Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III
Наблюдения за техническим состоянием причальных сооружений
§ 1. Визуальные обследования
Визуальные обследования причальных сооружений включают регулярные освидетельствования надводных частей конструкций и периодические водолазные осмотры их подводных частей.
III.1. Водолазные осмотры сооружений, находящихся в удовлетворительном техническом состоянии, производятся один раз в год, как правило, в межнавигационный период. Результаты осмотра оформляются актами.
III.2. В процессе визуальных обследований фиксируется состояние наружных частей конструкции, просадки территории и состояние подкрановых путей в прикордонной полосе, состояние температурных и осадочных швов.
III.3. Результаты осмотров подробно излагаются в журнале наблюдений, форма которого приведена в приложении 1.3, а данные водолазных осмотров дополнительно оформляются актами.
§ 2. Промеры глубин акватории в прикордонной полосе
III.4. Промеры глубин выполняются в полосе, ширина которой назначается в зависимости от свободной высоты причальной набережной.
При свободной высоте стенки до 10 м ширина полосы должна быть не менее 20 м, при свободной высоте стенки более 10 м - не менее 25.
Продольные и поперечные промерные створы разбиваются с шагом 5 м.
Точность измерений глубин должна быть не ниже 5 см.
III.5. Результаты измерений фиксируются в журнале и по ним строятся изобаты глубин.
§ 3. Наблюдения за плановыми смещениями сооружений
Плановые смещения причальных сооружений являются одним из наиболее характерных показателей их технического состояния. Величины смещений позволяют судить о напряженном состоянии сооружений и грунтов оснований, а характер их развития дает материал для прогнозирования изменения несущей способности конструкций на последующий период времени.
III.6. Наблюдения ведутся за каждой секцией причального сооружения в створе, располагаемом, по возможности, в середине секции.
III.7. Наблюдения рекомендуется производить с помощью дистанционной измерительной системы ЛИВТа. Указанная система устанавливается стационарно, не создает помех для эксплуатации причалов и позволяет регистрировать смещения с точностью 1 мм.
Допускается применять измерительную систему ЛИВТа без дистанционного приемника показаний. В этих случаях снимаются отсчеты в приборном кольце непосредственно по стрелке первичного прибора.
Схема установки измерительной системы приведена в приложении 1.7.
III.8. При отсутствии указанной в п. III.7 дистанционной системы наблюдения следует вести геодезическими методами.
III.9. Для осуществления геодезических наблюдений на причалах разбиваются опорная и наблюдательная реперная сеть. Схема размещения сетей зависит от расположения причальных сооружений, от планировки и застройки портовой территории.
Возможные схемы реперных сетей показаны в приложении 1.8.
III.10. При разбивке реперных сетей следует руководствоваться Временными указаниями по наблюдениям за смещениями портовых гидротехнических сооружений геодезическими методами (1965 г.).
III.11. Опорные и контрольные реперы следует выполнять в соответствии со схемами, приведенными в настоящей Инструкции (приложение 1.9).
Конструкции кордонных марок и закладных частей в головках реперов следует изготовлять по чертежам, помещенным в Методических указаниях по организации натурных исследований причальных набережных из сборного железобетона (1970 г.).
Типовые конструкции реперов для различных грунтовых условий приведены в приложении 1.9, а кордонных марок - в приложении 1.10.
III.12. Реперы предохраняются от механических повреждений колпаками на бетонных подушках, а кордонные марки - металлическими стаканами с крышками.
III.13. Если в процессе эксплуатации сооружения опорный репер или кордонная марка окажутся поврежденными или уничтоженными, то их восстанавливают на том же месте и присваивают тот же номер с литером "Н" и привязывают к опорной реперной сети. Продолжительность восстановления репера или марки не должна превышать одного месяца.
III.14. На опорные реперы составляются ведомости (приложение 1.11), где дается их описание и дата установки. Составляется также план порта с расположением и привязкой опорных реперов и марок.
III.15. Величины плановых смещений причальных сооружений фиксируются путем измерения линий между кордонными марками и реперами.
Указанные измерения рекомендуется производить с помощью компарированных мерных лент, снабженных динамометрами. Точность измерения должна быть не ниже 2 мм.
Измерения могут выполняться также створными методами. Для ведения створных измерений рекомендуется применять теодолит БТ1, ОТ-02 и ординатометр конструкций Гипроречтранса* или ЦНИИМФа.
III.16. Результаты измерений заносятся в журнал (приложение 1.3) и используются для построения текущих графиков изменения смещений сооружений во времени и в зависимости от интенсивности нагрузок на причалах (конструкция визирной и подвижной марок приведена в приложении 1.14).
§ 4. Наблюдения за высотными смещениями сооружений
III.17. Наблюдения за высотными смещениями производятся на причальных набережных всех типов, кроме шпунтовых стенок.
III.18. Наблюдения ведутся геодезическими методами с соблюдением правил, предусмотренных Инструкцией по нивелированию I, II, III и IV классов, утвержденной Главным управлением геодезии и картографии (М., Недра, 1968).
В качестве опорной высотной наблюдательной сети используются реперы и кордонные марки, обеспечивающие выполнение наблюдений, предусмотренных § 3 настоящей главы.
III.19. Нивелировка осуществляется по III классу точности с использованием нивелира НА-1 и штриховых реек.
III.20. По результатам наблюдений за вертикальными смещениями причальных сооружений строятся продольные профили и графики нарастания смещений во времени и в зависимости от интенсивности нагрузок на причалах.
§ 5. Наблюдения за креном причальных сооружений
III.21. Крен лицевой плоскости причальных сооружений фиксируется на каждой секции сооружений по возможности вблизи середины секции.
III.22. В качестве приборов для измерения крена причальных сооружений рекомендуется применять оптический квадрант КО-1 или приставной прибор ЛИВТа ПИ-2.
III.23. Результаты наблюдений за креном причальных сооружений обрабатываются в виде графиков изменения крена во времени и в зависимости от интенсивности нагрузок на причалах.
§ 6. Наблюдения за состоянием материалов элементов конструкций причальных сооружений
Состояние конструкционных материалов причальных сооружений в существенной степени характеризует их несущую способность.
Данные о характере изменения прочности материалов во времени позволяют правильно планировать сроки ремонта, прогнозировать изменение несущей способности и особенно назначать режим эксплуатации сооружений.
Наблюдения за состоянием конструкционных материалов ведутся визуальными и инструментальными методами.
III.24. Визуальные наблюдения за состоянием конструкционных материалов причальных сооружений производятся в процессе освидетельствований, предусмотренных § 1 настоящей главы Инструкции.
III.25. При визуальных осмотрах состояния бетона фиксируются:
шероховатость поверхностей,
плотность и структура поверхностного слоя бетона,
наличие раковин, отслаивания и выкрашивания бетона,
обрастание бетона,
наличие трещин, сколов,
потеки, свидетельствующие о выщелачивании бетона,
наличие обнаженной арматуры в результате разрушения защитного слоя бетона.
III.26. При визуальных осмотрах стальных конструкций причальных сооружений фиксируются:
наличие трещин, изломов, вмятин, расхождения шпунтин,
состояние антикоррозионного покрытия,
характер коррозии (сплошная или точечная),
состояние наружных элементов крепления анкерных тяг.
III.27. При визуальных осмотрах деревянных конструкций причальных сооружений регистрируются:
целостность врубок и сопряжений,
трещины, сколы и изломы древесины,
наличие необходимых металлических креплений и их состояние,
наличие и глубина поражения древесины гнилью,
признаки деятельности древоточцев,
состояние антисептической защиты.
III.28. Результаты визуальных осмотров фиксируются в журнале (приложение 1.3) с привязкой к ориентирам (швартовные трубы, кордонные марки).
Для анализа динамики местных повреждений элементов конструкций причальных сооружений рекомендуется производить фотосъемку.
III.29. Для наблюдения за динамикой изменения прочности бетона причальных сооружений используются приборы ударного контроля прочности.
В качестве инструмента для проведения указанных наблюдений на современном этапе рекомендуется применять эталонный молоток Кашкарова (Кашкаров Н.П. Контроль прочности бетона и раствора в изделиях и сооружениях. М., Стройиздат, 1967). Схема молотка приведена в приложении 1.12.
III.30. При общем удовлетворительном техническом состоянии причального сооружения проверке методом ударного контроля подвергается 30% однотипных элементов конструкций. При сплошных стенках измерения производятся в трех вертикальных створах на каждой секции.
III.31. Повторяемость измерений прочности бетона причальных сооружений указана в приложении 1.1 настоящей Инструкции. При наинизших уровнях воды на акватории следует производить добавочные измерения в зонах сооружений, находящихся обычно под водой.
III.32. Результаты измерений фиксируются в журнале, форма которого приведена в приложении 1.3 настоящей Инструкции. По получении данных строятся графики изменения прочности бетона на характерных участках причала.
III.33. При обнаружении снижения прочности поверхностного слоя бетона массивных причальных сооружений предпринимается контрольная проверка состояния бетона в глубине массивов.
К такой проверке, как правило, привлекают специализированную организацию. Для проведения методом колонкового бурения извлекают образцы, которые затем подвергают испытаниям. Подробные указания по проведению такого рода испытаний содержатся в книге "Рекомендации по оценке качества бетона гидротехнических сооружений по нормам" (Л., Энергия, 1968).
III.34. Степень коррозии стальных тонкостенных элементов причальных сооружений (шпунтов) проверяют путем засверливания отверстий 8-10 мм. Измерения рекомендуется осуществлять с помощью толщиномера, конструкция которого показана в приложении 1.13.
III.35. Для проверки степени коррозии стальных анкерных тяг и узлов их креплений к лицевой и анкерной стенкам производится отрывка шурфов. Степень коррозии измеряется с помощью штангенциркуля.
Проверке подвергается не менее двух шпунтин и одной анкерной тяги на каждой секции причальной набережной, где наблюдается наибольшая агрессивность окружающей среды.
III.36. Точность измерений по проверке степени коррозии стальных элементов причальных сооружений должна быть не ниже 0,1 мм.
III.37. Результаты наблюдений за коррозией оформляются в виде графиков зависимости коррозионного ослабления сечений элементов сооружений от времени.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.