Решение Верховного Суда РФ от 11 июня 2013 г. N АКПИ13-205
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.
при секретаре Калугине Н.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Животова В.А., Масловой В.С., Гадалина А.Л., Матковской С.А., Никитиной В.С., Тихоновой Т.А., Конькова Ю.К. и ООО "Конаковский Жилфонд" о признании частично недействующим пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354, недействующими абзаца второго пункта 42, абзацев второго, третьего и четвертого пункта 44, подпункта "б" пункта 57, пункта 58, подпунктов "ж", "и", "к" пункта 93 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных указанным постановлением, и формул 4, 5 приложения N 2 к данным Правилам, недействующими абзацев третьего и девятого пункта 2, пункта 3, подпункта "а" пункта 4, пунктов 9, 10, 11, 12, 14, подпункта "а" пункта 16, пунктов 21, 22, 24, 31, 33, 34, абзаца первого пункта 35, пункта 36, подпункта "а" пункта 37, подпунктов "а", "в", "г", "д", "е" пункта 38, пунктов 40, 45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, формул 6, 7, 8, 22, 23, 26 и таблицы 5 приложения к названным Правилам, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344) (далее - Постановление N 354) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344) утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306).
Нормативные правовые акты опубликованы в печатном издании "Собрание законодательства Российской Федерации", 2011 г., N 22; 2006 г., N 22, в "Российской газете", 2011 г., 1 июня; 2006 г., 31 мая, соответственно.
Животов В.А., Маслова В.С., Гадалин А.Л., Матковская С.А., Никитина В.С., Тихонова Т.А., Коньков Ю.К. и ООО "Конаковский Жилфонд" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 6 Постановления N 354 в части признания утратившим силу со дня вступления в силу Правил N 354 подпункта "а" пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и связанной с ним формулы 9 приложения N 2 к данным Правилам, а также о признании недействующими Правил N 354 в части, предусматривающей, что: при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к названным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (абзац второй пункта 42); распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим указанного пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с Правилами N 354 исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к данным Правилам (абзацы второй, третий и четвертый пункта 44); размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем (подпункт "б" пункта 57); количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 Правил N 354, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 58); в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться: справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием; справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества; иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении (подпункты "ж", "и", "к" пункта 93).
Заявители также просят признать недействующими формулы, определяющие: размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил N 354 (формула 4 приложения N 2 к Правилам N 354); размер платы за коммунальную услугу по газоснабжению в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета газа, согласно пункту 42 Правил N 354 (формула 5 приложения N 2 к Правилам N 354).
Заявители просят признать недействующими Правила N 306 в части, предусматривающей, что: в данных Правилах используются следующие основные понятия - "конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома" как показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома); "степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома" как качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования (абзацы третий и девятый пункта 2); нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) (пункт 3); при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении холодного и горячего водоснабжения - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) (подпункт "а" пункта 4); установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. В случае, если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций, ресурсоснабжающие организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата (пункт 9); нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; в отношении коммунальных услуг, предоставляемых при использовании земельного участка и надворных построек, - применительно к коммунальным услугам по холодному водоснабжению, электроснабжению и отоплению с учетом направлений их использования (пункт 10); нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 11); нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 12); срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами N 306 (пункт 14); изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в том числе в случае изменения конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (подпункт "а" пункта 16); метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21); расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22); в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 24); определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах (пункт 31); представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях. В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета (пункт 33); количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения к Правилам N 306 (пункт 34); для определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды используются данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученные с использованием приборов учета в многоквартирных домах или жилых домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях (абзац первый пункта 35); после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета (пункт 36); показания приборов учета снимаются в отношении холодного и горячего водоснабжения - первого и последнего числа любого месяца отопительного периода (подпункт "а" пункта 37); при снятии показаний приборов учета для определения нормативов потребления коммунальных услуг фиксируются: показания приборов учета по каждому виду коммунальных услуг; число проживающих жителей; количество квартир; общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или жилого дома; дата и время снятия показаний приборов учета (подпункты "а", "в", "г", "д", "е" пункта 38); при обработке данных по объему выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов (пункт 40); норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях определяется исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Норма расхода воды водоразборными устройствами предусмотрена в таблице 5 приложения к Правилам N 306 (пункт 45).
Также заявители просят признать недействующими формулы, приведенные в приложении к данным Правилам, используемые для определения: норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) в жилых помещениях (куб. м в месяц на 1 человека) (формула 6); среднего фактического расхода холодной (горячей) воды в многоквартирном доме или жилом доме (куб. м в месяц на 1 человека) (формула 7); норматива потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды при наличии данных по коллективным (общедомовым) приборам учета (куб. метр в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) (формула 8); суммарного расхода холодной и горячей воды в жилых помещениях (куб. м в месяц на 1 человека) (формула 22); норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях (куб. м в месяц на 1 человека) (формула 23); норматива потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) (формула 26); а также таблицы 5, устанавливающей нормы расхода и среднюю температуру воды на 1 процедуру.
Заявители полагают, что оспариваемые полностью и в части нормативные предписания создают условия, при которых потребители, установившие индивидуальные приборы учета в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, несут большее бремя расходов на общедомовые нужды, чем потребители, не установившие индивидуальные приборы учета. Считают, что нормативные правовые акты в оспариваемой части противоречат статьям 1 и 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 36, 39, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и нарушают их право на оплату коммунальных услуг за фактически потребленные ресурсы.
Министерство регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты во исполнение предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий, действующему законодательству не противоречат, прав, свобод и законных интересов заявителей не нарушают.
Выслушав объяснения представителя заявителей и ООО "Конаковский Жилфонд" Гурова В.И., представителей Минрегиона России Соловьеву Л.Д. и Русских Е.Е., пояснения специалиста Хмельникова Б.В., оценив нормативные правовые акты на их соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение названного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 5); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации; размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (части 1 и 2 статьи 157).
Таким образом, право высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации устанавливать Правила N 354 и Правила N 306 закреплено Жилищным кодексом Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, действуя в пределах предоставленных полномочий, было вправе признать утратившими силу ранее действовавшие правила предоставления коммунальных услуг гражданам и утвердить новые.
С учетом изложенного пункт 6 Постановления 354, оспариваемый заявителями в части признания утратившим силу со дня вступления в силу Правил N 354 подпункта "а" пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и связанной с ним формулы 9 приложения N 2 к этим Правилам, действующему федеральному законодательству не противоречит и, являясь по своему содержанию отсылочной нормой, не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителей.
Абзац второй пункта 42, подлежащий применению в нормативном единстве с формулами 4 и 5 приложения N 2 к Правилам N 354 закрепляют порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Расчет осуществляется с использованием тарифа (цены) на коммунальный ресурс, показателя количества граждан, постоянно и временно проживающих в индивидуальном жилом помещении, норматива потребления j-й коммунальной услуги, а также общей площади жилого помещения в случае определения размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению.
Правовой основой для такого регулирования являются требования частей 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предписывающих размер платы за коммунальные услуги рассчитывать по тарифам (ценам) на эти услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого при отсутствии приборов учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Условия проживания временных жильцов регламентированы статьями 80, 126, частью 12 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 680 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем, который несет ответственность за действия жильцов перед наймодателем.
Ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, в том числе на основании договора социального найма предусмотрена частью 3 статьи 31 и частью 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении членов семьи собственника и нанимателя жилого помещения соответственно.
Следовательно, порядок определения размера платы за перечисленные в формулах 4 и 5 коммунальные услуги в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, предусматривающий использование таких показателей как количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, тариф и норматив потребления коммунальной услуги, соответствует приведенным нормам закона.
Необоснованно утверждение заявителей о том, что для потребителей, не установивших в жилом помещении индивидуальные или общие (квартирные) приборы учета, расчет размера платы должен производиться исходя из разницы между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета, а также нормативов потребления коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, и подлежащих оплате потребителями, установившими индивидуальные или общие (квартирные) приборы учета. Предлагаемый заявителями порядок определения размера платы не основан на законе и не согласуется с положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предписывающими при отсутствии приборов учета определять размер платы исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
С учетом изложенного абзац второй пункта 42, формулы 4 и 5 приложения N 2 к Правилам N 354 действующему законодательству не противоречат.
Федеральным законом от 4 июля 2011 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменен порядок оплаты коммунальных услуг. Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "4 июня 2011 г."
Абзацы второй и третий пункта 44 Правил N 354 закрепляют в качестве общего правила положение, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил N 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Приведенное правовое регулирование непосредственно вытекает из положений части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предписывающей, что расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
По смыслу данного законоположения, применение этих расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Закрепленный абзацем вторым пункта 44 Правил N 354 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 названного Федерального закона.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1-2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 данного Кодекса).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "частей 2, 2.1-2.3 статьи 162" имеется в виду "части 2 статьи 162, частей 2.1-2.3 статьи 161"
Абзац семнадцатый пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, что исключает распространение установленного абзацами вторым и третьим данного пункта порядка расчета на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является эта организация.
Доводы заявителей о противоречии оспариваемой в части нормы статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушении прав и интересов управляющих организаций необоснованны в силу различий, определяющих деятельность управляющей и ресурсоснабжающей организаций.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной им в своих решениях, принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям, поэтому конституционный принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями лиц являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. N 424-О).
Правительство Российской Федерации в силу полномочий, закрепленных частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, также было вправе, основываясь на положениях статей 37, 42, части 2 статьи 156 названного Кодекса, применить установленное данными законоположениями правило пропорционального определения размера долей в праве общей собственности на общее имущество и размера платы за жилое помещение и при расчете и распределении между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, в случаях предусмотренных оспариваемым в части пунктом 44 Правил N 354.
С учетом изложенного оспариваемые заявителями абзацы второй, третий и четвертый пункта 44 Правил N 354 действующему законодательству не противоречат.
Заявители полагают, что подпункт "б" пункта 57, пункт 58, подпункты "ж", "и", "к" пункта 93 Правил N 354 позволяют недобросовестным потребителям злоупотреблять своими правами.
Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом); добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. При этом если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков (пункты 1, 4 и 5).
Обязанность нанимателя, собственников, арендаторов своевременно оплачивать коммунальные услуги в полном объеме, а также информировать о наличии временных жильцов непосредственно вытекает из статей 39, 67, 80 и 126, части 12 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 680 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Предписания подпункта "б" пункта 57 Правил N 354 о прекращении расчета размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям исходя из срока проживания таких потребителей, который указан в соответствующем заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя, основаны на презумпции добросовестности и разумности действий участников данных отношений и не противоречат действующему законодательству.
Пункт 58 Правил N 354, предусматривает возможность определять число временно проживающих потребителей не только на основании заявления собственника помещения, но и на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная норма направлена на недопущение заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав, полностью согласуется с положениями пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и не нарушает прав потребителей, управляющей организации и иных лиц. При этом федеральное законодательство не содержит запрета на использование сведений, полученных при производстве по делу об административном правонарушении.
Доводы заявителей о том, что правило данного пункта не позволяет определять количество временно проживающих лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, не может являться основанием для признания оспариваемой нормы недействующей. В силу положений пункта 56.1 Правил N 354 исполнителю предоставлено право в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, составить соответствующий акт и направить его в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для принятия соответствующих мер.
Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Конкретизируя указанную норму, высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации был вправе установить в пункте 93 Правил N 354 перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, и отнести к ним документы, перечисленные в подпунктах "ж" и "и" данного пункта.
Правительство Российской Федерации, предусматривая в подпункте "к" этого же пункта Правил N 354 и иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность его временного отсутствия в жилом помещении, не вышло за пределы правового регулирования, установленного частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Оспариваемый подпункт фактически закрепляет необходимость предоставления потребителями таких сведений, которые должны подтверждать обстоятельства, с которыми закон связывает возможность перерасчета платежей за период их временного отсутствия, что исключает вывод о неопределенности указанной нормы.
Следует также учитывать, что оспариваемые подпункты пункта 93 Правил N 354 применяются в системном единстве и взаимной связи с пунктами 94 и 95, устанавливающими требования к содержанию и реквизитам документов, перечисленных в том числе в оспариваемых подпунктах пункта 93 и предоставляющих исполнителю право снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.
При этом в силу пункта 88 Правил N 354 перерасчеты, осуществляемые на основании указанных документов, не влияют на размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежащие оплате как проживающими, так и отсутствовавшими потребителями.
Таким образом, Правила N 354 в оспариваемой части действующему законодательству не противоречат, прав, свобод и законных интересов заявителей не нарушают.
Правила N 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (пункт 1); закрепляют, что норматив потребления коммунальной услуги является количественным показателем объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемым для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета (абзац четвертый пункта 2).
Заявители, оспаривая Правила N 306, ссылаются на неопределенность понятий "конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома" и "степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома" (абзацы третий и девятый пункта 2).
Данные понятия являются устоявшимися и содержатся в части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, в частности, определение размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для определенных категорий граждан исходя в том числе из уровня благоустройства и конструктивно-технических параметров многоквартирных домов.
Включение в нормативное содержание оспариваемых предписаний таких характеризующих признаков, как влияние на объем (количество) потребления коммунальных услуг и наличие и состав внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг, понятие которых раскрывается в абзаце втором пункта 2 Правил N 354, исключает вывод об их юридической неопределенности.
Подпункт "а" пункта 4 Правил N 306, оспариваемый заявителями, обязывает учитывать в отношении холодного и горячего водоснабжения такие конструктивно-технические параметры, как этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).
Перечисленные в указанном пункте показатели влияют на объем (количество) предоставляемых услуг и в силу этого подлежат учету при определении нормативов потребления коммунальных услуг исходя из содержания данного понятия, изложенного в абзаце четвертом пункта 2 Правил N 306.
Понятие закрытой и открытой систем теплоснабжения раскрывается в пункте 27 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
С учетом изложенного абзацы третий и девятый пункта 2 и подпункт "а" пункта 4 Правил N 306 являются определенными, основаны на нормах действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статью 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации".
Согласно части первой статьи 2 названного Федерального закона систему органов государственной власти субъектов составляют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Федеральный законодатель, закрепив в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации положение о необходимости утверждения нормативов потребления коммунальных услуг органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, тем самым предоставил субъекту Российской Федерации полномочие (право) самостоятельно определить вид нормативного правового акта и орган государственной власти, уполномоченный на его принятие.
Пункт 3 Правил N 306, предусматривающий, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, не противоречит приведенным законоположениям.
Заявители, оспаривая условия установления нормативов потребления коммунальных услуг, просят признать недействующими пункты 9, 10, 11, 12, 14 и подпункт "а" пункта 16 названных Правил.
Согласно пункту 9 этих Правил нормативы устанавливаются по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Право уполномоченных органов на установление нормативов закреплено частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что объем реализуемых ресурсоснабжающей организацией коммунальных ресурсов формируется через норматив потребления коммунальных услуг, а также наличие у этой организации информации по приборам учета в силу части 9 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетический эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации было вправе закрепить возможность установления нормативов потребления коммунальных услуг по инициативе этой организации на основании представленных ею сведений, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Оспариваемый пункт 9 Правил N 306 не предоставляет право обращения в уполномоченный орган с требованием об установлении нормативов иным лицам, что само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемой нормы. При этом пункт 18 данных Правил, который заявителями не оспаривается, предусматривает, что решение уполномоченных органов об установлении указанных нормативов может быть обжаловано.
С учетом изложенного пункт 9 Правил N 306 действующему законодательству не противоречит и не может расцениваться как нарушающий права заявителей.
Пункты 10 и 11 Правил N 306 устанавливают условия дифференциации нормативов потребления и относят к ним соответственно вид предоставляемых услуг, а также конструктивно-технические параметры, степень благоустройства и климатические условия. Это означает, что многоквартирные дома, имеющие одинаковые параметры дифференциации и расположенные в разных муниципальных образованиях, должны иметь одинаковый норматив потребления. При различиях в указанных факторах нормативы потребления дифференцируются.
Понятие климатические условия не является неопределенным, поскольку связано с изменением температуры наружного воздуха и не вызывает трудностей при применении.
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные жилищным законодательством полномочия, было вправе осуществить приведенное правовое регулирование, которое обеспечивает равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и поэтому не может расцениваться как нарушающее права заявителей и иных лиц.
Действующее федеральное законодательство не предусматривает иного порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг, что исключает вывод о наличии оснований для признания пунктов 10 и 11 Правил N 306 недействующими.
Согласно пунктам 12 и 24 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Правилами N 354.
По смыслу части 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, потребитель имеет право на коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Данное правило в силу пункта 2 статьи 548 этого Кодекса распространяется и на снабжение тепловой энергией, газом и водой. Следовательно, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечивать гарантированный уровень качества предоставления коммунальных услуг.
Формирование состава указанных нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях с учетом расхода воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные услуги соответствуют требованиям к качеству этих услуг, установленного Правилами N 354, направлено на определение точного количественного показателя объема потребления коммунального ресурса, и в связи с этим пункт 24 Правил N 306 соответствует положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного пункты 12 и 24 Правил N 306 не противоречат действующему законодательству.
Пункт 14 Правил N 306, устанавливающий трехлетний срок действия нормативов потребления коммунальных услуг, в течение которого нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных этими Правилами, не противоречит какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в котором по-иному были бы урегулированы аналогичные вопросы.
Подпункт "а" пункта 16 Правил N 306 предусматривает показатели, от которых непосредственно зависит объем потребления коммунальных ресурсов и выраженное в процентах отклонение от указанных показателей, влекущее изменение нормативов потребления коммунальных услуг. Правило, закрепленное оспариваемым в части пунктом, исключает произвольное изменение установленных нормативов, направлено на защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг и не нарушает права иных лиц в силу объективности условий их изменения.
Исправление арифметических ошибок, описок не является объективным фактором, влияющим на объем потребления коммунальных ресурсов и не может рассматриваться как основание для изменения нормативов потребления коммунальных услуг.
Пункты 21 и 22 Правил N 306 закрепляют правило о приоритете метода аналогов, предусматривающего определение норматива потребления на основании данных о фактическом потреблении коммунальных ресурсов по приборам учета, по сравнению с расчетным методом, что согласуется с положениями пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющими правило об определении количества поданной абоненту и использованной им энергии в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. При этом пунктом 21 вводится процедура оценки представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Необходимое количество многоквартирных домов или жилых домов обнаруживается по результатам анализа выборки и зависит от количества домов, имеющих сходные параметры в группе, в которой можно проводить сравнение, и определяется по формуле 1 приложения к данным Правилам N 306, которая заявителем не оспаривается.
Условием применения метода аналогов является соответствие технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем правилам пользования жилым помещением и содержания общего имущества в многоквартирном доме. При этом правило о включении в состав нормативов потребления, определяемых с применением данного метода, только обоснованных потерь во внутридомовых инженерных системах исключает вывод о нарушении прав потребителей коммунальных услуг. Отсутствуют основания и для вывода о нарушении прав организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом, поскольку в силу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагается добросовестность и разумность действий участников гражданских правоотношений.
Согласно пункту 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, переход к расчетному методу не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.
Отсутствие и недостаточность данных приборного учета связаны с условиями представительности выборки и обнаруживаются в случае, если выборка данных приборов учета не является показательной для использования метода аналогов.
Доводы заявителей о целесообразности установления нормативов для каждого дома не могут являться основанием для признания оспариваемых нормативных предписаний недействующими.
Федерального закона или иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, закрепляющего иные методы определения нормативов потребления коммунальных услуг, не имеется.
Применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг методы не являются произвольными, позволяют определить количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, указываются в нормативном правовом акте об утверждении этих нормативов (пункт 23 Правил N 306) и не нарушают права заявителей и иных лиц.
Пункты 31, 33, 34, абзац первый пункта 35, пункт 36 Правил N 306, подлежат применению в системном единстве и взаимной связи с пунктами 10, 11, 12, 21 Правил N 306, предусматривают определение нормативов в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов и основываются на присущих данному методу правилах выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, дифференциации нормативов потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов, представительности выборки, исключения домов, в которых имеют место отступления от требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и пользованию жилыми помещениями, в той части, в которой они влияют на расход коммунального ресурса в этих домах, определения количества многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов, использовании данных приборов учета, которые анализировались судом и не признаны противоречащими закону.
Доводы заявителей о неопределенности понятия "выборочное наблюдение" необоснованны.
Предусмотренное пунктом 31 Правил N 306 выборочное наблюдение связано с представительностью выборки и позволяет распространить результаты расчетов по выборке на всю совокупность домов в группе.
Подпункт "а" пункта 37 Правил N 306 устанавливает срок проведения замеров после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов в отношении холодного и горячего водоснабжения (первое и последнее числа любого месяца отопительного периода) и позволяет определить расход коммунального ресурса. Необходимость установления каких-либо иных сроков проведения замеров, позволяющих повысить достоверность расчета, действующее законодательство не предусматривает.
Срок начала и окончания отопительных сезонов определяются в соответствии с пунктом 5 Правил N 354.
Подпункты "а", "в", "г", "д", "е" пункта 38 Правил N 306 регламентируют процедуру замеров по многоквартирному дому как единому объекту, потребляющему коммунальные услуги, и предусматривают фиксацию данных, влияющих на объем потребления коммунальных ресурсов, что не может расцениваться как нарушение чьих-либо прав.
Пункт 40 Правил N 306 регулирует вопросы, связанные с обработкой данных по объему выборки.
Ввиду того, что потребление коммунального ресурса в многоквартирных домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, а также степенью благоустройства характеризуется схожим составом направлений использования коммунального ресурса и отклонения расхода коммунальных ресурсов могут быть обусловлены особенностями использования данных ресурсов, в том числе связанными с отступлением от правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, правил пользования жилыми помещениями, содержания общего имущества в многоквартирном доме, указанные отклонения не должны включаться в норматив потребления коммунальных услуг. С учетом этого пункт 40 Правил N 306 правомерно предписывает исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов, поскольку нормативы должны приближаться к реальным показателям потребления.
Таким образом, не имеется оснований для признания пунктов 31, 33, 34, абзаца первого пункта 35, пункта 36, подпункта "а" пункта 37, подпунктов "а", "в", "г", "д", "е" пункта 38, пункта 40 Правил N 306 недействующими.
Пункт 45 Правил N 306 определяет норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием и отсылает к нормам расхода воды водоразборными устройствами, предусмотренным в таблице 5 приложения к данным Правилам. Указанная таблица определяет виды приборов, нормы расхода воды на 1 процедуру в литрах, температуру потребляемой воды, в том числе на иные, специально не оговоренные в этой таблице общеквартирные нужды, в частности расходы на стирку, уборку жилого помещения и другие нужды.
Приведенное в указанных оспариваемых предписаниях правовое регулирование основано на применении расчетного метода установления норматива потребления коммунальной услуги, учитывает направление использования этой услуги и расхода воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении.
Довод заявителей о несоответствии числовых значений норм расхода воды и температуры потребляемой воды реальному потреблению необоснован, поскольку нормативы, приведенные в таблице, являются средними значениями.
Формулой 6 приложения к Правилам N 306 определяется норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению (норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению) в жилых помещениях (куб. м в месяц на 1 человека) в виде разности между средним фактическим расходом холодной (горячей) воды (куб. м в месяц на 1 человека) (формула 7) и расходом воды на общедомовые нужды, приходящимся на каждого проживающего жителя в многоквартирном доме, определенным с учетом норматива потребления по данному виду коммунальной услуги на общедомовые нужды из расчета 1 куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (формула 8), и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Средний фактический расход холодной (горячей) воды, определяется как отношение расхода холодной (горячей) воды по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в i-м многоквартирном доме или индивидуального прибора учета в i-м жилом доме (куб.м) к численности проживающих жителей в i-м многоквартирном доме или жилом доме (формула 7).
Формула 8 определяет норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды при наличии данных по коллективным (общедомовым) приборам учета (куб. метр в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) с учетом таких показателей как средний фактический расход холодной (горячей) воды (формула 7), количество этажей, числовое значение (0,0903) расхода холодной воды на общедомовые нужды, численности проживающих жителей в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив, доли нормативных технологических потерь и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах.
Приведенный в формулах 6, 7 и 8 порядок расчета обусловлен содержанием частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих выделение из состава платы за 23 коммунальные услуги платы за коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды, основан на применении метода аналогов и не нарушает прав заявителей и иных лиц.
Формулой 22 приложения к Правилам N 306 определен суммарный расход холодной и горячей воды в жилых помещениях (куб. м в месяц на 1 человека) исходя из произведения показателей расхода воды 1 водоразборным устройством на 1 процедуру, определяемого в соответствии с таблицей 5, количества процедур пользования 1 водоразборным устройством в течение 1 календарного месяца, определяемого уполномоченным органом, в том числе на основании экспертных оценок и статистических данных, а также коэффициентов перевода из литров в кубические метры.
Формула 23 приложения к Правилам N 306, определяющая норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях (куб. м в месяц на 1 человека), также учитывает такой показатель, как количество процедур пользования 1 водоразборным устройством в течение 1 календарного месяца, определяемого уполномоченным органом.
С учетом общей компетенции уполномоченного органа на установление нормативов потребления коммунальной услуги, закрепленной частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, определение количества указанных процедур не выходит за пределы предоставленных этому органу полномочий. При этом возможность использования экспертных оценок и статистических данных является дополнительной гарантией обоснованности осуществляемого правового регулирования.
Формула 26 приложения к Правилам N 306 определяет норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды (куб. в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) исходя из произведения 0,09 куб. холодной (горячей) воды, расходуемой на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 человека), и отношения численности жителей, проживающих в многоквартирном доме и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. При этом в пункте 27 приложения к Правилам N 306 приведен перечень помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома), который включает площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащие отдельным собственникам.
Конкретизация понятия общего имущества исключает возможность необоснованно изменять состав общей площади всех жилых и нежилых помещений и обеспечивает тем самым определенность указанного показателя и, соответственно, всей формулы.
Доводы представителя управляющей компании об отсутствии в формуле показателей, характеризующих нормативные технологические потери коммунальных ресурсов, количество этажей в многоквартирных домах, не могут являться основанием для признания данной формулы недействующей. Показатели, на которые ссылается заявитель, учитываются при осуществлении выборки.
Кроме того, указанный в формуле норматив определяется согласно разделу II приложения к данным Правилам N 306 с применением расчетного метода, а не метода аналогов, основанного на данных о фактическом потреблении коммунальных ресурсов по приборам учета и отличающегося высокой точностью.
Незаконность оспариваемых нормативных предписаний, представитель управляющей организации фактически связывает не с их содержанием, а с применением указанных Правил N 306 уполномоченным органом, что не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, Правила N 354 и Правила N 306 в оспариваемой части приняты в пределах компетенции Правительства Российской Федерации, не противоречат действующему федеральному законодательству, в том числе Федеральному закону "О противодействии коррупции", Федеральному закону от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Федеральному закону "О защите конкуренции", направлены на исключение случаев необоснованного начисления платы за коммунальные услуги и не нарушают права, свободы и законные интересы заявителей и иных лиц.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Животова В.А., Масловой В.С., Гадалина А.Л., Матковской С.А., Никитиной В.С., Тихоновой Т.А., Конькова Ю.К. и ООО "Конаковский Жилфонд" о признании частично недействующим пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, недействующими абзаца второго пункта 42, абзацев второго, третьего и четвертого пункта 44, подпункта "б" пункта 57, пункта 58, подпунктов "ж", "и", "к" пункта 93 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных указанным постановлением, и формул 4, 5 приложения N 2 к данным Правилам, недействующими абзацев третьего и девятого пункта 2, пункта 3, подпункта "а" пункта 4, пунктов 9, 10, 11, 12, 14, подпункта "а" пункта 16, пунктов 21, 22, 24, 31, 33, 34, абзаца первого пункта 35, пункта 36, подпункта "а" пункта 37, подпунктов "а", "в", "г", "д", "е" пункта 38, пунктов 40, 45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, формул 6, 7, 8, 22, 23, 26 и таблицы 5 приложения к названным Правилам, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда |
Т.А. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 11 июня 2013 г. N АКПИ13-205
Текст решения официально опубликован не был