Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава II
Наблюдения за режимом эксплуатации и внешними воздействиями на причальные сооружения
§ 1. Наблюдения за фактической загрузкой прикордонных складских площадей
II.1. В процессе наблюдений за фактической загрузкой складских площадей фиксируется интенсивность нагрузок в различных зонах прикордонной полосы.
II.2. Наблюдения за загрузками производятся на полосе, ширина которой регламентируется паспортом причальной набережной или проектом.
II.3. Результаты наблюдений указываются на рабочих картах, форма которых приведена в приложении 1.4.
II.4. Ежегодно в конце навигации карты анализируются. Анализ рабочих карт позволяет оценить интенсивность эксплуатации различных участков причальных набережных за навигацию.
II.5. Действительная нагрузка на различных участках прикордонной полосы устанавливается:
для штучных грузов по имеющимся данным о их массе,
для навалочных грузов путем обмера штабелей и контроля объемной массы материала.
II.6. Для определения нагрузок от навалочных грузов используются следующие технические средства:
стальная 20-метровая мерная лента, которой измеряются размеры штабеля в плане;
эклиметр (шифр по каталогу приборной продукции номенклатуры "Союзглавприбор", М., 1969, 0729921) для измерения крутизны откосов штабелей;
оптический высотометр ВМ (шифр 0729132) для определения высоты штабелей;
режущее кольцо диаметром 100 мм или режущие кольца полевой лаборатории ПЛЛ-9. При крупных фракциях материала используются мерные кубы объемом 0,25 .
Подробные указания по пользованию перечисленными техническими средствами содержатся в прилагаемых к ним заводских инструкциях.
II.7. В процессе наблюдения за режимом работы средств портовой механизации и транспорта регистрируются:
типы подвижного состава (с указанием марок локомотивов);
скорости прохождения составов по прикордонным железнодорожным путям;
типы перегрузочных машин (портальные, гусеничные, автомобильные краны, машины непрерывного действия и т.д.);
характер и интенсивность эксплуатационных взрывов, осуществляемых для рыхления навалочных грузов.
§ 2. Наблюдения за напором грунтовой воды на причальные набережные
Напор грунтовой воды на причальные набережные может возникать при понижении уровня воды на акватории и при переработке сыпучих грузов методом гидромеханизации в случаях, когда отсутствуют или неудовлетворительно функционируют дренажные устройства.
II.8. Напор вычисляется как разность между отметкой уровня грунтовой воды непосредственно за причальной стенкой и отметкой уровня воды на акватории.
Измерения напора должны выполняться с точностью до 0,1 м.
II.9. Результаты наблюдений за напором грунтовой воды оформляются в виде графиков измерения напора во времени для характерных участков причалов.
II.10. Наблюдательные скважины (пьезометры) следует располагать вдоль линии кордона на удалении не более 5 м от набережной. Расстояние между скважинами на причалах, оборудованных средствами гидромеханизации, не должно превышать 50 м; в остальных случаях указанное расстояние должно быть не более 200 м.
Общее число скважин на отдельно стоящих причалах и причалах малой протяженности должно быть не менее двух. Удаление скважины от концов причала должно быть не менее 10 м.
II.11. Конструкция пьезометров выбирается в зависимости от характера водовмещающих пород в соответствии с Указаниями по наблюдениям и исследованиям на судоходных гидротехнических сооружениях (Л., Транспорт, 1968).
В приложении 1.5 показана типовая конструкция пьезометра, применяемого для песчаных грунтов.
Следует принимать необходимые меры по обеспечению сохранности наблюдательных скважин.
§ 3. Наблюдения за динамикой изменения плотности грунта засыпки
От относительной плотности грунта засыпки за причальными стенками зависит допустимый режим эксплуатации средств портовой механизации и транспорта в прикордонной полосе. Наибольший уровень вибраций, создаваемых работающими и движущимися перегрузочными машинами и транспортом, должен соответствовать имеющейся относительной плотности грунта засыпки - в противном случае причальное сооружение окажется подверженным воздействию дополнительных нагрузок.
Изменение плотности грунтовой засыпки может происходить под воздействием вибраций, возникающих при эксплуатации причала, а также вследствие вытекания грунта на акваторию из-за дефектов грунтозащитных устройств.
II.12. Пробы грунта засыпки для определения ее относительной плотности берутся на всем протяжении причальной набережной в створах, отстоящих один от другого на 50-100 м. Места извлечения проб в каждом створе назначаются вблизи кордонной и тыловой ниток подкрановых путей и между подпортальными железнодорожными путями с соблюдением правил техники безопасности при расположении шурфов в районах прилегания трасс электрокабелей (приложение 1.6). При сплошном покрытии территории причалов предусматриваются участки, перекрываемые сборными железобетонными плитами. Створы, в которых берутся пробы грунта, желательно периодически менять.
II.13. Пробы извлекают с помощью режущих колец диаметром 100 мм или колец из комплекта ПЛЛ-9. Относительная плотность грунта засыпки определяется по методике, изложенной в работах: "Методические указания по определению физико-механических свойств грунтов в полустационарной лаборатории изыскательских экспедиций" (ЦНИИС) (М., Оргтрансстрой, 1961) и А.М. Васильева "Основы современной методики и техники лабораторных определений физических свойств грунтов" (М., 1958).
II.14. Результаты наблюдений за динамикой изменения плотности засыпки оформляются в виде графика зависимости относительной плотности от времени.
§ 4. Наблюдения за агрессивностью окружающей среды по отношению к конструкционным материалам причальных сооружений
Агрессивные воздействия окружающей среды способны привести к разупрочнению и разрушению бетона и интенсивной коррозии металла.
II.15. В процессе эксплуатации причальных сооружений следует вести наблюдения за уровнем агрессивности воды на акватории, грунтовой воды и грунта засыпки.
II.16. Пробы грунтовой воды извлекаются из скважин, предназначенных для проведения наблюдений, предусмотренных § 2.
Пробы воды из акватории берутся в створах соответствующих наблюдательных скважин. При взятии проб используются водоносы ГГП-19 (шифр 0726168) или ГГП-20 (шифр 0726176).
II.17. Химические анализы извлеченных проб воды следует производить силами специализированных организаций.
В результаты выполненных анализов должны быть установлены:
общекислотная агрессивность воды,
сульфатная агрессивность воды,
агрессивность воды по содержанию иона магния,
агрессивность воды по содержанию свободной углекислоты и углекислотных солей,
агрессивность воды по способности к выщелачиванию бетона.
II.18. Уровень агрессивности грунта засыпки определяется в створах наблюдательных скважин. Коррозионная активность грунта засыпки оценивается по его удельному электрическому сопротивлению с помощью четырехэлектродного прибора МС-08 или прибора ЭП-1М.
Указания по пользованию приборами содержатся в специальной литературе (например, Глазков В.И. Защита от коррозии протяженных металлических сооружений. М., Недра, 1969).
II.19. Результаты измерений уровня агрессивности окружающей среды обрабатываются в виде графиков изменения показателей агрессивности во времени и сопоставляются с соответствующими нормативными показателями, содержащимися в СНиП II-28-73 (М., Стройиздат, 1980).
§ 5. Наблюдения за блуждающими токами и токами утечки в прикордонной полосе
Интенсивность электрохимического коррозирования элементов конструкций существенно зависит от плотности блуждающего тока и тока утечки.
II.20. Для выявления опасности коррозии, вызываемой блуждающими токами, выполняются измерения:
разности потенциалов между подземными частями причальных сооружений и землей,
силы и направления тока в подземной зоне сооружения,
плотности тока утечки.
II.21. Для проведения указанных измерений может быть использован коррозионно-измерительный прибор КИП-57 или другие аналогичные приборы.
II.22. На основании результатов измерений в соответствии с СН65-76 (М., Стройиздат, 1977) решается вопрос о необходимости электрической защиты сооружений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.