Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 июля 2013 г. N 03-03-06/1/28978
Вопрос: В соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) - подп. 4 п. 4 ст. 271, ст. 317 НК РФ, налогоплательщик обязан отразить в составе внереализационных доходов суммы санкций, исчисленные в соответствии с условиями договоров, даже если он не истребует эти суммы с контрагента, нарушившего обязательства.
Вместе с тем, в НК РФ не указана информация, какими документами налогового учета оформляется начисление санкций (штрафы, пени, неустойка) за нарушение контрагентами договорных обязательств.
В связи с вышеизложенным, прошу уточнить и разъяснить следующие вопросы:
- какими документами налогового учета оформляется начисление санкций (штрафы, пени, неустойка) за нарушение контрагентами договорных обязательств;
- влияют ли процедуры реорганизации коммерческой организации на состав документов налогового учета, оформляемых при начислении санкций (штрафов, пеней, неустоек) за нарушение контрагентами договорных обязательств;
- должны ли документы налогового учета, оформляемые при начислении санкций (штрафов, пеней, неустоек) за нарушение контрагентами договорных обязательств и/или данные из таких документов включаться/отражаться в передаточном акте при реорганизации коммерческой организации?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено осуществление Минфином России функции по разработке и утверждению унифицированных форм первичных учетных документов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2013 г., каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Законом N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.
На основании статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно статье 313 Кодекса налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом. Подтверждением данных налогового учета являются, в том числе первичные учетные документы, соответствующие требованиям статьи 9 Закона N 402-ФЗ.
При этом система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.