См. ответ, приведенный в письме Банка России от 6 августа 2013 г. N 02-29-7/3313
В Ассоциацию российских банков поступают многочисленные вопросы кредитных организаций в связи с письмом Банка России от 23 апреля 2012 года N 29-5-2-5/2921, а также современным состоянием рынка монет из драгоценных металлов.
Кредитные организации выражают обеспокоенность отсутствием на российском рынке инвестиционных монет Банка России (например, золотой и серебряной монеты "Георгий Победоносец"). Анонсированный Банком России тираж золотых монет "Георгий Победоносец" в количестве 500 000 штук в настоящий момент в территориальных учреждениях Банка России отсутствует. Монетная программа Сочи - 2014 (инвестиционные и памятные монеты) в полном объеме находится у Сбербанка России, памятные монеты отпускаются в очень ограниченном, штучном порядке.
Вследствие указанного состояния рынка монет Банка России из драгоценных металлов многие кредитные организации планируют осваивать рынок монет из драгоценных металлов иностранных государств (Камерун, Ниуэ, острова Конго, Соломоновы острова, Виргинские острова, Токелау, острова Кука и др.).
Однако возникает вопрос относительно правового режима сделок с монетами из драгоценных металлов иностранных государств. Если указанные монеты являются законным средством платежа на территории страны своего происхождения, то в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) такие монеты следует считать валютной ценностью. Поэтому использование указанных монет в качестве предмета валютных операций может осуществляться только в соответствии с указанным Законом N 173-ФЗ. Однако в отличие от обычных монет и банкнот иностранных государств монеты иностранных государств из драгоценных металлов используются в обороте не в качестве средства платежа, а в качестве инвестиционного актива. Указанная особенность оборота монет из драгоценных металлов никак не регулируется Законом N 173-ФЗ, в связи с чем на практике постоянно возникают различные вопросы.
Прямые запреты на покупку/продажу монет иностранных государств из драгоценных металлов действующим законодательством не установлены. Информация об эмиссии монет иностранных государств из драгоценных металлов до сведения кредитных организаций не доводится. Отсутствуют и нормативные акты Банка России, регулирующие специальный порядок работы с этими монетами, включая порядок их бухгалтерского учета.
Сложившаяся практика показывает, что большинство кредитных организаций покупает монеты иностранных государств на вторичном рынке. Эти монеты могут быть ввезены на территорию Российской Федерации физическими лицами, которые, находясь за границей, купили их в иностранных банках. При этом у физических лиц, как правило, отсутствуют официальные документы эмиссионных институтов иностранных государств, подтверждающих, что эти монеты являются законным средством платежа.
По указанной причине российские кредитные организации вынуждены получать информацию о том, являются ли конкретные монеты иностранных государств законным средством платежа, как правило, из официальных интернет-ресурсов эмиссионных институтов или в нумизматических изданиях.
Отдельного внимания заслуживает рынок инвестиционных монет иностранных государств, процедура распространения которых не предусматривает наличие рассматриваемого сертификата. Поэтому информацию о том, являются ли эти монеты законным средством платежа, кредитные организации получают только из Интернета.
Кроме того, кредитные организации работают с монетами, у которых отсутствует подтверждение их "платежного статуса", поскольку они вышли из обращения. Операции с такими монетами подлежат налогообложению НДС.
В связи с изложенными проблемами, просим Вас высказать официальную позицию Банка России по следующим вопросам.
1. Вправе ли кредитные организации использовать на вторичном рынке при совершении операций с иностранными монетами из драгоценных металлов сертификат подтверждения их "платежного статуса", выданный на первого распространителя (иностранное юридическое лицо, нумизматическое издание)?
2. Вправе ли кредитные организации, совершающие сделку купли-продажи иностранных монет, требовать от физического лица-продавца сертификат подтверждения "платежного статуса" этих иностранных монет из драгоценных металлов, если он был выдан на имя продавца?
3. Является ли информация, полученная из интернет-ресурса иностранного эмиссионного банка, а также нумизматических изданий, достаточной, чтобы кредитная организация могла подтвердить, что приобретенная ею иностранная монета из драгоценных металлов является законным средством платежа в стране происхождения?
4. Является ли информация, полученная из интернет-ресурса иностранного эмиссионного банка, а также нумизматических изданий, достаточной, чтобы кредитная организация могла подтвердить, что приобретенная ею инвестиционная иностранная монета из драгоценных металлов является законным средством платежа в стране происхождения?
5. Могут ли кредитные организации совершать операции с монетами из драгоценных металлов иностранных государств, Российской Федерации, СССР, которые не являются законным средством платежа?
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Банком России по вопросам применения действующего законодательства.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 23 июля 2013 г. N А-02/5-389 "О правилах работы банков с монетами иностранных государств из драгоценных металлов"
Текст письма официально опубликован не был