Приложение N 3
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 27 мая 2013 г. N 290
Методика
оценки регулирующего воздействия
22 июня 2015 г., 12 декабря 2016 г., 2 октября 2021 г.
I. Общие положения
Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 пункт 1.1 изложен в новой редакции
1.1. Настоящая Методика оценки регулирующего воздействия (далее - Методика) разработана в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), в целях методического обеспечения проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти (далее соответственно - проект акта, разработчик), проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации (далее - проекты поправок), а также проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии (далее - проекты решений). Для проектов поправок и проектов решений Методика применяется в части проведения публичных консультаций (глава IV Методики).
Методика содержит рекомендуемый порядок действий при подготовке и размещении уведомления о разработке проекта акта, сборе предложений в связи с размещением уведомления, формировании сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет), организации публичных консультаций по проекту акта (проекту поправок, проекту решения), а также подготовке Минэкономразвития России заключений об оценке регулирующего воздействия., а также подготовке Минэкономразвития России заключений об оценке регулирующего воздействия.
Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 в пункт 1.2 внесены изменения
1.2. Процедура ОРВ проектов актов (проектов поправок, проектов решений) осуществляется в целях обоснованного выбора способа правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнений лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием.
1.3. Методология проведения ОРВ и порядок представления полученных результатов должны обеспечивать предоставление объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения нового правового регулирования, всем заинтересованным лицам.
Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 наименование изложено в новой редакции
II. Подготовка и размещение уведомления о разработке проекта акта и его публичное обсуждение
Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 в пункт 2.1 внесены изменения
2.1. Положения настоящего раздела Методики применяются в отношении подготовки и размещения уведомления о разработке проектов актов (далее - уведомление).
Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 в пункт 2.2 внесены изменения
2.2. В соответствии с пунктом 9 Правил после принятия решения о разработке проекта акта разработчик размещает соответствующее уведомление на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о разработке проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения - regulation.gov.ru (далее - официальный сайт).
Разработчик размещает уведомление в целях проведения публичного обсуждения с заинтересованными лицами альтернативных вариантов решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, уточнения содержания данной проблемы, определения возможных вариантов ее решения, уточнения состава потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможности возникновения у данных лиц необоснованных издержек в связи с его введением, а также получения предложений о других возможных вариантах решения указанной проблемы.
Пункт 2.3 изменен с 1 января 2022 г. - Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2021 г. N 598
2.3. Требования к содержанию уведомления о разработке проекта акта установлены пунктом 10 Правил. При обосновании необходимости разработки проекта акта следует представить, в том числе, следующую информацию:
- формулировку проблемы, существование которой затрагивает права и законные интересы участников общественных отношений и (или) полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- описание участников указанных общественных отношений (их групп) и (или) указание на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления;
- описание степени влияния проблемы на указанные права и законные интересы участников отношений и (или) полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, а также негативных эффектов, связанных с ее существованием;
- описание факторов, определяющих существование проблемы;
- оценку возможности решения проблемы без введения дополнительного правового регулирования;
- описание истории возникновения проблемы и мер, предпринятых ранее для ее решения;
- оценку ресурсов, затраченных ранее на устранение рассматриваемой проблемы, а также достигнутых при этом результатов.
При описании проблемы разработчик учитывает требования к составлению раздела 3 сводного отчета "Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы", установленные в главе III настоящей Методики.
Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 в пункт 2.4 внесены изменения
2.4. Извещение о размещении уведомления и проведении его публичного обсуждения производится в соответствии с требованиями пункта 11 Правил.
Отсутствие у разработчика проекта акта исчерпывающих сведений о круге заинтересованных лиц, на которых окажет воздействие правовое регулирование, вводимое разрабатываемым проектом акта, не является основанием для отказа от рассылки извещений о начале разработки проекта акта.
2.5. Позиции заинтересованных лиц (групп лиц) дополнительно могут собираться разработчиком посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, действующих при федеральных органах исполнительной власти, проведения опросов представителей заинтересованных групп лиц, а также с использованием других форм и источников информации. Полученные предложения собираются разработчиком и включаются в общую сводку предложений, поступивших в связи с размещением уведомления.
2.6. Разработчик проекта акта рассматривает поступившие предложения и принимает решение о целесообразности дальнейшей разработки проекта акта, разрабатываемого по его инициативе, в порядке, установленном пунктами 12, 13 Правил.
III. Составление сводного отчета об оценке регулирующего воздействия
3.1. Общие рекомендации по составлению сводного отчета.
3.1.1. Сводный отчет должен содержать сведения, предусмотренные пунктом 15 Правил. В случае отсутствия указанных сведений Минэкономразвития России может возвратить его разработчику на доработку.
Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 в пункт 3.1.2 внесены изменения
3.1.2. К моменту размещения сводного отчета на официальном сайте для проведения публичных консультаций разработчиком должны быть заполнены все разделы сводного отчета, за исключением разделов 18 - 20. В указанные разделы сведения вносятся после завершения публичных консультаций.
3.1.3. В сводном отчете приводятся источники использованных данных. Расчеты, необходимые для заполнения разделов сводного отчета, приводятся в приложении к нему.
Информация об источниках данных и методах расчетов должна обеспечивать возможность их верификации. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные должны быть приведены в приложении к сводному отчету в полном объеме.
3.2. Рекомендации по заполнению раздела 1 "Общая информация" сводного отчета.
Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 пункт 3.2.1 изложен в новой редакции
3.2.1. В разделе 1 должны быть приведены сведения о разработчике проекта акта, вид и наименование акта, краткое описание проблемы, на решение которой направлен данный способ регулирования, основание для разработки проекта акта, краткое описание целей и способа предлагаемого регулирования, а также контактная информация исполнителей разработчика.
3.2.2. Если основанием для разработки проекта акта являются положения нормативного правового акта большей юридической силы, то такие положения указываются разработчиком в сводном отчете со ссылкой на статьи и пункты соответствующего акта.
В случае, если разработка проекта акта производится по инициативе самого разработчика, это также прямо указывается в сводном отчете.
3.3. Рекомендации по заполнению раздела 2 "Степень регулирующего воздействия проекта акта" сводного отчета.
3.3.1. Разработчиком должен быть приведен результат оценки степени регулирующего воздействия проекта акта согласно пункту 6 Правил. При этом разработчик представляет пояснения, по каким основаниям, приведенным в указанном пункте Правил, проект акта был отнесен к той или иной степени регулирующего воздействия.
Пункт 3.3.2 изменен с 1 января 2022 г. - Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2021 г. N 598
3.3.2. Для проектов актов с высокой степенью регулирующего воздействия приводятся формулировки конкретных положений или ссылки на положения проекта акта, которые устанавливают ранее не предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанности, запреты, ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их установлению и (или) ранее не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления и (или) положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами расходов (включая дополнительные временные затраты на исполнение вновь вводимых требований) указанных лиц в данной сфере.
Пункт 3.3.3 изменен с 1 января 2022 г. - Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2021 г. N 598
3.3.3. Для проектов актов, имеющих среднюю степень регулирующего воздействия, приводится краткое описание предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, изменяемых проектом акта, обязанностей, запретов и ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и (или) требований к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления и (или) положений проекта акта, способствующих их увеличению, со ссылкой на соответствующие положения действующих нормативных правовых актов.
При наличии указываются положения проекта акта, приводящие к увеличению предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также оценки текущего уровня расходов, связанных с действующими обязанностями, запретами и ограничениями.
В случае если проектом акта устанавливаются или изменяются требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления, указываются положения проекта акта, приводящие к увеличению расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) к уменьшению доходов таких бюджетов.
Пункт 3.3.4 изменен с 1 января 2022 г. - Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2021 г. N 598
3.3.4. Проекты актов, не устанавливающих новых обязанностей, запретов, ограничений, а также не изменяющих содержания существующих обязанностей, запретов и ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также проекты актов, не устанавливающих новые и (или) или не изменяющих существующие требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления, но подпадающих под предметную область оценки регулирующего воздействия, имеют низкую степень регулирующего воздействия (например, проекты актов, которые устанавливают новые преимущества для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также проекты актов, не устанавливающих новые и (или) или не изменяющих существующие требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления).
В случае если проект акта устанавливает новые преимущества или увеличивает доходы физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, такие положения с описанием преимуществ и доходов также указываются в разделах 10 и 11 сводного отчета.
3.4. Рекомендации по заполнению раздела 3 "Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы" сводного отчета.
3.4.1. Разработчик с учетом предложений, поступивших в связи с размещением уведомления о разработке проекта акта, формулирует причины проблемы, требующей, по его мнению, введения дополнительного правового регулирования, а также оценивает негативные эффекты и последствия ее существования.
Пункт 3.4.2 изменен с 1 января 2022 г. - Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2021 г. N 598
3.4.2. Формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды) и (или) видов дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (в том числе выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), возникающих у участников соответствующих общественных отношений и (или) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления вследствие ее существования.
В этой связи наличие поручений по разработке тех или иных нормативных правовых актов не может само по себе, без анализа возможных путей реализации указанных поручений, являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования и, соответственно, не должно использоваться при формулировании проблемы.
По тем же причинам не может рассматриваться в качестве проблемы отсутствие нормативного правового регулирования в определенной сфере.
3.4.3. По возможности проблема должна оцениваться количественно с использованием данных из официальных и (или) иных опубликованных данных, которые могут быть верифицированы. В целях выбора наиболее эффективного регулятивного решения требуется максимально полное описание проблемы, в том числе, с использованием данных из нескольких независимых источников.
Пункт 3.4.4 изменен с 1 января 2022 г. - Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2021 г. N 598
3.4.4. Для выявления и оценки масштаба проблем в различных сферах общественных отношений могут быть использованы, в том числе, следующие источники информации:
- обращения участников общественных отношений в органы государственной власти, свидетельствующие о возможном возникновении проблемы;
- данные органов государственного контроля (надзора), статистические данные (например, данные о росте числа случаев причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, нанесения экологического ущерба, причинении экономического ущерба соответствующему бюджету бюджетной системы Российской Федерации);
- данные, полученные из средств массовой информации в результате опросов общественного мнения, данные выборочных обследований предприятий и домохозяйств, иные данные, полученные из независимых исследований, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- результаты оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов, в ходе которой может быть выявлено несоответствие заявленных целей действующих нормативных правовых актов фактическим результатам, достигнутым в ходе их применения;
- обращения и запросы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления в органы государственной власти Российской Федерации.
Пункт 3.4 дополнен подпунктом 3.4(1) с 1 января 2022 г. - Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2021 г. N 598
3.4(1). При заполнении раздела 2.1 "Анализ регулируемых проектом акта отношений, обуславливающих необходимость проведения оценки регулирующего воздействия проекта акта" сводного отчета необходимо руководствоваться следующими положениями.
Пункт 3.4 дополнен подпунктом 3.4(1).1 с 1 января 2022 г. - Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2021 г. N 598
3.4(1).1. В пункте 2.1.2 раздела 2.1 сводного отчета разработчиком в случае наличия в проекте акта указанных в пункте 2.1.1 раздела 2.1 сводного отчета положений приводится формулировка "Да", при их отсутствии соответствующая ячейка таблицы пункта 2.1.2 раздела 2.1 сводного отчета не заполняется.
Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 в пункт 3.4.5 внесены изменения
3.4.5. В целях доказательства актуальности проблемы и количественного измерения ее масштабов, в данном разделе сводного отчета необходимо привести описание негативного воздействия и последствий существования данной проблемы (пункт 3.2 раздела 3 сводного отчета), которые могут проявляться в следующем:
- наличие риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, причинения экономического ущерба, в том числе бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (для количественной оценки таких последствий служат данные о случаях причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний);
- наличие необоснованно высоких издержек применения участниками отношений установленных процедур (могут быть оценены на основе сопоставления стоимости и продолжительности аналогичных процедур в других странах, а также анализа обращений граждан и организаций);
- недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками общественных отношений, вследствие которого возможно недобросовестное поведение более информированных участников, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции, неэффективного распределения ресурсов и иные негативные последствия;
- наличие других негативных эффектов для общества, экологии, безопасности, состояния конкуренции, инвестиционного климата, социального благополучия.
Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 в пункт 3.4.6 внесены изменения
3.4.6. В пункте 3.3 раздела 3 сводного отчета приводится информация о времени возникновения и выявления проблемы. Разработчику необходимо определить, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась или усилия по ее решению были безрезультатными. Если проблема существует в течение длительного времени и предпринимались определенные меры, направленные на ее решение, то необходимо указать, какие именно меры и когда они были предприняты, а также какой был результат и почему предпринятые меры не привели к достижению поставленной цели. Здесь же приводятся сведения об объемах ресурсов, в том числе бюджетных, затраченных ранее на решение данной проблемы.
3.4.7. В ходе анализа причин невозможности устранения проблемы самими участниками соответствующих общественных отношений (без вмешательства государства) разработчику в пункте 3.4 раздела 3 сводного отчета необходимо обосновать, почему без введения нового правового регулирования проблема не может быть решена.
При оценке перспектив дальнейшего развития рассматриваемой проблемы в качестве инструмента анализа может быть использован сценарный прогноз. В случае, если возможны несколько сценариев развития событий, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых наиболее возможным оказывается тот или иной сценарий.
3.4.8. В пункте 3.6 раздела 3 сводного отчета приводится любая дополнительная информация, позволяющая более точно охарактеризовать проблему с количественной и качественной сторон, оценить масштаб негативных последствий, а также наличие возможных взаимосвязанных проблем и последствий для участников рассматриваемых общественных отношений.
3.5. Рекомендации по заполнению раздела 4 "Анализ международного опыта в соответствующих сферах деятельности" сводного отчета.
3.5.1. Разработчиком приводится описание и анализ примеров регулирования в соответствующих сферах деятельности в иностранных государствах с учетом экономических, правовых, географических и других особенностей применения указанного регулирования. Указанный анализ должен включать также рассмотрение проблем, на решение которых было направлено регулирование, оценку расходов адресатов данного правового регулирования и государства, а также показателей, по которым оценивалась эффективность введенных норм регулирования.
3.5.2. При анализе опыта регулирования в других странах разработчикам необходимо обращать внимание, насколько соотносимыми являются экономические, географические, социальные условия в этих странах и в Российской Федерации. Это связано с тем, что зачастую решение одинаковых проблем в различных странах одним и тем же способом приводило к различным результатам в силу разницы в указанных условиях.
3.6. Рекомендации по заполнению раздела 5 "Цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации" сводного отчета.
3.6.1. При определении цели правового регулирования разработчику необходимо представить качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования.
Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень ее достижения с течением времени. Указанные условия необходимы для обеспечения возможности последующего контроля эффективности предлагаемого разработчиком правового регулирования.
Соответствие заявленной цели регулирования характеру проблемы, описанной в разделе 3 сводного отчета, является одним из важных условий выбора наиболее эффективного решения для регулирования указанной проблемы.
3.6.2. При формулировании цели регулирования разработчику необходимо руководствоваться следующими положениями:
- формулировка цели должна быть конкретной (исключающей размытые формулировки, например, "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие", иные формулировки, не позволяющие в дальнейшем оценить степень ее достижения);
- цель должна быть понятной для лиц, не обладающих профессиональными знаниями;
- формулировка цели должна исключать возможность неоднозначной трактовки планируемого результата;
- формулировка цели должна позволять измерить степень ее достижения, точно определить момент ее достижения по конкретным значениям показателей результативности;
- формулировка цели должна оставлять свободу выбора средств и методов достижения требуемого результата и не должна предопределять выбор конкретного способа ее достижения;
- в формулировке цели характеристики конечного результата не должны подменяться описанием средств достижения;
- ожидаемые сроки достижения поставленной цели должны быть конкретно определены; в случае, если достижение заявленной цели занимает длительный промежуток времени, он должен быть разделен на более короткие этапы, имеющие свои промежуточные результаты.
3.6.3. Указание на степень соответствия целей предлагаемого правового регулирования программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (если такие соответствия можно установить) разработчику необходимо приводить отдельно для каждой определенной им цели. При этом необходимо ссылаться на конкретные положения указанных документов.
3.7. Рекомендации по заполнению раздела 6 "Описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы" сводного отчета.
3.7.1. В процессе выбора наилучшего способа правового регулирования общественных отношений для устранения имеющейся проблемы, разработчику необходимо рассмотреть все возможные с его точки зрения способы такого регулирования, принимая во внимание также возможность отказа от любого вмешательства.
Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 в пункт 3.7.2 внесены изменения
3.7.2. Выбор наилучшего из возможных способов регулирования осуществляется разработчиком на основе сопоставления суммарных выгод и издержек потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования, а также оценки соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Указанный выбор осуществляется на основе анализа данных, отражаемых в разделах 7-13 сводного отчета.
В отсутствие возможности произвести сопоставление возможных способов регулирования на основе сравнения выгод и издержек каждого из таких способов, разработчиком должны быть приведены иные обоснования, доказывающие сравнительные преимущества выбранного способа.
3.7.3. При заполнении раздела 6 формы сводного отчета разработчику необходимо кратко описать, в чем состоят предлагаемый им способ регулирования и иные возможные способы решения проблемы, а также аргументировать выбор предлагаемого им способа решения проблемы.
Наиболее детальные обоснования выбора способа регулирования необходимы для положений, обладающих высокой степенью регулирующего воздействия. При этом разработчику необходимо также обосновать, что требуемый результат не может быть достигнут посредством принятия правового акта с меньшей степенью регулирующего воздействия.
3.8. Рекомендации по заполнению раздела 7 "Основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы государственной власти, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов" сводного отчета.
3.8.1. Разработчиком указываются группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Описание следует начинать с групп, которые в наибольшей степени будут затронуты новым регулированием (у которых возникают новые обязанности, права, в отношении которых устанавливаются запреты или ограничения).
Источниками информации об адресатах разрабатываемого правового регулирования могут быть статистические данные в разрезе видов экономической деятельности, в региональном разрезе, данные различных государственных реестров, иные данные, которые можно получить из открытых источников. Целесообразно также использовать результаты исследований рынков, иные независимые исследования. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок, с раскрытием методов их получения.
3.8.2. В ходе проведения анализа групп потенциальных адресатов регулирования разработчику необходимо оценить, как может измениться число и состав участников общественных отношений в результате введения предлагаемого им регулирования. Методы прогноза динамики указанных групп выбираются разработчиком по своему усмотрению.
Результатом анализа групп потенциальных адресатов регулирования и их прогнозной динамики должны стать выводы разработчика о том, учитывает ли проект акта законные интересы участников указанных групп, а также о влиянии изменения их численности и структуры на инвестиционный и предпринимательский климат в отдельных отраслях, регионах, экономике в целом.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 приложение дополнено пунктом 3.9
3.9. Рекомендации по заполнению раздела 7.1 "Анализ влияния социально-экономических последствий реализации проекта акта на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства" сводного отчета.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 приложение дополнено пунктом 3.9.1
3.9.1. В пункте 7.1.1 раздела 7.1 сводного отчета разработчиком приводится оценка структуры регулируемых субъектов малого и среднего предпринимательства по категориям (микропредприятия, малые и средние предприятия). Также оценка структуры регулируемых субъектов приводится для крупных предприятий в целях сопоставления с нагрузкой на субъекты малого и среднего предпринимательства.
Источниками информации о субъектах малого, среднего и крупного предпринимательства могут быть статистические данные в разрезе видов экономической деятельности, в региональном разрезе, данные различных государственных реестров, иные данные, которые можно получить из открытых источников. Целесообразно также использовать результаты исследований рынков, иные независимые исследования. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с раскрытием методов их получения.
На основе количественной оценки регулируемых субъектов по категориям (микропредприятий, малых, средних и крупных предприятий) разработчиком высчитывается их удельный вес в общем количестве субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием.
Данное значение приводится в процентном выражении (например, указывается, что количество микропредприятий в сфере розничной торговли определенным видом продукции составляет 30 процентов от общего числа субъектов, осуществляющих розничную торговлю данным видом продукции).
Пункт 3.9 дополнен подпунктом 3.9(1) с 1 января 2022 г. - Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2021 г. N 598
3.9(1). При заполнении раздела 7.2 "Анализ влияния последствий реализации проекта акта на экономическое развитие отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований" сводного отчета необходимо руководствоваться следующими положениями.
Пункт 3.9 дополнен подпунктом 3.9(1).1 с 1 января 2022 г. - Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2021 г. N 598
3.9(1).1. Раздел 7.2 "Анализ влияния последствий реализации проекта акта на экономическое развитие отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований" сводного отчета заполняется в случае наличия в проекте акта требований к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления.
Пункт 3.9 дополнен подпунктом 3.9(1).2 с 1 января 2022 г. - Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2021 г. N 598
3.9(1).2. Для количественной оценки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на которые предполагается распространить проектируемое регулирование, следует использовать реестр муниципальных образований Российской Федерации, ведение которого осуществляется Минюстом России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 151 "О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 7, ст. 1090; 2021, N 37, ст. 6509), данные официального статистического наблюдения. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с раскрытием методов их получения.
На основе количественной оценки регулируемых субъектов по категориям (субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) разработчиком высчитывается их удельный вес в общем количестве соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Данное значение приводится в процентном выражении (например, указывается, что количество муниципальных образований, на которые распространяется проектируемое регулирование составляет 30 процентов от общего числа муниципальных образований).
Пункт 3.9 дополнен подпунктом 3.9(1).3 с 1 января 2022 г. - Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2021 г. N 598
3.9(1).3. В подпункте 7.2.3 пункта 7.2 соответственно должна быть представлена оценка влияния проекта акта на достижение национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 30, ст. 4884).
Пункт 3.9 дополнен подпунктом 3.9(1).4 с 1 января 2022 г. - Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2021 г. N 598
3.9(1).4. В подпункте 7.2.4 пункта 7.2 приводится описание последствий реализации проекта акта на развитие отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований. Разработчику необходимо привести примерные расчеты значений негативных и положительных последствий.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 приложение дополнено пунктом 3.9.2
3.9.2. В пункте 7.1.3 раздела 7.1 сводного отчета должна быть представлена оценка влияния проекта акта на достижение целевых ориентиров Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р(1).
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 приложение дополнено пунктом 3.9.3
3.9.3. В пункте 7.1.4 раздела 7.1 сводного отчета должны быть описаны следующие возможные социально-экономические последствия реализации проекта акта на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства:
- содержательные издержки субъектов малого и среднего предпринимательства (могут быть выражены, например, в приобретении (установке и обслуживании) оборудования, найме дополнительного персонала, заказе (представлении) услуг, выполнении работ, обучении персонала, создании новых рабочих мест);
- информационные издержки субъектов малого и среднего предпринимательства (могут быть выражены, например, в представлении информации (документов и их копий, уведомлений), формировании и хранении информации, необходимой для представления по запросу со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) уполномоченных представителей;
- преимущества и (или) иные выгоды субъектов малого и среднего предпринимательства (могут быть выражены, например, в предоставлении налоговых льгот, субсидий либо иных выгод и (или) преимуществ).
Разработчиком приводится оценка расходов субъектов малого и среднего предпринимательства и оценка возможных преимуществ и (или) иных выгод, вызванных реализацией проекта акта.
В пункте 7.1.5 раздела 7.1 сводного отчета приводится количественная оценка описываемых в пункте 7.1.4 раздела 7.1 сводного отчета социально-экономических последствий реализации проекта акта на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
При характеристике издержек (содержательных и (или) информационных), преимуществ и (или) иных выгод выделяются единовременные и периодические издержки (содержательные и (или) информационные), преимущества и (или) иные выгоды. Периодические издержки (содержательные и (или) информационные), преимущества и (или) иные выгоды приводятся с указанием периода их осуществления (возникновения).
На основе оценки издержек (содержательных и (или) информационных), преимуществ и (или) иных выгод по каждому предполагаемому социально-экономическому последствию формируется итоговая оценка издержек (содержательных и информационных), преимуществ и (или) иных выгод, в том числе единовременных и периодических.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 приложение дополнено пунктом 3.9.4
3.9.4. В пункте 7.1.8 раздела 7.1 сводного отчета описываются нормативно-правовые и (или) организационные меры, предпринятые разработчиком для сокращения диспропорции в нагрузке, связанной с реализацией проекта акта.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 приложение дополнено пунктом 3.9.5
3.9.5. В пункте 7.1.9 раздела 7.1 сводного отчета разработчик дает прогноз количественной динамики структуры субъектов малого и среднего предпринимательства при введении предлагаемого регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.10. Рекомендации по заполнению раздела 8 "Новые функции, полномочия, обязанности и права федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также порядок их реализации" сводного отчета.
Пункт 3.10.1 изменен с 1 января 2022 г. - Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2021 г. N 598
3.10.1. Разработчику необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые вводятся, отменяются или изменяются проектом акта.
Разработчику также необходимо указать, каким органом власти данные функции будут реализовываться, описав предполагаемый порядок осуществления соответствующих функций. В данном порядке должны быть отражены все новые процедуры, вытекающие из требований вновь вводимого регулирования, такие как проверки (выборочные, сплошные, документарные, выездные), прием и анализ отчетности, выдача разрешений, согласование, экспертиза документов.
В случае если проектом акта устанавливаются требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления (устанавливаются новые или изменяются существующие функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления) в графе "Наименование органа" соответственно указывается "Органы государственной власти субъектов Российской Федерации" или "Органы местного самоуправления".
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.10.2. Если проектом акта предусмотрены изменения имеющихся функций (введение новых или отмена существующих функций) органов власти, разработчику необходимо рассчитать, в какой мере изменятся административные расходы (затраты рабочего времени, накладные расходы), необходимые для осуществления данных функций. Разработчику необходимо привести данные об изменении таких расходов по всем органам власти, реализующим соответствующие функции.
Разработчику следует учитывать, что любые новые действия, процедуры, связанные с введением новых функций, предполагают появление дополнительных расходов. Прогноз объема расходов на осуществление новой функции может производиться на основе данных по аналогичным по характеру и объему деятельности функциям.
При отмене существующих функций разработчику следует рассчитать возможные поступления в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.10.3. Указываются также любые иные ресурсы (финансовые, материальные, временные), которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате введения (изменения) функций органов власти. При невозможности дать стоимостную оценку указанных ресурсов, необходимо дать их оценку в натуральном выражении.
Пункт 3.11 изменен с 1 января 2022 г. - Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2021 г. N 598
3.11. При заполнении раздела 9 "Оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также снижения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов" сводного отчета необходимо руководствоваться следующими положениями.
3.11.1. Разработчиком дается оценка расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и оценка возможных поступлений, в том числе дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также снижения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, вызванных введением, изменением или отменой предлагаемого правового регулирования. Данная оценка проводится в отношении новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов власти, указанных в разделе 8 сводного отчета.
Оценка расходов и возможных поступлений приводится в текущих ценах соответствующих лет. При оценке расходов и возможных поступлений используются индексы-дефляторы в соответствии с актуальным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
В случае если проектом акта устанавливаются или изменяются требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления в приложении к сводному отчету приводятся расчеты оценки дополнительных расходов и недополученных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, возникающих в связи с введением проектируемого регулирования.
3.11.2. При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
Виды единовременных и периодических расходов приводятся в соответствие с видами расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по выбору разработчика) с необходимыми расшифровками и пояснениями (например, "расходы на содержание дополнительной численности инспекторов", "расходы на создание информационной системы мониторинга").
3.11.3. Для отражения расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований расходы указываются обобщенно для соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации (в пункте "Наименование органа" указывается "органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации" или "органы местного самоуправления"). При оценке расходов (возможных поступлений) внебюджетных фондов приводится наименование внебюджетного фонда.
3.11.4. Данные о возможных поступлениях (доходах) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляются администраторами доходов (администраторами источников финансирования дефицита бюджета).
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка доходов, а также единовременных и периодических расходов.
3.11.5. В пункте 9.11 раздела 9 сводного отчета приводятся иные имеющиеся сведения о расходах (возможных поступлениях) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В частности, в данном пункте рекомендуется указывать соотношение расходов и возможных поступлений в течение периода действия нормативного правового акта (в случае, если потоки указанных расходов и поступлений неравномерны во времени).
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.12. Рекомендации по заполнению раздела 10 "Новые преимущества, а также обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности либо изменение содержания существующих обязанностей и ограничений, а также порядок организации их исполнения" сводного отчета.
Разработчиком приводятся Новые преимущества, а также обязанности и ограничения или изменения существующих преимуществ, обязанностей и ограничений, которые вводятся проектом акта в отношении каждой из групп участников отношений указанных в разделе 7 сводного отчета.
Разработчику необходимо также кратко описать предполагаемый порядок организации исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений (например, необходимость использования новых технологий, оборудования для выполнения вводимых требований, предоставление дополнительной отчетности органам власти или потребителям продукции, ограничения по месту или времени осуществления деятельности). Если такой порядок должен быть определен другим нормативным правовым актом, разработчиком указывается на необходимость его принятия.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.13. Рекомендации по заполнению раздела 11 "Оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо изменением содержания таких обязанностей и ограничений" сводного отчета.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.13.1. Разработчиком указывается оценка влияния проекта акта на совокупный уровень доходов и расходов всех участников отношений.
Для каждой группы участников отношений, прямо или косвенно затронутых предлагаемым регулированием, приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов.
Указанная оценка проводится в разрезе групп, в том числе косвенно затронутых регулированием, выделенных в разделе 7 сводного отчета. Оценка расходов и доходов приводится в текущих ценах соответствующих лет. При оценке расходов и доходов используются индексы-дефляторы в соответствии с актуальным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.13.2. Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным.
При характеристике расходов необходимо выделять единовременные и периодические расходы. Периодические расходы должны быть приведены с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов следует использовать официальные статистические данные, данные опросов представителей заинтересованных групп лиц (в том числе предложения, поступившие в связи с размещением уведомления о разработке проекта акта), социологических опросов, независимых исследований и других источников.
Для оценки периодических расходов должно приниматься во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
При необходимости допускается применение иных методов расчетов с соответствующим обоснованием.
Пункт 3.13 дополнен подпунктом 3.13.3 с 1 января 2022 г. - Приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2021 г. N 598
3.13.3. В случае если проектом акта устанавливаются или изменяются требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления:
в разделе 9.4 сводного отчета выделяются дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (при наличии);
в разделе 9.9 сводного отчета указывается оценка недополученных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, возникающих вследствие установления проектируемого регулирования;
в разделе 9.10 сводного отчета указываются сведения о предполагаемых источниках финансирования расходов и недополученных доходов, указанных в разделах 9.4 и 9.9 сводного отчета (сведения о предполагаемых источниках финансирования новых или изменяемых функций, полномочий, обязанностей или прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.14. Рекомендации по заполнению раздела 12 "Информация об отмене обязанностей, запретов или ограничений для субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности" сводного отчета.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.14.1. Если разработчиком в проекте акта с высокой степенью регулирующего воздействия определены положения, приводящие к возникновению у субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности расходов, связанных с необходимостью соблюдения установленных требований регулирования, то в целях снижения количества требований, предъявляемых к субъектам предпринимательской и иной экономической деятельности, проект акта должен содержать положения об отмене соразмерных действующих требований в той же области правового регулирования соответствующей сферы отношений. Количественная оценка расходов проводится путем оценки издержек на выполнение участниками регулируемых отношений типовых действий, осуществляемых для исполнения требований регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.15. Рекомендации по заполнению раздела 13 "Риски решения проблемы предложенным способом регулирования и риски негативных последствий, а также описание методов контроля эффективности избранного способа достижения целей регулирования" сводного отчета.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.15.1. В целях прогнозирования возможных негативных последствий принятия проекта акта разработчиком производится оценка риска того, что заявленные цели регулирования не будут достигнуты, а также риска нежелательных последствий для адресатов, а также лиц, не являющихся адресатами предлагаемого разработчиком правового регулирования.
При подготовке сводного отчета разработчиком производится:
- оценка рисков решения проблемы предложенным способом (рисков невозможности достичь целей регулирования);
- оценка рисков негативных последствий (в том числе риски негативного влияния предлагаемого способа регулирования на сферы, которые не являются предметом данного регулирования).
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.15.2. При оценке рисков решения проблемы предложенным способом рассматриваются следующие виды рисков.
Риски несоответствия между способом регулирования и заявленными целями регулирования.
Реализация таких рисков возможна, если предлагаемый проект акта направлен на решение части проблем (не все проблемы были выявлены разработчиком). К методам контроля данного вида рисков можно отнести мероприятия по улучшению контроля за сбором и верификацией данных, изучение опыта решения проблемы в других странах, "пилотное" внедрение проекта акта, правовой эксперимент.
Риски недостаточности механизмов для реализации предложенного способа решения проблемы.
Данные риски могут быть вызваны как положениями иных нормативных правовых актов, а также положениями международных договоров, ограничивающими возможность выбора методов или нивелирующих результаты предлагаемого регулирования, так и недостатком существенной для решения проблемы информации и опыта регулирования в данной отрасли.
Меры по минимизации данных рисков, а также возможных последствий их реализации могут заключаться в обеспечении комплексного подхода к решению выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты) и использовании механизмов общественного мониторинга и контроля реализации нормативного правового акта.
Риски невозможности обеспечения контроля соблюдения требований, вводимых новым регулированием.
Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствием механизмов контроля либо полномочий по контролю, а также с высокими расходами при осуществлении такого контроля). При анализе данных рисков должны оцениваться возможности обеспечения эффективного контроля за соблюдением предлагаемых требований государственными органами и обществом.
Риски недостаточности необходимых материальных и человеческих ресурсов.
При оценке вероятности реализации данного вида рисков необходимо рассматривать возможности дополнительного ресурсного обеспечения мер, направленных на решение проблемы, осуществляемых как государственными органами, так и иными участниками отношений. В качестве механизмов минимизации данного вида рисков должны рассматриваться возможности бюджетного финансирования дополнительного ресурсного обеспечения предлагаемых разработчиком мероприятий, а также обучения государственных служащих и представителей хозяйствующих субъектов.
Риски несоответствия предложенного способа регулирования уровню развития или распространения необходимых технологий.
В связи с неизбежностью присутствия данного риска при регулировании определенных сфер (промышленная безопасность, наилучшие доступные технологии, защита окружающей среды, нормативы допустимых выбросов), вызванного неравномерностью экономического развития, разработчиком должен предлагаться приемлемый, по его мнению, уровень данного риска. Для ограничения указанного риска разработчиком должны учитываться реальный уровень развития и применения новых технологий, знаний, машин и оборудования, предусматриваться переходные периоды вступления в силу нового регулирования.
В случае выявления, разработчиком указываются иные риски решения проблемы предложенным способом.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.15.3. При анализе рисков негативных последствий от внедрения предлагаемого проекта акта разработчиком должны приниматься во внимание, в том числе, следующие виды рисков:
- риски для инвестиционного климата, связанные в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов;
- риски для развития малого и среднего предпринимательства, связанные прежде всего со стоимостью открытия нового бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемых мер регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
- риски для состояния конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими (либо определенным категориям хозяйствующих субъектов), а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностью недобросовестной конкуренции;
- риски для безопасности и качества продукции, связанные с недостаточностью рыночных механизмов контроля, которые не всегда могут обеспечить контроль за качеством продукции самими потребителями;
- риски для окружающей среды, которые могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, невозможностью достичь заявленных целей по снижению такого воздействия;
- социальные риски, которые могут быть связаны как с возможным сокращением числа занятых и уровня заработной платы в той или иной сфере, так и с воздействием регулирования на социальное неравенство, бедность, миграционные процессы, и иные социальные характеристики.
В рамках анализа рисков влияния предлагаемых мер государственного регулирования могут рассматриваться и иные возможные последствия, в том числе:
- макроэкономические (влияние предлагаемых мер регулирования на экономический рост, производительность труда, инфляцию),
- производственные (влияние на развитие техники и технологий),
- последствия в сфере внешнеэкономической деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.15.4. По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности его наступления. В случае отсутствия возможности расчета точного значения указанной вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности.
Для каждого выявленного риска указываются:
- меры, направленные на снижение данного риска (организационно-технические, методологические, информационные, мероприятия по мониторингу);
- оценка степени контроля рисков в процентах.
В случае отсутствия возможности расчета точного значения степени контроля рисков, допускается указание соответствующего интервала или оценочной характеристики:
- полный контроль (заявленные меры, направленные на минимизацию риска, позволяют полностью исключить его влияние либо его влияние будет стремиться к нулю);
- частичный контроль (заявленные меры частично способствуют снижению влияния риска);
- возможность контроля отсутствует (меры по снижению риска отсутствуют либо не оказывают влияния на вероятность реализации риска).
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.15.5. Наличие рисков решения проблемы предложенным способом либо рисков негативных последствий введения предлагаемого регулирования не является достаточным основанием для отказа от предлагаемого разработчиком способа решения проблемы.
В то же время при выявлении высоких рисков невозможности достижения целей регулирования, либо негативного воздействия проекта акта необходимо рассмотреть возможные альтернативные варианты правового регулирования (либо вариант отказа от введения нового регулирования в данный момент).
Если предлагаемый способ решения проблемы признается разработчиком наилучшим, несмотря на высокую степень рисков, в пункте 6.3 раздела 6 сводного отчета разработчиком должны быть представлены соответствующие обоснования (сравнительный анализ рисков предлагаемого варианта с другими возможными вариантами регулирования).
3.14. Утратил силу.
См. текст пункта 3.14
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.16. Рекомендации по заполнению раздела 14 "Необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия" сводного отчета.
В данном разделе сводного отчета указываются мероприятия, которые необходимы для достижения заявленных целей регулирования и прямо не предусмотрены проектом акта, в том числе:
- разработка инструкций, методических указаний и иных документов;
- создание информационных ресурсов, баз данных;
- обучение сотрудников органов государственной власти и управления, иных участников отношений;
- мероприятия по доведению информации до участников отношений.
По каждому мероприятию должен быть описан измеряемый результат, сроки реализации, даны оценки необходимых финансовых ресурсов и источников финансирования.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.17. Рекомендации по заполнению раздела 15 "Индикативные показатели, программы мониторинга и иные способы (методы) оценки достижения заявленных целей регулирования" сводного отчета.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.17.1. Разработчиком указываются количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют степень достижения целей регулирования. Показатели должны быть указаны по каждой цели. В случае если показатель не рассчитывается статистическими органами, указываются способ его расчета и источники получения информации.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.17.2. В случае, если показатель не рассчитывается статистическими органами, необходимо оценить затраты на ведение мониторинга, включая затраты на сбор исходных данных и их обработку.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.18. Рекомендации по заполнению раздела 16 "Предлагаемая дата вступления в силу проекта акта, необходимость установления переходных положений (переходного периода), а также эксперимента" сводного отчета.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.18.1. Разработчиком указывается предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, наличие и сроки переходного периода, а также обоснование необходимости установления и сроки проведения эксперимента.
Если отдельные положения проекта акта вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.18.2. Если проектом акта установлен переходный период, приводится обоснование необходимости такого переходного периода. Необходимость переходного периода может быть обусловлена в том числе наличием технологических, экономических, организационных и иных ограничений (необходимо указать, каких именно), не позволяющих группам участников отношений, включая органы государственной власти и местного самоуправления, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей, значительными единовременными затратами участников отношений или бюджетной системы, необходимыми для реализации предлагаемого регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.18.3. В отношении проекта акта может быть предусмотрена необходимость проведения правового эксперимента. Такая необходимость может возникнуть в целях апробации правового регулирования в ограниченном масштабе на ограниченный промежуток времени для повышения будущей эффективности вводимого правового регулирования, дальнейшей корректировки тех или иных предписаний, предотвращения нормотворческих ошибок и нейтрализации возможных негативных последствий регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.19. Рекомендации по заполнению раздела 17 "Сведения о размещении уведомления, сроках предоставления предложений в связи с таким размещением, лицах, предоставивших предложения, и рассмотревших их структурных подразделениях разработчика" сводного отчета.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.19.1. Сведения о размещении уведомления представляют собой полный электронный адрес размещенного уведомления на официальном сайте.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.19.2. Сроки представления предложений в связи с размещением уведомления указываются в соответствии # информацией, указанной в уведомлении.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.19.3. Указание сведений о лицах, представивших предложения в связи с размещением уведомления о разработке проекта акта, предполагает перечисление всех лиц, от которых поступили предложения всеми указанными в уведомлении способами.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.19.4. Сведения о структурных подразделениях разработчика, рассмотревших представленные предложения, предполагают указание ответственных структурных подразделений, а также иных структурных подразделений, принимавших участие в рассмотрении представленных предложений.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.20. Рекомендации по заполнению раздела 18 "Сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы проекта акта" сводного отчета.
В случае поступления заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме сводного отчета указываются:
- количество поступивших заключений (при наличии);
- выявленные коррупциогенные факторы и способы их устранения (при наличии).
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.20.1. Заполнение раздела 18 сводного отчета производится только после проведения публичного обсуждения проекта акта.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.21. Рекомендации по заполнению раздела 17 "Иные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования" сводного отчета.
Разработчик приводит любые дополнительные сведения, которые, по его мнению, подтверждают обоснованность предлагаемого регулирования, со ссылками на источники информации и методы расчетов.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.22. Рекомендации по заполнению раздела 20 "Сведения о проведении публичного обсуждения проекта акта, сроках его проведения, федеральных органах исполнительной власти и представителях предпринимательского сообщества, извещенных о проведении публичных консультаций, а также о лицах, представивших предложения, и рассмотревших их структурных подразделениях разработчика" сводного отчета.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.22.1. Заполнение раздела 20 сводного отчета производится только после проведения публичного обсуждения проекта акта по его результатам в соответствии с пунктом 21 Правил. Указание требуемой информации производится аналогично разделу 16 сводного отчета "Сведения о размещении уведомления, сроках представления предложений в связи с таким размещением, лицах, предоставивших предложения, и рассмотревших их структурных подразделениях разработчика".
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.23. Сводный отчет для проектов актов со средней степенью регулирующего воздействия должен заполняться в соответствии с абзацем первым пункта 15(1) Правил.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.24. Сводный отчет для проектов актов с низкой степенью регулирующего воздействия должен заполняться в соответствии с абзацем вторым пункта 15 (1) Правил.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.25. Приложения к сводному отчету.
3.20.1. Утратил силу.
См. текст пункта 3.20.1
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 нумерация пункта изменена
3.25.1. В приложениях к сводному отчету должны быть представлены расчеты, выполненные в ходе его составления, а также, при необходимости, другая существенная, по мнению разработчика, информация.
IV. Проведение публичных консультаций и составление отчета о публичных консультациях
Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 в пункт 4.1 внесены изменения
4.1. Целями проведения публичных консультаций являются:
- получение дополнительной информации о существующей проблеме, возможных способах ее решения, группах заинтересованных лиц, издержках и выгодах предполагаемых адресатов регулирования;
- обеспечение свободного доступа заинтересованных лиц к процессу выработки решений в рамках процедуры ОРВ;
- поиск баланса интересов разных заинтересованных групп;
- установление степени объективности количественных и качественных оценок, касающихся групп потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможных выгод и издержек указанных групп, а также доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- сбор мнений всех заинтересованных лиц относительно обоснованности окончательного выбора варианта предлагаемого правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 пункт 4.2 изложен в новой редакции
4.2. Сроки проведения публичных консультаций определены пунктами 18, 33, 40 Правил для проектов актов, проектов поправок и проектов решений соответственно.
Для проектов актов сроки проведения публичных консультаций устанавливаются разработчиком с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в нем. Разработчиком могут быть установлены более длительные сроки проведения публичных консультаций, если это необходимо для достижения целей проведения публичных консультаций.
Датой начала публичных консультаций считается дата размещения разработчиком проекта акта и сводного отчета, проекта поправок, проекта решения на официальном сайте.
4.3. Разработчик извещает о начале публичных консультаций органы и организации, указанные в пункте 11 Правил. В целях получения наиболее полной и достоверной информации в рамках обсуждения результатов проведенной разработчиком оценки регулирующего воздействия проекта акта, отраженных в сводном отчете, разработчик заинтересован в возможно полном определении круга адресатов разработанного им регулирования и получении от них предложений в ходе проведения публичных консультаций.
4.4. Все полученные в течение срока проведения публичных консультаций предложения учитываются разработчиком и вносятся в сводку предложений, поступивших в связи с проведением публичного обсуждения.
4.5. Кроме получения письменных предложений от участников публичных консультаций и обсуждения через официальный сайт, разработчиком при необходимости дополнительно используются иные формы публичного обсуждения. Предложения, полученные в ходе таких мероприятий, должны фиксироваться разработчиком и включаться в сводку предложений, полученных по результатам публичного обсуждения. Возможные формы сбора позиций заинтересованных лиц (групп лиц) описаны в пункте 2.5 настоящей Методики.
4.6. В сводке предложений указывается участник публичного обсуждения, который выдвинул предложение, суть полученного предложения, дата получения предложения, способ, которым было получено предложение (электронная почта, почта, указание на иной способ), информация об учете, частичном учете или отклонении предложения, указание на причины полного или частичного отклонения полученного предложения.
В сводке полученных предложений указываются также сведения об общем числе участников публичного обсуждения; общем числе полученных предложений, в том числе по проекту акта и сводному отчету; общем числе предложений, полученных разными способами; общем числе учтенных, учтенных частично и отклоненных предложений.
Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 в пункт 4.7 внесены изменения
4.7. В случае если разработчиком не принято решение, предусмотренное пунктом 24 Правил, разработчиком по результатам публичного обсуждения дорабатывается проект акта и сводный отчет, проект поправок, проект решения.
V. Подготовка Минэкономразвития России заключения об оценке регулирующего воздействия
Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 пункт 5.1 изложен в новой редакции
5.1. Заключение об ОРВ подготавливается Минэкономразвития России:
- для проектов актов в соответствии с пунктами 26, 27 Правил;
- для проектов поправок в соответствии с пунктом 36 Правил;
- для проектов решений в соответствии с пунктом 43 Правил.
Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 пункт 5.2 изложен в новой редакции
5.2. В случае если выявлено несоблюдение разработчиком пунктов 9 - 23 Правил, Минэкономразвития России в течение 5 рабочих дней письменно извещает разработчика о несоблюдении порядка проведения оценки регулирующего воздействия. В письме дается указание на необходимость проведения процедур, предусмотренных пунктами 9 - 23 Правил (начиная с невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры). Разработчик дорабатывает проект акта и сводный отчет с учетом содержащихся в письме Минэкономразвития России выводов и повторно направляет комплект документов в Минэкономразвития России для подготовки заключения об ОРВ.
В случае если несоблюдение разработчиком пунктов 9 - 23 Правил не выявлено, в заключении делаются обоснованные выводы о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Выявленные в проекте акта, проекте поправок или проекте решения положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности и (или) способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перечисляются в заключении об ОРВ вместе с обоснованием таких расходов.
В случае наличия обоснованных предложений Минэкономразвития России, направленных на улучшение качества проекта акта, проекта поправок или проекта решения, они также включаются в заключение об ОРВ.
В случае если в рамках публичного обсуждения поступили предложения от органов государственной власти субъектов Российской Федерации по проектам актов, проектам поправок или проектам решений, оказывающим влияние на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, данные предложения включаются в заключение об ОРВ.
5.3. Детализированные расчеты и статистические данные, подготовленные для обоснования полученных выводов, приводятся в приложении к заключению.
Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 386 пункт 5.4 изложен в новой редакции
5.4. В случае проведения Минэкономразвития России публичных консультаций на основании пунктов 28, 36(1) и 44 Правил для проектов актов, проектов поправок и проектов решений соответственно в заключение об ОРВ в качестве неотъемлемого приложения включается сводка поступивших предложений.
В случае доработки проекта акта с учетом разногласий, выявленных в результате проведения процедуры ОРВ, разработчик может повторно провести процедуры, предусмотренные пунктами 14 - 24 Правил, и повторно направить комплект документов в Минэкономразвития России для подготовки заключения об ОРВ.
Приказом Минэкономразвития России от 12 декабря 2016 г. N 800 приложение дополнено сноской
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 24, ст. 3549.