В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; N 23, ст. 2522; N 48, ст. 5032; N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912; N 25, ст. 3039; N 32 ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597; N 17, ст. 1897; N 23, ст. 2719; N 38, ст. 4309; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119; N 18 (часть 2), ст. 2249; N 33, ст. 4086; 2010, N 9, ст. 960; N 13, ст. 1514; N 25, ст. 3169; N 26, ст. 3350; N 30, ст. 4096; N 45, ст. 5851; 2011, N 14, ст. 1935; N 32, ст. 4831, N 42, ст. 5925, 2013, N 11, ст. 1126; N 13, ст. 1555), Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 г. N 674 (Собрание законодательства Российской Федерации 2003, N 45, ст. 4392; 2010, N 31, ст. 4270; 2011, N 8, ст. 1115; N 22, ст. 3185; 2012, N 45, ст. 6245), и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по рассмотрению разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принятию решений, обязательных для исполнения, утвержденным приказом ФСТ России от 12.12.2011 г. N 795-э (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2012 г., регистрационный N 23402), при рассмотрении заявления о разногласиях ОАО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" (регистрационный номер ФСТ-2482-31 от 04.02.2013 г.), связанных с установлением тарифов на электрическую энергию, между ОАО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" (далее - Заявитель) и Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее - РСТ), а также представленных сторонами материалов, установлено следующее.
Тарифы на электрическую энергию, поставляемую Заявителем потребителям Камчатского края в 2013 г., установленные постановлением РСТ от 13 декабря 2012 г. N 371 "Об утверждении экономически обоснованных тарифов на электрическую энергию, поставляемую ОАО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" потребителям в 2013 году", регулируются в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон). В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования), в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения). Пунктом 18 Основ ценообразования установлен перечень расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, пунктом 19 Основ ценообразования - перечень расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения).
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:
расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;
учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы).
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам, в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
В соответствии с пп. 4 пункта 18 и п. 24 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на сырье и материалы.
Расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования.
Расчёт расходов по статье "Вспомогательные материалы" выполнен ФСТ России исходя из фактических расходов, признанных экономически обоснованными за 2011 г., с применением индексов цен производителей промышленной продукции, рекомендованных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 п. 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования).
Расчёт расходов по статье "Работы и услуги производственного характера" выполнен ФСТ России исходя из фактических расходов, признанных экономически обоснованными за 2011 г., с применением индексов цен производителей промышленной продукции, рекомендованных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
В соответствии с п. 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Расчёт расходов по статье "ФОТ" выполнен ФСТ России исходя из фактических расходов, признанных экономически обоснованными за 2011 г., с применением индексов потребительских цен, рекомендованных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
В соответствии с пп. 8 п. 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя прочие расходы.
Принимая во внимание необходимость проведения мероприятий по ГО и ЧС и промышленной и пожарной безопасности, а также с учетом представленного обоснования, требования Заявителя подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с п. 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату юридических услуг, и иных услуг (определяются в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования).
В части нотариальных, адвокатских и консалтинговых услуг в обоснование данных расходов не представлены обосновывающие материалы, подтверждающие целесообразность заявленных расходов.
В соответствии с п. 32 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении.
При определении источника возмещения инвестиционных затрат сетевых организаций инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе с развитием связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, расходов на реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также расходы на установку на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства устройств компенсации и регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, включаются в цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики", постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 424-П "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края" РСТ утверждает инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются РСТ, а также осуществляет контроль за реализацией таких программ.
Расходы Заявителя на капитальные вложения приняты РСТ в соответствии с утвержденной приказом РСТ от 14.08.2012 N 106-ОД инвестиционной программой Заявителя, что является правомерным.
В соответствии с пп. 4 п. 19 Основ ценообразования расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Ввиду непредставления Заявителем материалов подтверждающих экономическую обоснованность заявленных требований, по статье "Выплаты социального характера", действия РСТ признаны правомерными.
Принимая во внимание недоиспользование средств по статье "Проценты за пользование кредитом", учтенных РСТ в тарифах Заявителя в предыдущих периодах регулирования, требования Заявителя не обоснованы.
Согласно пункту 30 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы по списанию дебиторской задолженности.
С учетом непредставления Заявителем документов, подтверждающих невозможность взыскания дебиторской задолженности с потребителей-должников за поставленную электрическую энергию по основаниям для признания долгов безнадежными, установленным законодательством Российской Федерации по бухгалтерскому и налоговому учету, размер средств, учтенных РСТ в тарифах по статье "Списание дебиторской задолженности", является экономически обоснованным.
Согласно п. 1 статьи 43 Налогового кодекса Российской Федерации дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации. Заявителем не обоснован предложенный размер дивидендных выплат и необходимость их понесения за счет регулируемого вида деятельности, в связи с чем, заявленные требования признаны необоснованными.
В соответствии с п. 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается сумма налога на прибыль организаций. Величина налога на прибыль является расчетной и определяется в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая).
ФСТ России отмечает, что разногласия по данной статье являются производными от разногласий по статьям "Прибыль на капитальные вложения" и "Выплаты социального характера". Поскольку по результатам проведенного ФСТ России анализа суммы по вышеуказанным статьям принимались на уровне, утверждённом РСТ, то необходимость дополнительного учета средств для уплаты налога на прибыль отсутствует.
На основании вышеизложенного приказываю:
1. Признать экономически обоснованным размер расходов, учитываемых при установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей ОАО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" на 2013 г., по статьям затрат:
1. "Вспомогательные материалы" - 8 760,40 тыс. руб.;
2. "Работы и услуги производственного характера" - 5 725,29 тыс. руб.;
3. "Затраты на оплату труда" - 31 269,08 тыс. руб.;
4. "Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные в тарифах (2011 г.)" - 10 522,4 тыс. руб.;
5. "Избыток средств, полученный в предыдущем периоде регулирования 2011 г." - 17 800 тыс. руб.;
6. "Избыток средств, полученный в предыдущем периоде регулирования 2010 г." - 0 тыс. руб.
В остальной части разногласий отказать в удовлетворении требований ОАО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова".
2. Органу исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:
- установить тарифы на электрическую энергию для ОАО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" на 2013-2014 гг. с учетом пункта 1 настоящего приказа (дополнительному учету подлежат расходы в размере 25 069,17 тыс. руб., в том числе по статьям затрат: "Вспомогательные материалы" - 2 702,40 тыс. руб., "Работы и услуги производственного характера" - 2 517,29 тыс. руб., "Затраты на оплату труда" - 3 292,08 тыс. руб., "Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные в тарифах (2011 г.)" - 4 518 тыс. руб., "Избыток средств, полученный в предыдущем периоде регулирования" - 12 039 тыс. руб.);
- в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения об установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей ОАО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" на 2013-2014 гг. проинформировать Федеральную службу по тарифам об исполнении настоящего приказа, представив информацию и документы согласно Приложению к настоящему приказу.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 4 июля 2013 г. N 128-э/2 "О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между ОАО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" и Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края"
Текст Приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 26 июля 2013 г. N 27