Регламент Совета Европейского Союза 343/2003 от 18 февраля 2003 г.
устанавливающий критерии и механизм определения государств-членов ЕС, ответственных за проверку запросов о предоставлении убежища, поданных гражданами третьих стран*(1)
(Текст в редакции Регламента (EC) 1103/2008 Европейского парламента и Совета ЕС от 22 октября 2008 г.*(2))
Совет Европейского Союза
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества, и, в частности, Статьей 63, первым параграфом, пунктом (1)(а),
На основании предложения Европейской Комиссии*(3),
Руководствуясь Заключением Европейского парламента*(4),
Руководствуясь Заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(5),
Принимая во внимание, что:
(1) Общая политика предоставления убежища, включая Общую Европейскую систему предоставления убежища, является составной частью цели Европейского Союза относительно постепенного создания пространства свободы, безопасности и правосудия, открытого для тех, кто в силу обстоятельств вынужден законно искать защиту в Сообществе.
(2) Европейский Совет на внеочередном заседании, проходившем 15 - 16 октября 1999 г. в Тампере, согласился способствовать созданию Общей Европейской системы предоставления убежища, основанной на полном и всестороннем применении Женевской конвенции от 28 июля 1951 г. о статусе беженцев (Женевская конвенция), дополненной Нью-Йоркским протоколом от 31 января 1967 г., подтверждая тем самым принцип "отказа от высылки", и обеспечивая невозможность принудительного возвращения в место преследования. В этом смысле, не затрагивая критерии ответственности, изложенные в настоящем Регламенте, территория государств-членов ЕС, соблюдающих принцип "отказа от высылки" рассматривается как безопасная для граждан третьих стран.
(3) Заключения, сделанные в Тампере, предусматривают, что данная система должна в краткосрочной перспективе выработать понятный и выполнимый метод определения государства-члена ЕС, ответственного за проверку запросов о предоставлении убежища.
(4) Такие методы должны основываться на объективных критериях, сходных для государств-членов ЕС и для заинтересованных лиц. Они должны позволять быстро определять государство-член ЕС, ответственное за эффективный доступ к процедуре определения статуса беженца и гарантировать отсутствие рисков, связанных с быстрой обработкой заявлений о предоставлении убежища.
(5) Процесс внедрения на последующих этапах Общей Европейской системы предоставления убежища должен привести в долгосрочной перспективе к общему порядку и единому статусу лиц, которым предоставлено убежище, действующему на всей территории Союза, в связи с чем, с учетом предшествующего опыта, целесообразно принять соответствующие поправки в целях подтверждения принципов, лежащих в основе Конвенции, определяющей ответственность государства за проверку запросов на предоставление убежища, поданных в одном из государств-членов Европейских Сообществ*(6), подписанной в Дублине 15 июня 1990 г. (далее по тексту - Дублинская конвенция), имплементация которых приведет к гармонизации процесса предоставления убежища.
(6) Единство семьи как одна из целей, преследуемых при разработке критериев и механизма определения ответственности государств-членов ЕС за проверку запросов на предоставление убежища, должно быть сохранено.
(7) Обработка данных о предоставлении убежища членам одной семьи в одном государстве-члене ЕС дает возможность гарантировать, что запросы проверяются тщательно и решения, принятые в отношении них, последовательны. Государства-члены ЕС должны иметь возможность отступать от установленных критериев с целью обеспечения возможности совместной транспортировки членов одной семьи, если это необходимо по гуманитарным соображениям.
(8) Прогрессивное создание пространства без внутренних границ, где свободное перемещение людей гарантируется в соответствии с Договором об учреждении Европейского Сообщества и учреждением политики Сообщества, касающейся условий прибытия и нахождения граждан третьих стран, включая совместные усилия по управлению внешними границами, предполагает сохранение баланса между установленными критериями ответственности и солидарностью в их применении.
(9) Применение настоящего Регламента может быть облегчено, а его эффективность увеличена путем заключения двусторонних соглашений между государствами-членами ЕС, что улучшит взаимодействие компетентных ведомств, сократит сроки или упростит процедуру обработки запросов, решит вопрос ответственности при возвращении или установлении процедур для осуществления переводов.
(10) Должна быть обеспечена преемственность между системой определения государства-члена ЕС, ответственного за проверку запросов, установленной Дублинской конвенцией, и системой, установленной настоящим Регламентом. Кроме того, должна быть обеспечена последовательность между настоящим Регламентом и Регламентом (EC) 2725/2000 Совета ЕС от 11 декабря 2000 г. о создании системы "Eurodac" для сравнения отпечатков пальцев в целях эффективного применения Дублинской Конвенции*(7).
(11) Функционирование системы "Eurodac", установленной Регламентом (EC) 2725/2000, и, в частности, имплементация его Статей 4 и 8, должны способствовать имплементации настоящего Регламента.
(12) В отношениях с обращениями лиц, подпадающих под сферу действия настоящего Регламента, государства-члены ЕС связаны международно-правовыми обязательствами, участниками которых они являются.
(13) Меры, необходимые для имплементации настоящего Регламента, должны быть приняты в соответствии с Решением 1999/468/EC Совета от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуру осуществления полномочий, которыми наделена Европейская Комиссия*(8).
(14) Применение Регламента подлежит регулярной оценке.
(15) Регламент соблюдает основные права и принципы, признанные, в частности, Хартией Европейского Союза об основных правах*(9). Он призван обеспечить полное соблюдение права на убежище, гарантированное Статьей 18.
(16) Поскольку такая цель предлагаемых мер, как выработка критериев и механизма определения государств-членов ЕС, ответственных за проверку запросов на предоставление убежища, поданных гражданами третьих стран, не может быть достигнута в достаточной мере государствами-членами ЕС и, учитывая ее масштабы и последствия, может быть лучше достигнута на уровне Сообщества, Сообщество может принимать указанные меры в соответствии с принципом субсидиарности, установленным Статьей 5 Договора. В соответствии с принципом пропорциональности, установленным в той же Статье, настоящий Регламент не выходит за пределы того, что необходимо для достижения указанной цели.
(17) В соответствии со Статьей 3 Протокола о позиции Соединенного Королевства и Ирландии, в приложении к Договору о Европейском Союзе и Договору об учреждении Европейского Сообщества, Соединенное Королевство и Ирландия в письмах от 30 октября 2001 г. уведомили о своем желании принять участие в принятии и применении настоящего Регламента.
(18) В соответствии со Статьями 1 и 2 Протокола о позиции Дании, прилагаемого к Договору о Европейском Союзе и Договору об учреждении Европейского Сообщества, Дания не участвует в принятии настоящего Регламента и не связана его применением.
(19) Дублинская конвенция остается в силе и продолжает действовать в отношениях между Данией и государствами-членами ЕС, которые связаны настоящим Регламентом, до тех пор, пока Данией не будет заключено соглашение об участии,
принял настоящий Регламент:
Совершено в Брюсселе, 18 февраля 2003 г.
За Совет ЕС
Президент
N. Christodoulakis
_____________________________
*(1) Council Regulation (EC) No 343/2003 of 18 February 2003 establishing the criteria and mechanisms for determining the Member State responsible for examining an asylum application lodged in one of the Member States by a third-country national. Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 50, 25.2.2003, стр. 1.
*(2) ОЖ N L 304, 14.11.2008, стр. 80.
*(3) ОЖ N C 304 E, 30.10.2001, стр. 192.
*(4) Заключение от 9 апреля 2002 г. (еще не опубликовано в ОЖ).
*(5) ОЖ N C 125, 27.5.2002, стр. 28.
*(6) ОЖ N C 254, 19.8.1997, стр. 1.
*(7) ОЖ N L 316, 15.12.2000, стр. 1.
*(8) ОЖ N L 184, 17.7.1999, стр. 23.
*(9) ОЖ N C 364, 18.12.2000, стр. 1
*(10) ОЖ N L 281, 23.11.1995, стр. 31.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Совета Европейского Союза 343/2003 от 18 февраля 2003 г. устанавливающий критерии и механизм определения государств-членов ЕС, ответственных за проверку запросов о предоставлении убежища, поданных гражданами третьих стран
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Настоящий Регламент вступает в силу на 20-й день после его опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза
Переводчик - Григорьева Е.А.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в Официальном Журнале N L 50, 25.2.2003, стр. 1.
Регламентом (ЕС) N 604/2013 Европейского парламента и Совета ЕС от 26 июня 2013 г. настоящий документ отменен с 19 июля 2013 г.