Типовая инструкция по охране труда
для почтальонов при доставке почтовых отправлений и периодической печати
ТОИ Р-45-046-97
(утв. Государственным комитетом РФ по связи и информатизации 25 декабря 1997 г.)
См. справку о типовых инструкциях по безопасности условий труда
1. Общие требования безопасности
1.1. Настоящая инструкция устанавливает безопасные методы и приемы работы, а также технические и организационные мероприятия обеспечивающие безопасность труда почтальонов при доставке почтовых отравлений и периодической печати.
1.2. При доставке почтальоном почтовых отправлении и периодической печати возможно наличие следующих опасных и вредных производственных факторов:
1.2.1. движущиеся транспортные средства;
1.2.2. неудовлетворительное состояние дорог, тротуаров, проходов;
1.2.3. неблагоприятные климатические условия;
1.2.4. скольжение дорожного покрытия;
1.2.5. недостаточная освещенность улиц, подъездов домов;
1.2.6. преступные нападения с целью завладения материальными ценностями;
1.2.7. нападение животных.
1.3. К работе по доставке почтовых отправлений и периодической печати допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, обучение по охране труда, проверку знаний по охране труда, производственных инструкций и Правил дорожного движения.
1.4. При доставке почтовых отправлений и периодической печати почтальон обязан правильно применять выдаваемые ему индивидуальные средства защиты:
- плащ непромокаемый с капюшоном (дежурный);
мужчинам:
- ботинки кожаные или полуботинки;
женщинам:
- полуботинки или туфли;
при выполнении работы в сельских местностях, рабочих поселках и пригородах:
- сапоги кирзовые или резиновые (вместо ботинок);
зимой дополнительно по поясам:
- куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;
- полушубок;
- валенки;
женщинам:
- сапожки зимние.
1.5. Почтальон должен иметь практические навыки оказания первой доврачебной помощи пострадавшим и самопомощи при несчастных случаях. О несчастном случае он обязан немедленно сообщить непосредственному руководителю.
1.6. Почтальон обязан соблюдать инструкцию по охране труда.
За нарушение требований инструкций и иных нормативных актов по охране труда почтальон привлекается к дисциплинарной ответственности, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ и республик в составе РФ.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Надеть форму, спецодежду, спецобувь, привести ее в порядок, застегнуть пуговицы, завязать завязки и шнурки.
2.2. Проверить наличие и исправность сумки переносной или сумки-тележки, карманного фонарика, свистка, противоскользящих средств (при гололеде) и прибора для отпугивания собак ПОС-1М.
Масса сумки с корреспонденцией и печатью для почтальонов не должна превышать 7 кг в одну доставку, а масса вложения сумки-тележки - 30 кг.
2.3. Осмотреть и проверить исправность транспортных средств (мопеды, велосипеды и др.), в случае использования их почтальоном для доставки почты. Мопеды и велосипеды должны быть оборудованы звуковым сигналом, иметь исправные тормоза, руль, фонарь - спереди и красный отражатель света - сзади, багажник, оборудованный устройством для крепления разносной сумки.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Расфальцовку газет и рассортировку почты следует производить с использованием напальчников или смоченной губки.
3.2. В разносную сумку сначала должна быть уложена почта, предназначенная для дальних опорных пунктов, затем - для ближайших по ходу движения.
3.3. Каждый почтальон обязан знать свой доставочный участок, подходы к нему, переходы через улицу, места перехода через железнодорожные пути. Он должен быть ознакомлен со схемой маршрута движения по доставочному участку под роспись.
3.4. При работе на доставочном участке почтальон обязан соблюдать правила дорожного движения для пешеходов:
3.4.1. ходить только по тротуару, а где его нет - по краю проезжей части, на дорогах - навстречу идущему транспорту по левому краю (левой обочине);
3.4.2. переходить проезжую часть в местах, где имеются обозначения или указатели перехода, пешеходные тоннели, а где их нет - на перекрестках улиц;
3.4.3. переходить через железнодорожные пути в местах, специально предназначенных для пешеходов;
3.4.4. автомобильную или железную дорогу вне населенных пунктов переходить только на участках, где она просматривается в обе стороны;
3.4.5. прежде чем переходить улицу или дорогу, следует убедиться в полной безопасности (посмотреть налево, а, дойдя до середины - направо);
3.4.6. выходить на проезжую часть улицы (дороги) при регулярном движении для ее перехода можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя;
3.4.7. почтальон, не успевший закончить переход (при зеленом сигнале светофора), должен ожидать разрешающего сигнала на середине улицы (дороги) или островке безопасности;
3.4.8. ожидать автобус, троллейбус, трамвай разрешается лишь на посадочных площадях, а там, где их нет, на тротуаре (обочине дороги);
3.4.9. соблюдать осторожность при обходе транспортных средств и других препятствий, ограничивающих видимость проезжей части;
3.4.10. входить в автобус, троллейбус, трамвай и выходить из них разрешается только на остановках;
3.4.11. при доставке почты в период гололеда почтальон должен пользоваться противоскользящими приспособлениями к обуви.
3.5. При доставке почты в сельской местности необходимо пользоваться известными путями для перехода через реки, ручьи, овраги, железнодорожные пути, шоссейные и грунтовые дороги.
3.6. По лестничным маршам следует идти, держась за перила, а при пользовании лифтом - заходить в кабину без посторонних лиц.
3.7. При доставке почты непосредственно в квартиру (пенсии, денежные переводы и т.п.) почтальон должен входить в квартиру, следуя за адресатом.
3.8. Перед укладкой почты в абонентские шкафы необходимо проверить их исправность и надежность крепления или установки.
3.9. При работе на доставочном участке запрещается:
3.9.1. использовать попутный транспорт, не предназначенный для перевозки людей (грузовые автомашины, тракторы);
3.9.2. укладывать почту в неисправные абонентские шкафы
3.10. При доставке почты на велосипедах (мопедах) разносную сумку следует уложить на багажник так, чтобы не происходило ее смещение и падение при движении.
3.11. Движение по проезжей части на велосипеде разрешается только в один ряд и на расстоянии не более 1 м от ее правого края. Кратковременный выезд за эти пределы с соблюдением осторожности допускается только для объезда препятствий с предварительной подачей сигнала "поворот налево".
Поворот велосипеда налево (разворот) разрешается на перекрестках и только с той улицы, по которой проезд автомобилей возможен не более чем в один ряд для одного направления. Для поворота с более широкой улицы, а также для разворота на перегонах, почтальон обязан сойти с велосипеда и везти его, соблюдая правила, установленные для пешеходов.
3.12. При доставке почты на велосипедах запрещается:
3.12.1. пользоваться велосипедом во время гололеда;
3.12.2. ездить по тротуарам, пешеходным дорожкам садов, бульваров;
3.12.3. отпускать при езде руль;
3.12.4. прицепляться за движущийся впереди транспорт;
3.12.5. перевозить людей на раме, а также предметы, которые могут мешать управлению.
4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях
4.1. В случае возникновения чрезвычайной ситуации (несчастного случая, пожара, дорожно-транспортного происшествия, стихийного бедствия и др.) почтальон обязан:
4.1.1. принять меры по оказанию первой доврачебной помощи;
4.1.2. принять меры по сохранению материальных ценностей;
4.1.3. поставить в известность непосредственного руководителя о случившемся.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Сообщить руководителю о состоянии доставочных участков, обнаруженных неисправных лестницах, лифтах, плохо освещенных площадках, отсутствии квартирных номеров, об отсутствии переходов через железнодорожные пути, неисправных местах, о беспривязном содержании собак, о неудовлетворительном состоянии пешеходных дорог (неочищенные от снега, льда, не посыпанные песком), размещении гражданами домов индивидуальных почтовых ящиков в местах, не удобных и опасных для почтальона и других опасных факторах, мешающих доставке почты.
5.2. Почистить и убрать сумку или коляску в отведенное для хранения место.
5.3. Снять дежурные спецодежду, спецобувь, убрать их в шкаф, а при необходимости поместить в специально выделенные и оборудованные места для сушки спецобуви, спецодежды.
5.4. Почтальон, доставляющий почту на велосипеде, обязан почистить его и поставить в отведенное место.
Начальник Управления |
В.В. Коршунов |
Заместитель начальника |
И.П. Зернов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведена типовая инструкция по охране труда для почтальонов при доставке почтовых отправлений и периодической печати (ТОИ Р-45-046-97).
Инструкция устанавливает требования безопасности перед началом, во время и по окончании работы, а также требования безопасности в аварийных ситуациях.
Так, в частности, к работе по доставке почтовых отправлений и периодической печати допускаются лица, прошедшие медосвидетельствование, вводный инструктаж, обучение по охране труда, проверку знаний по охране труда, производственных инструкций и ПДД.
При доставке почтовых отправлений и периодической печати почтальон обязан правильно применять выдаваемые ему индивидуальные средства защиты, иметь навыки оказания первой доврачебной помощи пострадавшим и самопомощи и тд.
Типовая инструкция по охране труда для почтальонов при доставке почтовых отправлений и периодической печати ТОИ Р-45-046-97 (утв. Государственным комитетом РФ по связи и информатизации 25 декабря 1997 г.)
Согласовано: ЦК профсоюза работников связи Российской Федерации письмо от 20.11.97 г. N 4-681
Заместитель начальника НТУ ОТ Госкомсвязи России И.П. Зернов письмо от 30.10.97 г. N НТУ ОТ-4-162
Текст инструкции приводится по изданию Компании "Технорматив", Москва, 2013 г.
Приказом Минкомсвязи России от 12 августа 2020 г. N 394 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2021 г.