Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
здравоохранения г. Москвы
от 28 февраля 2013 г. N 178
Программа
по развитию кадров медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на 2013-2017 годы (далее - Программа)
Наименование Программы |
"Медицинские кадры Москвы" |
Основание для разработки Программы |
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" |
Заказчик-координатор Программы |
Министерство здравоохранения Российской Федерации |
Разработчик Программы |
Департамент здравоохранения города Москвы |
Исполнители Программы |
Департамент здравоохранения города Москвы Государственные казенные учреждения Дирекции по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения административных округов города Москвы Медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы Государственные бюджетные образовательные учреждения среднего профессионального образования Департамента здравоохранения города Москвы Государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования - соисполнители (по согласованию) Региональная общественная организация Профессиональный союз работников здравоохранения г. Москвы (по согласованию) |
Цели и задачи Программы |
1. Ликвидировать кадровую диспропорцию и кадровый дисбаланс в медицинских организациях государственной системы. 2. Повышать квалификацию медицинских кадров. 3. Увеличить оплату труда медицинских работников. 4. Улучшить меры социальной поддержки и условия труда 5. Повысить квалификацию руководящих кадров 6. Разработать систему управления Программой. |
Сроки реализации Программы |
2013-2017 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования, (бюджет города Москвы) - 16 491 326,50 тыс. руб. В том числе по годам: 2013 год - 3 030 038,6 тыс. руб. 2014 год - 3 186 930,9 тыс. руб. 2015 год - 3 302 648,0 тыс. руб. 2016 год - 3 445 046,8 тыс. руб. 2017 год - 3 526 602,2 тыс. руб. |
Перечень основных мероприятий Программы |
По задаче 1 1. Определить нормативы и актуализировать штатные расписания в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы с учетом потребностей населения в медицинской помощи, нормативов по оказанию медицинской помощи Министерства здравоохранения Российской Федерации и динамики движения медицинских кадров (приток, возрастная структура, миграция). 2. Разработать и реализовать комплекс мер по оптимизации кадрового потенциала (ликвидация кадровой диспропорции и кадрового дисбаланса) с учетом установленных потребностей, в том числе: по формированию государственного заказа по целевой подготовке и переподготовке специалистов, привлечению молодых и иногородних специалистов и др. По задаче 2 1. Создать условия для повышения качества и непрерывности профессионального обучения медицинского персонала, в том числе: - своевременное прохождение сертификационных циклов; - внедрение дистанционных и электронных образовательных технологий; - обеспечение информационно-образовательными материалами на рабочих местах; - внедрение симуляционного обучения; - актуализация образовательных программ в соответствии с действующим законодательством в области дополнительного профессионального образования, требованиями Министерства здравоохранения Российской Федерации, потребностями столичного здравоохранения с учетом использования инновационных технологий. По задаче 3 - Обеспечить необходимые бюджетные средства и мониторинг увеличения оплаты труда в соответствие с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" По задаче 4 1. Улучшить меры социальной поддержки (обеспечение жильем, подъемные молодым специалистам и др.), условия труда и качества жизни медицинских работников (бесплатное обучение на рабочих местах, электронный документооборот, условия для здорового образа жизни и др.). 2. Проводить мероприятия по повышению престижа профессии. По задаче 5 - Обеспечить меры по подготовке и повышению квалификации руководителей государственных учреждений здравоохранения города Москвы. По задаче 6 1. Назначить ответственных лиц за реализацию Программы, разработать необходимую нормативную базу по реализации мероприятий Программы, в том числе показатели качества и безопасности медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы. 2. Обеспечить мониторинг, информационное освещение и контроль проводимых мероприятий по Программе, формировать рейтинги медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы. |
Ожидаемые промежуточные результаты реализации Программы |
1. Оптимизация структуры медицинских кадров и устранение дефицита в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы. 2. Обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы врачами дефицитных специальностей и средним медицинским персоналом. 3. Сохранение и развитие кадрового потенциала в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы. 4. Изменение системы оплаты труда медицинских работников, стимулирующей улучшение количественных и качественных показателей их деятельности, профессиональный рост. 5. Расширение возможностей повышения профессионального уровня специалистов с высшим, средним медицинским и фармацевтическим образованием, профессиональной переподготовки. 6. Совершенствование системы мониторинга кадрового обеспечения и ведения электронной базы вакансий. |
Ожидаемые итоговые результаты реализации Программы |
1. Улучшение показателей удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи. 2. Соответствие оказанной медицинской помощи установленным стандартами клиническим рекомендациям (протоколам). 3. Повышение мотивации медицинских работников к качественному труду. 4. Улучшение социальной обстановки. |
Важнейшие целевые индикаторы (показатели) Программы |
1. Кадровое обеспечение здравоохранения. Индикаторы совершенствования планирования численности и структуры медицинского персонала учреждений здравоохранения города Москвы: 1.1. Обеспеченность населения врачами на 10 тыс. населения. 1.2. Обеспеченность населения средним медицинским персоналом на 10 тыс. населения. 1.3. Соотношение врачей и средних медицинских работников. 1.4. Укомплектованность амбулаторно-поликлинических учреждений государственной системы здравоохранения города Москвы врачами и средним медперсоналом. 1.5. Укомплектованность амбулаторно-поликлинических учреждений государственной системы здравоохранения города Москвы врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и средним медперсоналом, работающим с указанными врачами (согласно п. 4 ст. 33 Федерального закона от 21.11.2012 N 323). 1.6. Темп прироста численности врачей по дефицитным специальностям. 1.7. Темп прироста численности среднего медицинского персонала. 1.8. Число абитуриентов, направленных на целевую подготовку по программам высшего профессионального образования (додипломная подготовка). 1.9. Количество специалистов, направленных на целевую подготовку по программам высшего профессионального образования (последипломная подготовка). 1.10. Доля специалистов, обучавшихся в рамках целевой подготовки, трудоустроившихся после завершения обучения в государственные учреждения здравоохранения города Москвы. 2. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 2.1. Количество врачей, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования в государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. 2.2. Количество специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях среднего и дополнительного профессионального образования. 2.3. Число специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, окончивших образовательные учреждения среднего профессионального образования Департамента здравоохранения города Москвы и трудоустроившихся в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы. 2.4. Доля врачей, имеющих квалификационную категорию из числа работающих в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы. 2.5. Доля средних медицинских работников, имеющих квалификационную категорию из числа работающих в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы. 2.6. Доля медицинских работников, прошедших оценку уровня квалификации (аттестованных и аккредитованных (с 2016 года). 2.7. Доля медицинских работников, прошедших стажировку в зарубежных клиниках в рамках международного сотрудничества. 3. Социальная поддержка медицинских работников. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника. 3.1. Доля врачей и средних медицинских работников, обеспеченных жилыми помещениями из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. 3.2. Доля врачей и средних медицинских работников, обеспеченных жилыми помещениями, из числа молодых специалистов. 3.3. Количество молодых специалистов, которым были предоставлены меры социальной поддержки. 3.4. Количество участников городских профессиональных конкурсов по профессии и конкурсов на лучшее учреждение столичного здравоохранения. 3.5. Количество победителей и лауреатов городских профессиональных конкурсов по профессии и конкурсов на лучшее учреждение столичного здравоохранения, которым предоставлено финансовое поощрение. |
Алгоритм расчета индикаторов |
Осуществляется в соответствии с приказами Департамента здравоохранения города Москвы: - от 30.01.2013 N 72 "Об утверждении ведомственного перечня расчетных индикаторов Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" и методики их расчета"; - от 13.02.2013 N 112 "О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 30.01.2013 N 72 "Об утверждении ведомственного перечня расчетных индикаторов Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" и методики их расчета". Обеспеченность и укомплектованность медицинским персоналом рассчитывается по формулам: Обеспеченность медицинским персоналом = (Физические лица/Штатные должности) х 100% Обеспеченность медицинским персоналом на 10.000 населения = (Физические лица/население города Москвы) х 10 000 Укомплектованность медицинским персоналом = Занятые должности/штатные должности х 100% |
Этапы реализации Программы |
1. Разработать нормативную базу по регламенту реализации мероприятий Программы. 2. Назначить ответственных лиц за ходом выполнения Программы. 3. Утвердить показатели для контроля реализации Программы и их целевые значения. 4. Установить промежуточные и итоговые сроки реализации Программы. 5. Создать совет по развитию медицинских кадров города Москвы. 6. Внедрить в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы электронную программу "Медицинские кадры г. Москвы. 7. Приступить к реализации Программы в соответствии с установленным планом. 8. Обеспечить контроль и оценку полученных результатов. |
Показатели социально-экономической эффективности Программы |
Экономическая эффективность Программы заключается в повышении удовлетворенности населения города Москвы медицинскими услугами, предоставляемыми медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы, эффективном использовании средств фонда обязательного медицинского страхования и бюджета города Москвы. Укомплектование медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы квалифицированными медицинскими кадрами позволит повысить доступность и качество медицинской помощи, сократить очереди к врачу, переориентировать деятельность медицинских организаций на профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни. Доступная и качественная медицинская помощь, оказываемая высококвалифицированными специалистами, профилактическая направленность деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы позволят сохранить трудоспособность населения, снизить уровень инвалидизации и хронических заболеваний и увеличить продолжительность жизни. |
Система организации контроля за ходом реализации Программы |
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется Департаментом здравоохранения города Москвы в соответствии с требованиями законодательства |
I. Характеристика текущего состояния, обоснование целей и задач Программы
Актуальность разработки Программы:
Настоящая Программа разработана во исполнение:
- пункта 2 (г) Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";
- послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года "Разработать до 1 мая 2013 г. комплекс мер, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации...";
- письма заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяна от 29.10.2012 г. N 16-2/10/2-3314;
- в соответствии с Государственной программой города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)".
Согласно Стратегии развития здравоохранения города Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 04.10.2011 N 461-ПП (ред. от 22.02.2012) "Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" основными направлениями кадровой политики Департамента здравоохранения города Москвы являются: формирование системы управления кадровым потенциалом в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оптимальное размещение и эффективное использование кадровых ресурсов, обеспеченность учреждений здравоохранения врачами дефицитных специальностей и средним медицинским персоналом, перераспределение специалистов профицитных специальностей, расширение возможностей повышения профессионального уровня специалистов с высшим, средним медицинским и фармацевтическим образованием, улучшение условий работы и качества жизни медицинских работников, повышение удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи.
Особенности оказания медицинской помощи в городе Москве
В городе Москве имеет место более высокая потребность в объемах медицинской помощи по сравнению с Российской Федерации в связи со следующими факторами:
1. В городе Москве получают медицинскую помощь граждане, не имеющие постоянной регистрации: из субъектов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. Общий объем этих граждан в 3 раза выше, чем в других регионах Российской Федерации. Это приводит к тому, что по факту объемы медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях государственной системы здравоохранения города Москвы выше, чем в Российской Федерации на 48% (соответственно 14,1 и 9,5, посещений на 1 человека в год в 2011 году). В медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих стационарную помощь, дополнительный объем госпитализаций данных граждан составляет 19% к утвержденному нормативу числа госпитализаций по Территориальной программе государственных гарантий - ТПГГ (331 тыс. госпитализаций в 2012 г.).
2. Общая заболеваемость на 100 тыс. человек в год в Москве на 2% выше, чем в Российской Федерации, так, болезни системы кровообращения - составляют 26,2 тыс. человек (в РФ - 22,7 тыс. человек), внешние причины - 9,5 тыс. человек (в РФ - 9,3 тыс. человек).
3. Оказание медицинских услуг в рамках добровольного медицинского страхования и платных медицинских услуг в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы осуществляется в объемах: +25% объемов медицинской помощи к ТПГГ (4,64 млрд. руб.) - в РФ +15% объемов медицинской помощи к ТПГГ (3,12 млрд. руб.).
4. В городе Москве выше доля граждан старше трудоспособного возраста, чем в Российской Федерации в среднем (24% и 22% соответственно), что приводит к увеличению объемов медицинской помощи для этой группы населения.
5. Высокая транспортная загруженность в городе Москвы приводит к увеличению времени обслуживания вызовов скорой медицинской помощи.
Все эти факторы приводят к необходимости увеличения нормативов объемов медицинской помощи в городе Москве и, как следствие, увеличению расчетных нормативов численности медицинских кадров. Более того, присоединенные к городу Москве территории (ТиНАО - Троицкий и Новомосковский административные округа) - увеличивают общий дефицит медицинских кадров, поскольку в данных территориях фактически низкая обеспеченность медицинскими кадрами.
Также необходимо отметить, что в городе Москве сконцентрированы федеральные, ведомственные и частные медицинские организации. В эти организации, в случае их участия в ТПГГ, можно направить часть потоков пациентов, тем самым частично разгрузить потоки пациентов, приходящиеся на медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы.
Численность и структура медицинских кадров
По данным Государственного казенного учреждения здравоохранения "Бюро медицинской статистики Департамента здравоохранения города Москвы" (статистическая форма отчетности N 30) на 1 января 2012 года численность медицинских работников в учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы составляла 169 209 человек, из них:
Врачи (всего человек) |
Врачи участковые (терапевты, педиатры, врачи общей практики) (всего человек) |
Средний медицинский персонал (всего человек) |
Средний медицинский персонал, работающий с врачами участковыми (терапевтами, педиатрами, врачами общей практики) (всего человек) |
Соотношений врачей и среднего медицинского персонала |
45 558 |
4 979 |
85 542 |
4 797 |
1:1,9 |
Из общего числа врачей 55,8% работают в амбулаторно-поликлинических учреждениях и 31% - в стационарах. Коэффициент совместительства у врачей составляет в среднем 1,3.
В 2012 году по поручению Министерства здравоохранения Российской Федерации и в соответствии с Методикой расчета потребности во врачебных кадрах Министерства здравоохранения Российской Федерации проведена диагностика кадровой ситуации в государственных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы.
Некоторые сводные данные представлены в таблице:
Профили |
Фактические данные за 2011 г. |
Расчет по методике |
Профицит (+)/ дефицит (-) |
|||||||||
Штатные должности |
Физические лица |
Врачебные кадры (физические лица) |
||||||||||
Всего |
Поликлиника |
Стационар |
Всего |
Поликлиника |
Стационар |
Всего |
Поликлиника |
Стационар |
Всего |
Поликлиника |
Стационар |
|
Кардиология и ревматология |
1478,00 |
825,00 |
653,00 |
1106 |
577 |
529 |
1032 |
672 |
359 |
74 |
-95 |
170 |
Педиатрия (общая) |
4931,75 |
4593,00 |
338,75 |
3735 |
3454 |
281 |
7579 |
7557 |
22 |
-3844 |
-4103 |
259 |
Терапия (общая) |
9778,75 |
8100,00 |
1678,75 |
6415 |
5137 |
1278 |
8519 |
7647 |
873 |
-2104 |
-2510 |
405 |
Эндокринология (т) |
879,50 |
729,50 |
150,00 |
689 |
571 |
118 |
993 |
946 |
47 |
-304 |
-375 |
71 |
Аллергология |
198,25 |
151,75 |
46,50 |
139 |
104 |
35 |
193 |
135 |
31 |
-54 |
-31 |
4 |
Неврология |
2370,25 |
1420,25 |
950,00 |
1873 |
1115 |
758 |
1842 |
1519 |
323 |
31 |
-404 |
435 |
Инфекционисты |
521,25 |
271,25 |
250,00 |
362 |
176 |
186 |
546 |
304 |
242 |
-184 |
-128 |
-56 |
Хирургия (общая) |
6112,75 |
2697,50 |
3415,50 |
4298 |
1815 |
2483 |
4625 |
3177 |
1426 |
-327 |
-1362 |
1057 |
Урология |
952,25 |
542,75 |
409,50 |
696 |
369 |
327 |
759 |
578 |
181 |
-63 |
-209 |
146 |
Стоматология |
4828,75 |
4668,75 |
160,00 |
3279 |
3188 |
91 |
3051 |
3051 |
|
228 |
137 |
91 |
Акушерство-гинекология |
3482,25 |
2199,25 |
1283,00 |
2740 |
1692 |
1048 |
2303 |
1573 |
730 |
437 |
119 |
318 |
Отоларингология |
1328,00 |
992,25 |
335,75 |
942 |
712 |
230 |
1396 |
1066 |
123 |
-454 |
-354 |
107 |
Офтальмология |
1511,00 |
1232,75 |
278,25 |
1131 |
917 |
214 |
1314 |
1220 |
94 |
-183 |
-303 |
120 |
Дерматология |
861,25 |
760,50 |
100,75 |
641 |
565 |
76 |
774 |
746 |
28 |
-133 |
-181 |
48 |
Психиатрия |
2634,75 |
1275,75 |
1359,00 |
1492 |
692 |
800 |
1149 |
580 |
569 |
343 |
112 |
231 |
Наркология |
894,50 |
496,75 |
397,75 |
575 |
254 |
321 |
407 |
320 |
87 |
168 |
-66 |
234 |
Фтизиатрия |
928,50 |
644,00 |
284,50 |
481 |
295 |
186 |
679 |
316 |
363 |
-198 |
-21 |
-177 |
Прочие* |
2963,75 |
2607,75 |
356,00 |
1189 |
979 |
210 |
1930 |
602 |
1583 |
-741 |
377 |
-1373 |
Всего |
46209,75 |
34215,25 |
11994,50 |
32152 |
22615 |
9537 |
39260 |
32009 |
7251 |
-7108 |
-9394 |
2286 |
Реабилитационно-диагностическая группа |
17487,00 |
6445,00 |
11042,00 |
8919 |
3202 |
5717 |
13870 |
5314 |
8556 |
-4951 |
-2112 |
-2839 |
Группа управления |
2783,00 |
1825,00 |
958,00 |
2331 |
1573 |
758 |
2814 |
1856 |
958 |
-483 |
-283 |
-200 |
Скорая мед. помощь |
3618,00 |
|
|
2186 |
|
|
1522 |
|
|
664 |
|
|
Итого |
70097,75 |
42485,25 |
23994,50 |
45588 |
27390 |
16012 |
57466 |
39179 |
16765 |
-11878 |
-11789 |
-753 |
На основании полученных результатов (использовались данные за 2011 год Сборника показателей о медицинских кадрах Департамента здравоохранения города Москвы и статистической формы отчетности N 30) установлено, что дефицит врачей в государственных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы составляет 11878 человек (из них 11 789 в амбулаторно-поликлинических учреждениях и 753 в стационаре). Наибольший дефицит врачей педиатрического и терапевтического профилей, врачей-хирургов, травматологов-ортопедов, специалистов анестезиологии-реаниматологии; лучевых методов диагностики (рентгенология, ультразвуковая диагностика, рентгенэндоваскулярная диагностика и лечение); врачей общей врачебной практики; клинической лабораторной диагностики, неврологии; педиатрии; неонатологии.
В соответствии с Методикой расчета потребности во врачебных кадрах Министерства здравоохранения Российской Федерации отмечается профицит специалистов по основным специальностям в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих стационарную помощь населению. В основном это врачи акушеры-гинекологи, психиатры, нейрохирурги, терапевты, офтальмологи.
Кадровый дисбаланс в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы - профицит медицинских работников в стационарах при их недостаточности в первичном звене требует пересмотра порядка планирования, подготовки, переподготовки и трудоустройства специалистов в государственные учреждения Департамента здравоохранения города Москвы с учетом структуры региональной потребности в медицинских кадрах, потребности населения в медицинской помощи и объемов медицинской помощи в регионе.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации медицинских кадров
Для оказания медицинских услуг населению, в том числе и высокотехнологичной медицинской помощи по профилям, медицинским организациям государственной системы здравоохранения города Москвы необходимы высококвалифицированные специалисты.
В таблице представлена информация о подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов с высшим медицинским образованием для медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, осуществляемой в настоящее время:
Мероприятия |
Бюджет города Москвы (обучается человек) |
Федеральный бюджет (обучается человек) |
Высшее профессиональное образование (додипломное) |
1402 |
130 |
Высшее профессиональное образование (интернатура/ординатура) |
0/51 |
308/3 |
Переподготовка/повышение квалификации специалистов с высшим профессиональным образованием |
-/- |
200/7000 |
Зарубежная стажировка врачей |
65 |
- |
Департамент здравоохранения города Москвы сотрудничает с федеральными государственными образовательными учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации:
- по целевой подготовке специалистов (довузовская и послевузовская подготовка): ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" (РНИМУ) (ежегодный прием 300 человек, с 2012 года прием по целевой контрактной подготовке врачей не осуществлялся), ГБОУ ВПО Первым московским государственным университетом им. И.М. Сеченова (Первый МГМУ) в 2011 году прием 20 человек, в 2012 году - 100 человек) и ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" (МГМСУ) (ежегодный прием 30 человек) по специальностям "Лечебное дело" и "Педиатрия" (врачей участковой службы и врачей скорой помощи).
- по повышению квалификации специалистов с высшим профессиональным образованием: ГБОУ ДПО "Российская медицинская академия последипломного образования" (РМАПО), Первый МГМУ, РНИМУ, МГМСУ. По состоянию на 01.12.2012 г. обучено 5 749 врачей (план - 7 000).
Последипломная подготовка и повышение квалификации специалистов с высшим медицинским образованием осуществляется в федеральных образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного профессионального образования, и в государственных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы (научных организациях).
В настоящее время в системе Департамента здравоохранения города Москвы 7 медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы имеют лицензию на право образовательной деятельности (ординатура, аспирантура, повышение квалификации, переподготовка):
1) ГБУЗ "Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского",
2) ГБУЗ "Центральный научно-исследовательский институт гастроэнтерологии",
3) ГБУЗ "Московский научно-практический Центр оториноларингологии",
4) ГБУЗ "Научно-практический центр интервенционной кардиоангиологии",
5) ГБУЗ "Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии",
6) ГБУЗ "Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины",
7) ГКУЗ "Московский научно-практический центр наркологии".
В 2012 году Департаментом здравоохранения города Москвы в перечисленных организациях начата целевая контрактная подготовка специалистов в клинической ординатуре за счет бюджета города Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 августа 2012 г. N 373-ПП "Об обеспечении государственными стипендиями лиц, обучающихся за счет средств бюджета города Москвы в клинической ординатуре" лицам, зачисленным на обучение в ординатуру непосредственно после окончания государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования выплачивается стипендия в размере 16850 рублей в месяц. Лицам, зачисленным на обучение в ординатуру и имеющим на день зачисления стаж работы по врачебной специальности, выплачивается стипендия в размере 20340 рублей в месяц. В 2012 году трудоустроены по окончанию интернатуры 279 врачей, ординатуры - 171 врачей.
Однако имеет место невыполнение договорных обязательств по целевой контрактной подготовке специалистами, обучающихся для дальнейшей работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы.
Повышение квалификации и переподготовка специалистов медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы проводится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (ст. 196, 197 ТК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1996 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов) с отрывом от работы, без отрыва от работы и с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения при наступлении очередного срока дополнительного профессионального образования.
Нормативные сроки прохождения повышения квалификации при любой форме обучения составляют от 100 до 500 часов аудиторных Занятий, профессиональной переподготовки - свыше 500 часов аудиторных занятий.
В целях совершенствования системы планирования и контроля за реализацией планов повышения квалификации целесообразно ежегодно определять потребность в организации циклов повышения квалификации по специальностям с ежеквартальным контролем. Данные сведения необходимо направлять в образовательные учреждения дополнительного профессионального образования для формирования учебных планов-графиков повышения квалификации, возможности выездных циклов, применения дистанционного обучения.
В 2012 году 65 врачей государственных учреждений здравоохранения города Москвы прошли стажировку в ведущих зарубежных клиниках: 61 человек в Швейцарии (г. Женева и г. Базель), 4 человека в Израиле (г. Тель-Авив) по 13 специальностям: менеджмент, хирургия, гинекология, нейрохирургия, нефрология, кардиохирургия, онкология, анестезиология-реаниматология, ортопедия, травматология, офтальмология, педиатрия, терапия.
Подготовка специалистов со средним медицинским образованием в системе Департамента здравоохранения города Москвы осуществляется в 25 государственных бюджетных образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее - образовательные учреждения Департамента здравоохранения города Москвы): 1 фармацевтическом колледже, 10 медицинских колледжах, 14 медицинских училищах. Обучение проводится по 6 специальностям: Сестринское дело, Лечебное дело, Акушерское дело, Фармация, Лабораторная диагностика, Стоматология ортопедическая в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования.
Мероприятия |
Бюджет города Москвы (обучается человек) |
Федеральный бюджет (обучается человек) |
Подготовка специалистов со средним медицинским образованием |
12 000 |
- |
Переподготовка/повышение квалификации специалистов со средним профессиональным образованием |
0/17 500 |
- |
Движение численности контингента образовательных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы за 5 лет составляет:
- в 2008 году план приема - 5250 человек за счет средств бюджета города Москвы, выпуск - 3 535 человек (по очной форме обучения),
- в 2009 году план приема - 5040 человек за счет средств бюджета города Москвы, выпуск - 3 293 человека (по очной форме обучения),
- в 2010 году план приема - 5070 человек за счет средств бюджета города Москвы, выпуск - 3 122 человека (по очной форме обучения),
- в 2011 году план приема - 4020 человек (2790 человек за счет средств бюджета города Москвы и 1230 человек на договорной основе), выпуск - 2574 человека (по очной форме обучения),
- в 2012 году план приема - 3 620 человек (2540 человек за счет средств, бюджета города Москвы и 1080 человек на договорной основе), ожидаемый выпуск - 2 200 человек (по очной форме обучения).
Уменьшение плана приема в образовательные учреждения Департамента связано с приведением численности контингента образовательных учреждений Департамента к численности, установленной лицензией на право образовательной деятельности. Количество бюджетных мест уменьшено по специальностям "Фармация", "Стоматология ортопедическая" и "Акушерское дело" с учетом потребности государственных учреждений здравоохранения города Москвы. Подготовка специалистов по специальности "Стоматология" с 2009 года в образовательных учреждениях Департамента не осуществляется.
При поступлении в образовательные учреждения Департамента, в соответствии с законом "Об образовании" абитуриенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей зачисляются вне конкурса. В образовательных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы осуществляется подготовка специалистов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды по общим заболеваниям, которым не противопоказано обучение в медицинских образовательных учреждениях) по специальности "Лабораторная диагностика" (слабослышащие) и по специальности Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению). Для студентов льготных категорий (детям-инвалидам; детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей, детям из многодетных семей) организовано горячее питание; осуществляется выплата социальной стипендии и пособий, обеспечен льготный проезд.
Производственная (профессиональная) практика для студентов образовательных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы проводится в 456 медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы. В целях обеспечения рабочими местами выпускников со средним профессиональным образованием, в образовательных учреждениях Департамента созданы Комиссии по содействию в трудоустройстве выпускников, организована постоянно действующая ярмарка вакансий. Выпускникам образовательных учреждений Департамента с учетом полученной специальности предлагаются места для трудоустройства в государственных учреждениях здравоохранения Департамента. При этом учитываются пожелания выпускников: место их жительства, график работы и т.д. Трудоустройство выпускников образовательных учреждений Департамента проводится в соответствии с планом предварительного трудоустройства, составленным по заявкам руководителей медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы.
О предварительном трудоустройстве выпускников государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования Департамента здравоохранения г. Москвы см. приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 19 апреля 2013 г. N 375
Повышение квалификации среднего медицинского персонала осуществляется в государственных бюджетных образовательных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы:
1) Центре повышения квалификации специалистов здравоохранения,
2) Центре профессиональной подготовки кадров и последипломного образования,
3) 15 отделениях повышения квалификации, созданных на базе медицинских (фармацевтического) училищ.
Повышение квалификации специалистов со средним профессиональным образованием медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы проводится в соответствии с Календарно-тематическими планами повышения квалификации государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования по заявкам руководителей государственных учреждений здравоохранения города Москвы. Обучение проводится по 23 специальностям и 89 наименованиям тематики циклов (83% - программы общего усовершенствования, 13% - специализация, 4% - тематическое усовершенствование). План повышения квалификации ежегодно утверждается приказом Департамента здравоохранения города Москвы. В 2012 год потребность в обучении составляет 17 500 человек. По данным на 01.12.2012 обучено 14 449 человек.
Повышение квалификации специалистов со средним профессиональным образованием медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы проводится как в традиционной форме (усовершенствование, специализация), так и с применением дистанционного обучения Интернет-технологий, модульно-накопительной системы, стажировок за рубежом.
Оплата труда медицинских работников
Среднемесячная заработная плата в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 2012 году составила 49 890 рублей, что на 11,4% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост среднемесячной заработной платы прослеживается по врачебному и среднему медицинскому персоналу. Так среднемесячная заработная плата по врачебному персоналу за указанный период составила 67660 рублей, среднему медицинскому персоналу - 49350 рублей. Кроме того, предусмотрено дополнительное целевое финансирование из средств бюджета города Москвы на увеличение фонда оплаты труда работникам медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, что также позволит повысить уровень заработной платы работникам учреждений государственной системы здравоохранения города Москвы.
В рамках Программы модернизации здравоохранения осуществляются выплаты стимулирующего характера специалистам медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы: врачам общей (семейной) практики, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, медицинским сестрам врачей-терапевтов участковым, врачей-педиатров участковым, врачей общей практики; медицинским работникам скорой и неотложной медицинской помощи, врачам-специалистам и медицинским сестрам врачей-специалистов, оказывающим первичную медико-санитарную помощь населению.
Аттестация специалистов с высшим и средним медицинским образованием
В целях обеспечения медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы высококвалифицированными кадрами проводится аттестации специалистов с медицинским (фармацевтическим) образованием. Аттестация является и одним из эффективных мотивационных механизмов по оценке квалификационного уровня медицинских кадров, основой для рейтинговой оценки каждого медицинского работника.
Квалификационную категорию имеют: врачи - 25 338 чел. (в 2010 году - 25 135 чел.), из них высшую - 18 953 чел. (75%), первую - 5375 чел. (21%), вторую - 1010 чел. (4%); средний медицинский персонал - 43 291 чел. (в 2010 году - 42596 чел., из них высшую - 27993 чел., первую - 12794 чел., вторую - 2504 чел.);
Аттестации специалистов с медицинским (фармацевтическим) образованием медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы осуществляется Аттестационной комиссией Департамента здравоохранения города Москвы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 808н "О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками") на безвозмездной основе. Получение квалификационных категорий специалистами осуществляется на основании проверки соответствия профессиональных знаний и их профессиональных навыков (формы квалификационного экзамена - компьютерное тестирование и/или собеседование). Ежегодно аттестацию проходят более 15 000 сотрудников медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы.
Однако, для адекватной оценки результатов профессиональной деятельности, выявления деловых, личностных качеств конкретного работника и его потенциальных возможностей требуется совершенствование системы аттестации, в том числе применение критериев на соответствие аттестуемых заявленной квалификационной категории (второй, первой и высшей), а также разработка заданий для проведения квалификационного экзамена (тесты, ситуационные задачи, владение практическими навыками).
Повышение квалификации управленческих кадров
Достижение поставленных целей по кадровому обеспечению столичного здравоохранения невозможно без эффективного управления кадровым потенциалом отрасли. Необходимо совершенствовать систему подготовки управленческих кадров в здравоохранении, с учетом современных принципов управления качеством и стандартизации, предоставлять профессиональные знания (юридические, экономические, психологические, социологические и др.) и навыки управления кадрами.
Современный руководитель учреждения здравоохранения должен быть компетентен в сфере государственного управления здравоохранения, менеджмента, маркетинга, финансов, экономики и юриспруденции. Освоить данные компетенции, пройдя двухнедельный курс повышения квалификации невозможно.
За два последних года в столичном здравоохранении произошли значительные изменения, связанные с модернизацией, реорганизацией и реструктуризацией медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы. Одним из значимых и масштабных мероприятий явилось создание новой 3-х уровневой системы оказания первичной медицинской помощи, в которой для каждого уровня разработан свой предел компетенции. В настоящее время в административных округах города Москвы на базе крупных поликлиник созданы 46 амбулаторно-поликлинических объединений, обслуживающих взрослое население Москвы (в 2013 году начнут функционировать 40 амбулаторно-поликлинических объединений, обслуживающих детское население). И теперь в зоне ответственности главного врача не 10-30 тысяч человек, как раньше, а 100-300 тысяч человек. Для реализации модернизационных процессов и эффективного освоения ресурсов, для получения высокого качества услуг, предоставляемых населению, крайне актуальным является формирование современных управленческих (менеджерских) компетенций у руководящего звена системы здравоохранения.
В настоящее время повышение квалификации руководителей медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы осуществляется на циклах повышения квалификации по программе "Организация здравоохранения и общественное здоровье" и по программе "Мастер делового администрирования в здравоохранении" ("МВА - Управление медицинским бизнесом"), изучающей вопросы экономической теории управления компаниями и развитие практических навыков бизнес управления.
В 2012 году совместно с ГБОУ ВПО "Московский городской университет управления Правительства Москвы" разработана и начата реализация отраслевой образовательной программы повышения квалификации "Управление развитием здравоохранения Москвы", включающая профессиональные модули, обучающие семинары, тренинги и образовательные кейсы (деловые ситуации и задачи).
Меры
социальной поддержки и повышения престижа профессии
Для улучшения жилищных условий молодых специалистов, работающих в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, Департаментом здравоохранения города Москвы реализуется программа "Молодой семье - доступное жилье", в соответствии с которым семьям молодых специалистов предоставляется служебная жилая площадь. В настоящее время жилой площадью по договору социального найма обеспечиваются медицинские работники государственных учреждений здравоохранения города Москвы, состоящие на жилищном учете по месту жительства и по месту работы не позднее 1 марта 2005 года. В 2012 году медицинским работникам государственных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы выделено 28 квартир.
В целях повышения престижа медицинской профессии Департаментом здравоохранения города Москвы проводятся городские конкурсы профессионального мастерства "Московские мастера", "Лучшее предприятие для работающих мам", "Формула жизни". Ежегодно за многолетний добросовестный труд в системе столичного здравоохранения медицинские работники государственных учреждений здравоохранения города Москвы награждаются правительственными и ведомственными наградами.
Выводы:
Проанализировав состояние кадрового обеспечения медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, необходимо:
1. Привести численность и структуру медицинских кадров в соответствие с установленными нормативами. Нормативы объемов медицинской помощи должны учитывать более высокую потребность в медицинской помощи в городе Москве по сравнению с Российской Федерацией.
2. Предусмотреть в бюджете города Москвы финансовые средства на повышение оплаты труда в соответствии с Указом Президента от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", на переподготовку и повышение квалификации врачей.
3. Обеспечить возможность повышения профессионального уровня специалистов с высшим, средним медицинским и фармацевтическим образованием медицинских работников путем введения электронного документооборота, гибкого графика обучения, в том числе на рабочем месте.
4. Повысить качество медицинской помощи и актуализировать программы повышения квалификации медицинских работников в соответствии с действующим законодательством в области дополнительного профессионального образования, требованиями Министерства здравоохранения Российской Федерации, потребностями столичного здравоохранения с учетом использования инновационных технологий.
5. Установить дополнительные меры социальной и материальной поддержки медицинских работников по наиболее востребованным специальностям и предусмотреть в новой системе оплаты труда подъемные молодым специалистам.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Основной целью Программы является обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы квалифицированными медицинскими кадрами.
Достижение поставленной цели предполагается путем выполнения следующих задач:
1. Оптимизировать структуру и устранить дефицит медицинских кадров
2. Повышать квалификацию медицинских кадров
3. Увеличить оплату труда медицинских работников.
4. Улучшить меры социальной поддержки и условия труда
5. Повысить квалификацию руководящих кадров
6. Разработать систему управления Программой Программа реализуется в период с 2013 по 2017 годы.
III. Целевые индикаторы (показатели), характеризующие ежегодный ход и итоги реализации Программы
Для обеспечения количественной (качественной) оценки достижения поставленных в Программе целей и задач применяются целевые индикаторы (показатели) Программы. Прогнозируемые значения целевых индикаторов (показателей), характеризующих ежегодный ход и итоги реализации Программы, представлены в Паспорте Программы.
Целевыми индикаторами (показателями), позволяющими оценивать достижение цели Программы являются:
1. Кадровое обеспечение здравоохранения. Индикаторы совершенствования планирования численности и структуры персонала медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы.
2. Повышение качества подготовки и уровня квалификации персонала медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы.
3. Социальная поддержка медицинских работников. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника.
IV. Перечень
программных мероприятий и их реализация
В рамках Программы, исходя из цели и поставленных задач, предусмотрена реализация комплекса программных мероприятий:
1. Проведение мероприятий по ликвидации кадрового профицита
Осознавая кадровый дисбаланс в государственных учреждениях здравоохранения города Москвы - профицит медицинских работников в стационарах при их недостаточности в первичном звене планируется:
1.1. Перераспределение медицинских кадров.
Так профицит в стационаре, например, педиатров (259 человек) и терапевтов (405 человек), может быть ликвидирован за счет их перераспределения в амбулаторные учреждения, дефицит в которых составляет: педиатров более 5 000 человек, терапевтов более 4 000 человек.
Аналогичная ситуация с врачами:
- хирургами (дефицит в амбулаторных учреждениях 1781 человек, профицит в стационарных учреждениях 1057 человек),
- урологами (дефицит в амбулаторных учреждениях 325 человек, профицит в стационарных учреждениях 146 человек),
- отоларингологами (дефицит в амбулаторных учреждениях 567 человек, профицит в стационарных учреждениях 107 человек),
- офтальмологами (дефицит в амбулаторных учреждениях 548 человек, профицит в стационарных учреждениях 120 человек).
1.2. Ротация медицинских кадров.
1.3. Переподготовка специалистов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Проведение мероприятий по формированию государственного заказа на подготовку переподготовку и повышение квалификации медицинских кадров
2.1. Совершенствование целевой додипломной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием
2.1.1. Планирование численности и структуры кадров медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы (определение дефицита и профицита кадров, расчет кадрового дисбаланса).
2.1.2. Ежегодное определение потребности в специалистах с высшим медицинским образованием в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы.
2.1.3. Формирование государственного заказа по целевой подготовке специалистов с учетом потребности отрасли.
2.1.4. Выдача целевых направлений Департамента здравоохранения города Москвы абитуриентам для поступления на целевые места в федеральные государственные учреждения высшего профессионального образования (целевой прием).
2.2. Совершенствование целевой последипломной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием
2.2.1. Формирование государственного заказа по целевому приему и целевой контрактной подготовке специалистов в клинической ординатуре и интернатуре с учетом потребности отрасли по дефицитным специальностям.
2.2.2. Заключение договоров по целевой контрактной подготовке специалистов для медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы.
2.2.3. Контроль за выполнением договорных обязательств по целевой контрактной подготовке специалистов для медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы.
2.2.4. Сотрудничество с образовательными учреждениями и научными организациями по подготовке специалистов с высшим медицинским образованием в рамках договорных отношений и выполнения государственного задания.
2.2.5. Совершенствование системы мониторинга кадрового обеспечения.
2.2.6. Ведение электронной базы вакансий.
2.3. Мероприятия
по подготовке специалистов со средним медицинским образованием
2.3.1. Проведение оценки эффективности деятельности государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования по показателям, утвержденным Департаментом здравоохранения города Москвы (выполнение плана приема студентов, плана трудоустройства выпускников, показатель исполнительской дисциплины образовательного учреждения и др.).
2.3.2. Проведение профориентационных мероприятий, информационных акций, ярмарок вакансий для обеспечения медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы специалистами со средним медицинским образованием.
2.4. Мероприятия
по повышению квалификации специалистов с высшим и средним медицинским образованием
2.4.1. Внедрение пилотных проектов по непрерывному профессиональному образованию медицинских работников.
2.4.2. Создание условий для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников.
2.4.3. Создание условий для непрерывного обучения медицинского персонала (наличие сети Интернет, электронных пособий, дистанционных образовательных программ, справочников, профильной литературы, симуляционных устройств).
2.4.4. Формирование и расширение системы контроля профессиональных знаний и навыков медицинских работников.
2.4.5. Изменение системы оплаты труда медицинских работников, стимулирующей улучшение количественных и качественных показателей их деятельности.
2.4.6. Повышение престижа медицинской профессии (проведение конкурсов профессионального мастерства, содействие профессиональному росту через переподготовку и повышение квалификации).
2.4.7. Сотрудничество с российскими и зарубежными образовательными и медицинскими организациями с целью обмена опытом.
3. Аттестация медицинских работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы
3.1. Разработка критериев установления соответствия аттестуемых квалификационной категории (второй, первой и высшей).
3.2. Разработка, утверждение и введение в действие тестовых заданий при проведении квалификационного экзамена аттестуемых.
3.3. Привлечение профессиональных медицинских обществ по специальностям и профессиональных ассоциаций в рабочие группы по разработке критериев установления соответствия аттестуемых квалификационным категориям и тестовых заданий по аттестации специалистов с высшим и средним медицинским (фармацевтическим) образованием.
3.4. Обеспечение функционирования системы компьютерного тестирования аттестуемых.
4. Подготовка руководителей медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы
4.1. Повышение квалификации руководителей медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы по программе "Организация здравоохранения и общественное здоровье".
4.2. Реализация отраслевой образовательной программы повышения квалификации "Управление развитием здравоохранения Москвы", включающей профессиональные модули, обучающие семинары, тренинги и образовательные кейсы по вопросам управления.
4.3. Проведение зарубежных и межрегиональных стажировок руководителей медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы с целью обмена опытом.
4.4. Создание базы резерва кандидатов на должности руководителей медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы.
5. Социальная поддержка медицинских работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы
5.1. Увеличение уровня заработной платы работникам медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы с учетом оценки профессиональной деятельности работников и целевых показателей эффективности деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы (новая система оплаты труда).
5.2. Участие в городских жилищных программах по развитию системы улучшения жилищных условий по предоставлению жилья медицинским работникам (использование фонда общежитий, размещение в гостиницах для длительного проживания и гостиницах упрощенного типа, предоставление жилой площади в доходных домах).
5.3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы за счет бюджета города Москвы.
5.4. Аттестация специалистов медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на безвозмездной основе.
5.5. Предоставление специалистам медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы жилой площади из специализированного жилищного фонда (найм служебного жилого помещения) и коммерческого фонда города Москвы (купля-продажа с рассрочкой платежа на 10 лет), а также по программе "Молодой семье - доступное жилье".
5.6. Проведение мероприятий по повышению престижа медицинской профессии (проведение конкурсов профессионального мастерства "Московские мастера", "Лучшее предприятие для работающих мам", "Формула жизни", представление медицинских работников к награждению правительственными и ведомственными наградами).
V. Ожидаемые результаты по реализации Программы
1. Поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
2. Гарантированное трудоустройство в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы специалистов, обучавшихся в рамках целевой контрактной подготовки.
3. Сохранение и развитие кадрового потенциала отрасли.
4. Расширение возможностей повышения квалификационного уровня специалистов медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы. Удовлетворение образовательных запросов и потребностей медицинских работников в области профессиональных знаний (систематизация знаний, практических умений).
5. Формирование эффективной системы управления кадровыми ресурсами.
6. Участие руководителей и сотрудников медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы в международных мероприятиях (съездах, форумах, конференциях, выставках) по вопросам здравоохранения.
7. Повышение уровня дохода, улучшение условий труда и качества жизни медицинских работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы.
VI. Механизм реализации Программы
Координацию и мониторинг хода реализации Программы осуществляет Департамент здравоохранения города Москвы.
В ходе реализации Программы Департамент здравоохранения города Москвы осуществляет контроль за ходом реализации программных мероприятий и эффективным использованием средств, в том числе: ежегодно проводит анализ затрат по программным мероприятиям; ежегодно формирует бюджетную заявку на выделение средств из федерального бюджета и бюджета города Москвы для реализации программных мероприятий. В течение всего периода реализации Программы осуществляются ежеквартальные (по итогам с первого по третий кварталы) и ежегодные мониторинги реализации Программы.
VII. Финансовое обеспечение реализации Программы
N п/п |
Наименование мероприятия Программы |
Ед. измер. |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Примечание |
1. |
Подготовка специалистов с высшим медицинским образованием (додипломная подготовка) |
|||||||
1.1 |
Целевая контрактная подготовка |
чел. |
1402 |
1 162 |
922 |
682 |
442 |
Ежегодный выпуск 240 человек Стоимость обучения устанавливается ежегодно |
Объем финансирования |
тыс. руб. |
161 799,2 |
147 343,8 |
116911,4 |
89 479,0 |
53 511,0 |
||
Источник финансирования |
Бюджет города Москвы |
|||||||
1.2 |
Целевой прием |
чел. |
230 |
230 |
230 |
230 |
230 |
Ежегодно: Первый МГМУ - 100 человек РНИМУ - 100 человек МГМСУ - 30 человек |
Источник финансирования |
Федеральный бюджет |
|||||||
2. |
Подготовка специалистов с высшим медицинским образованием (последипломная подготовка) |
|||||||
2.1 |
Подготовка специалистов с высшим медицинским образованием (целевой прием последипломная подготовка - ординатура) |
чел. |
400 |
450 |
500 |
550 |
600 |
Подготовка осуществляется в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы (научные организации) и ФГБОУ ВПО в соответствии с государственным заданием |
Объем финансирования (бюджет города Москвы) |
тыс. руб. |
36 364,0 |
38 000,4 |
39 596,4 |
40 833,8 |
42 071,2 |
||
Источник финансирования |
Бюджет города Москвы |
|||||||
2.2 |
Подготовка специалистов с высшим медицинским образованием (целевой прием последипломная подготовка интернатура/ ординатура) |
чел. |
412/75 |
400/50 |
400/50 |
400/50 |
*-/50 |
* С 2017 года подготовка в интернатуре не осуществляется |
Источник финансирования |
Федеральный бюджет |
|||||||
3. |
Подготовка специалистов со средним медицинским образованием |
|||||||
3.1 |
Подготовка специалистов со средним медицинским образованием (численность студентов всего) |
чел. |
10 700 |
11 000 |
11 500 |
12 000 |
12 500 |
С 2013 года количество студентов, обучающихся в ГБОУ СПО Департамента здравоохранения города Москвы по договорам с полной оплатой стоимости обучения также будет ежегодно увеличиваться от 250 до 500 человек |
Объем финансирования |
тыс. руб. |
1682893,4 |
1762223,6 |
1839597,1 |
1918937,3 |
1997937,3 |
||
Источник финансирования |
Бюджет города Москвы |
|||||||
4. |
Переподготовка, повышение квалификации и аттестация специалистов с высшим и средним медицинским образованием |
|||||||
4.1 |
Переподготовка специалистов с высшим медицинским образованием |
чел. |
200 |
250 |
300 |
350 |
400 |
|
Объем финансирования |
тыс. руб. |
5000,0 |
6000,0 |
7000,0 |
8000,0 |
9000,0 |
|
|
Источник финансирования |
Бюджет города Москвы |
|||||||
4.2 |
Переподготовка/ повышение квалификации специалистов с высшим медицинским образованием |
чел. |
200/9600 |
200/9720 |
200/9840 |
200/9960 |
200/9980 |
|
Источник финансирования |
Федеральный бюджет |
|||||||
4.3 |
Зарубежная стажировка врачей |
чел. |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
|
Объем финансирования |
тыс. руб. |
15000,0 |
15675,0 |
16333,4 |
17500,0 |
18750,0 |
|
|
Источник финансирования |
Бюджет города Москвы |
|||||||
4.4 |
Повышение квалификации специалистов со средним медицинским образованием |
чел |
18 000 |
18500 |
19000 |
19500 |
20000 |
|
Объем финансирования |
тыс. руб. |
595367,8 |
630973,9 |
667312,7 |
697783,7 |
729268,7 |
|
|
Источник финансирования |
Бюджет города Москвы |
|||||||
4.5 |
Аттестация медицинского персонала |
чел. |
15 800 |
16 000 |
16 200 |
16400 |
16 600 |
Оплата членам экспертных групп и Аттестационной комиссии |
Объем финансирования |
тыс. руб. |
39500,6 |
40000,0 |
40500,0 |
41000,0 |
41500,5 |
|
|
Источник финансирования |
Бюджет города Москвы |
|||||||
5. |
Совершенствование системы непрерывного профессионального образования и аттестации медицинских работников |
|||||||
Объем финансирования |
тыс. руб. |
55365,9 |
70000,0 |
80000,0 |
90000,0 |
90000,0 |
Создание условий для непрерывного обучения медицинского персонала (наличие сети Интернет, электронных пособий, дистанционных образовательных программ, справочников, профильной литературы, симуляционных устройств и центров). Разработка, утверждение и введение в действие тестовых заданий при проведении квалификационного экзамена аттестуемых. Обеспечение функционирования системы компьютерного тестирования аттестуемых. |
|
Источник финансирования |
Бюджет города Москвы |
|||||||
6. |
Подготовка руководителей государственных учреждений здравоохранения города Москвы новой формации |
|||||||
6.1 |
Подготовка руководителя учреждения здравоохранения новой формации |
чел. |
200 |
300 |
300 |
300 |
100 |
Программа рассчитана на 2 года. Стоимость 230 000 рублей в год за 1 человека. Всего руководителей 600 человек |
Объем финансирования |
тыс. руб. |
46000,0 |
69000,0 |
69000,0 |
69000,0 |
23000,0 |
||
Источник финансирования |
Бюджет города Москвы |
|||||||
7. |
Социальная поддержка медицинских работников. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника |
|||||||
7.1 |
Социальная поддержка медицинского персонала, организация и проведение общественно-значимых мероприятий города Москвы в области здравоохранения (объем финансирования) (объем финансирования) |
тыс. руб. |
392807,7 |
407714,2 |
422302 |
432302 |
426302 |
|
Источник финансирования |
Бюджет города Москвы |
|||||||
|
Итого |
тыс. руб. |
3030038,60 |
3186930,9 |
3302648 |
3445046,8 |
3526602,2 |
16 491326,50 |
Динамика индикаторов, отражающих ход реализации Программы
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Базовое значение |
Динамика целевых показателей по годам |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||
Кадровое обеспечение по годам | |||||||
Обеспеченность врачами |
на 10 тыс. населения |
39 |
41,7 |
42,5 |
43,5 |
44 |
44,5 |
Обеспеченность средним медицинским персоналом |
на 10 тыс. населения |
73 |
83,4 |
97 |
99 |
100 |
100 |
Соотношение врачей и среднего медицинского персонала |
% |
1-1,9 |
1-2,1 |
1-2,3 |
1-2,5 |
1-2,6 |
1-2,8 |
Обеспеченность врачами клинических специальностей (работающих в амбулаторных и стационарных условиях без группы управления и параклиники) |
на 10 тыс. населения |
22,6 |
23,7 |
24,9 |
26,1 |
27,4 |
28,3 |
Укомплектованность амбулаторно-поликлинических и подразделений стационарных медицинских организаций врачами (физическими лицами) при коэффициенте совместительства не более 1,3 (оказание первичной медико-санитарной помощи) |
% (по действующим штатным нормативам) |
85,8 |
86,5 |
87,5 |
88,5 |
89,5 |
90,5 |
% (по должностям, рассчитанным по методике Минздрава РФ) |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Укомплектованность амбулаторно-поликлинических и подразделений стационарных медицинских средним медицинским персоналом (физическими лицами) при коэффициенте совместительства не более 1,5 (оказание первичной медико-санитарной помощи) |
% (по действующим штатным нормативам) |
80,0 |
82,0 |
84,0 |
86,0 |
88,0 |
90,0 |
% (по должностям, рассчитанным по методике Минздрава РФ) |
27,0 |
42,0 |
56,0 |
71,0 |
85,0 |
100,0 |
|
Укомплектованность амбулаторно-поликлинических и подразделений стационарных медицинских организаций врачами (физическими лицами), ведущими амбулаторный прием |
% (по действующим штатным нормативам) |
89,0 |
91,2 |
93,4 |
95,6 |
97,8 |
100,0 |
% (по должностям, рассчитанным по методике Минздрава РФ) |
86,0 |
89,0 |
92,0 |
94,0 |
97,0 |
100,0 |
|
Укомплектованность амбулаторно-поликлинических и подразделений стационарных медицинских организаций средним медицинским персоналом (физическими лицами), работающим с врачами, ведущими амбулаторный прием |
% (по действующим штатным нормативам) |
75,0 |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
95,0 |
100,0 |
% (по должностям, рассчитанным по методике Минздрава РФ) |
32,0 |
47,0 |
61,0 |
76,0 |
90,0 |
100,0 |
|
Темп прироста численности врачей по особо востребованным в регионе специальностям (в среднем) |
% |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
7,5 |
Темп прироста численности среднего медицинского персонала по особо востребованным в регионе специальностям (в среднем) |
|
5,5 |
6. |
6,5 |
7,0 |
7,5 |
8,0 |
Дефицит врачей в медицинских организациях |
чел. |
11878 |
9482 |
7126 |
4770 |
2356 |
0 |
% |
20,7 |
16,5 |
12,4 |
83 |
4,1 |
0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
врачей в амбулаторно-поликлинических и подразделениях стационарных медицинских организациях |
чел. |
11789 |
9403 |
7052 |
4701 |
2351 |
0 |
% |
30,0 |
24,0 |
18,0 |
12,0 |
6,0 |
0 |
|
врачей, работающих в стационарных медицинских организациях (условиях) |
чел. |
753 |
602 |
453 |
302 |
151 |
0 |
% |
4,4 |
3,59 |
2,7 |
1,8 |
0,9 |
0 |
|
Дефицит/профицит средних медицинских работников в медицинских организациях |
чел. |
74788 |
59322 |
44892 |
30463 |
14430 |
0 |
% |
47,0 |
37,0 |
28,0 |
19,0 |
9,0 |
0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
в амбулаторно-поликлинических и подразделениях стационарных медицинских организациях |
чел. |
92016 |
72704 |
54528 |
36352 |
18176 |
0 |
% |
81,0 |
64,0 |
48,0 |
32,0 |
16,0 |
0 |
|
в стационарных медицинских |
чел. |
14886 |
11668 |
8751 |
5834 |
2917 |
0 |
организациях (условиях) |
% |
131 |
124 |
118 |
112 |
106 |
0 |
Социальная поддержка медицинских работников. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника | |||||||
Доля врачей, получивших жилье из нуждающихся в улучшении жилищных условий |
% |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
Доля средних медицинских работников, получивших жилье из нуждающихся в улучшении жилищных условий |
% |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
Доля врачей, обеспеченных жильем, из числа привлеченных в медицинские организации Департамента здравоохранения г. Москвы |
% |
45 |
47 |
49 |
51 |
53 |
55 |
Доля средних медицинских работников, обеспеченных жильем, из числа средних медицинских работников, привлеченных в медицинские организации Департамента здравоохранения г. Москвы |
% |
60 |
65 |
68 |
70 |
72 |
73 |
Доля врачей, которые приобрели квартиры с рассрочкой платежа из числа врачей, получивших квартиры |
чел. |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
Доля средних медицинских работников, которые приобрели квартиры с рассрочкой платежа из числа средних медицинских работников, получивших квартиры |
чел. |
- |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
Доля медицинских и фармацевтических организаций, перешедших на "эффективный контракт" с работниками |
% |
0 |
14 |
30 |
45 |
55 |
70 |
Число мероприятий по повышению престижа профессии, проводимых на уровне Департамента здравоохранения г. Москвы |
абс. число |
20 |
25 |
30 |
40 |
50 |
50 |
Число врачей, привлеченных на работу в медицинские организации Департамента здравоохранения г. Москвы |
% от объема дефицита |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Число среднего медицинского персонала, привлеченных на работу в медицинские организации Департамента здравоохранения г. Москвы |
% от объема дефицита |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Соотношение заработной платы врачей и других работников медицинских организаций Департамента здравоохранения г. Москвы, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, к средней заработной плате по экономике г. Москвы |
% |
125,0 |
129,7 |
130,7 |
137,0 |
159,6 |
200,0 |
Соотношение заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала и других работников медицинских организаций г. Москвы, к средней заработной плате по экономике в г. Москве |
% |
89,0 |
89,5 |
89,9 |
90,8 |
100,0 |
100,0 |
Соотношение заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и других работников медицинских организаций г. Москвы, к средней заработной плате по экономике г. Москвы |
% |
50,1 |
51 |
52,4 |
70,5 |
100 |
100,0 |
Подготовка специалистов со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием. Повышение уровня квалификации медицинских и фармацевтических работников | |||||||
Количество врачей, прошедших обучение по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях высшего дополнительного профессионального образования |
чел. |
7200 |
9793 |
10318 |
10843 |
11368 |
11893 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
повышение квалификации (расчет сделан из необходимости повысить квалификацию не менее 20% врачей в год) |
чел. |
7000 |
9593 |
10068 |
10543 |
11018 |
11493 |
из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России |
чел |
7000 |
9593 |
10068 |
10543 |
11018 |
11493 |
профессиональная переподготовка (за счет бюджета г. Москвы) |
чел. |
200 |
200 |
250 |
300 |
350 |
400 |
из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России |
чел. |
200 |
200 |
250 |
300 |
350 |
400 |
Стажировка врачей за счет бюджета г. Москвы |
чел. |
65 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
Повышение квалификации врачей за счет бюджета г. Москвы (краткосрочные и тематические курсы повышения квалификации) |
чел. |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
2000 |
Количество подготовленных специалистов врачей, по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования |
чел. |
450 |
400 |
466 |
875 |
900 |
950 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
в интернатуре |
чел. |
308 |
412 |
400 |
400 |
400 |
- |
из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России |
чел. |
308 |
412 |
400 |
400 |
400 |
- |
в ординатуре |
чел. |
54 |
475 |
500 |
550 |
600 |
650 |
из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России |
чел. |
54 |
475 |
500 |
550 |
600 |
650 |
Количество специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях среднего и дополнительного профессионального образования |
чел. |
17700 |
18250 |
18800 |
19350 |
19850 |
20400 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
повышение квалификации |
чел. |
17500 |
18000 |
18500 |
19000 |
19500 |
20000 |
из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России |
чел. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
профессиональная переподготовка |
чел. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России |
чел. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
число лиц, направленных на целевую подготовку |
чел. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
в том числе по программам высшего профессионального образования |
чел. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
по программам среднего профессионального образования |
чел. |
- |
- |
- |
- |
|
- |
по программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура) |
чел. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Доля медицинских и фармацевтических специалистов, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд г. Москвы, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации системы здравоохранения г. Москвы |
% |
95 |
95 |
95 |
95 |
95 |
95 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
врачи |
% |
95 |
95 |
95 |
95 |
95 |
95 |
средние медицинские работники |
% |
- |
95 |
95 |
95 |
95 |
95 |
число бюджетных мест в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы |
абс. число |
2510 |
4000 |
4500 |
4500 |
4500 |
4500 |
число внебюджетных мест в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы |
абс. число |
660 |
700 |
700 |
700 |
700 |
700 |
соотношение числа бюджетных и внебюджетных мест в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы |
% |
26 |
17,5 |
15,5 |
15,5 |
15,5 |
15,5 |
Число специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, окончивших образовательные учреждения среднего профессионального образования, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы |
чел. |
2630 |
3200 |
3500 |
4000 |
4700 |
5200 |
Доля специалистов из числа административно-управленческого персонала организаций государственной системы здравоохранения по вопросам совершенствования организации управления здравоохранения |
% |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Доля врачей, имеющих квалификационную категорию из числа работающих в медицинских организациях Департамента здравоохранения г. Москвы |
% |
51 |
52 |
54 |
56 |
58 |
60 |
Доля среднего медицинского персонала, имеющих квалификационную категорию из числа работающих медицинских организациях Департамента здравоохранения г. Москвы |
% |
46,8 |
47,5 |
48,5 |
50 |
52 |
55 |
Доля медицинских работников, прошедших оценку уровня квалификации (сертификационный экзамен) |
% |
- |
- |
- |
- |
50 |
100 |
в том числе |
|
- |
- |
- |
- |
|
|
врачи |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
средние медицинские работники |
% |
50 |
55 |
60 |
60 |
69 |
70 |
доля аккредитованных специалистов |
% |
- |
- |
- |
- |
25 |
40 |
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 28 февраля 2013 г. N 178 "Об утверждении Программы по развитию кадров... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.