Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение К
(рекомендуемое)
Общие требования к компьютерным программам, используемым при дистанционном обучении по охране труда
1 Компьютерные программы по охране труда, используемые при дистанционном обучении, подразделяются на:
- обучающие;
- тестирующие;
- экзаменующие.
2 Компьютерные программы по охране труда должны обеспечивать:
- надежное функционирование;
- удобство запуска (входа в программу);
- возможность остановки в любом месте, продолжения с любого места, перехода к любому разделу программы;
- высокое качество мультимедии (графики, звука, видео),
- наличие пояснений для самостоятельной работы с программой;
- возможность раздельного использования текстового и дикторского сопровождения;
- удобный интерфейс, обеспечивающий зрительный комфорт обучаемого;
- возможность осуществлять распечатку отдельных разделов или фрагментов текста, а также схем, диаграмм, рисунков и т.п.;
- возможность самотестирования по каждому разделу программы.
3 Независимо от назначения программы можно использовать отображение информации в виде текста, графики, изображения, анимация, звука и цвета.
Текст должен быть коротким, конкретным, простым и использовать одинаковую терминологию.
Для показа взаимосвязи внутри изучаемого материала следует использовать схемы и диаграммы;
Для выбора или уточнения изучаемых сведений необходимо использовать ссылки на нормативные документы по охране труда, электронные библиотеки, источники информации в сети Интернет, а также применять гиперссылки.
4 Обучающая программа должна состоять из собственно обучающей части и тестирующей. Тестирующая часть может быть выделена в самостоятельную программу, но при этом логически увязана с обучающей программой.
Обучающая программа состоит из курса лекций, практических заданий и должна:
- ориентировать обучающихся на использование знаний в их практической деятельности;
- максимально учитывать специфику профессии и должность обучающихся.
5 Обучающая программа должна содержать:
- постановку задачи, изложение существа проблемы;
- иллюстрации основных задач и пояснения значимости их решения;
- графические иллюстрации, мультипликации, клипы, аудиофрагменты по различным темам и разделам курса;
Каждая тема должна сопровождаться примерами и контрольными вопросами, ссылками на нормативные документы.
6 Структура обучающей программы по охране труда должна включать:
- титульный экран;
- обучающую часть;
- тесты для самоконтроля знаний.
На титульном экране должны размещаться следующие сведения: информация об авторах и других физических и юридических лицах, участвовавших в создании электронного издания; заглавие электронного издания; выходные данные; знак охраны авторского права и иные сведения.
В обучающую часть должна входить структурированная последовательность учебного материала, как правило, в виде аудиовизуальных лекций. Допускается включение "виртуальной лаборатории", "виртуального полигона", позволяющих средствами мультимедиа имитировать операции с "реальными" объектами и на "реальных" объектах.
7 Тестирующие и экзаменующие программы должны содержать специально разработанную базу вопросов, оценивать уровень знаний и протоколировать результаты тестирования и проверки знания требований охраны труда.
8 Тестирующая программа должна предусматривать три категории компьютерных тестов на "знания", "умения" и "навыки".
В категории тестов на "знания" следует использовать следующие типы заданий:
- вопросы альтернативные (требуют ответа "да - нет");
- вопросы с выбором ответа из предложенного набора вариантов;
- вопросы информативные на знание фактов (где, когда, сколько);
- вопросы на знание фактов, имеющих формализованную структуру (в виде информационной модели или схемы знаний);
- вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;
- вопросы, ответы на которые можно распознавать каким-либо методом однозначно.
В категории тестов на "навыки" (распознание деятельности по конечному результату) следует использовать задания на выбор правильного алгоритма действия или принятия решения;
Тестирующая программа должна предоставлять возможность обучающемуся осуществить самоконтроль знаний с указанием на допущенные ошибки.
В тестирующей программе должна быть предусмотрена возможность обучающемуся получить краткий ответ на поставленный вопрос, а при необходимости - получить исчерпывающую информацию по изучаемому вопросу.
В тестирующей программе могут использоваться различные виды тестовых заданий. Набор тестовых заданий должен полностью соответствовать изучаемому материалу.
9 Экзаменующая программа должна:
- давать объективную оценку соответствия уровня знаний обучающегося;
- иметь перечень всех экзаменационных вопросов;
- иметь возможность использования в режиме предварительного тестирования (самоконтроля) и режиме "экзамен";
- в режиме "экзамен" формировать протокол сдачи и приема экзамена;
- иметь возможность формировать билет по случайному выбору или решению преподавателя;
- иметь возможность формировать билет с различным числом вопросов, обеспечивая равный уровень сложности всех билетов.
10 В справочной части программы необходимо наличие интуитивно понятной системы навигации, глоссария и системы поиска по глоссарию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.