Решение Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N АКПИ13-513
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 октября 2013 г. N АПЛ13-412 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.
при секретаре Карулине И.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Руденко В.В. о признании частично недействующим пункта 60 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - Правила). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 2006 г., N 13, "Российской газете" 5 апреля 2006 г.
Согласно пункту 60 Правил в случае приобретения распорядителем счета жилого помещения (жилых помещений) за счет кредитных (заемных) средств банков, иных организаций и (или) физических лиц допускается перечисление средств социальной выплаты банкам в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в банке на эти цели, а также возврата организации (физическому лицу) займа, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Допускается оплата за счет и в пределах средств выделенной социальной выплаты услуг по подбору жилого помещения и оформлению правоустанавливающих документов, если требования по оплате указанных услуг предусмотрены в договоре купли-продажи.
Руденко В.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 60 Правил недействующим в части, исключающей возможность погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в банке на приобретение жилого помещения, а также возврата организации (физическому лицу) займа, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, путем перечисления средств социальной выплаты банку в случае приобретения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, жилого помещения на указанных условиях до получения государственного жилищного сертификата.
По мнению заявителя, названная норма в оспариваемой части не соответствует абзацу первому пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих), гарантирующему военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение, и ограничивает права военнослужащих, приобретших жилое помещение с помощью ипотечного жилищного кредитования до получения государственного жилищного сертификата.
В судебное заседание Руденко В.В. не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 1 июня 2013 г. N СП-П9-3682).
Представитель Министерства регионального развития Российской Федерации Султанова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что пункт 60 Правил не противоречит действующему федеральному законодательству и не нарушает прав и законных интересов граждан. Оспариваемая норма не регулирует отношения, связанные с выдачей гражданам сертификатов, по своему содержанию направлена на реализацию лицом, получившим государственный жилищный сертификат, возможности приобрести жилое помещение без ограничения его количества, размеров и стоимости с использованием собственных и/или заемных средств.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу статьи 15 Закона о статусе военнослужащих государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац первый пункта 1).
Пунктом 14 статьи 15 и абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Закона о статусе военнослужащих предусмотрено обеспечение жильем военнослужащих граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.
Правила, отдельный пункт которых оспаривается заявителем, утверждены Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Закона о статусе военнослужащих.
Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Из положений пунктов 48, 49 и 54 Правил следует, что социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке; в договоре банковского счета оговариваются основные условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношений банка и владельца сертификата, на имя которого открыт банковский счет (далее - распорядитель счета); распорядитель счета имеет право приобрести жилое помещение не только в пределах средств социальной выплаты, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств.
Пункт 60 Правил предоставляет право лицу, получившему государственный жилищный сертификат, в случае приобретения им жилого помещения (жилых помещений) за счет кредитных (заемных) средств банков, иных организаций и (или) физических лиц использовать средства социальной выплаты в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в банке на эти цели, а также возврата организации (физическому лицу) займа, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, пункт 60 Правил направлен на реализацию лицом, получившим государственный жилищный сертификат, возможности приобрести жилое помещение без ограничения его количества, размеров и стоимости с использованием собственных и/или заемных средств и прав военнослужащих не нарушает.
Не нарушает оспариваемая норма гарантированное Законом о статусе военнослужащих право военнослужащих на предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение, поскольку она не регулирует правоотношения по предоставлению государственного жилищного сертификата.
Заявитель, утверждая, что оспариваемое им положение должно распространяться на всех военнослужащих, в том числе приобретших жилое помещение до получения государственного жилищного сертификата, фактически ставит вопрос о внесении изменений в действующее законодательство. Однако решение данного вопроса является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Верховного Суда Российской Федерации.
Поскольку оспариваемое нормативное положение не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Руденко В.В. о признании частично недействующим пункта 60 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N АКПИ13-513
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 октября 2013 г. N АПЛ13-412 настоящее решение оставлено без изменения