, должны быть хорошо укреплены и иметь самостоятельную электрозащиту. На печах и вблизи них не допускается размещение горючих материалов.
9.6. Электрическое оборудование подвижного состава должно иметь надежную защиту установленного образца, все виды предохранительных устройств должны быть замаркированы с указанием на них номинального тока.
9.7. Электроподвижной состав во время ночных отстоев в депо, на станциях и в тоннелях не должен использоваться для отдыха рабочих.
9.8. При применении наждачных тормозных колодок в период обкатки вагонов или шлифовки бандажей ремонтные бригады должны тщательно очищать подвагонное оборудование от горючих отложений.
9.9. В зимнее время в вагонах, работающих на открытых участках линий метрополитена, не разрешается закрывать вентиляционные короба горючими материалами.
9.10. Установка электропечей под сиденьями вагонов, эксплуатируемых на открытых линиях метрополитена, должна проводиться в соответствии с проектом, утвержденным в установленном порядке.
9.11. Переносные электролампы, применяемые для осмотра подвижного состава, должны иметь напряжение не выше 42 В. Лампы должны быть защищены от механических повреждений.
9.12. Локомотивной бригаде запрещается:
а) выбрасывать на перегонах и станциях окурки, спички и горючий мусор;
б) открывать защитные кожухи у электропечей;
в) выезжать на линию без исправных первичных средств пожаротушения, требуемых по нормам;
г) перевозить в пассажирских вагонах ЛВЖ и ГЖ, взрывчатые, едкие и ядовитые вещества, а также баллоны со сжатыми и сжиженными горючими газами.
9.13. Огнетушители в кабине и салоне вагона должны располагаться в его торце и закрепляться в подвешенном состоянии специальными креплениями. Допускается размещение огнетушителей под пассажирскими сиденьями в специально оборудованных местах, а место установки обозначается соответствующим указательным знаком.
9.14. Вагоны должны быть оборудованы исправным устройством связи "пассажир-машинист".
9.15. Не допускать выход на линию вагонов, с оборудования которых происходит утечка (падение) смазки на путь.
10. Средства связи, сигнализации и пожаротушения
10.1. Все виды связи и средства оповещения (в том числе мегафоны), которые могут быть использованы для оповещения о пожаре и информации о нем работников метрополитена и пассажиров, а также сигнализации, пожаротушения и противопожарной защиты в зданиях, сооружениях и подвижном составе должны постоянно находиться в исправном состоянии и периодически (в соответствии с нормативными документами) проверяться с составлением соответствующих актов. Возможность их использования должна быть обеспечена в любое время суток.
10.2. У всех средств связи вывешиваются таблички о порядке сигналов и вызова пожарной охраны. Звуковой сигнал о срабатывании приемных аппаратов пожарной сигнализации, установленных в кабине ДСП, должен дублироваться на платформе станции. На неисправных приборах пожарной сигнализации и телефонных аппаратах должны быть вывешены таблички "Не работает". На каждой станции и в кабине ДСП должен быть исправный мегафон.
10.3. Все объекты метрополитена и подвижной состав должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения согласно установленным нормам. Для хранения огнетушителей на станциях должны быть оборудованы специальные ящики размером 0,9 х 0,9 х 0,3 м. Огнетушители большой вместимости (ОП-100, ОП-50 и т.п.) должны храниться в специальных ящиках, обеспечивающих свободный доступ к ним. На дверцах ящиков и ниш должны быть указатели установленного образца.
10.4. Использование пожарного инструмента и оборудования для хозяйственных, производственных и прочих целей, не связанных с пожаротушением или ликвидацией аварий, категорически запрещается.
10.5. Пожарные рукава должны иметь длину не менее 20 м (в каждом торце станции по обоим путям, в каждом конце коридора между станциями, а также в начале, середине и конце каждого тупика - не менее 40 м, либо два рукава по 20 м) и быть подсоединены к пожарным кранам и стволам. Шкафчики пожарных кранов должны быть закрыты и опломбированы. Дверцы шкафчиков должны легко открываться, иметь отверстия для проветривания и указатели "ПК N _______", "О пожаре звонить_____" (номер телефона городской и ведомственной пожарной охраны). Пожарные краны в оборотных съездах и местах отстоя подвижного состава должны иметь световые указатели. Крышки люков пожарных кранов должны быть обозначены соответствующими символами и надписями.
10.6. О всех ремонтных работах, связанных с отключением систем пожаротушения и извещения о пожаре, должны ставиться в известность пожарная охрана метрополитена, руководитель объекта, ДСП, дежурные диспетчеры и поездной диспетчер.
10.7. Если городской водопровод не обеспечивает подачу расчетного количества воды и необходимого напора у пожарных кранов внутреннего пожарного водопровода, следует устанавливать насосы-повысители, которые включаются дистанционно от кнопок, установленных у пожарных кранов. Отключение водопроводных сетей станций от тоннельных участков перекрытием задвижек в торцах станций, как правило, не допускается. Разрешается временное переключение задвижек в аварийных ситуациях.
10.8. Внутренние пожарные краны и насосы-повысители должны проверяться пуском воды работниками электромеханической службы с участием представителем пожарной охраны метрополитена в соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта, но не реже одного раза в 6 месяцев. Результаты проверки оформляются актом или отметкой в специальном журнале.
10.9. Внутренний пожарный водопровод должен испытываться работниками электромеханической службы на водоотдачу при вводе его в эксплуатацию, в том числе после ремонта, а затем не реже одного раза в пять лет согласно методике испытаний на водоотдачу внутренней водопроводной сети объектов метрополитенов.
10.10. В помещениях насосных станций с насосами-повысителями должны быть вывешены схемы внутреннего водопровода и инструкции о порядке пуска пожарных насосов. Пожарные насосы окрашивают в красный цвет.
10.11. Электроприводы на задвижках обводной линии водомерного узла и водопроводном вводе на станцию, а также на задвижках у торцов станции должны быть исправными и готовыми при необходимости к включению. На задвижке обводной линии водомерного узла вывешивают табличку с надписью "Открыть при пожаре". Дежурный персонал объектов и станций обязан знать месторасположение задвижек обводных линий и обеспечивать при пожаре их своевременное открытие.
10.12. Трубопроводы пожарно-хозяйственного водопровода, проходящие в зоне вентиляционных шахт и других участков с минусовой температурой в зимнее время, должны утепляться и обеспечивать бесперебойную подачу воды в случае пожара в любое время года.
При невозможности утепления пожарно-хозяйственный водопровод должен прокладываться сухотрубами с установкой в конце линий электрозадвижек.
10.13. Объекты метрополитена оборудуются системами автоматической пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения в соответствии с Ведомственными нормами технологического проектирования МПС.
10.14. На метрополитене должно быть обеспечено техническое обслуживание средств, пожарной автоматики.
10.15. Ответственность за поддержание в исправном состоянии средств пожарной сигнализации и ее надежную эксплуатацию возлагается на службу сигнализации и связи, а средств пожаротушения - на лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов.
10.16. Для постоянного контроля за системами пожарной автоматики на объектах приказом должны быть назначены лица из числа инженерно-технического персонала.
10.17. В помещениях, оборудованных системами пожаротушения, должны быть инструкции о порядке приведения их в действие.
10.18. У пожарных гидрантов и водоемов должны быть установлены световые указатели. Подступы к водоисточникам не должны загромождаться.
10.19. Пожарные гидранты и водозаборы водоемов на зимний период должны утепляться, а крышки колодцев систематически очищаться от снега и льда.
10.20. Огнетушители следует проверять в установленные сроки в соответствии со стандартами.
10.21. Для зарядки, ремонта и гидравлического испытания химических, углекислотных и порошковых огнетушителей, а также навязки, ремонта и гидравлического испытания пожарных рукавов на метрополитене должны быть мастерские, оснащенные соответствующим оборудованием.
10.22. На зимнее время (при температуре ниже +15°С) пенные огнетушители, находящиеся на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, необходимо убирать в утепленные будки или другие помещения. Местонахождение огнетушителей обозначается указательными знаками по ГОСТ 12.4.026-76, которые развешиваются на видных местах на высоте 2 - 2,5 м.
10.23. О закрытии отдельных участков дорог или проездов, препятствующих свободному подъезду пожарных автомобилей к объектам метрополитена, а также неисправности пожарных гидрантов или водоемов необходимо сообщить в военизированную пожарную охрану метрополитена.
11. Порядок совместных действий работников метрополитенов и пожарной охраны при ликвидации пожаров
11.1. На каждой станции должна быть инструкция, определяющая обязанности каждого работника в случае пожара, а также должен быть установлен порядок оповещения людей при возникновении пожара.
11.2. При возникновении пожара действия администрации и пожарной охраны метрополитена в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасной эвакуации людей.
11.3. Каждый работник метрополитена, обнаруживший пожар, в т.ч.
малозначительный, обязан:
а) немедленно сообщить об этом в пожарную охрану города по телефону "01";
б) сообщить о пожаре в пожарную охрану метрополитена (при пожаре в подземном сооружении метрополитена также поездному диспетчеру);
в) принять меры к оповещению и эвакуации людей и имущества, одновременно приступив к тушению очага пожара имеющимися на объекте средствами пожаротушения (огнетушитель, внутренний пожарный кран, стационарная установка пожаротушения и т.п.);
г) организовать встречу вызванных пожарных подразделений и проводить пожарных к месту пожара.
11.4. При возникновении пожара в поезде, тоннеле или на станции локомотивная бригада (машинист) должна руководствоваться в своих действиях инструкцией, определяющей действия бригады в особых условиях.
11.5. Порядок взаимодействия органов пожарной охраны МВД СССР с администрацией метрополитенов, а также с подразделениями военизированной охраны МПС СССР в вопросах надзора за противопожарным состоянием объектов метрополитенов и организации тушения пожаров на них регламентируется Инструкцией о порядке осуществления государственного пожарного надзора на объектах Министерства путей сообщения и взаимодействия пожарной охраны МВД и МПС при тушении пожаров (в части организации государственного пожарного надзора) и Инструкцией о порядке взаимодействия органов пожарной охраны МВД и МПС по организации пожарного надзора и тушению пожаров на объектах метрополитена (в части организации тушения пожаров). Настоящие правила зарегистрированы в Главном управлении пожарной охраны МВД СССР под N ППБО 147-88.
Правила пожарной безопасности на метрополитенах, утвержденные МПС СССР 14.02.78 N ЦМетро-ЦУО-3510, считаются утратившими силу.
Первый заменитель |
Г.М. Фадеев |
Согласовано:
ГУПО МВД СССР 21.12.87
N 7/1/2925
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила пожарной безопасности на метрополитенах ППБО-147-88 (утв. МПС СССР 14 апреля 1988 г. N ЦУО/4583)
Текст правил приводится по изданию "Технорматив" 2013