Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 августа 2013 г. N 03-11-06/2/34289
Вопрос: 1. ООО до 31.12.2012 г. применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы" (6%). Во время применения указанного налогового режима Общество приобрело нежилое недвижимое имущество (далее - Помещение). С 01.01.2013 г. организация перешла на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (15%). На дату перехода с 6% на 15% остаточная стоимость Помещения для целей налогового учета не определялась (в соответствии с п. 2.1 ст. 346.25, а также абзацем 7 пп. 3 п. 3 ст. 346.16).
В 2013 г. организация проводит и оплачивает работы по реконструкции и модернизации Помещения. Просим разъяснить: вправе ли организация учесть в 2013 г. затраты на реконструкцию и модернизацию нежилого недвижимого имущества в расходах на реконструкцию и модернизацию основных средств, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с момента ввода реконструированных и модернизированных основных средств в эксплуатацию?
2. До 31.12.2012 г. Общество применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы" (6%). Во время применения указанного режима Общество приобрело нежилое недвижимое имущество (далее - Помещение).
В 2012 г. Обществом произведена предоплата поставщикам:
- за юридическое сопровождение и изготовление проектной документации на реконструкцию и модернизацию Помещения,
- за подготовительные работы по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ВРУ.
С 01.01.2013 г. Общество перешло на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (15%). На дату перехода с 6% на 15% остаточная стоимость Помещения для целей налогового учета не определялась (в соответствии с п. 2.1 ст. 346.25, а также абзацем 7 пп. 3 п. 3 ст. 346.16).
В 2013 г. Общество производит полный расчет с поставщиками за вышеперечисленные работы и подписывает акты приема-передачи выполненных работ.
Просим пояснить: вправе ли Общество в 2013 г. после ввода Помещения в эксплуатацию учесть для целей налогообложения вышеперечисленные расходы на реконструкцию и модернизацию Помещения, в том числе:
- в размере осуществленной в 2012 году частичной предоплаты поставщикам по работам, начатым в 2012 и сданным в 2013 году;
- в размере сумм погашенной поставщикам в 2013 году задолженности за выполненные и принятые в 2013 году работы?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы, связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 вышеуказанной статьи Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 346.16 Кодекса в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Кодекса, а расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств определяются с учетом положений пункта 2 статьи 257 Кодекса.
При этом, пунктом 2 статьи 257 Кодекса предусмотрено, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
К работам по модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Исходя из вышеизложенного, расходы на изготовление проектной документации на модернизацию и реконструкцию основных средств, по мнению Департамента, относятся к расходам, увеличивающим первоначальную стоимость основных средств. Такие расходы учитываются налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 346.16 Кодекса расходы на реконструкцию и модернизацию основных средств, произведенные в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. В течение налогового периода вышеуказанные расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.
Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (пункт 3 статьи 346.16 Кодекса).
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса расходы на реконструкцию и модернизацию основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения расходы на реконструкцию и модернизацию основных средств учитывает в вышеуказанном порядке после ввода этих основных средств в эксплуатацию.
В аналогичном порядке учитываются также и расходы в случае, если реконструкция (модернизация) объекта недвижимого имущества была начата в налоговом периоде, в котором организация применяла упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, а завершена была в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
Перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлен пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса.
Расходы в виде платы за технологическое присоединение реконструируемых энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, присоединенная мощность которых увеличивается, к действующим электрическим сетям непосредственно не связаны с приобретением, сооружением, изготовлением, а также доведением данных объектов до состояния, в котором они пригодны для использования.
При этом вышеназванные расходы не включены в перечень расходов, установленный пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса.
Исходя из этого, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не вправе учитывать вышеназванные расходы в составе расходов при определении налоговой базы по данному налогу.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.