Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2013 г. N 78-АПГ13-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гладковой Т.Е. о признании недействующими отдельных положений Порядка предоставления сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге", утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2012 г. N 172 "О мерах по реализации закона Санкт-Петербурга "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге" по апелляционной жалобе правительства Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 18 февраля 2013 г., которым заявление Гладковой Т.Е. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга Макорта Г.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
28 февраля 2012 года правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 172 "О мерах по реализации закона Санкт-Петербурга "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге" (далее - постановление), текст которого был опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 15 марта 2012 г.; в печатных изданиях "Петербургский дневник" 22 марта 2012 г., N 11 и "Вестник Администрации Санкт-Петербурга" 25 апреля 2012 г., N 4.
Пунктом 1 постановления утвержден Порядок предоставления сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге" (далее - Порядок) согласно приложению N 1.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что для получения сертификата граждане (представители граждан) представляют в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства заявление о выдаче сертификата по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 5 Порядка к заявлению прилагаются следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; свидетельства о рождении детей; решение суда об усыновлении (в случае подачи заявления мужчиной, являющимся единственным родителем (усыновителем) третьего ребенка или последующих детей); документы, подтверждающие регистрацию гражданина по месту жительства в Санкт-Петербурге; документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя (в случае подачи заявления и документов представителем гражданина).
Гладкова Т.Е. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным пункта 5 Порядка в части предусматривающей обязанность представления документа, подтверждающего регистрацию гражданина по месту жительства в Санкт-Петербурге для получения сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге", ссылаясь на то, что она имеет регистрацию по месту пребывания в городе Санкт-Петербурге, где и проживает с 2010 года, переехав в г. Санкт-Петербург на постоянное место жительства из г. Калуги, куда они прибыли в 2009 году с Украины по программе "переселение соотечественников". Иного места жительства не имеет. В установленном порядке её семья признана многодетной и имеющей право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга. В связи с рождением четвертого ребенка она обратилась в уполномоченный орган Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге".
Однако отделом Социальной защиты населения администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга в выдаче сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге" ей было отказано, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге.
По мнению заявительницы, постановление в оспариваемой части противоречит части 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ, статьям 1, 2, 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", нарушает её право на получение мер социальной поддержки как жителя Санкт-Петербурга при рождении четвертого ребенка.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 18 февраля 2013 г. заявление Гладковой Т.Е. удовлетворено, признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 5 Порядка в части слов "документы, подтверждающие регистрацию гражданина по месту жительства в Санкт-Петербурге".
В апелляционной жалобе правительство Санкт-Петербурга просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась заявитель.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание положения части 2 статьи 252 названного кодекса о возможности рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
В силу статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
6 декабря 2011 г. законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Закон Санкт-Петербурга N 810-151 "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге", пунктом 4 статьи 3 которого установлено, что форма Сертификата и порядок его предоставления устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга с учетом требований, установленных настоящим Законом Санкт-Петербурга.
Во исполнение вышеизложенного, правительством Санкт-Петербурга принято постановление, отдельные положения которого оспариваются Гладковой Т.Е.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса РФ, статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства", сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 2 Закона Санкт-Петербурга "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурга" право на дополнительную меру социальной поддержки возникает у граждан, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге.
При этом оспариваемым нормативным актом Правительства Санкт-Петербурга установлено обязательное предоставление документа, подтверждающего регистрацию гражданина по месту жительства в Санкт-Петербурге для получения сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге", что существенным образом ограничивает право граждан на получение указанных мер социальной поддержки граждан, проживающих в Санкт-Петербурге.
Удовлетворяя заявление Гладковой Т.Е., суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что постановление в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, т.к. содержит ограничительное условие, поскольку в качестве основания отказа в выдаче сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге" предусматривает отсутствие документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга N 810-151 "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге", имеющий большую юридическую силу относительно оспариваемого акта, также не содержит такого ограничения в праве на получение материнского капитала.
В силу положений статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно признал недействующим в части пункт 5 Порядка предоставления сертификата "Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге", утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2012 года N 172 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге" как противоречащий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 18 февраля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2013 г. N 78-АПГ13-9
Текст определения официально опубликован не был