Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 июня 2013 г. N 59-АПГ13-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.В. и Еременко Т.И.
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ватулина В.П. на решение Амурского областного суда от 20 марта 2013 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании недействующими отдельных положений Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей губернатора Амурской области Горячевой Н.В. и Законодательного Собрания Амурской области Таракановского А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда отменить, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
30 ноября 2005 г. Амурским областным Советом народных депутатов принят и подписан губернатором Амурской области 5 декабря 2005 г. Закон Амурской области N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", первоначальный текст которого опубликован в изданиях "Амурская правда" 17 декабря 2005 г., N 247, (Закон (ст.ст. 1, 2)); "Амурская правда" 20 декабря 2005 г., N 248 (Закон (ст.ст. 3-10), приложения NN 1, 2).
Частью 1 статьи 1 Закона установлены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки, в числе которых лица, имеющие звание "Ветеран труда".
Статьей 2 Закона установлены меры социальной поддержки граждан и порядок их предоставления.
Законом Амурской области от 23 ноября 2012 г. N 117-03 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Амурской области" статья 2 названного Закона дополнена частью 1.1 следующего содержания: "меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, предоставляются гражданам, указанным в пунктах 2-6 части 1 статьи 1 настоящего Закона, не достигшим возраста 80 лет, при условии, что размер их дохода не превышает полуторакратной величины прожиточного минимума по Амурской области на душу населения, установленной губернатором области".
По достижении гражданами, указанными в пунктах 2-6 части 1 статьи 1 данного Закона, возраста 80 лет меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, предоставляются независимо от уровня дохода.
Положениями частей 2 и 3 статьи 4 Закона Амурской области от 23 ноября 2012 г. N 117-03 с 1 января 2013 г. до 1 мая 2013 г. установлен переходный период, в течение которого граждане, указанные в пунктах 2-6 части 1 статьи 1 Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", меры социальной поддержки которым были установлены до 1 января 2013 г., должны представить в государственные казенные учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения по месту жительства сведения о доходах в целях подтверждения права на получение мер социальной поддержки.
Гражданам, не подтвердившим свое право на получение мер социальной поддержки в установленный срок, предоставление мер социальной поддержки прекращается с 1 мая 2013 г.
Ватулин В.П. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующей часть 1.1 статьи 2 Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (в редакции Закона Амурской области от 23 ноября 2012 г. N 117-03), ссылаясь на её противоречие положениям статей 10, 13, 20 и 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В обоснование своих требований заявитель указал, что является ветераном труда и в соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с 1 января 2012 г. получал льготы в виде единовременной выплаты и единовременной социальной выплаты. Оспариваемой нормой предоставление мер социальной поддержки поставлено в зависимость от величины прожиточного минимума по Амурской области на душу населения, что является нарушением его прав на получение мер социальной поддержки предусмотренных федеральным законодательством.
Решением Амурского областного суда от 20 марта 2013 года в удовлетворении требований Ватулина В.П. отказано.
В апелляционной жалобе Ватулин В.П. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Разрешая дело, суд правильно исходил из вывода о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Амурским областным Советом народных депутатов в пределах полномочий.
Между тем Судебная коллегия не может согласиться с суждением суда о том, что действующее законодательство не содержит нормативных установлений о том, какие конкретно меры социальной поддержки отдельных категорий граждан подлежат введению субъектами Российской Федерации в связи с законодательным разграничением полномочий Российской Федерации и её субъектов, а также о том, что, поскольку меры социальной поддержки являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, он вправе самостоятельно устанавливать критерии категорий граждан, на которых распространяется предоставление мер социальной поддержки.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
В статье 1 указанного Федерального закона определены категории ветеранов, в том числе категория ветеран труда.
В силу подпунктов 1-5 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Согласно пункту 2 статьи 10 и статье 22 вышеназванного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Из системного толкования приведенного законодательства следует, что на федеральном уровне закреплено право ветеранов труда на получение социальной поддержки, включающей в себя ежемесячную денежную выплату, и субъект Российской Федерации вправе своим законом, иным нормативным правовым актом устанавливать порядок назначения, предоставления и её размер.
Учитывая, что в силу разделения между Российской Федерацией и её субъектами полномочий по обеспечению различных категорий граждан мерами социальной поддержки предоставление ветеранам труда ежемесячных денежных выплат является обязательством субъекта Российской Федерации, последний не вправе по своему усмотрению определять, кому из ветеранов и какие меры могут быть предоставлены.
Как следует из приведённых выше норм федерального закона, гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, включая ветеранов труда, обусловлены их социальным статусом, а не материальным положением. Следовательно, назначение денежных выплат лицам одной и той же категории ветеранов в зависимости от их материальной обеспеченности соответствующим закону признать нельзя.
При таких обстоятельствах решение Амурского областного суда от 20 марта 2013 года об отказе заявителю в удовлетворении требований подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Амурского областного суда от 20 марта 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявление Ватулина В.П. удовлетворить, признать недействующей часть 1.1 статьи 2 Закона Амурской области от 5 декабря 2005 г. N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" (в редакции Закона Амурской области от 23 ноября 2012 г. N 117-ОЗ) с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Еременко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 июня 2013 г. N 59-АПГ13-2
Текст определения официально опубликован не был