Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Программа
технического содействия Российской Федерации и Европейского банка реконструкции и развития
Структура предоставления финансирования в Европейском банке реконструкции и развития (далее - ЕБРР, Банк) опирается на четко подобранный баланс в использовании средств инвестиционных фондов и средств фондов технического содействия. Потребность России, крупнейшей из стран операций Банка, в программах технического содействия значительна и продолжает расти.
В последние три года важную роль в этом процессе играл Специальный фонд акционеров ЕБРР (САФ) - объем финансирования фонда в общем портфеле программ технического содействия в России составил около 30%. Однако ресурсы САФ ограничены для развитых стран, при этом Россия попадает в одну категорию со странами - членами Евросоюза. Несмотря на то, что средства САФ могут быть использованы для финансирования программ технического содействия в России, политическая ситуация не позволяет выделить значительные ресурсы при отсутствии соответствующих фондов от России.
Значительно сократилось количество стран-доноров, работающих на сегодняшний день в России через ЕБРР. Только два донора - Германия и Австрия - увеличили свои взносы в 2010 году. Основной страной-донором для России была Япония, покрывающая 14,4% всех программ технического содействия и 31,4% всех двусторонних соглашений. Однако японские программы в России нацелены исключительно на Дальневосточный регион.
Таким образом, сохранение устойчивого спроса на реализацию программ технического содействия, с одной стороны, и сокращение финансирования традиционных доноров, с другой стороны, способствует росту нехватки средств.
Ввиду изложенного, Банк с участием Правительства Российской Федерации разработал Программу технического содействия Российской Федерации и ЕБРР (далее - Программа), нацеленную на привлечение инвестиций в российский муниципальный и частный сектор, а также увеличение числа российских проектов, разработанных в соответствии с передовыми международными стандартами.
Программа будет реализована Банком за счет проектов, финансируемых из средств специально созданного для этих целей Счета технического сотрудничества России и ЕБРР, по следующим направлениям согласно приоритетам развития российской экономики:
1. Корпоративное развитие средних предприятий
Цель Программы: помочь предприятиям среднего бизнеса в регионах России получить доступ к финансированию ЕБРР, а также иным источникам финансирования и рынкам заемных средств, необходимых для достижения долгосрочного поступательного развития и роста бизнеса.
Средний бизнес в России, в особенности в регионах, располагает огромным неиспользованным потенциалом роста. К сожалению, многие компании из этого сектора ограничены в доступе к комплексным финансовым инструментам/рынкам капитала и до сих пор зависят от привычных источников финансирования, основанных на личных гарантиях или поручительствах под залог недвижимости, а не на преимуществах основного бизнеса. Цель Программы - помочь компаниям, которые, по мнению ЕБРР, являются перспективными для привлечения альтернативных источников финансирования и раскрытия своего потенциала роста. Программа поможет компаниям выстроить более четкую и прозрачную корпоративную структуру, создать международную финансовую отчетность и надежные бизнес планы. Семь региональных офисов ЕБРР, охватывающие все федеральные округа России, постоянно поддерживают связь с компаниями среднего бизнеса. Уже определены компании, подходящие по требованиям Программы.
В качестве оперативного результата ожидается консолидация и рост компаний, что в скором времени приведет к созданию новых рабочих мест, способствует профессиональной переподготовке, региональному развитию и увеличению собираемости налогов на местах. В среднесрочной перспективе развитие успешных частных региональных компаний приведет к разностороннему развитию и модернизации экономики, а также улучшению уровня жизни в регионах.
Опыт ЕБРР:
- Крупный производитель шарикоподшипников, принадлежащий к категории среднего бизнеса, с заводами в нескольких регионах России, получивший среднесрочный синдицированный кредит в 2007 году, вынужденный вести переговоры о реструктуризации долга в результате резкого снижения продаж из-за глобального кризиса 2008 года. Компания договорилась о масштабном пересмотре финансирования с ЕБРР, что позволило ей согласовать с кредиторами по синдикату продление изначальных сроков. На сегодняшний день компания полностью восстановилась от кризиса и процветает.
- Небольшая розничная фармацевтическая сеть из Санкт-Петербурга нуждалась в дополнительном финансировании для продолжения развития. Была достигнута договоренность о временном инвестиционном участии ЕБРР. В настоящее время сеть расширяется в соседние регионы, а ЕБРР планирует продать обратно долю своего участия в капитале компании через 5-7 лет.
2. Программы поддержки малого бизнеса (ППМБ): Программа развития предприятий и Программа деловых консультационных услуг
Цель Программы: укрепление микро-, малых и средних предприятий (ММСП), повышение их инновационного потенциала, а также развитие местной инфраструктуры поддержки ММСП, в том числе услуг по предоставлению деловых консультаций.
Программа развития предприятий содействует внедрению международной передовой практики на ММСП, которые обладают потенциалом будущих лидеров своего рынка, за счет привлечения международных консультантов из развитых стран с большим профессиональным опытом в конкретных секторах бизнеса.
Программа деловых консультационных услуг, помогая отдельным предприятиям наладить связь с местными консультантами по конкретным узкоспециализированным проектам, стимулирует спрос и улучшает понимание потенциальных преимуществ использования внешних консультантов.
В России ППМБ работают уже более 15 лет за счет финансирования международных доноров, в том числе ЕБРР. Объем выделенных на сегодняшний день донорских средств в рамках Программы развития предприятий достиг 15,9 млн. евро, реализовано 262 проекта в 8 федеральных округах. Объем финансирования в рамках Программы деловых консультационных услуг составил 9,1 млн. евро, осуществлено 694 проекта с привлечением 280 консультантов на местах. Отношение международных доноров к России изменилось, когда она сама вошла в число стран-доноров: количество программ и объем помощи значительно сократились.
Вместе с тем усилия, предпринимаемые в рамках различных государственных программ по поддержке сектора ММСП, зачастую недоступны предпринимателям в удаленных регионах. Местный рынок консультационных услуг часто характеризуется услугами по аудиту и информационными услугами, либо услугами разработчиков программного обеспечения, осуществляющих консультационную деятельность дополнительно к своей основной сфере деятельности. Предлагаемые консультационные услуги в основном базового уровня, стандартизированы, нацелены на компании, находящиеся в стадии роста, и не приспособлены к потребностям компаний, находящихся в стадии выхода на рынок или в стадии зрелости и нуждающихся в технических и высококвалифицированных услугах.
ППМБ реализуются в бедных и менее развитых регионах посредством внедрения передового опыта и оказания консультационных услуг ММСП, содействуют развитию сотрудничества внутри малых населенных пунктов и муниципальному развитию.
ППМБ предназначены для подготовки предприятий к будущему финансированию, в том числе со стороны ЕБРР. В 2010 году 23 клиента ППМБ получили 106 млн. евро инвестиций ЕБРР, а еще 18 поднялись на уровень пересмотра концепции.
Длительность проектов деловых консультаций в компаниях-клиентах обычно составляет около 4 месяцев. Результатом таких проектов становится увеличение оборота на 33% и среднее повышение продуктивности на 15%. Кроме того, в 20% случаев предприятия, в которых проводились консультации, по завершении проекта получают внешнее финансирование. При этом территориальные приоритеты и рабочие планы Программы деловых консультационных услуг корректируются под зрелость местного рынка и нацелены на минимизацию искажений рыночного равновесия.
Длительность проектов Программы развития предприятий в компаниях-клиентах обычно составляет около 18 месяцев. В среднем, продуктивность таких предприятий вырастала на 29%, а оборот увеличивался на 18%. Программа развития предприятий рассматривает компании как потенциальных клиентов для прямых инвестиций ЕБРР, а также для финансовых вложений через посредников на постоянной основе.
3. Повышение энергоэффективности
Цель Программы: решение вопросов энергопотребления в промышленном и муниципальном секторах регионов России.
Рациональное использование энергии - одна из ключевых проблем в России. Президент Российской Федерации дал распоряжение снизить энергопотребление российской экономики на 40% к 2020 году. Российские компании имеют огромные возможности по сокращению потребления энергии и уменьшению расходов на электроэнергию. Однако предприятиям не хватает соответствующего опыта, технических возможностей и знаний существующих практик и технологий, что затрудняет развитие проектов по рациональному использованию энергии. Несмотря на то, что проекты по энергосбережению требуют значительных вложений, они принесут мгновенную экономию ресурсов и преимущества для окружающей среды компаний и регионов, а также увеличат их конкурентоспособность, стабильность и бесперебойность энергоснабжения; снизятся государственные субсидии на энергию в муниципальных и жилищных отраслях; улучшится благосостояние населения за счет улучшения комфортабельности зданий, повышения качества коммунальных услуг и сокращения счетов на оплату электроэнергии. Все вложения окупятся за очень короткий период (от 2 до 5 лет) за счет сокращения затрат на энергию и коммунальные услуги. У ЕБРР большой опыт в осуществлении подобных реформ в Восточной Европе, поэтому Банк обладает уникальными возможностями для комбинирования долгосрочного финансирования с технической поддержкой, необходимой муниципальным и частным клиентам для раскрытия их потенциала по сбережению энергии.
Демонстрационный эффект Программы - наглядно показать предприятиям, что несмотря на значительные капиталовложения, энергоэффективность - выгодное использование средств.
Техническая поддержка в рамках Программы поможет обратить внимание на отдельные потребности выбранных региональных муниципалитетов, коммунальных и частных компаний и тем самым облегчить подготовку проектов по рациональному использованию энергии для банков. Поддержка включает в себя проведение аудита по использованию энергии для определения возможностей инвестирования в проекты по электроэнергии, разработку технико-экономических обоснований по специальным технологиям, помощь в подготовке проектов по электроэнергии, поддержку и обучение при внедрении систем управления энероэффективностью, а также всеобъемлющую поддержку органов местной власти при разработке и внедрении проектов на основе договоров по энергоэффективности.
Поддержка будет представлена в основном промышленным компаниям энергоемких отраслей (от сталелитейных компаний до предприятий малого и среднего бизнеса, таких как пекарни) и муниципальным компаниям (районные предприятия центрального отопления и водоснабжения, уличного освещения и прочие).
Опыт ЕБРР:
- В 2010 году ЕБРР предоставил кредит в размере 133 млн. евро на реструктуризацию крупнейшего в России производителя шарикоподшипников, корпорации Eurobearings. ЕБРР организовал аудит использования электроэнергии за счет средств донорских организаций на трех производственных базах компании, что помогло определить рентабельные инвестиции по энергоэффективности за счет модернизации систем теплоснабжения, установки децентрализованных компрессорных блоков и внедрению системы управления электроэнергией. Приоритетные проекты по рациональному использованию энергии общей стоимостью 10 млн. евро были профинансированы за счет кредита ЕБРР. Они должны окупиться за счет экономии энергии в течение периода от 1 года до 5 лет.
- В 2007/2008 гг. ЕБРР предоставил финансирование за счет привлечения заемных средств и выпуска акций на общую сумму в эквиваленте 10 млн. евро "Теплоэнерго", частной региональной компании по отоплению на юге России. Финансирование пошло на строительство нового котла и тепло- и энергостанций, модернизацию подстанций центрального отопления, а также ремонт теплоцентралей. Проекты позволят экономить до 10% топлива и 20% электроэнергии, а также увеличат КПД котлов на 20% (внутренняя ставка доходности проектов от сбережений электроэнергии составляет 14% в ценах на электроэнергию 2007 года).
- В 2008 году ЕБРР проводил пилотный аудит по потреблению электроэнергии в Сургуте. Анализ 295 общественных зданий (школ, больниц и других) помог определить недорогие меры по экономии энергии (освещение, отопление, вентиляция и водоснабжение). Эти меры позволили муниципалитету ежегодно экономить 45 млн. рублей на обеспечении зданий электроэнергией. Вложения примерно 200 млн. рублей окупятся за счет экономии энергии в течение приблизительно 4 лет. Подобные проекты можно внедрять на базе заключения договоров по энергоэффективности (ЕРС). ЕБРР ищет возможности для организации пилотного проекта ЕРС, чтобы помочь городу в финансировании и внедрении проектов по рациональному использованию энергии.
4. Развитие инфраструктуры
Цель: помощь в разработке и структурировании инфраструктурных проектов в регионах России в соответствии с передовыми международными стандартами, обеспечение эффективности их последующей реализации.
Слабо развитая инфраструктура в регионах является одним из основных сдерживающих факторов их экономического роста и улучшения качества жизни. В настоящее время национальным приоритетом в России являются модернизация и объектов инфраструктуры на региональном уровне. Для региональных и муниципальных органов власти это сложная задача и колоссальная работа, требующая огромных управленческих ресурсов для привлечения инвестиций и их точного распределения. Чтобы обеспечить инвестиции или привлечь частно-государственных инвесторов, проекты должны быть тщательно подготовлены и демонстрировать инвесторам, что размещенные ими средства будут потрачены оптимально.
ЕБРР располагает опытом разработки и финансирования инвестиционных программ для муниципальных компаний в области водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и транспорта, а также содействия развитию государственно-частного партнерства в России. Привлекаемые Банком международные эксперты помогут разработать и структурировать проекты в регионах по самым высоким европейским стандартам, заложить эффективность последующей реализации проекта, обеспечить сохранность окружающей среды, энергоэффективность, снижение будущих расходов на эксплуатацию и последующие капиталовложения.
В результате реализации Программы ожидаются:
- рост числа инфраструктурных проектов, финансируемых из бюджета, посредством привлечения совместно бюджетных средств и средств частных инвесторов или проектов сугубо частного финансирования;
- возросший объем инвестиций в инфраструктуру, что приведет к существенному улучшению качества объектов;
- рост конкурентного преимущества регионов в привлечении инвестиций в частном секторе посредством преимущества развитой инфраструктуры на рынке.
Опыт ЕБРР
- Проект общественно-государственного объединения аэропорта Пулково (реализованный). В июле 2010 года, благодаря тщательно подготовленному проекту и участию в тендере на заключение контракта, консорциум "Воздушные ворота Северной столицы"("ВТБ Капитал", Fraport AG и Copelouzos Group), ЕБРР и МФК совместно добились успешных результатов закрытия отчетного периода, что позволило осуществлять проект реконструкции стоимостью 1,2 млрд. евро без субсидий и государственного финансирования.
- Пермь, восточная объездная дорога (текущий). Проект по схеме общественно-государственного объединения, возглавляемый Пермской областью, предусматривает строительство 21,3 км последнего участка пермской восточной объездной дороги, включая строительство второй очереди моста через реку Чусовая. ЕБРР предоставил Пермской области поддержку ТС для разработки регионального закона по общественно-государственным объединениям в соответствии с высокими международными стандартами, направленного на создание благоприятной инвестиционной среды для частных инвесторов по проекту объездной дороги, а также других проектов по развитию инфраструктуры Пермского края.
5. Развитие сельского хозяйства
Цель Программы: улучшение качества продукции, санитарно-гигиенических условий и повышение эффективности производства.
В соответствии с последней стратегией ЕБРР для Российской Федерации сельскохозяйственный сектор представляет существенный потенциал для развития. Многие отрасли сельского хозяйства остаются разрозненными, их продукция низкого качества, санитарно-гигиенические условия не соответствуют нормам, а эффективность производства - очень низкая. Кроме того, инвестиционная обстановка неблагоприятна, качество инфраструктуры низкое, не развиты учреждения традиционного рынка. Однако Российская Федерация способна стать лидером в улучшении всемирной продовольственной безопасности.
Программа позволит ЕБРР реализовать мероприятия, которые не только обеспечат конкурентоспособность организаций на внутреннем и внешнем рынках, но и помогут им получить финансирование. Это приведет к улучшению переходного влияния на клиента, отрасль и экономику. Внедрение программ Складской квитанции и Квитанции на урожай обеспечит необходимый рабочий капитал сельскохозяйственным переработчикам и первичным производителям, таким образом, это произведет сильный демонстрационный эффект. Более того, ожидается, что проекты непосредственно повлияют на улучшение навыков, необходимых для отлаженной рыночной экономики. Прямая поддержка организаций, направленная на улучшение контроля эффективности и качества, а также на финансовую отчетность и управление компанией, поможет предприятиям в разы улучшить свои показатели, увеличить эффективность и достичь международных стандартов в корпоративном управлении. Более того, увеличение объема и качества сельскохозяйственной продукции в России положительно повлияет на ситуацию с продовольственной безопасностью и за пределами России, особенно учитывая тот факт, что черноморский регион является основным поставщиком зерна на Среднем Востоке и в Северной Африке. Помимо этого, формализация конструктивного консультационного процесса для государственного и частного секторов по зерновым и молочным продуктам благоприятно скажется на прозрачности и открытости общей экономической обстановки. Лучшее понимание проблем в инвестиционном климате и определение приоритетных сфер для усиленного финансирования крайне важны для роста сельского хозяйства в Российской Федерации.
Программа будет реализовываться в соответствии с техническими заданиями, подготовленными для каждого из направлений Программы с учетом их специфики и представленными в приложениях к Соглашению.
<< Назад |
Приложение 2. >> Повышение энергоэффективности |
|
Содержание Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским банком реконструкции и развития о создании Счета технического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.