См. доклад об осуществлении ФНС России государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2011 г.
Настоящий доклад подготовлен Федеральной налоговой службой в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и пунктом 6 Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 N 215.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ, его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, в частности, к действиям государственных органов при проведении финансового контроля (в том числе при проведении налоговыми органами мероприятий по контролю за применением контрольно-кассовой техники*), налогового контроля, валютного контроля.
Соответственно, настоящий доклад содержит информацию об осуществлении Федеральной налоговой службой и ее территориальными налоговыми органами государственного контроля (надзора) в иных сферах деятельности, входящих в компетенцию налоговых органов - сфере нерегулируемых видов деятельности.
I. Состояние нормативно-правового регулирования в сфере госрегулируемых видов деятельности
Федеральная налоговая служба осуществляет следующие виды государственного контроля (надзора), подпадающие в сферу действия требований Федерального закона N 294-ФЗ:
- контроль и надзор за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
- контроль и надзор за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ);
- проверка технического состояния игрового оборудования;
- лицензионный контроль за соблюдением соискателями лицензий (лицензиатами) лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
- лицензионный контроль за соблюдением соискателями лицензий (лицензиатами) лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
- проверка соблюдения требований к лотерейному оборудованию.
Основания для проведения государственного контроля (надзора)
1.1. Контроль и надзор за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
Обязательные нормативы лотерей, порядок их организации и проведения, а также порядок осуществления контроля за их организацией и проведением установлены Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ).
Федеральным законом от 27.07.2010 N 214-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" были внесены изменения в Федеральный закон N 138-ФЗ, согласно которому плановые проверки соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации могут проводиться не чаще чем один раз в три года.
До вступления в силу Федерального закона N 214-ФЗ, то есть до 10 августа 2010 года, плановые проверки лотерей проводились ежегодно.
Контроль за проведением лотерей осуществлялся в порядке, установленном приказом Минфина России от 09.08.2004 N 66н "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей" (далее - приказ Минфина России N 66н) посредством проверки ежеквартальной отчетности, представляемой организаторами лотерей, а также путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки проводились не чаще одного раза в год по утвержденному территориальными налоговыми органами плану.
Внеплановые проверки проводились при наличии оснований, указанных в приказе Минфина России N 66н.
1.2. Контроль и надзор за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ).
1.3. Проверка технического состояния игрового оборудования.
В части функций по контролю и надзору за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ, а также по проверке технического состояния игрового оборудования следует отметить следующее.
Пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" до внесения в него изменений Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ предусматривал в качестве лицензируемого вида деятельности организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений.
Положением о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2002 N 525, лицензирование данного вида деятельности было возложено на Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту. Федеральная налоговая служба не являлась лицензирующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по лицензированию деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений исключена из перечня лицензируемых видов деятельности, при этом была включена в перечень деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2002 N 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений" утратило силу в связи с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 N 451.
Кроме того, на ФНС России возложены проверка технического состояния игрового оборудования (в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона N 244-ФЗ), а также контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 указанного Федерального закона (часть 3 статьи 16).
В целях реализации указанных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2008 N 116 Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение о ФНС России), было дополнено полномочиями по осуществлению контроля и надзора за соблюдением организатором азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ, а также проведению проверок технического состояния игрового оборудования.
Согласно части 9 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ, деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна была быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям указанного Федерального закона.
Вместе с тем, в соответствии с Порядком создания и ликвидации игорных зон, установленным главой 2 Федерального закона N 244-ФЗ, и Положением о создании и ликвидации игорных зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 376, полномочия по управлению игорными зонами, выдаче разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, осуществлению контроля за соблюдением организаторами азартных игр, а также иными лицами положений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, отнесены к полномочиям органов управления игорными зонами.
Таким образом, с 1 июля 2009 года на территории Российской Федерации вне рамок игорных зон отсутствуют организаторы азартных игр, осуществляющие в соответствии с требованиями Федерального закона деятельность в игорных заведениях на зарегистрированном в установленном порядке игровом оборудовании.
Функции по проверке технического состояния игрового оборудования осуществляются в соответствии с приказом Минфина России от 08.11.2007 N 100н "Об утверждении Инструкции о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям".
В настоящее время на территории Российской Федерации созданы 4 игорные зоны. Из них действующей игорной зоной является 1 игорная зона "Азов-Сити", на территории которой осуществляют деятельность 2 организатора азартных игр, имеющие разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, выданные органом управления игорной зоной.
Указанные разрешения были получены в 2010 году. В этой связи плановые проверки технического состояния игрового оборудования в игорной зоне не проводились.
Основания для проведения внеплановых проверок организаторов азартных игр отсутствовали.
Орган управления игорной зоной не обращался в территориальные налоговые органы с вопросом о привлечении налогового органа к проведению совместных проверок.
При этом следует обратить внимание, что для проведения проверок технического состояния игрового оборудования налоговому органу потребуется привлечение экспертов в данной сфере деятельности, однако дополнительные бюджетные средства для оплаты услуг эксперта не выделялись.
1.4. Лицензионный контроль за соблюдением соискателями лицензий (лицензиатами) лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) к отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ.
Лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.2007 N 15 "О лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией".
1.5. Лицензионный контроль за соблюдением соискателями лицензий (лицензиатами) лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 N 451 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах".
1.6. Проверка соблюдения требований к лотерейному оборудованию.
Полномочия по проверке соблюдения требований к лотерейному оборудованию были возложены на ФНС России постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2011 N 28 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2004 N 338", и соответственно, государственный контроль (надзор) в этой сфере в 2010 году ФНС России не осуществлялся.
Все указанные нормативно-правовые акты являются общедоступными.
II. Организация государственного контроля (надзора)
2.1. Сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного контроля (надзора).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба), и его территориальных органов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 314) образована Федеральная налоговая служба.
ФНС России и ее территориальные органы являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФНС России Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные налоговые органы.
Пунктом 4 Положения о ФНС России, а также положениями о территориальных органах Федеральной налоговой службы, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 101н, установлено, что управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня являются территориальными органами Федеральной налоговой службы и входят в единую централизованную систему налоговых органов.
2.2. Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций.
Статьей 2 Указа N 314 установлено, что под функцией по контролю и надзору понимаются:
- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
- выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Из данной нормы следует, что выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам относится к деятельности по оказанию государственных услуг.
Положением о ФНС России установлено, что ФНС России осуществляет контроль и надзор за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей, а также за соблюдением требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ.
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 N 451, лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется ФНС России.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.2007 N 15, лицензирование деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией осуществляется ФНС России.
2.3. Наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения указанных функций.
Исполнение ФНС России государственной функции регулируется:
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях";
- Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2007 N 451 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "17.07.2007"
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.2007 N 15 "О лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2007 N 441 "Об утверждении Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 817 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 N 540 "О составе и порядке представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2004 N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "05.07.2004"
- приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.02.2003 N 14н "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 817";
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.05.2007 N 29н "Об утверждении Порядка расчета стоимости чистых активов организатора азартных игр".
2.4. Информация о взаимодействии государственных органов контроля.
Контроль и координацию деятельности ФНС России в соответствии с Положением о ФНС осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.
При согласовании и утверждении административных регламентов по исполнению ФНС России государственных функций контроля и надзора осуществляется взаимодействие с Минфином России, Минэкономразвития России, Минюстом России в соответствии с Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679.
Взаимодействие ФНС России с Минфином России, МВД России, ФСБ России, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю осуществляется в рамках работы Экспертной комиссии по рассмотрению материалов, представленных для получения лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, регламент работы которой установлен приказом Минфина России от 07.02.2003 N 14н "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 817".
В соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ ФНС России взаимодействует с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и органами прокуратуры по вопросам согласования плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Взаимодействие ФНС России с правоохранительными органами Российской Федерации осуществляется в форме предоставления информации при поступлении запросов.
Раздел 3. Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора)
3.1. Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора).
Финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора) осуществляется в рамках бюджетного финансирования ФНС России.
Бюджетные ассигнования выделяются ФНС России на руководство и управление в сфере всех установленных функций, при этом при формировании аналитического распределения расходов ФНС России учитывается численность сотрудников, деятельность которых направлена на реализацию определенных целей и задач, в частности, цели 1 "Обеспечение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей юридическими и физическими лицами" без дополнительного определения типов и видов их деятельности.
3.2. Данные о штатной численности работников органов государственного контроля (надзора), выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности.
В центральном аппарате ФНС России в структуре Контрольного управления создан отдел лицензирования и контроля в сфере госрегулируемых видов деятельности (далее - Отдел), основными функциями которого являются:
- осуществление мероприятий, связанных с лицензированием деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, в том числе мероприятий по лицензионному контролю;
- осуществление мероприятий, связанных с лицензированием деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе мероприятий по лицензионному контролю;
- осуществление мероприятий, связанных с выдачей разрешений на проведение всероссийских негосударственных лотерей, рассмотрением уведомлений о проведении всероссийских стимулирующих лотерей, ведением реестров лотерей, контролем и надзором за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
- осуществление мероприятий, связанных с проведением проверок технического состояния игрового оборудования;
- осуществление мероприятий, связанных с контролем за организаторами азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ;
- осуществление мероприятий по регистрации лотерейного оборудования, ведению реестра лотерейного оборудования, проверкам соблюдения требований к лотерейному оборудованию.
Штатная численность вышеуказанного Отдела составляет 11 единиц, фактическая - 6 единиц.
В структуре управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, а также инспекций ФНС России отделы, выполняющие функции государственного контроля (надзора) в сфере госрегулируемых видов деятельности, отдельно не выделены.
В составе территориальных налоговых органов функции по контролю в сфере госрегулируемых видов деятельности осуществляют, как правило, сотрудники отделов оперативного контроля.
Штатная численность работников отделов оперативного контроля всех территориальных налоговых органов составляет 4 625 единиц; фактическая численность - 4 252 единицы.
Сотрудники отделов оперативного контроля выполняют как функции государственного контроля (надзора) в сфере госрегулируемых видов деятельности, так и иные функции в соответствии с задачами, возложенными на ФНС России.
3.3. Сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации.
Должностные лица, выполняющие функции государственного контроля (надзора), соблюдают квалификационные требования Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной службе Российской Федерации" и имеют высшее или среднее профессиональное образование.
В 2010 году сотрудники отдела лицензирования и контроля в сфере госрегулируемых видов деятельности Контрольного управления ФНС России прошли краткосрочное обучение в ФГОУ ВПО "Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации" по программе "Лицензирование и контроль в сфере игорного бизнеса" в объеме 72 часов.
Кроме того, ФНС России на регулярной основе проводит семинары-совещания для территориальных налоговых органов, на которых, в частности, рассматриваются вопросы организации работы по проведению государственного контроля (надзора), в том числе в сфере госрегулируемых видов деятельности. Так, в 2010 году проведено 2 таких семинара.
Аналогичные семинары проводятся и управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации с нижестоящими инспекциями ФНС России.
3.4. Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю.
Сотрудники центрального аппарата ФНС России и ее территориальных органов совместно с функциями по контролю и надзору в сфере госрегулируемых видов деятельности осуществляют иные функции в соответствии с задачами, возложенными на ФНС России, в частности, оказывают государственные услуги, осуществляют контроль и надзор в иных сферах деятельности.
В этой связи рассчитать среднюю нагрузку на 1 работника по объему функций по контролю представляется невозможным.
3.5. Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 817 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией" приказом Минфина России от 09.06.2007 N 404 утвержден персональный состав Экспертной комиссии по рассмотрению материалов, представленных для получения лицензии на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, в которую входят 14 экспертов - представителей Минфина России, ФСБ России, МВД России, ФСТЭК России и ФНС России.
4. Проведение государственного контроля (надзора)
Центральным аппаратом ФНС России совместно с территориальными налоговыми органами в 2010 году были проведены:
- 4 плановые проверки юридических лиц, имеющих лицензию ФНС России на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
- 11 плановых проверок юридических лиц, имеющих лицензию ФНС России на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Указанные проверки были проведены в соответствии с утвержденным и размещенным на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации Планом проведения плановых проверок на 2010 год.
При проведении проверок юридических лиц, имеющих лицензию ФНС России на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, были проверены 339 игорных заведений, в том числе обособленных подразделений юридических лиц - лицензиатов.
Внеплановые проверки лицензиатов не проводились ввиду отсутствия оснований для проведения внеплановых проверок.
Для проведения проверок юридических лиц, имеющих лицензию ФНС России на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, привлекались члены Экспертной комиссии по рассмотрению материалов, представленных для получения лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией (далее - Экспертная комиссия), в которую включены, в частности, представители Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Министерства финансов Российской Федерации.
Работа Экспертной комиссии в указанной сфере деятельности предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 817 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией".
Персональный состав Экспертной комиссии утвержден приказом Минфина России от 20.07.2010 N 368.
Члены Экспертной комиссии участвовали при проведении 4 плановых проверок, подписали акты о проведении указанных проверок.
Кроме того, в 2010 году были проведены:
- 480 плановых проверок организаторов (операторов) лотерей;
- 98 внеплановые проверки организаторов (операторов) лотерей.
5. Действия органов государственного контроля (надзора) по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
По результатам проведенных в 2010 году проверок юридических лиц, имеющих лицензию ФНС России на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в случае выявления нарушений обязательных требований были приняты следующие меры:
- вынесено 14 предписаний об устранении выявленных нарушений с указанием срока их устранения;
- составлено 50 протоколов об административных Правонарушениях;
- составлено 49 исковых заявлений в суд с требованиями о привлечении к административной ответственности;
- привлечены к административной ответственности 14 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- взыскано штрафных санкций - 324 тыс. рублей.
По результатам проведенных в 2010 году проверок организаторов (операторов) лотерей были приняты следующие меры:
- вынесено 79 предписаний об устранении выявленных нарушений с указанием срока их устранения;
- составлено 257 протоколов об административных правонарушениях;
- составлено 47 исковых заявлений об отзыве разрешения на проведение лотереи (отзыве действия стимулирующей лотереи);
- отозвано 9 разрешений на проведение лотереи (действия стимулирующей лотереи);
- привлечены к административной ответственности 88 лиц;
- взыскано штрафных санкций - 1 000,2 тыс. рублей.
6. Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)
Совместно с органами прокуратуры и правоохранительными органами налоговыми органами в течение 2010 года проводились контрольные мероприятия по выявлению незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр под видом лотерей, а также деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне адресов, указанных в лицензиях, либо по агентским договорам, заключенным с лицензиатом.
Так, было проведено:
- 405 проверок лотерейных клубов, в которых осуществлялась незаконная деятельность по проведению азартных игр, изъято 2682 единицы игрового оборудования, привлечено к административной ответственности 36 юридических лиц, 2 индивидуальных предпринимателя, взыскано штрафных санкций на сумму 790,3 тыс. рублей.
- 206 проверок лиц, осуществляющих деятельность без лицензии, составлено 157 протоколов об административном правонарушении, привлечено к административной ответственности 50 лиц, взыскано штрафных санкций на сумму 101 тыс. рублей.
7. Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора)
7.1. Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности.
В соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ ФНС России утвержден и согласован с Генеральной прокуратурой Российской Федерации План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2011 год.
Согласно указанному Плану ФНС России планируется провести:
- 8 плановых выездных проверок юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
- 3 плановые выездные проверки юридических лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
В соответствии с Планами, утвержденными территориальными налоговыми органами, и согласованными с органами прокуратуры, запланировано проведение 90 плановых проверок организаторов (операторов) лотерей.
7.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере госрегулируемых видов деятельности.
Несовершенство законодательства, регулирующего отношения в области организации и проведения лотерей, привело к участившимся случаям проведения незаконных азартных игр под видом лотерей, а внесение изменений в Федеральный закон N 138-ФЗ, установивших обязанность проведения проверок организаторов (операторов) лотерей с учетом требований Федерального закона N 294-ФЗ практически лишило налоговые органы возможности осуществлять как плановый, так и внеплановый контроль за лицами, осуществляющими деятельность по организации и проведению азартных игр под видом лотерей.
Так, в частности, до сих пор не принят технический регламент на лотерейное оборудование, в результате чего не производится его регистрация и, следовательно, не обеспечивается государственное регулирование данного вида деятельности. Кроме того, отсутствие четких требований к лотерейному оборудованию позволяет использовать игровое оборудование под видом лотерейного.
Также отсутствует реальная ответственность за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.
В этой связи представляется целесообразным внести следующие изменения в действующее законодательство Российской Федерации:
1. Вывести организаторов азартных игр и лотерей из-под действия Федерального закона N 294-ФЗ и предоставить контрольным органам право проводить проверки данных юридических лиц не реже одного раза в год.
2. Внести в Федеральный закон N 138-ФЗ изменения, касающиеся усовершенствования понятийного аппарата, используемого в Федеральном законе, изменения уведомительного порядка регистрации стимулирующих лотерей на разрешительный, установления ограничений в отношении мест распространения лотерейных билетов бестиражных лотерей и проведения стимулирующих лотерей, установления оснований и сроков проведения проверок (не реже одного раза в год) организаторов (операторов) лотерей, позволяющих налоговым органам осуществлять оперативный контроль.
3. Внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за осуществление незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр, а также за участие в незаконных азартных играх.
Руководитель |
М.В. Мишустин |
______________________________
* Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25.06.2009 N 73/3-133-2009 (доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 07.07.2009 N ШТ-17-2/128@), а также письмо Минфина России от 09.07.2009 N 03-01-15/7-327.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2010 году
Текст доклада официально опубликован не был