Правила технической эксплуатации портовых сооружений
(утв. Министерством речного флота РСФСР 27 июня 1985 г.)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила регламентируют характер эксплуатации, содержания и ремонта гидротехнических и береговых сооружений в портах и на пристанях Министерства речного флота.
1.2. Выполнение настоящих Правил обязательно для работников портов, пристаней, плавсостава Министерства речного флота, клиентуры речных портов, персонала, эксплуатирующего портовые сооружения, сданные в аренду, плавсостава с судов и кораблей других ведомств, посещающих речные порты.
1.3. Правила распространяются на причальные сооружения и устройства, оградительные и берегоукрепительные сооружения, портовые склады, пассажирские и служебно-производственные здания, крановые пути, автодороги и площадки открытого хранения грузов, акватории и рейды, сети ливневой канализации.
Правила не распространяются на объекты гражданской обороны, железнодорожные пути и сети водопровода, канализации, теплоснабжения, вентиляции и электроснабжения. Техническая эксплуатация перечисленных объектов производится в соответствии со специальными Правилами.
1.4. При проектировании новых портовых сооружений, а также при разработке проектов реконструкции, капитального ремонта и усиления существующих сооружений требования настоящих Правил обязательны.
1.5. Все дополнительные инструктивные материалы, относящиеся к технической эксплуатации сооружений в портах и на пристанях Министерства речного флота, должны составляться с учетом настоящих Правил и в соответствии с ними.
1.6. Знание Правил технической эксплуатации портовых сооружений является обязательным для работников и должностных лиц речного транспорта, связанных с эксплуатацией портовых сооружений.
1.7. Проверка знаний настоящих Правил работниками пароходств, портов и пристаней производится не реже чем через два года, а также при их назначениях на должности, связанные с эксплуатацией причальных сооружений.
Ответственность за периодическую проверку знания Правил работниками портов возлагается на главных инженеров портов.
1.8. Ответственность за организацию технической эксплуатации сооружений несут главные инженеры портов или начальники пристаней (при отсутствии в штате должности главного инженера). Степень ответственности работников портов различных категорий за выполнение настоящих Правил определяется соответствующими должностными инструкциями.
Работники речного транспорта, виновные в нарушении Правил технической эксплуатации портовых сооружений, привлекаются к дисциплинарной ответственности, если их действия не влекут за собой иную ответственность.
2. Организационные и инженерные мероприятия общего характера
2.1. Организация надлежащей технической эксплуатации портовых сооружений имеет целью обеспечить их эффективную безаварийную работу, долговечность и надежность.
Режим эксплуатации и техническое состояние сооружений должны гарантировать нормальную и безопасную работу средств портовой механизации и транспорта, транспортного и портового флота, внутрипортовых сетей электроснабжения, водопровода, канализации, дорог, железнодорожных путей и линий связи, а также соблюдение противопожарных и санитарных норм и требований по охране труда и окружающей среды.
2.2. В каждом порту и на каждой пристани должен иметься обязательный комплект технической документации, включающий:
утвержденный и согласованный с контролирующими органами проект (рабочий проект) и исполнительную документацию по портовым сооружениям, а также исполнительную документацию и проекты капитального ремонта в случае их осуществления;
утвержденный акт комиссии по приемке в эксплуатацию порта (пристани) или отдельных его сооружений, а также все документы, наличие которых регламентировано СНиП III-3-81;
план-схему проектных эксплуатационных нагрузок на причалы и перечень грузов, которые запрещается перерабатывать и складировать на каждом из причалов;
специальные паспорта причальных сооружений (см. п. 3.7), если таковые выпущены;
схемы размещения и рабочие чертежи устройств, предназначенных для инструментальных наблюдений за сооружениями в соответствии с Временной инструкцией для работников портов по наблюдению за портовыми сооружениями (приложение 1). Все устройства (реперы, марки, пьезометры и пр.) должны иметь плановую и высотную привязки к государственной геодезической сети. Лица, ответственные за сохранность и периодическую проверку этих устройств, назначаются приказом начальника порта.
В портах, именованных в Положении о паспорте порта, утвержденного Министерством речного флота РСФСР 31 января 1984 г., должны иметься паспорта, составленные по форме, регламентированной указанным Положением.
2.3. Все изменения, вносимые в конструкцию, а также в режим использования сооружений, должны отражаться в паспорте порта.
2.4. В каждом порту и на каждой пристани должен иметься ежегодно обновляемый и корректируемый календарный план проведения мероприятий, связанных с обеспечением правильной технической эксплуатации портовых сооружений. Календарный план должен соответствовать всем требованиям настоящих Правил и Временной инструкции для работников портов по наблюдению за портовыми сооружениями, а также должен учитывать рекомендации Методических указаний по эксплуатации и усилению причальных сооружений, имеющих локальные повреждения (Л., Транспорт, 1977), Временных технических указаний по ремонту портовых гидротехнических сооружений (М., Транспорт, 1974), Методических указаний по определению несущей способности существующих причальных набережных (Л., Транспорт, 1978), Методических указаний по повышению несущей способности и определению эффективности ремонта портовых гидротехнических сооружений (Л., Транспорт, 1982).
2.5. В каждом порту и на пристани должно иметься необходимое количество экземпляров настоящих Правил, всех нормативных и методических материалов, поименованных в п. 2.4, а также необходимая техническая литература и справочные пособия, предназначенные для инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией портовых сооружений.
2.6. В каждом порту и на пристани должны иметься и находиться постоянно в исправном состоянии приборы и оборудование, необходимые для ведения всех видов наблюдений за сооружениями, регламентированных Временной инструкцией для работников портов по наблюдению за портовыми сооружениями.
На грузовых районах портов целесообразно иметь приборы "Сигнал", предназначенные для определения допускаемых нагрузок на причалы в зависимости от координат площадей загружения. При отсутствии таких приборов для каждого причала должны быть составлены на основании расчетов графики или таблицы допускаемых нагрузок в зависимости от координат площадей загружения. При их составлении в качестве исходной должна приниматься заданная проектная нагрузка на причал при сплошном загружении прикордонной полосы. Расчеты по определению допускаемых нагрузок на причалы могут быть выполнены проектными, специализированными научно-исследовательскими организациями или специалистами порта. Во всех случаях значения полученных допускаемых нагрузок должны быть подтверждены организацией - автором проекта сооружения.
2.7. Организация и проведение мероприятий по обеспечению правильной технической эксплуатации портовых сооружений возлагается на главного гидротехника (старшего инженера или инженера-гидротехника) порта.
Все работники порта, включая начальников грузовых районов и команды судов, в вопросах, связанных с эксплуатацией сооружений, должны подчиняться указаниям главного гидротехника (старшего инженера или инженера-гидротехника) порта.
2.8. В портах должны быть организованы бригады, ведающие текущим содержанием сооружений.
Ориентировочная численность рабочих бригады на навигационный период приведена в приложении 2.
В зависимости от местных условий при наличии обоснований (большое число объектов, их разбросанность и др.) в портах рекомендуется вводить должность мастера по содержанию и текущему ремонту сооружений.
2.9. Каждый работник речного транспорта, обнаруживший повреждения портовых сооружений или нарушения режима их эксплуатации, угрожающие безопасности людей или судов, обязан немедленно поставить об этом в известность представителей инженерно-технического персонала порта (на пристанях - начальника пристани).
3. Техническая эксплуатация причальных сооружений
3.1. В каждом порту (пристани) необходимо отчетливо обозначить прикордонную полосу, нагрузка на которую ограничивается проектом или паспортом сооружения. Если указанная полоса разбита на зоны с различной допускаемой интенсивностью нагрузки, то границы этих зон также должны быть ясно обозначены.
При сплошной загрузке прикордонной полосы причалов превышение заданной предельной проектной или паспортной нагрузки не допускается даже на самый короткий период.
При загрузке отдельных узких участков причалов предельная нагрузка должна предварительно определяться расчетом или с помощью прибора "Сигнал" (см. п. 2.6). Запрещается применение прибора, не настроенного на данное сооружение.
3.2. Предельные эксплуатационные нагрузки на причальные сооружения должны пересматриваться не реже одного раза в пять лет, а также при изменении технического состояния сооружения проектной или научно-исследовательской организацией. В случае выполнения этой работы специалистами порта результаты должны быть подтверждены организацией - автором проекта сооружения.
3.3. По каждому случаю превышения предельной эксплуатационной нагрузки должно проводиться служебное расследование, оформляемое актом, который утверждается главным инженером порта (начальником пристани).
Результаты расследования доводятся до вышестоящей организации. В журнале профилактических осмотров должна быть произведена запись об имевшем место превышении с указанием значений и параметров нагрузки.
3.4. За причальными стенками должны вестись систематические наблюдения. Сроки и методика наблюдений регламентированы Временной инструкцией для работников портов по наблюдениям за портовыми сооружениями. Результаты наблюдений используются в качестве основания для назначения необходимого режима эксплуатации сооружений в соответствии с их действительным техническим состоянием.
3.5. Возможность эксплуатации на причалах тех или иных средств механизации и транспорта, не предусмотренных первоначальным проектом, должна быть предварительно проверена расчетами, подтвержденными организацией - автором проекта сооружения.
В случае, когда причальные сооружения распорные, следует проверять допустимость эксплуатации средств механизации и транспорта в зависимости от действительной относительной плотности грунта засыпки за набережными. При этом необходимо исходить из следующих критериев:
эксплуатация в прикордонной полосе портальных кранов допустима при относительной плотности засыпки не менее 0,4;
эксплуатация железнодорожных составов на прикордонных подпортальных путях допустима при относительной плотности засыпки не менее 0,55, причем скорость движения составов в этом случае не должна превышать 10 км/ч, пропуск по прикордонным подпортальным путям составов со скоростью 20 км/ч допустим при относительной плотности засыпки не менее 0,7.
3.6. Производство эксплуатационных взрывов на причалах запрещается. В исключительных случаях взрывы можно производить на расстоянии не менее 20 м от линии кордона при относительной плотности засыпки не менее 0,7. Предельная мощность подрывных зарядов должна проверяться расчетами с учетом обеспечения сохранности портовых сооружений и оборудования.
3.7. В портах, где имеются паспорта причальных сооружений, составленные специализированными организациями на основании результатов натурных исследований, допустимый режим эксплуатации сооружений регламентируется указанными паспортами. Паспорта подлежат продлению или обновлению через каждые 5 лет, а также при изменении технического состояния сооружений.
В тех случаях, когда паспорт причального сооружения по истечении срока его действия не продлен или не обновлен и допускаемые паспортные нагрузки выше проектных, дальнейшая загрузка прикордонных складских площадей должна производиться в соответствии с первоначальными указаниями проектной организации, а имеющиеся на причалах средства механизации не заменяются.
3.8. Если результаты наблюдений за причальными сооружениями показывают, что их несущая способность снижается, необходимо принять оперативные меры по выявлению и устранению причин данного явления и усилению сооружений.
К работе по выявлению причин ускоренного ослабления конструкций причальных сооружений должны привлекаться специализированные исследовательские или проектная организации.
Повреждения причальных сооружений следует оперативно устранять.
3.9. При местных повреждениях причальных сооружений необходимо на период до их устранения расчетным путем определять допустимый режим эксплуатации сооружений на участках, имеющих повреждения. Такое расчетное определение допустимого режима эксплуатации причальных сооружений производится на основании Методических указаний по эксплуатации и усилению причальных сооружений, имеющих локальные повреждения, и является обязательным при следующих видах местных повреждений:
у шпунтовых и уголковых набережных:
разрушившихся, ненапряженных или чрезмерно провисших анкерных тягах;
полностью или частично разрушившихся шпунтовых сваях (лицевых панелях);
разрушениях анкерного пояса жесткости или подвижках анкерных стенок и плит;
наличии зон переуглубления дна более 0,03Н перед стенками в полосе шириной 2Н, где Н - свободная высота набережной;
нарушений грунтонепроницаемости лицевых стенок;
у гравитационных набережных:
сквозных трещинах в массивных бетонных и железобетонных элементах и разупрочнении бетона;
чрезмерных наклонах (более 0,5° сверх образовавшегося в строительный период), осадках и смещениях стенок;
чрезмерных относительных смещениях элементов массивовой кладки (отношение площади нависания сместившегося элемента к его полной площади более 15%);
неравномерности горизонтальных смещений секций набережной, превышающей 0,01Н;
наличии зон переуглубления дна более 0,02Н перед стенками в полосе шириной 2Н;
у набережных в виде свайных ростверков (распорных и безраспорных):
поверхностных повреждениях ростверков, уменьшающих расчетный момент сопротивления в рассматриваемом сечении более чем на 15%;
сквозных трещинах в несущих элементах верхнего строения и разупрочнении бетона;
повреждениях шпунтовых стенок;
повреждениях свай;
наличии зон переуглубления дна более 0,02Н перед стенкой в полосе шириной 2Н;
у откосных набережных:
размывах дна перед подошвой откоса;
подвижках и изменениях профиля откоса;
разрушениях креплений откосов.
3.10. В каждом случае работам по восстановлению поврежденного распорного причального сооружения должен предшествовать расчет степени восстановления его несущей способности.
Такой расчет производится на основании Методических указаний по повышению несущей способности и определению эффективности ремонта портовых гидротехнических сооружений.
3.11. Режим эксплуатации распорных причальных сооружений, отремонтированных без вывода из напряженного состояния, устанавливается на основе результатов определения степени восстановления их несущей способности.
3.12. В тех случаях, когда запланированный ремонт по расчету не позволяет в требуемой степени повысить несущую способность сооружения, необходимо на период ведения ремонтных работ обеспечить полную либо частичную разгрузку сооружения. Степень разгрузки должна устанавливаться расчетом.
3.13. Границы участков причалов (вдоль причального фронта) с различным допустимым режимом эксплуатации должны быть отчетливо обозначены.
3.14. Все металлические шпунтовые стенки должны иметь антикоррозионную защиту. При обнаружении коррозии интенсивностью свыше 0,05 мм/год следует принять дополнительные меры защиты стенок.
В зависимости от характера коррозии, вызывающих ее причин и режима эксплуатации сооружений могут применяться пассивные (защитные покрытия) и активные (катодная, протекторная, электродренажная) методы защиты.
Активная антикоррозионная защита должна, как правило, выполняться по специальным проектам.
3.15. При обнаружении коррозионного ослабления бетонных и железобетонных конструкций причальных сооружений надлежит:
принять меры к выявлению и устранению причин коррозии;
при необходимости выполнять антикоррозионное покрытие бетонных поверхностей сооружений;
по согласованию с проектной организацией рассмотреть вопрос об усилении конструкций, если из-за агрессивного воздействия окружающей среды поверхностная прочность бетона снизилась более чем на 10% по сравнению с проектной.
3.16. Отбойные устройства причальных сооружений необходимо постоянно поддерживать в надлежащем техническом состоянии.
Не разрешается эксплуатация сооружений, на которых отбойные устройства не навешаны или повреждены.
3.17. Дренажные устройства на причалах должны обеспечивать понижение гидростатического напора грунтовой воды на причальные сооружения до значений, предусмотренных проектом.
3.18. Суда должны подходить к причалам и отходить от них таким образом, чтобы не повредить причальные сооружения и исключить размыв дна перед ними.
3.19. При работе порта в условиях зимней (круглогодичной или продленной) навигации должны приниматься необходимые меры для предотвращения повреждения причальных сооружений во время очистки от льда причальных и навигационных рейдов.
Очистка от льда причальных рейдов ледоколами допускается только перед распорными причальными сооружениями. При этом ледокол не должен подходить к линии кордона ближе чем на 3 м. Не допускается подход ледокола к причальной стенке кормой.
При безраспорных причальных сооружениях работа ледоколов на причальном и навигационном рейдах не допускается.
В период проведения погрузо-разгрузочных работ и при стоянке у причалов должны приниматься эффективные меры по предотвращению примерзания судов к ледовому припаю или причальной стенке.
4. Техническая эксплуатация оградительных сооружений
4.1. Техническая эксплуатация оградительных сооружений заключается в поддержании последних в удовлетворительном состоянии при наименьших затратах. Для этой цели необходимо, основываясь на материалах наблюдений за состоянием сооружений, своевременно проводить их ремонт и усиление.
4.2. Наблюдения за оградительными сооружениями откосного профиля включают:
проверку состояния и прочности одежды гребня и откосов (в надводной и подводной зонах);
измерение действительного профиля сооружений и сопоставление его с проектным;
проверку наличия вымывания грунта из-под одежды;
промеры глубин перед подошвой откосов;
проверку состояния обратных фильтров, швов омоноличивания, одерновки и других элементов креплений откосов;
измерение плановых и высотных смещений конструкций.
4.3. Наблюдения за оградительными сооружениями вертикального профиля должны включать:
измерения плановых и высотных смещений и крена сооружений;
контроль прочности бетона;
проверку отсутствия смещений элементов из массивовой кладки;
промеры глубин перед сооружениями.
Наблюдения за оградительными сооружениями смешанного профиля должны включать замеры, предусмотренные пп. 4.2 и 4.3 настоящих Правил.
4.4. Наблюдения за оградительными сооружениями следует вести с помощью приборов и оборудования, рекомендованных Временной инструкцией для работников портов по наблюдению за портовыми сооружениями. Частота наблюдений должна гарантировать своевременное обнаружение возможных повреждений или ослаблений сооружений.
Для контроля за характером изменения технического состояния оградительных сооружений во времени результаты последовательных наблюдений надлежит анализировать и сопоставлять.
4.5. Все повреждения и дефекты оградительных сооружений следует устранять немедленно по их обнаружении. Для оперативного выполнения требуемых ремонтных работ порты обязаны иметь необходимый запас строительных материалов и деталей.
Величина неснижаемого запаса материалов устанавливается приказом начальника порта с учетом строительной стоимости, протяженности, технического состояния и опыта предшествующей эксплуатации сооружений. Объем запасаемых материалов корректируется при изменении технического состояния конструкций.
4.6. Откосы оградительных сооружений должны регулярно очищаться от выброшенных на них плавающих предметов и растительности, разрушающей откосные крепления.
4.7. Постановка судов на якорь на внутренних и внешних рейдах портов, расположенных в водохранилищах при отсутствии причальных пал, допускается на расстоянии не менее 30 м от оградительных сооружений.
5. Техническая эксплуатация берегоукрепительных сооружений
5.1. Для предотвращения потери устойчивости берегоукрепительных сооружений необходимо ограничивать загрузку примыкающих к ним зон портовой территории.
5.2. Берегоукрепления надлежит защищать от повреждений их судами. Берегоукрепления, не рассчитанные на нагрузки от швартующихся судов, должны быть оснащены запрещающими подход судов аншлагами или знаками, зарегистрированными в судоходной инспекции.
5.3. За берегоукрепительными сооружениями необходимо вести наблюдения, аналогичные наблюдениям за оградительными сооружениями.
5.4. За откосными сооружениями, берега которых сложены глинистыми грунтами пластичной и полутвердой консистенции, необходимо вести специальные виды наблюдений, призванные предотвратить образование оползней.
В число этих наблюдений входят:
измерения плановых и высотных смещений откоса (в надводной и подводной зонах) и прилегающего к бровке откоса участка территории шириной 2Н, где Н - высота откоса;
контроль за образованием и динамикой развития трещин и заколов в грунтовом массиве.
5.5. Увеличение скорости деформации откосного берегоукрепления в сочетании с прогрессирующим развитием трещин и заколов служит предвестником возникновения оползня.
В таких случаях надлежит (с привлечением при необходимости проектной и специализированной научно-исследовательской организаций) принять немедленные меры по усилению берегоукрепления.
5.6. При обнаружении активных оползневых процессов на портовых территориях, поддерживаемых берегоукреплениями, рекомендуется силами специализированной исследовательской организации составить расчетный прогноз длительной устойчивости оползневых масс. В необходимых случаях должны быть осуществлены надлежащие противооползневые мероприятия.
6. Техническая эксплуатация портовых складов
6.1. В портовых складах допускается хранение только тех грузов, для которых эти склады предназначены проектом.
6.2. Возможность использования складов для хранения грузов, не предусмотренных проектом, должна быть согласована с проектной организацией.
Предельная нагрузка на единицу площади пола, перекрытия и рампы, а также взаимное расположение грузов в складе должны соответствовать проекту.
При изменении технического состояния несущих конструкций допускаемые нагрузки в складах должны пересматриваться.
6.3. В складах должны быть вывешены схемы допускаемых нагрузок на полы и перекрытия и ясно обозначены границы постоянных проходов и проездов.
6.4. При складировании легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов надлежит руководствоваться требованиями Правил безопасности труда на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на пристанях Минречфлота РСФСР (1978 г.).
6.5. За состоянием складов следует вести систематические наблюдения, включающие:
измерение осадок фундаментов;
регистрацию прогибов, трещин и других деформаций стен, колонн, ферм, прогонов;
проверку состояния кровли (и устройств для отвода с нее атмосферных осадков), отмостков, оконных переплетов, полов, гидроизоляции;
проверку деревянных элементов складских конструкций (загнивание и признаки деятельности древоточцев);
проверку исправности ворот, состояния оштукатуренных и окрашенных внутренних и наружных поверхностей стен и колонн;
проверку исправности электрического, санитарного и противопожарного оборудования;
проверку величины коррозии металлических конструкций и закладных частей.
6.6. При назначении режима эксплуатации средств портовой механизации и транспорта и при подготовке эксплуатационных взрывов следует учитывать, что предельно допустимое ускорение вибрационных колебаний элементов конструкций складов составляет 100 .
Данное требование также распространяется на служебно-производственные здания.
7. Техническая эксплуатация служебно-производственных зданий
7.1. При эксплуатации служебно-производственных зданий надлежит руководствоваться требованиями Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (М., Стройиздат, 1974), Положения о проведении планово-предупредительного ремонта сооружений общепроизводственного назначения (М., ЦНИИТЭСстроймаш, 1969), Руководства по наблюдениям за деформациями оснований и фундаментов зданий и сооружений (М., Стройиздат, 1975), Положения о проведении планово-предупредительного ремонта жилых и общественных зданий (Рига, Авотс, 1981).
7.2. Возможность перепланировки помещений в зданиях, установки или подвески на их несущих элементах добавочных устройств или оборудования должна согласовываться с проектной организацией.
7.3. При эксплуатации зданий, построенных на вечномерзлых грунтах, должен строго выдерживаться заданный проектом температурный режим подполий и оснований. Должны быть также исключены возможные протечки в сетях и устройствах водоснабжения, отопления и канализации.
8. Техническая эксплуатация крановых путей
8.1. Крановые пути должны эксплуатироваться под нагрузкой только от тех механизмов, на которые они рассчитаны. Установка на подкрановые пути перегрузочных или иных механизмов с повышенным против проектного давлением на колесо без подтверждения автора проекта не допускается.
8.2. Содержание крановых путей должно отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных государственным Комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР (1969 г.).
8.3. Допустимые отклонения параметров крановых путей от проектных значений в процессе эксплуатации определяются допусками, согласно табл. 1.
Таблица 1
Допуски на укладку рельсов крановых путей и максимально допустимые отклонения при эксплуатации*(1)
Допуск |
Мостовые краны |
Башенные*(2) краны |
Козлозые*(3) краны |
Портальные краны |
Мостовые перегружатели |
|
1. |
Разность отметок головок крановых рельсов в одном поперечном сечении, мм: |
|
20... 25/25... 60 (под нагрузкой для колеи 2,5-6 м) |
10/15 |
15/30 |
20/30 |
|
на опорах |
15/20 |
|
|
|
|
|
в пролете |
20/25 |
|
|
|
|
2. |
Разность отметок крановых рельсов на соседних колоннах, мм, при расстоянии между колоннами: |
|
|
|
|
|
|
м |
10/15 |
|
|
|
|
|
1 > 10 м |
1/1000 расстояния между колоннами, но не более 15/20 |
|
|
|
|
3. |
Отклонение в расстоянии между осями крановых рельсов, мм |
10/15 |
5/10 |
8/12 |
5/10 |
30/40 |
4. |
Взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане и по высоте, мм |
2/3 |
2/3 |
1/2 |
1/3 |
1/2 |
5. |
Отклонение рельса от прямой линии (для мостовых кранов на участке 40 м, для остальных 30 м), мм |
15/20 |
-/- |
15/20 |
15/20 |
15/20 |
6. |
Зазоры*(4) в стыках рельсов (при температуре 0°С и длине рельса 12,5 м), мм |
4/4 |
6/6 |
6/6 |
6/6 |
6/6 |
7. |
Разность отметок головок рельсов на длине 10 м кранового пути (общая), мм |
-/- |
40/100 |
20/30 |
15/20 |
20/30 |
______________________________
*(1) В числителе - при укладке, в знаменателе - во время эксплуатации.
*(2) Данные распространяются на башенные краны, не отраженные в Инструкции по устройству и эксплуатации рельсовых путей для строительных башенных кранов.
*(3) Допуски для путей козловых кранов пролетом более 30 м принимаются по нормам для мостовых перегружателей.
*(4) При изменении температуры на 10°С допуск на зазор изменяется на 1,5 мм.
8.4. При эксплуатации крановых путей следует систематически проводить нивелировку головок рельсов и контроль их износа, а также проверку: величин просадок грунта и балласта; состояния шпал и всех креплений элементов путей; искривления путей в плане и непараллельности рельсов; прочности материала, а также осадок, сдвигов и деформаций подкрановых балок, плит и других несущих устройств.
Крановые рельсы подлежат замене при следующих видах визуально обнаруживаемых дефектов:
изломах, отколах и трещинах в стыковой части по болтовым отверстиям;
изломах и трещинах вследствие расслоения головки или шейки;
продольных трещинах или выколах в подошве;
вертикальных износах, при которых реборды колес задевают гайки путевых болтов;
поперечных изломах и изломах по сварным стыкам, трещинах в шейке.
Деревянные шпалы подлежат замене при следующих видах дефектов, фиксируемых визуально:
загнивании древесины в зоне подкладки, после зачистки которой толщина шпал уменьшится до 10 см;
разработанных костыльных и шурупных отверстиях, если после рассверливания диаметр их будет более 4 см;
сквозных продольных трещинах;
поперечном изломе.
Наблюдения, которые следует вести за железобетонными подкрановыми балками, включают:
измерение поверхностной прочности бетона;
визуальную регистрацию трещин, выколов и изломов;
измерение прогибов балок в продольном направлении (нивелированием III класса).
Крановые балки необходимо ремонтировать или усиливать при следующих видах дефектов:
снижении поверхностной прочности бетона более чем на 20% по сравнению с проектной;
наличии обнаженной арматуры.
8.5. При обнаружении конусов вымыва грунта из-за причальных стенок надлежит принять оперативные меры по выявлению причин вымыва и предотвращению просадок прикордонных путей.
На участках, где отмечается вынос грунта из-за стенок, эксплуатация крановых путей впредь до компенсации всего вынесенного объема грунта и устранения очагов выноса не допускается.
8.6. Рихтовка и балластировка крановых путей должна осуществляться систематически по мере необходимости.
9. Техническая эксплуатация автодорог и площадок открытого хранения грузов
9.1. Режим эксплуатации портовых автодорог и площадок открытого хранения грузов должен обеспечивать их нормальную работу в течение заданного срока службы.
9.2. При осуществлении технической эксплуатации автодорог надлежит выполнять указания Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог ВСН 24-75/Минавтодор РСФСР и Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (М., Транспорт, 1979).
9.3. Предельные нагрузки на площадки открытого хранения грузов должны соответствовать проектным.
9.4. Наблюдения за автодорогами и площадками открытого хранения грузов включают проверку:
профиля земляного полотна и уклона откосов;
состояния дорожной одежды и покрытия площадок для хранения грузов;
состояния и работы дренажных устройств (канав, кюветов, лотков и коллекторов).
9.5. Все замеченные повреждения автодорог и площадок открытого хранения грузов надлежит регулярно устранять.
9.6. Запрещается складирование грузов на проездах, в проходах и противопожарных подъездах.
10. Техническая эксплуатация акваторий и рейдов
10.1. Акватории и рейды следует содержать в состоянии, обеспечивающем безопасное движение флота и выполнение перегрузочных операций на плаву.
10.2. Акватории и рейды надлежит очищать от топляков и посторонних предметов.
Перед открытием навигации, а в необходимых случаях и в период навигации, состояние акваторий и рейдов следует проверять тралением.
Затонувшие предметы, представляющие опасность для судов, должны в кратчайшие сроки извлекаться, а на период до извлечения - обозначаться буями.
10.3. Об утере судами на акваториях портов якорей и других предметов, представляющих опасность для судоходства, капитаны должны немедленно сообщать главному инженеру или главному гидротехнику порта.
10.4. На акваториях портов и пристаней запрещается выбрасывать с судов любые отходы и выкачивать любые загрязняющие жидкости, оказывающие отрицательное влияние на конструкционные материалы сооружения.
10.5. После паводков и ледохода на акваториях и рейдах надлежит производить контрольные промеры глубин.
10.6. В процессе очистки акватории нельзя допускать переуглубления дна на причальных рейдах и перед оградительными и берегоукрепительными сооружениями.
10.7. Вопрос о технологии и характере засыпки зон переуглублений перед сооружениями должен решаться во взаимосвязи с оценкой изменения их несущей способности. При этом следует учитывать, что простая засыпка зон переуглубления не устраняет добавочные напряжения, возникшие в конструкциях причальных сооружений за счет образовавшегося переуглубления.
10.8. Акватории портов должны быть оснащены необходимыми средствами навигационного оборудования, включая соответствующие зимние ограждения для ледовых условий плавания.
10.9. На акватории портов разрешается заход судов и кораблей, у которых обеспечен необходимый запас глубины под килем. Скорость движения судов по акваториям должна выбираться с учетом местных условий, обеспечения безопасности движения и сохранности гидротехнических сооружений.
10.10. При эксплуатации акваторий и рейдов надлежит соблюдать требования по охране окружающей среды и, в частности, указания, содержащиеся в Правилах охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами.
11. Контрольно-инспекторские и специальные освидетельствования портовых сооружений
11.1. Контрольно-инспекторские освидетельствования портовых сооружений производятся ежегодно в установленном порядке в составе проверки готовности порта (пристани) к навигации комиссией, назначаемой приказом начальника пароходства, и имеют целью:
проверку технического состояния сооружений;
проверку качества выполненных ремонтных работ;
выявление объектов капитального ремонта на предстоящий период с составлением титульного списка работ;
проверку обеспеченности ремонтно-строительными материалами, инструментами и инвентарем;
проверку подготовленности персонала к эксплуатации сооружений.
11.2. Результаты контрольно-инспекторских осмотров оформляются актом и заносятся в журнал (приложение 3). Все предписания комиссии инспекторского осмотра являются обязательными для выполнения.
11.3. При необходимости контрольно-инспекторские осмотры сопровождаются выполнением инструментальных измерений, извлечением образцов конструкционных материалов сооружений и выборочным вскрытием особо ответственных узлов сооружений.
11.4. Специальные внеочередные обследования сооружений, связанные с аварийными повреждениями, нанесенными ледоходом, паводком, волнением, судами, перегрузочными механизмами и т.п., производятся специальной комиссией, назначаемой приказом начальника порта (пристани).
В случае необходимости для участия в работе комиссии, наряду с работниками порта (пристани) привлекаются представители проектных и научно-исследовательских организаций, а также капитан судна (или его представитель), если повреждение сооружению нанесено судном. Капитан судна не имеет права уклоняться от участия в работе комиссии.
11.5. При внеочередном обследовании устанавливается возможность дальнейшей эксплуатации сооружения до производства ремонтных работ, а в случаях причальных сооружений на основании Методических указаний по эксплуатации и усилению причальных сооружений, имеющих локальные повреждения, определяется допустимый режим эксплуатации поврежденных сооружений и назначается перечень мероприятий, которые должны быть выполнены до ввода сооружения в нормальную эксплуатацию.
12. Мероприятия в период ледохода и паводка
12.1. Для обеспечения сохранности сооружений в период ледохода и паводка разрабатываются специальные мероприятия, которые утверждаются начальником порта.
12.2. Для беспрепятственного стока воды к водоотводным и водопропускным устройствам в необходимых местах заблаговременно должен быть расчищен снег и лед.
12.3. Для предотвращения повреждения безраспорных сооружений при подвижках льда или зимних колебаниях уровня воды на акваториях лед, примерзший к элементам конструкции, следует окалывать. Ширина проруби вдоль сооружения должна быть 0,5-1 м. За состоянием прорубей следует вести наблюдения. Если по прогнозу ожидаются тяжелые условия ледохода, вблизи сооружений необходимо вырубать поперечные и продольные борозды, разделяющие ледяное поле в полосе ширины 15-20 м на квадраты с размерами сторон 3-6 м.
12.4. За прохождением льда и паводка следует вести наблюдения с тем, чтобы своевременно принять меры при возникновении угрозы сооружениям.
12.5. В период ледохода и паводка к работам по защите сооружений привлекается при необходимости весь персонал порта (пристани).
12.6. По окончании паводка сооружения, подвергавшиеся затоплению, вводятся в эксплуатацию после устранения всех повреждений и освидетельствования комиссией, назначенной начальником порта (пристани).
13. Организация ремонта портовых сооружений
13.1. Ремонт портовых сооружений должен обеспечивать их удовлетворительное техническое состояние, требуемую долговечность и надежность.
При выполнении ремонтных работ надлежит руководствоваться Положением о проведении планово-предупредительного ремонта морских и речных портовых, судоходных и судоподъемных гидротехнических сооружений, утвержденным Госстроем СССР 9 марта 1966 г., Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденным Госстроем СССР 29 декабря 1973 г., Положением о проведении планово-предупредительного ремонта жилых и общественных зданий, утвержденным Госстроем СССР 8 сентября 1964 г., Временными техническими указаниями по ремонту портовых гидротехнических сооружений, утвержденными Главпортом Министерства речного флота 15 февраля 1974 г.
13.2. Периодичность капитального ремонта портовых сооружений в зависимости от их конструктивных признаков и назначения указана в Приложении 4.
13.3. Основные ремонтные работы в портах должны, как правило, производиться в межнавигационный период. Ремонтные работы в период навигации, связанные с выводом сооружения из эксплуатации, допускаются с разрешения начальника пароходства.
13.4. Состав и объемы ремонтных работ должны определяться на основе анализа результатов наблюдений за сооружениями и их обследований. Сроки и последовательность ведения работ должны быть отражены в годовых графиках текущего и капитального ремонта.
13.5. Перед началом ремонта сооружений, не выводимых на ремонтный период из напряженного состояния, необходимо в соответствии с Методическими указаниями по повышению несущей способности и определению эффективности ремонта портовых сооружений установить ожидаемую степень повышения несущей способности сооружений и сравнить ее с необходимой по эксплуатационным требованиям. Если степень восстановления несущей способности сооружения после ремонта оказывается недостаточной, то необходимо принять меры по уменьшению напряжений, действующих в ремонтируемых элементах в период ведения ремонтных работ, до необходимых по расчету значений.
13.6. Все изменения, внесенные в конструкции портовых сооружений в процессе ремонта, должны быть своевременно отражены в техническом паспорте порта (пристани).
13.7. При приемке работ по капитальному ремонту портовых сооружений следует руководствоваться указаниями СНиП III-3-81.
13.8. Финансирование капитального ремонта портовых сооружений осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке финансирования и кредитования капитального ремонта основных фондов N 11, утвержденной 27 декабря 1979 г. Госбанком СССР, а также Протоколом N 18 Совещания по вопросу об улучшении организации капитального ремонта зданий и сооружений производственного назначения в Минречфлоте от 27 июня 1972 г.
13.9. Финансирование текущего ремонта и содержания портовых сооружений производится за счет средств, предусмотренных в плане производственной деятельности порта (пристани).
14. Порядок приема портовых сооружений в эксплуатацию
14.1. Прием в постоянную эксплуатацию всех построенных или прошедших реконструкцию портов (пристаней), а также отдельных портовых сооружений и устройств производится в соответствии с положениями СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений. Основные положения".
14.2. Проектом должно быть при необходимости предусмотрено испытание сооружений под нагрузкой перед их приемом в постоянную эксплуатацию.
14.3. Принятые в постоянную эксплуатацию порты (пристани), а также отдельные портовые сооружения должны иметь техническую документацию, перечисленную в п. 2.2 настоящих Правил.
14.4. Приемка законченных объектов капитального ремонта производится комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия или организации, утверждавшей проектно-сметную документацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила технической эксплуатации портовых сооружений (утв. Министерством речного флота РСФСР 27 июня 1985 г.)
Текст документа приводится по изданию Министерства речного флота РСФСР, 1986 г.
Согласованы с ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота 27 марта 1984 г.
Правила технической эксплуатации портовых сооружений разработаны научно-исследовательской лабораторией технической эксплуатации портовых сооружений Ленинградского института водного транспорта
Правила регламентируют характер использования, содержания, ремонта и приема в эксплуатацию гидротехнических и береговых сооружений в портах и на пристанях.
Предназначены для инженерно-технических работников портов, пристаней, пароходств, плавсостава
Настоящие правила вводятся в действие с 1 января 1986 года. С введением настоящих правил утрачивают силу Правила технической эксплуатации портовых сооружений, утвержденные заместителем министра речного флота РСФСР 29 ноября 1973 года
Приказом Минтранса России от 4 декабря 2020 г. N 541 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 4 декабря 2020 г.