Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I
Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция регламентирует состав и порядок наблюдений за техническим состоянием причальных набережных в портах и на пристанях МРФ РСФСР, осуществляемых персоналом порта (пристани) с целью обеспечения эффективной технической эксплуатации сооружений (поддержание высокой надежности конструкций при наиболее полном использовании резервов их несущей способности).
Инструкция не распространяется на специальные виды наблюдений и натурные исследования, выполняемые научно-исследовательскими и проектными организациями с целью выявления действительной несущей способности или причин ускоренного разрушения причальных сооружений.
1.2. Предусматриваемый инструкцией состав наблюдений обеспечивает получение информации о состоянии сооружений в объеме, необходимом для выполнения требований Правил технической эксплуатации портовых сооружений.
1.3. Наблюдения за причальными сооружениями организуются руководством порта и проводятся лицами, ответственными за техническое состояние причальных набережных.
1.4. На строящихся причальных сооружениях для проведения в дальнейшем необходимых наблюдений следует предусматривать при проектировании и заказывать при возведении сооружений реперные сети и монтировать необходимое стационарное оборудование.
Обязательным элементом подготовки к наблюдениям за сооружениями являются подбор, систематизация и анализ технической документации, отражающей проектные данные о сооружении (расчетные нагрузки, проектные отметки заглубления шпунта, положения дна, территории, уровней воды в акватории и засыпке, проектные прочностные характеристики материалов элементов конструкции и грунтов засыпки и основания и т.п.) и имеющиеся отклонения от проектных решений и технологии производства работ (последовательности засыпки грунтом пазух распорных причальных набережных, метода уплотнения грунта засыпки, технологии натяжения анкерных тяг, действительных сечений элементов сооружений, прочности материалов элементов конструкций и т.д.).
Наряду с этим необходимо фиксировать сведения и документы об имевшихся или имеющихся нарушениях заданного режима эксплуатации сооружений (перегрузках, имевшихся повреждениях и т.д.).
1.5. Наблюдения, осуществляемые в процессе эксплуатации причальных сооружений, ведутся визуальными и инструментальными методами и подразделяются на два вида:
наблюдения за режимом эксплуатации и внешними воздействиями на сооружения;
наблюдения за техническим состоянием сооружений.
Наблюдения за режимом эксплуатации и внешними воздействиями на сооружения включают:
проверку соответствия фактических нагрузок и режима работы средств портовой механизации и транспорта паспортным данным,
наблюдения за уровнем грунтовых вод и агрессивностью окружающей и водогрунтовой среды,
контроль изменения плотности грунта засыпки,
проверку наличия в прикордонной полосе блуждающих токов и токов утечки.
Наблюдения за техническим состоянием сооружений включают:
визуальное обследование конструкций,
промеры глубин в прикордонной полосе акваторий,
наблюдения за смещениями сооружений в плане,
наблюдения за высотными смещениями сооружений,
наблюдения за креном сооружений,
наблюдения за состоянием материалов элементов конструкций причальных сооружений,
контроль состояния прикордонных подкрановых путей.
1.6. Результаты наблюдений используются для оценки действительной несущей способности и обоснованного назначения необходимого режима эксплуатации причальных сооружений.
На основе обобщения данных, получаемых в результате наблюдений в соответствии с Положением о проведении планово-предупредительного ремонта морских и речных портовых, судоходных и судоподъемных гидротехнических сооружений, утвержденным приказом Госстроя СССР от 9 марта 1966 г., уточняются сроки проведения и категория ремонта конструкций.
1.7. Методика и периодичность наблюдений зависят от типа конструкций, технического состояния сооружений, интенсивности и длительности их эксплуатации, гидрогеологических условий объекта, агрессивности окружающей среды по отношению к конструкционным материалам сооружений.
Необходимая периодичность наблюдений за сооружениями, находящимися в удовлетворительном техническом состоянии, указана в приложении 1.1, а перечень приборов и оборудования - приложении 1.2.
1.8. Во всех случаях, когда проявляются отклонения от нормальной работы сооружений, за сооружениями организуется непрерывное наблюдение и принимаются неотложные меры по выявлению и устранению причин, вызывающих снижение несущей способности конструкций.
Признаки, при которых организуется непрерывный контроль за сооружением или его элементами:
сверхрасчетные плановые и высотные смещения сооружения,
незатухающая или прогрессирующая во времени деформация отдельных элементов или сооружения в целом,
возникновение изломов несущих элементов конструкций,
резкое снижение прочности материала несущих элементов сооружения.
1.9. При производстве наблюдений за причальными сооружениями необходимо строго соблюдать требования, приведенные в прилагаемых к приборам паспортах и заводских инструкциях, и выполнять правила техники безопасности.
1.10. Наблюдения за находящимися во взаимной связи факторами, характеризующими состояние сооружения и внешние воздействия на него, должны производиться одновременно.
1.11. Результаты наблюдения фиксируются в журналах (приложение 1.3) и оперативно обрабатываются. Полученные данные систематизируются в виде таблиц и графиков по видам наблюдений.
1.12. Для установления причин ускоренного разрушения, а также при необходимости выявления резервов несущей способности конструкций причальных сооружений производятся специальные натурные исследования. Для их выполнения рекомендуется привлекать специализированные научно-исследовательские организации. Такие исследования должны проводиться, как правило, при участии лиц, ответственных за техническое состояние причальных сооружений порта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.