Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 августа 2013 г. N 03-02-08/33970
Вопрос: Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 16.05.2013 г. N 03-02-07/1/17050 сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствуют правовые основания для отказа в предоставлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, отметив, что запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
Следуя разъяснениям, индивидуальный предприниматель обратился в налоговую инспекцию по адресу регистрации с заявлением о предоставлении информации об уплате налогов и сборов нашим контрагентом в целях проявления должной осмотрительности. Налоговый инспектор отказался принимать заявление, аргументировав отказ налоговой тайной. При обращении в информационное окно инспекции за разъяснениями рекомендовали обратиться в налоговый орган того города, где зарегистрирован контрагент. Но дадут ли там эту информацию?
Разъясните, как все-таки можно получить данную информацию (об исполнении контрагентом своих обязанностей по уплате налогов) и куда обращаться: в свою инспекцию или в "инспекцию контрагента"?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о получении информации об исполнении контрагентом обязанности по уплате налогов и сообщается следующее.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации и Административным регламентом Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Согласно определению от 01.12.2010 N ВАС-16124/10 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал правомерными выводы судов на основе статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" о том, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в представлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, отметив, что запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
Одновременно сообщается, что налогоплательщики вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом Критериев оценки рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков.
На сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса "массовой" регистрации, характерные, как правило, для "фирм-однодневок"), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
ФНС России издано письмо от 11.02.2010 N 3-7-07/84 о проявлении должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов с учетом критериев оценки налоговых рисков, а также о работе ФНС России по предупреждению налогоплательщиков от партнерства с неблагонадежными субъектами коммерческой деятельности.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ВАС РФ согласился с выводами нижестоящих судов о том, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной.
В связи с этим инспекции неправомерно отказывают в представлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств.
ВАС РФ отметил, что запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента.
Кроме того, налогоплательщики вправе самостоятельно оценивать риски по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности. При этом учитываются критерии, используемые инспекциями при отборе объектов для проведения выездных проверок (утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).
Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России.
Кроме того, на сайте можно узнать так называемые адреса "массовой" регистрации юрлиц, характерные, как правило, для "фирм-однодневок", а также наименования организаций, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 августа 2013 г. N 03-02-08/33970
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 24-30 сентября 2013 г. N 35