В связи с поступлением в ФАС России обращений относительно признаков нарушения антимонопольного законодательства органами государственной власти субъектов Российской Федерации при формировании "формулярных перечней" лекарственных средств, ФАС России сообщает следующее.
В декабре 2012 года ФАС России принято решение по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства здравоохранения Ставропольского края (далее - Министерство) и Ставропольского краевого фонда ОМС (далее - Фонд ОМС), в соответствии с которым Министерство и Фонд ОМС признаны нарушившими нормы антимонопольного законодательства (решение ФАС России по делу N 1 15/91-12 от 24.12.2012 N АК/43839/12 размещено на официальном сайте ФАС России по адресу: http://fas.gov.ru/solutions/solutions_36405.html).
Обстоятельствами дела установлено, что на территории Ставропольского края действовал перечень лекарственных и дезинфицирующих средств для учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС на 2012 год (далее - формулярный перечень), утвержденный Министерством и согласованный с Фондом ОМС. Данный перечень включал лекарственные и дезинфицирующие средства с указанием их торговых наименований. В рамках дела установлено, что медицинские организации, работающие в системе ОМС на территории Ставропольского края, руководствовались формулярным перечнем при закупке лекарственных и дезинфицирующих средств. При этом закупка лекарственных средств, не входящих в перечень, была возможна лишь за счет собственных средств медицинской организации. Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" заказчик самостоятельно определяет свои потребности и возможности в приобретении товаров, работ, услуг и на основании этого формирует предмет закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья), каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Главой 10 Закона об охране здоровья установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий), в соответствии с которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий. В рамках территориальной программы государственных гарантий органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Согласно положениям раздела 1 Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи от 28.08.2001, утвержденных Минздравом России (N 2510/9257-01-34), Федеральным фондом ОМС (N 31-59/40-1) и согласованных с Минфином России (N 12-03-03), территориальная программа - это пакет документов, определяющих перечень заболеваний, видов, объемов, условий предоставления и финансирования государственных, муниципальных медицинских услуг, оказываемых населению за счет бюджетов всех уровней, средств ОМС и других поступлений. Территориальная программа должна включать в себя перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации государственных гарантий.
Формирование иных перечней в рамках территориальных программ законодательно не установлено.
Перечни лекарственных средств, предусмотренные законодательством Российской Федерации, должны формироваться по международным непатентованным наименованиям (далее - МНН), что соответствует требованиям действующего законодательства в сфере здравоохранения.
В связи с тем, что лекарственные препараты, имеющие одинаковое МНН, содержат одну и ту же фармацевтическую субстанцию, МНН определяет продуктовые границы товарного рынка соответствующего лекарства. Таким образом, лекарственные препараты с различными торговыми наименованиями, но одинаковыми МНН, образуют отдельный товарный рынок, и в рамках данного МНН приобретатели товаров имеют право выбрать лекарство с любым торговым наименованием. При этом производители лекарственных препаратов, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, находятся в равных конкурентных условиях.
Формулярный перечень, действовавший на территории Ставропольского края, был сформирован по конкретным торговым наименованиям лекарственных и дезинфицирующих препаратов.
Данным перечнем устанавливались различные условия продажи одних и тех же товаров, при которых производители (поставщики) лекарственных препаратов, входящих в формулярный перечень, находились в преимущественном положении по сравнению с производителями (поставщиками) лекарственных препаратов, не входящих в указанный перечень. Также, учитывая то, что содержание формулярного перечня воспринималось медицинскими организациями в качестве указания, обязательного для исполнения, Министерство тем самым ограничивало медицинские организации в выборе хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Таким образом, действия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по утверждению/формированию какого-либо перечня лекарственных средств, не предусмотренного нормами действующего законодательства, могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку любые перечни заведомо содержат ограничительные условия.
В связи с изложенным, ФАС России просит территориальные органы в случае выявления в субъектах Российской Федерации перечней лекарственных средств, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, принять соответствующие меры по устранению нарушений антимонопольного законодательства.
|
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В ФАС России поступают обращения относительно нарушения региональными властями антимонопольного законодательства при составлении "формулярных перечней" лекарственных средств.
Правительство РФ утверждает программу госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи. На их основе разрабатываются территориальные программы.
В рамках последних региональные власти устанавливают перечень лекарств, отпускаемых населению бесплатно или со скидкой в 50% (в зависимости от групп лиц и категорий заболеваний).
Территориальная программа должна включать перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств, изделий медназначения и расходных материалов, применяемых при реализации госгарантий.
Формирование иных списков законодательством не установлено.
Перечни должны формироваться по международным непатентованным наименованиям (МНН).
Лекарства с различными торговыми наименованиями, но одинаковыми МНН, образуют отдельный товарный рынок. В рамках данного МНН приобретатели товаров имеют право выбрать препарат с любым названием. При этом производители находятся в равных конкурентных условиях.
Действия региональных властей по утверждению (формированию) какого-либо перечня лекарств, не предусмотренного нормами действующего законодательства, могут содержать признаки нарушения.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 22 июля 2013 г. N ИА/28331/13 "Об устранении нарушений органами государственной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного законодательства"
Текст письма официально опубликован не был