Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV. Несение вахты
Правило 1
Основные принципы несения ходовой навигационной вахты на рыболовных судах
1. Для обеспечения непрерывного несения безопасной ходовой навигационной вахты Администрации должны обращать внимание собственников и операторов рыболовных судов, капитанов и вахтенного персонала на соблюдение нижеследующих принципов.
2. Капитан каждого рыболовного судна должен обеспечивать надлежащую организацию безопасной ходовой навигационной вахты. Вахтенные помощники капитана, под общим руководством капитана, несут ответственность за безопасное судовождение во время своей вахты, уделяя особое внимание мерам по избежанию столкновения и посадки на мель.
3. На всех рыболовных судах должны приниматься во внимание изложенные ниже, но этим не исчерпываемые, основные принципы. Однако Сторона может освободить от полного соблюдения основных принципов мелкие рыболовные суда, эксплуатируемые в ограниченных водах.
4. При следовании в район промысла или из этого района
4.1. Организация ходовой навигационной вахты
4.1.1. Состав вахты в любой момент должен быть достаточным и соответствующим существующим обстоятельствам и условиям и учитывать необходимость ведения должного наблюдения.
4.1.2. При определении состава вахты должны учитываться, среди прочего, следующие факторы:
4.1.2.1. непрерывное присутствие вахтенного персонала в рулевой рубке;
4.1.2.2. состояние погоды, видимость, а также светлое или темное время суток;
4.1.2.3. близость навигационных опасностей, которые могут потребовать от вахтенного помощника капитана выполнения дополнительных штурманских обязанностей;
4.1.2.4. использование и техническое состояние навигационных средств, таких, как радиолокатор или радионавигационные средства, а также любого иного оборудования, влияющего на безопасность плавания судна;
4.1.2.5. наличие на судне авторулевого; и
4.1.2.6. любые необычные обязанности ходовой навигационной вахты, которые могут быть вызваны особыми условиями эксплуатации.
4.2. Годность к выполнению обязанностей
Вахта должна быть организована таким образом, чтобы усталость вахтенного персонала не влияла на эффективность несения вахты. Служба должна быть организована таким образом, чтобы личный состав первой при отходе в рейс и последующих сменяющих вахт получал достаточный отдых и был годен к несению вахты во всех других отношениях.
4.3. Судовождение
4.3.1. Предстоящий рейс, насколько это практически возможно, должен планироваться заранее с учетом всей относящейся к нему информации, а любой проложенный курс должен быть проверен до начала рейса.
4.3.2. Во время вахты для обеспечения плавания по заданному пути следует через достаточно частые промежутки времени проверять курс, местоположение и скорость судна, используя любые имеющиеся необходимые навигационные средства.
4.3.3. Вахтенный помощник капитана должен в полной мере знать расположение и эксплуатацию всего судового навигационного оборудования и средств обеспечения безопасности, а также знать и учитывать их эксплуатационные ограничения.
4.3.4. Вахтенный помощник капитана не должен брать на себя и ему нельзя поручать выполнение любых обязанностей, мешающих обеспечению безопасности плавания судна.
4.4. Навигационное оборудование
4.4.1. Вахтенные помощники капитана должны максимально эффективно использовать все имеющееся в их распоряжении навигационное оборудование.
4.4.2. При использовании радиолокатора вахтенный помощник капитана должен учитывать необходимость постоянного соблюдения положений относительно использования радиолокатора, которые содержатся в применимых правилах предупреждения столкновений судов в море.
4.4.3. В случае необходимости вахтенный помощник капитана должен решительно пользоваться рулем, судовыми машинами, а также звуковой и световой сигнальной аппаратурой.
4.5. Обязанности и ответственность вахтенного помощника капитана
4.5.1. Вахтенный помощник капитана должен:
4.5.1.1. нести вахту в рулевой рубке;
4.5.1.2. ни при каких обстоятельствах не оставлять рулевую рубку без должной замены;
4.5.1.3. продолжать нести ответственность за безопасность плавания судна, несмотря на присутствие в рулевой рубке капитана, до тех пор, пока ему не будет специально сообщено о принятии капитаном на себя такой ответственности и это не будет взаимно понято;
4.5.1.4. в случае возникновения любых сомнений относительно выбора мер обеспечения безопасности, поставить в известность капитана; и
4.5.1.5. не передавать вахту сменяющему помощнику, если имеются основания полагать, что последний не способен эффективно выполнять обязанности по несению вахты, и уведомить об этом капитана.
4.5.2. По заступлении на вахту сменяющий помощник должен удостовериться в счислимом или истинном местоположении судна, следовании заданным путем, курсом и скоростью и учесть любые навигационные опасности, ожидаемые за время несения вахты.
4.5.3. Если это практически возможно, следует надлежащим образом фиксировать все предпринятые во время вахты действия, имеющие отношение к плаванию судна.
4.6. Наблюдение
4.6.1. Должно вестись надлежащее наблюдение в соответствии с правилом 5 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года. Его целями являются:
4.6.1.1. поддержание постоянной бдительности с помощью зрения и слуха, а также всех других имеющихся в наличии средств в отношении любых существенных изменений в рабочей обстановке;
4.6.1.2. всесторонняя оценка обстановки и опасности столкновения, посадки на мель или иных навигационных опасностей; и
4.6.1.3. обнаружение терпящих бедствие судов или летательных аппаратов, лиц, потерпевших кораблекрушение, а также затонувших судов и их обломков.
4.6.2. При определении того, что состав ходовой навигационной вахты достаточен для обеспечения постоянного надлежащего наблюдения, капитан должен учитывать все соответствующие факторы, включая указанные в пункте 4.1 настоящего правила, а также следующие факторы:
4.6.2.1. видимость, состояние погоды и моря;
4.6.2.2. интенсивность движения судов и другую деятельность, осуществляемую в районе, в котором судно совершает плавание;
4.6.2.3. необходимость повышенного внимания при плавании по системам разделения движения и другим путям движения судов или вблизи них;
4.6.2.4. дополнительную рабочую нагрузку, вызываемую характером функций судна, непосредственными эксплуатационными требованиями и предполагаемыми маневрами;
4.6.2.5. управление рулем и гребным винтом и маневренные характеристики судна;
4.6.2.6. годность любых членов экипажа, которые при необходимости могут быть включены в состав вахты, к выполнению соответствующих обязанностей;
4.6.2.7. знание и уверенность в профессиональной пригодности лиц командного состава и экипажа судна;
4.6.2.8. опыт вахтенного помощника капитана и знание им судового оборудования, порядка действий и маневренности судна;
4.6.2.9. деятельность, осуществляемую на судне в любое данное время, и возможность немедленного усиления вахты в рулевой рубке в необходимых случаях;
4.6.2.10. рабочее состояние приборов в рулевой рубке и органов управления, включая системы аварийной сигнализации;
4.6.2.11. размеры судна и зону видимости с места управления судном;
4.6.2.12. конфигурацию рулевой рубки, в той мере, в какой такая конфигурация может препятствовать вахтенному обнаруживать посредством зрения или слуха любые изменения окружающей обстановки; и
4.6.2.13. любые соответствующие стандарты, процедуры и руководства, относящиеся к организации вахты и годности к выполнению обязанностей, которые приняты Организацией.
4.7. Защита морской среды
Капитан и вахтенный помощник капитана должны четко представлять себе серьезные последствия эксплуатационного или аварийного загрязнения морской среды и принимать все возможные меры предосторожности для предотвращения такого загрязнения, особенно в тех случаях, когда это предусмотрено соответствующими международными и портовыми правилами.
4.8. Состояние погоды
Вахтенный помощник капитана должен принимать соответствующие меры и уведомлять капитана в тех случаях, когда неблагоприятные изменения погоды могут повлиять на безопасность судна, включая условия, ведущие к обледенению.
5. Плавание с лоцманом на борту
Присутствие лоцмана на борту не освобождает капитана или вахтенного помощника капитана от их функций и обязанностей по обеспечению безопасности судна. Капитан и лоцман должны обмениваться информацией относительно плавания, местных условий и характеристик данного судна. Капитан и вахтенный помощник капитана должны работать в тесном контакте с лоцманом и внимательно следить за местоположением и движением судна.
6. Суда, занятые промыслом или поиском рыбы
6.1. В дополнение к принципам, перечисленным в пункте 4, вахтенный помощник капитана должен учитывать и соответствующим образом реагировать на следующие факторы:
6.1.1. другие суда, занятые промыслом, и их орудия лова, маневренные характеристики своего судна, в частности его выбег и диаметр циркуляции на скорости свободного хода и с находящимися за бортом орудиями лова;
6.1.2. безопасность экипажа на палубе;
6.1.3. отрицательное влияние на безопасность судна и его экипажа уменьшения остойчивости и надводного борта, вызванного чрезмерными силами, возникающими при проведении промысловых операций, обработке и размещении улова, а также при необычном состоянии моря и погоды;
6.1.4. близость морских сооружений, с особым учетом зон безопасности; и
6.1.5 затонувшие суда и другие подводные препятствия, которые могут представлять опасность для орудий лова.
6.2. При размещении улова следует обращать внимание на основные требования, касающиеся обеспечения достаточного надводного борта, достаточной остойчивости и водонепроницаемости в течение всего перехода в порт выгрузки с учетом расхода топлива и запасов, возможности ухудшения состояния погоды и, особенно в зимний период, опасности обледенения открытых палуб или конструкций, расположенных над ними, при плавании в районах, где возможно обледенение.
7. Якорная вахта
Во время якорной стоянки капитан рыболовного судна должен обеспечивать, в целях безопасности судна и экипажа, непрерывное несение надлежащей вахты в рулевой рубке или на палубе.
8. Несение радиовахты
Во время нахождения судна в море капитан должен обеспечивать несение надлежащей радиовахты на соответствующих частотах, учитывая требования Регламента радиосвязи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.