Решение Верховного Суда РФ от 23 июля 2013 г. N АКПИ13-553
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 5 ноября 2013 г. N АПЛ13-472 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Карулине И.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Полубелова Ю.Ю. о признании частично недействующими пунктов 28, 75, 115, 120 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82, установил:
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2007 г., регистрационный номер 10186, опубликован в "Российской газете" 10 октября 2007 г.
Согласно пункту 28 Правил при бронировании перевозки с пересадкой (перегрузкой) пассажира, багажа, груза в аэропорту, указанном в перевозочном документе, в течение двадцати четырех часов с одного рейса на другой рейс для дальнейшего следования по маршруту перевозки (далее - аэропорт трансфера), перевозчик или уполномоченный агент обязан обеспечить бронирование и получить подтверждение о бронировании на всех участках перевозки пассажира, багажа, груза, в том числе на участках, перевозка по которым выполняется другими перевозчиками, позволяющее пассажиру прибыть на регистрацию в установленное время для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра, перегрузить багаж, груз на другой рейс и выполнить требования, связанные с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации и/или законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, а также процедуры по передаче груза с одного воздушного судна на другое.
В соответствии с пунктом 75 Правил перевозка пассажиров, багажа и груза выполняется между указанными в перевозочном документе в установленной последовательности аэропортами (пунктами) отправления, трансфера (остановки) и назначения (далее - маршрут перевозки). Изменение маршрута перевозки, указанного в перевозочных документах, может быть произведено по согласованию между перевозчиком и пассажиром, грузоотправителем. В случае изменения пассажиром маршрута перевозки перевозчиком может производиться перерасчет стоимости перевозки.
Пунктом 115 Правил предусмотрено, что перевозка пассажира, который в соответствии с договором воздушной перевозки прибыл в аэропорт трансфера одним рейсом, а далее перевозится другим рейсом того же или иного перевозчика по маршруту перевозки (далее - трансферный пассажир), осуществляется в соответствии с договорами между перевозчиками.
В силу пункта 120 Правил, если при бронировании перевозки пассажир не заявил об остановке в аэропорту (пункте) по маршруту перевозки, но пожелал сделать такую остановку и заявил об этом в аэропорту трансфера или в аэропорту, в котором воздушное судно совершает посадку для технического и/или коммерческого обслуживания и продолжает выполнение рейса, которым оно прибыло в аэропорт (далее - аэропорт транзита), то такая остановка расценивается как добровольный отказ пассажира от перевозки, за исключением случаев указанных в пункте 227 Правил (вынужденный отказ пассажира от перевозки), и дальнейшая перевозка может быть продолжена, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, после соответствующего изменения договора воздушной перевозки пассажира.
Полубелов Ю.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пунктов 28, 75, 115, 120 Правил по тем основаниям, что оспариваемыми нормативными положениями с целью объединить перевозки, выполняемые одним перевозчиком, в один договор введены понятия "аэропорт трансфера", "трансферный пассажир", "маршрут перевозки", что нарушает право пассажира на свободный выбор перевозок и обусловливает выполнение одних перевозок обязательной оплатой других, а также пункта 75 Правил в части, предусматривающей согласование между перевозчиком и пассажиром изменения маршрута перевозки; перерасчета в случае изменения маршрута перевозки стоимости перевозки, ограничивает право пассажира на отказ от одной и более перевозок, указанных в перевозочном документе, на исполнение последующих перевозок, включенных в перевозочный документ, нарушает право пассажира, отказавшегося от одной из перевозок, воспользоваться на первоначальных условиях другой перевозкой, указанной в перевозочном документе, и пункта 120 Правил в части, позволяющей перевозчику в одностороннем порядке признать отказ пассажира от одной из перевозок как добровольный отказ пассажира от всех перевозок, отказать пассажиру в перевозке в связи с отсутствием согласования перевозчика на изменение договора, и предусматривающей продолжение дальнейшей перевозки после соответствующего изменения договора воздушной перевозки пассажира. Считает, что Минтранс России уполномочен издать обязательные для перевозчика правила использования коммерческой гражданской авиации для предоставления услуг по перевозкам на воздушном транспорте пассажиров, но не для пассажира.
По мнению заявителя, пункты 75 и 120 Правил содержат нормы гражданского права, в то время как Минтранс России не вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права.
Заявитель полагает, что Правила в оспариваемой части противоречат статьям 4 (часть 2), 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации; статьям 1 (пункт 2), 3 (пункт 7), 9, 170 (пункт 2), 178, 310, 422 (пункт 1), 425 (абзац второй пункта 3), 426 (пункт 4), 428 (пункт 2), 432 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 2, 21, 101, 102, 103, 105, 107, 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, статьям 1 (пункт 2), 13 (пункт 4), 16 (пункты 1, 2), 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" и пункту 5.2.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395.
Минтранс России в письменных возражениях указал на то, что приказ от 28 июня 2007 г. N 82 издан федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере гражданской авиации, оспариваемые положения не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и не нарушают права заявителя.
Выслушав объяснения Полубелова Ю.Ю., возражения представителей Минтранса России Коновалова Д.В., Огородниковой Е.С., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Чижиковой Т.Ю., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Статьей 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункты 1, 2).
Согласно пункту 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Федеральные авиационные правила являются составной частью воздушного законодательства Российской Федерации (статья 2 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Правила разработаны и утверждены Минтрансом России в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации, подпунктом 5.2.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, и пунктом 6 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360.
В силу статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира (груза или почты) перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете (доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения).
При этом перевозчик может лично исполнить обязательство или поручить исполнение своих обязанностей по договору воздушной перевозки другим лицам, в том числе перевозчику, оставаясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки (пункт 1 статьи 313, статья 403 ГК РФ, пункт 6 Правил).
Пункты 28, 115 Правил в оспариваемой части не противоречат статье 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, поскольку устанавливают обязанность перевозчика обеспечить бронирование и получить подтверждение о бронировании на всех участках перевозки пассажира, багажа, груза, в том числе на участках, перевозка по которым выполняется другими перевозчиками, направлены на обеспечение прав пассажиров на всем маршруте перевозки.
Утверждения заявителя о том, что пункт 28 Правил вводит пассажиров в заблуждение относительно предмета договора, нарушает право пассажира на свободный выбор перевозок, суд считает необоснованными.
Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом, условия договора воздушной перевозки пассажира содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе (пункт 2 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункт 7 Правил). При оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в частности информацию, указанную в оформленном перевозочном документе, о правилах перевозчика, о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о типе воздушного судна и др., производит подбор оптимального маршрута и провозной платы за перевозку с учетом тарифов и условий их применения (пункт 15 Правил). Осуществляя бронирование перевозки, граждане по своему усмотрению решают вопрос о заключении договора на предложенных условиях. При этом у гражданина есть право не заключать договор на весь маршрут воздушной перевозки, а приобрести билеты на каждый участок избранного им маршрута.
В силу статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
По смыслу приведенной нормы, пассажир имеет право до полета в одностороннем порядке отказаться от полета без объяснения причин с уведомлением об этом перевозчика.
Правила предоставляют пассажиру возможность, не прекращая действие договора перевозки, изменить маршрут перевозки, в том числе отказаться от полета на одном или нескольких участках маршрута, по согласованию с перевозчиком (пункт 75). Отказ от полета на одном или нескольких участках избранного маршрута является изменением условий договора перевозки, что по общему правилу возможно по соглашению сторон (пункт 1 статьи 450 ГК РФ) и должен осуществляться с соблюдением установленного порядка (пункт 230.1 Правил).
Указанная норма допускает возможность изменения стоимости перевозки в случае изменения условий перевозки, но не определяет условия ее перерасчета. Порядок расчета провозной платы при добровольном изменении договора воздушной перевозки пассажира установлен Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155. По тем же основаниям не может быть признан недействующим пункт 120 Правил, которым остановка пассажира в аэропорту (пункте) по маршруту перевозки, не предусмотренная договором перевозки и не согласованная с перевозчиком, расценивается как отказ пассажира от перевозки и предусматривается продолжение перевозки после соответствующего изменения условий договора воздушной перевозки.
Пункты 28, 75, 115, 120 Правил в оспариваемой части по своему содержанию не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующим отношения, связанные с заключением договора и изменением его условий, в том числе договора перевозки, нормам Воздушного кодекса Российской Федерации, статьям 1 (пункт 2), 13 (пункт 4), 16 (пункты 1, 2), 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", не ограничивают право пассажира на свободный выбор перевозок и не обусловливают выполнение одних перевозок обязательной оплатой других.
Используемые в пунктах 28, 75, 115, 120 Правил понятия "аэропорт трансфера", "трансферный пассажир", "маршрут перевозки" являются общепринятыми, используемыми в гражданской авиации, которые, в частности, содержатся в пункте 4.4 приложения 17 к Конвенции о международной гражданской авиации, участницей которой является Российская Федерация, используются в пункте 2 Положения об упрощенном порядке совершения таможенных операций в отношении товаров, принятых авиаперевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже с местом отправления на территории Российской Федерации в место назначения за пределами таможенной территории Таможенного союза с промежуточной посадкой в месте убытия с территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 172, в пункте 7 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Нельзя согласиться с доводом заявителя о том, что Минтранс России не уполномочен издать правила, обязательные для пассажира, поскольку Правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации, определяют общие условия перевозки (пункт 2 статьи 784 ГК РФ, статья 2 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя о том, что Минтранс России не вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, нельзя признать обоснованным, поскольку в силу статьи 3 ГК РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных данным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
Минтранс России осуществил правовое регулирование в пределах предоставленных ему полномочий, Федеральные авиационные правила в оспариваемой части основаны на нормах федерального закона и не противоречат им, прав и свобод заявителя не нарушают. С учетом изложенного основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Полубелова Ю.Ю. о признании частично недействующими пунктов 28, 75, 115, 120 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.А. Емышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 23 июля 2013 г. N АКПИ13-553
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 5 ноября 2013 г. N АПЛ13-472 настоящее решение оставлено без изменения