Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении органами местного самоуправления коэффициентов разрешенного использования при определении размера арендной платы за земельный участок, и в рамках своей компетенции сообщает.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) подразделяются на семь категорий и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается собственником самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке для различных категорий земель предусмотрены группы видов разрешенного использования земельных участков, кадастровая стоимость которых определяется в разрезе указанных групп.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе в зависимости от вида разрешенного использования соответствующего земельного участка.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (далее - постановление N 582) в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
При установлении порядка определения размера арендной платы органы государственной власти и органы местного самоуправления должны руководствоваться указанными принципами.
Относительно разграничения полномочий по установлению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из изложенного, а также в силу Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по правовой экспертизе нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Вместе с тем, в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2010 г. N ВП-П13-2737 Минэкономразвития России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление N 582, в соответствии с которым общие для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления при определении размера арендной платы Основные принципы дополнятся принципом запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, предназначенные для одинаковых видов деятельности, отнесенные к одной категории земель и предоставляемые по одним основаниям лицам, имеющим одинаковый объем прав, не должен различаться.
Дополнительно сообщаем, что в случае нарушения прав и законных интересов, Вы вправе в соответствии со статьей 64 Земельного кодекса обратиться в суд.
Заместитель директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 мая 2011 г. N Д23-2026 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был