Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО "Фортис Аудит" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия), ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на строительство автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией, на участке Новосибирск-Линево (1-й этап км 14 - км 34), Новосибирская область (номер извещения 0351100008913000081) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Приложении N 5 "Сведения о товарах (материалах)" документации об Аукционе (далее - Приложение N 5) установлены требования к товару и материалам с нарушением положений Закона о размещении заказов.
2. Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещен ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе с нарушением сроков, установленных Законом о размещении заказов.
3. Заказчиком в документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, которая не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 06.07.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 401 746 827 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 3 участника размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона - 26.07.2013;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал 1 участник Аукциона.
1. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
По мнению Заявителя, Заказчиком в пункте 9 "Щебень" Приложения N 5 неправомерно установлены требования к наибольшей крупности заполнителя для бетонов класса В25, В30, В35, В40, В10, В20, В22,5, а также к содержанию зерен пластичной (лещадной) и игловатой формы для щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси, для горячей плотной асфальтобетонной смеси типа Б, I, II марки, поскольку указанные показатели не являются характеристиками щебня.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанные Заявителем показатели характеризуют щебень как составляющую часть асфальтобетонных, щебеночно-мастичных, цементно-бетонных смесей в соответствии с требованиями нормативных документов.
На заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что в Приложении N 5 установлены различные характеристики для битума двух одинаковых марок. Так, пунктом 1 установлены, в том числе, следующие требования к битуму БНД 90/130: "температура размягчения по кольцу и шару, С° - не ниже 43", "температура хрупкости, С° - не выше -17"; к Битуму БНД 90/130 для приготовления асфальтобетонной смеси для устройства верхних слоев асфальтобетонных покрытий: "температура размягчения по кольцу и шару, С° - не ниже 45", "температура хрупкости, С° - не выше -20".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установленные требования к битуму БНД 90/130 соответствуют требованиям ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие". При этом к битуму БНД 90/130 для приготовления асфальтобетонной смеси для устройства верхних слоев асфальтобетонных покрытий установлены более жесткие требования на основании письма Федерального дорожного агентства от 23 марта 2005 г. N ОБ-28/1266-ис. Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что установленные Заказчиком требования к битуму БНД 90/130 для приготовления асфальтобетонной смеси для устройства верхних слоев асфальтобетонных покрытий не противоречат требованиям ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие".
На заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что пунктом 9 "Щебень" Приложения N 5 Заказчиком установлено требование к марке щебня по истираемости для горячей пористой крупнозернистой асфальтобетонной смеси марки II: "не ниже И-2", при этом в соответствии с ГОСТ 9128-2009 "смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия" горячая пористая крупнозернистая асфальтобетонная смесь марки II по показателю истираемости не нормируется.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование об использовании щебеночно-гравийно-песчаной смеси марки С-5 для устройства основания автодороги и дорожного покрытия, поскольку согласно ГОСТу 25607-2009 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" для выполнения данных работ используют смеси марок С1 и С2.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанные Заявителем значения показателей установлены в соответствии с проектно-сметной документацией и исходя из потребностей Заказчика.
Пунктом 4 "Цементный раствор" Приложения N 5 установлены показатели: "Прочность раствора на сжатие в возрасте 7 сут. не менее 55% (указывается в МПа)", "Прочность раствора на сжатие в возрасте 28 сут. не менее 100% (указывается в МПа)". Пунктом 5 " Бетоны" Приложения N 5 установлены показатели: "Требуемая прочность бетона в проектном возрасте 28 сут. не менее 100% (указывается в Мпа) с учетом коэффициента вариации 13%", "Требуемая прочность бетона в проектном возрасте 7 сут. не менее 70% (указывается в Мпа) с учетом коэффициента вариации 13%". При этом Заказчиком не установлены допустимые значения указанных показателей.
Кроме того, в пункте 15 "Краска для дорожной разметки" Приложения N 5 указан показатель "Координаты цветности, в соответствии с таблицей 1 ГОСТ Р 52575-2006", в пункте 18 "Сигнальные столбики" указан показатель "Координаты цветности, в соответствии с таблицей 1 ГОСТ Р 50970-2011". При этом в Приложении N 5 не установлены максимальные и минимальные значения координат цветности для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Приложении N 5 максимальные и минимальные значения показателей для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика, а также показатели, значения которых не могут изменяться нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Представителем Заявителя на заседание Комиссии представлены сведения, подтверждающие, что Заявителем 16.07.2013 направлен запрос о разъяснении положении документации об Аукционе посредством электронной площадки.
При этом на заседании Комиссии установлено, что разъяснения положений документации об Аукционе размещены на Официальном сайте 19.07.2013, то есть с нарушением установленного Законом о размещении заказов срока.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что одним из предметов запроса на разъяснение положений документации об Аукционе является соответствие требований Заказчика, установленных в пункте 9 Приложения N 5 требованиям ГОСТ 8267-93, ГОСТ 31015-2002, ГОСТ 26633-91. Вместе с тем, в указанном разъяснении положений документации об Аукционе не содержится ответ на указанный запрос.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего на Официальном сайте разъяснения положений документации об Аукционе не в полном объеме и с нарушением установленного Законом о размещении заказов срока, нарушают часть 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что 30.06.2013 на Официальном сайте размещено извещение о внесении изменений в документацию об Аукционе. Пунктом 3.7 указанного извещения в документацию об Аукционе внесены изменения, согласно которым "участник размещения заказа заполняет заявку в соответствии с порядком, определенным в Регламенте участия в электронных аукционах и инструкции для работы на сайте электронной торговой площадки http://etp.roseltorg.ru/, требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, а также требованиями документации об Аукционе". При этом указано, что не допускается при указании сведений о товаре использовать слова "не более", "не менее", "соответствует", "в полном соответствии", ставить знаки "+", "-", "V" и т.п.
Вместе с тем, предметом запроса о разъяснении положений документации об Аукционе от 16.07.2013, в том числе, является трактование запятых в требованиях к товарам и материалам, установленных Приложением N 5.
Так, пунктом 9 Приложения N 5 установлены требования к щебню фракций 5-10 мм, 10-15 мм, 10-20 мм, 5-20 мм, 20-40 мм для приготовления асфальтобетонных, щебеночно-мастичных смесей, цементо-бетонных смесей. При этом согласно вышеуказанному разъяснению "запятая между указанными фракциями щебня означает, что для приготовления асфальтобетонных и цементобетонных смесей могут применяться предлагаемые щебни и Участник должен прописать значения конкретных фракций, которые он предполагает использовать".
Вместе с тем, в пункте 9 Приложения N 5 установлены требования к крупности заполнителя для бетона классов В25, В30, В35, В40, В10, В20, В22,5. При этом в пункте 6.2 опубликованных Заказчиком разъяснений положений документации об Аукционе установлено, что участникам размещения заказа следует указать характеристики для каждого из перечисленных классов бетона.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные разъяснения положений документации об Аукционе содержат противоречивые сведения в части трактования запятых в требованиях к товарам и материалам, установленных Приложением N 5, а также изменяют суть документации, что нарушает часть 5 статьи 41.7 и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия считает, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет участникам размещения заказа сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом, что нарушает пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 23.07.2013 N 0351100008913000081-1 (далее - Протокол рассмотрения первых частей), участнику размещения заказа с заявкой N 4 отказано в допуске, в связи с несоответствием сведений, указанных в заявке, требованиям документации об Аукционе.
Пунктом 12 "Черный щебень" Приложения N 5 установлены требования к фракции щебня: "5-20 мм".
Изучив первую часть заявки участника размещения заказа с номером заявки 4, Комиссия установила, то заявка содержит следующие сведения о фракции щебня: "10 мм".
При этом согласно Протоколу рассмотрения первых частей, указание фракции щебня 10 мм противоречит требованиям документации об Аукционе и нормативным документам - "в соответствии с ГОСТ 8267-93 раздел 4.2 "Основные параметры и размеры" п.п. 4.2.1 прописаны основные выпуски фракций щебня и гравия, например: от 5(3) до 10 мм, св. 10 до 15 мм., и т.п.". Вместе с тем, в пункте 12 Приложения N 5 не установлено требование о соответствии щебня ГОСТ 8267-93.
Кроме того, согласно Протоколу рассмотрения первых частей, участнику размещения заказа с номером заявки 4 отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что в заявке указаны "координаты цветности угловых точек цветовых областей, т.е. диапазон, а не конкретные показатели".
В связи с тем, что из инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не усматривается, какие значения показателей необходимо указать участникам размещения заказа в качестве конкретных значений, а какие - в качестве диапазонных значений, а также в связи с тем, что в пунктах 15, 18 Приложения N 5 не установлены максимальные и минимальные значения координат цветности для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика, Комиссия считает, что действия Единой комиссии, принявшей решение об отказе в допуске к участию в Аукционе участнику размещения заказа с номером заявки 4, нарушают часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать, в том числе, форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
Вместе с тем, пунктом 4.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что Заказчик производит авансирование части стоимости подрядных работ в размере до 20% от стоимости Контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год после предоставления подрядчиком счёта на перечисление аванса.
Таким образом, не установив в документации об Аукционе размер авансирования, Заказчик нарушил пункт 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Фортис Аудит" обоснованной в части неустановления в документации об Аукционе надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, размещении разъяснений положений документации об Аукционе с нарушением установленных Законом о размещении заказов сроков, неустановления в Приложении N 5 максимальных и минимальных значений показателей для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 3 статьи 41.6, пункта 1 части 4 статьи 41.6, пункта 8 части 4 статьи 41.6, части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
5. Передать материалы дела от 26.07.2013 N К-1204/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2013 г. N К-1204/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был