Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 5 августа 2013 г. N 03-03-06/1/31261
Вопрос: С 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Пунктом 4 статьи 9 данного закона предусмотрено, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Однако в процессе осуществления хозяйственной жизни выяснилось, что не все поставщики ОАО (далее - Общество) утвердили формы первичных учетных документов приказом руководителя или учетной политикой для документального подтверждения передачи Обществу приобретаемых товаров, работ, услуг.
В связи с этим прошу разъяснить возможность принятия в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, расходов, подтвержденных документами, содержащими все обязательные реквизиты первичного учетного документа (пункт 2 статьи 9 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ) и являющимися приложениями к договорам на приобретение товаров, работ, услуг.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о документальном подтверждении расходов и сообщает следующее.
Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено осуществление Минфином России функции по разработке и утверждению унифицированных форм первичных учетных документов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2013 г., каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Законом N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.
На основании статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно статье 313 Кодекса налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом. Подтверждением данных налогового учета являются, в том числе первичные учетные документы, соответствующие требованиям статьи 9 Закона N 402-ФЗ.
При этом система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
С 1 января 2013 г. действует Закон о бухгалтерском учете. Установлено, что факты хозяйственной жизни оформляются первичными учетными документами. Их формы утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, занимающегося бухучетом. Определен перечень обязательных реквизитов.
В целях налогообложения учитываются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Материалы должны оформляться в соответствии с российским законодательством или обычаями делового оборота, применяемыми за рубежом. Также принимаются документы, косвенно подтверждающие расходы. Это таможенная декларация, приказ о командировке, отчет о выполненной работе и др.
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных сгруппированных первичных документов. Последние должны отвечать требованиям указанного закона.
Порядок налогового учета устанавливается плательщиком в учетной политике. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 5 августа 2013 г. N 03-03-06/1/31261
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 20-26 августа 2013 г. N 30