Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
(обязательное)
Дефектация канатов
1. Настоящее приложение распространяется на канаты, установленные на перегрузочных машинах, сменных грузозахватных органах, съемных грузозахватных приспособлениях и средствах укрупнения грузовых мест.
Приложение составлено в соответствии с требованиями правил Госгортехнадзора России и правил Российского Речного Регистра.
2. Дефектация (браковка) канатов перегрузочных машин, находящихся в эксплуатации, должна производиться согласно инструкции по эксплуатации машин, составленной с учетом требований ИСО 4309.
При отсутствии в инструкции по эксплуатации соответствующего раздела, дефектацию канатов перегрузочных машин и устройств, указанных в п. 1, следует проводить согласно настоящему приложению.
3. Браковка стальных канатов
3.1. Браковку канатов, работающих со стальными и чугунными блоками или без блоков, установленных на береговых перегрузочных машинах и устройствах (п. 1) следует проводить по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1.
Таблица 1
Число обрывов проволок, при которых канаты, работающие со стальными и чугунными блоками или без блоков, отбраковываются
Конструкции канатов, рекомендуемых к применению на перегрузочных машинах и устройствах речных портов |
Группа классификации (режима) механизма* |
|||||||
М1, М2, М3 и М4 |
М5, М6, М7 и М8 |
|||||||
крестовая свивка |
односторонняя свивка |
крестовая свивка |
односторонняя свивка |
|||||
на участке длиной | ||||||||
6d |
30d |
6d |
30d |
6d |
30d |
6d |
30d |
|
6х19(1+6+6/6)+1 о.с. |
6 |
11 |
3 |
6 |
11 |
22 |
6 |
11 |
6х36(1+7+7/7+14)+1 о.с. |
8 |
18 |
4 |
9 |
18 |
38 |
9 |
18 |
6x36(1+7/7+14)+7+7(1+6) |
10 |
19 |
5 |
10 |
19 |
38 |
10 |
19 |
______________________________
* Порядок определения группы классификации (режима) механизма приводится в Приложении 11 правил Госгортехнадзора России.
Примечание:
1. Браковку канатов конструкций, не указанных в табл. 1 следует проводить в соответствии с правилами Госгортехнадзора России.
2. d - диаметр каната, мм.
3.2. Канаты, установленные на плавучих перегрузочных машинах, бракуются при числе обрывов проволок:
канаты крестовой свивки - 10% проволок на длине, равной 8d;
канаты односторонней свивки - 5% проволок на длине, равной 10d.
3.3. Нормы браковки канатов по числу оборванных проволок в пунктах 3.1 и 3.2 указаны для случаев, когда поверхностный износ или коррозия проволок менее 10% первоначального диаметра. При поверхностном износе или коррозии проволок 10% и более число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с табл. 2.
Таблица 2
Коэффициенты уменьшения нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии проволок
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % |
Коэффициент уменьшения нормы браковки, указанной в табл. 1 |
от 10 до 15 |
0,85 |
от 15 до 20 |
0,75 |
от 20 до 25 |
0,70 |
от 25 до 30 |
0,60 |
от 30 до 40 |
0,50 |
3.4. При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более канат бракуется даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.
3.5. Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные или ядовитые грузы, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
3.6. Браковку канатов полностью или частично работающих с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой, для которых характерно появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности, следует проводить с учетом потери внутреннего сечения.
3.7. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванных обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей, канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации с помощью дефектоскопии потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется.
3.8. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятая, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
3.9. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.
3.10. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали. При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенства шагов спирали волнистости и свивки каната канат бракуется при , где - диаметр спирали волнистости, - номинальный диаметр каната.
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при .
Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать .
3.11. Канаты не должны допускаться к дальнейшей эксплуатации при обнаружении: корзинообразной деформации, выдавливания сердечника, выдавливания или расслоения прядей, местного увеличения диаметра каната, местного уменьшения диаметра каната, раздавленных участков, перекручивания, заломов, перегибов, повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
3.12. Характеристика и иллюстрация повреждений (дефектов) канатов, указанных в настоящем приложении, имеются в правилах Госгортехнадзора России.
3.13. Если груз подвешен на нескольких канатах (или в механизме, устройстве используется несколько канатов), то каждый канат бракуется в отдельности. При этом допускается замена одного, более изношенного каната.
4. Растительные и синтетические канаты, используемые в составе съемных грузозахватных приспособлений и средств укрупнения грузовых мест, не допускаются к дальнейшей работе и должны быть заменены при обнаружении следующих дефектов и повреждений: разрывы, разрезы, распускание или смещение каболок или прядей, матовая поверхность каната, запах плесени, гари или шлака, легкий треск при сгибании каната.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.