Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 июля 2013 г. N 75-АПГ13-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко, Л.В. Борисовой,
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Григорьева С.В. и Барановой Л.Н. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия постановления Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия от 4 ноября 1999 года N 289-ПР "О создании природного парка "Валаамский архипелаг", постановления Правительства Республики Карелия от 31 декабря 1999 года N 207-П "Об утверждении Положения о природном парке "Валаамский архипелаг", Положения о природном парке "Валаамский архипелаг" в целом и отдельно пунктов 1, 2, 3, 5, 9 подпункт 6, 10, 12 подпункт 2 Положения, по апелляционной жалобе представителя заявителей В. Штирса на решение Верховного суда Республики Карелия от 1 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя по доверенностям Григорьева С.В. и Барановой Л.Н. - В. Штирса, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Григорьев С.В. и Баранова Л.Н. обратились с указанным требованием, указав на несоответствие этих норм Конституции РФ, Конституции Республики Карелия, федеральному законодательству постановления Правительства Республики Карелия от 31.12.1999 года N 207-П "Об утверждении Положения о природном парке "Валаамский архипелаг", пунктов 1, 2, 3, 5, 9 подпункт 6, 10, 12 подпункт 2 Положения о природном парке "Валаамский архипелаг", признании недействующими со дня принятия.
Определением от 14.02.2013 года Григорьеву С.В. и Барановой Л.Н. отказано в принятии заявления в части признания противоречащими статьям 36, 55 Конституции Российской Федерации, статьям 8, 16, 58 Конституции Республики Карелия и признании недействующими со дня принятия названного нормативного правового акта за неподведомственностью Верховному суду Республики Карелия.
Представитель заявителей Штирс В. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, в том числе и дополнительное требование о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия от 04.11.1999 года N 289-ПР "О создании природного парка "Валаамский архипелаг" и Положения о природном парке "Валаамский архипелаг" в целом.
Представители Законодательного Собрания Республики Карелия и Правительства Республики Карелия, действующие по доверенностям, заявление не признали, представили возражения в письменной форме.
Решением Верховного суда Республики Карелия от 1 апреля 2013 года в удовлетворении заявлений Григорьева С.В. и Барановой Л.Н. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия постановления Палаты Республики Законодательного собрания Республики Карелия от 4 ноября 1999 года N 289-ПР "О создании природного парка "Валаамский архипелаг", постановления Правительства Республики Карелия от 31 декабря 1999 года N 207-П "Об утверждении Положения о природном парке "Валаамский архипелаг", Положения о природном парке "Валаамский архипелаг" в целом и отдельно пунктов 1, 2, 3, 5, 9 подпункт 6, 10, 12 подпункт 2 Положения отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу решения со ссылкой на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Как установлено судом, Указом Президента Российской Федерации от 12.07.1992 года N 760 "О Валаамском архипелаге и Спасо-Преображенском Валаамском монастыре" установлен для Валаамского архипелага и Спасо-Преображенского монастыря Русской православной церкви (Московский патриархат) с её согласия статус единой и целостной особо ценной историко-культурной и природной территории Российской Федерации и Республики Карелия. В последующие годы в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря передано безвозмездно государственное имущество, находящееся на островах Валаамского архипелага.
Постановлением Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия от 04.11.1999 года N 289-ПР "О создании природного парка "Валаамский архипелаг" в границах уникальной исторической и природно-ландшафтной территории Валаам создан природный парк "Валаамский архипелаг", а также предложено Председателю Правительства Республики Карелия утвердить Положение о природном парке.
Предметом правового регулирования названного постановления, по мнению суда, являются отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, что соответствует такой сфере совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, установленной п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, как природопользование, охрана окружающей природной среды, особо охраняемые природные территории и охрана памятников истории и культуры. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
Также нормативно-правовое регулирование в указанной области осуществляется федеральными законами: от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 18 ФЗ N 33-ФЗ природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников, а в силу п. 1 ст. 19 ФЗ N 33-ФЗ решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Кроме того, как видно из материалов дела, решение вопросов о создании природных парков отнесено Конституцией РК к ведению Палаты Республики Законодательного Собрания РК. В соответствии со статьей 42 Регламента Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия, утвержденного 19 мая 1994 года, решение по вопросу о создании природного парка принято в форме постановления, которым в границах уникальной исторической и природно-ландшафтной территории "Валаам" создан природный парк "Валаамский архипелаг", одобрена концепция проекта Положения о природном парке, представленная Председателем Правительства Республики Карелия, предложено Председателю Правительства Республики Карелия утвердить Положение о природном парке "Валаамский архипелаг" с учетом внесенных предложений в ходе обсуждения проекта.
Правительством Республики Карелия 31.12.1999 года было принято постановление N 207-П "Об утверждении Положения о природном парке "Валаамский архипелаг", в рамках полномочий, определенных Законом Республики Карелия от 27 апреля 1999 года N 348-ЗРК "О Правительстве Республики Карелия".
Согласно п. 8 ст. 2 ФЗ N 33-ФЗ содержание права собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса РФ.
Из статьи 214 Гражданского кодекса РФ видно, что государственной собственностью являются земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований. Наличие на территории парка объектов, имеющих особый статус, земельных участков, находящихся в пользовании граждан и юридических лиц, не противоречит действующему законодательству.
Из п. 4 Положения усматривается, что земли, леса, недра, ресурсы растительного и животного мира Валаамского архипелага, а также расположенные на архипелаге памятники истории и культуры, другие строения и сооружения (кроме храмовых, культовых, административно-хозяйственных зданий и сооружений, переданных в собственность Спасо-Преображенского Валаамского монастыря) используются природным парком в соответствии с действующим законодательством, относятся к объектам государственной собственности и отчуждению не подлежат, а в силу п. 5 Положения земли, природные ресурсы в границах природного парка предоставляются юридическим и физическим лицам только в пользование в порядке, определяемом действующим законодательством и настоящим Положением.
Анализ указанных норм свидетельствует о том, что право заявителей на пользование земельными участками, полученными в соответствии с законодательством, положением не ограничивается.
Ограничения по вопросам распоряжения земельными участками, расположенными на территории парка, установленные Положением, определены тем, что природные парки являются особо охраняемыми территориями, не противоречат федеральному законодательству.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
Как правильно указал суд, ограничения реализации гражданских прав на особо охраняемых территориях установлены рядом федеральных законов: ФЗ от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ФЗ от 24.04.1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", ФЗ от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ст. 103 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 95, 99 Земельного кодекса РФ и т.д.
При таком положении суд правильно пришел к выводу о том, что доводы заявителей о противоречии Положения о природном парке "Валаамский архипелаг" в целом и отдельных его пунктов федеральному законодательству, а также о нарушении их прав на пользование земельными участками на территории природного парка несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Довод в жалобе о том, что вывод суда о том, что Палата Республики Карелия постановлением от 4 ноября 1999 года приняла Положение о природном парке "Валаамский архипелаг" не соответствует обстоятельствам дела, нельзя признать состоятельным, т.к. суд, разрешая спор, указал в решении, что Палатой в границах уникальной исторической и природно-ландшафтной территории Валаам создан природный парк "Валаамский архипелаг", а также предложено Председателю Правительства Республики Карелия утвердить Положение о природном парке.
Остальные доводы в апелляционной жалобе по существу сводятся к несогласию с выводами суда, в связи с чем не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Карелия от 1 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - представителя заявителей Григорьева С.В. и Барановой Л.Н. по доверенности В. Штирса - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Л.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 июля 2013 г. N 75-АПГ13-1
Текст определения официально опубликован не был