Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Федерального агентства
воздушного транспорта
от 8 августа 2013 г. N 02.3-947
Информация по орнитологическому обеспечению безопасности полетов на территории Российской Федерации
По данным автоматизированной системы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации за период с 1990 года по 2012 год зарегистрировано 1211 авиационных событий, связанных со столкновением воздушного судна с птицей или стаей птиц. Из них, 2 катастрофы (29.07.2007 Ан-12 RA-93912 в районе аэропорта Домодедово и 25.05.2008 АВС-52 RA-0872G в районе аэродрома "Северка"), 6 аварий и 1203 инцидентов, из них 18 серьезных.
Распределение инцидентов по годам представлено на рисунке 1.
Проблеме минимизации риска столкновения воздушных судов с птицами не всегда придается должное значение.
Сведения об относительном (на 100 тыс. часов налета) числе авиационных событий на всем парке воздушных судов из-за столкновений с птицами за последнее десятилетие приведены на рисунке 2.
Данные по распределению инцидентов, связанных со столкновением воздушных судов с птицами по месяцам года за 1990-2012 года представлены на рисунке 3.
По данным, представленным на рис. 3, можно сделать вывод о том, что на частоту возникновения подобных инцидентов влияют сезонные особенности выполнения полетов. Наиболее опасным периодом для ВС является май-сентябрь.
Пики столкновений приходятся на летние месяцы, что для природно-климатических условий России указывает на активное участие в столкновениях с ВС местных, то есть гнездящихся птиц и их потомства. Также характерно нарастание интенсивности столкновений воздушных судов с птицами в период весенней и осенней миграции при перелетах к местам размножения и к местам зимовок.
В 2009-2012 годы из 238 инцидентов, связанных со столкновением ВС с птицами, 34 инцидента (14,28%) произошло в аэропорту Пулково (Санкт-Петербург) или в его районе. Для сравнения: за аналогичный период в районе аэропорта или в аэропорту Шереметьево зарегистрировано 24 случая столкновения с птицами, Внуково - 8 случаев, Домодедово - 8 случаев.
По этапам полетов ВС распределение случаев столкновений с птицами выглядит следующим образом: на этапах отрыва от взлетно-посадочной полосы или при приземлении - 23,6%, набора высоты после взлета - 27%, захода на посадку и на предпосадочной прямой - 19% инцидентов. В ряде случаев этап полета, на котором произошло столкновение, не был установлен.
Орнитологическая обстановка в аэропорту Пулково осложняется тем, что недалеко от аэропорта находится городская свалка - полигон "Волхонка", который привлекает птиц в больших количествах. Несмотря на принимаемые орнитологической службой аэропорта меры, количество инцидентов растёт.
Наиболее опасными являются попадания птиц в двигатели и лобовое стекло.
Исследования показали, что сила удара птицы величиной с чайку при скорости самолета 320 км/ч составляет 3200 кг, при скорости 960 км/ч - 28800 кг. Для наглядного сравнения при весе птицы 1,8 кг и скорости самолета 700 км/ч на высоте менее 2400 м сила удара птицы о самолет в три раза сильнее чем удар 30 миллиметрового снаряда.
По данным ФАУ "Государственный центр "Безопасность полетов" наибольшее число столкновений птиц с воздушным судном приходится на двигатели - 44% от всех случаев, крыло - 36%, фюзеляж - 6,6%, шасси - 5,3%, обтекатель бортовой РЛС, остекление кабины пилотов и хвостовое оперение - по 2,7%.
К числу основных мероприятий по предотвращению скопления птиц на аэродромах, рекомендованных нормативными документами, относятся следующие:
- вырубка зарослей кустарников в пределах территории аэродрома и скашивание травяного покрова на летном поле до оптимальной высоты;
- исключение возможности попадания птиц в аэродромные сооружения (особенно ангары) путем загораживания имеющихся технологических проемов и отверстий проволочными или нейлоновыми сетками;
- осушение увлажненных и заболоченных участков на территории аэродрома путем их дренирования или засыпки;
- минимизация доступа птиц к пищевым отходам самолетных и аэродромных кухонь, организация хранения пищевых отходов в закрытых контейнерах и полная утилизация отходов в закрытых от птиц помещениях;
- устранение городских свалок промышленных и продуктовых отходов на удалении менее 30 км от зоны аэропорта с целью изменения путей миграции птиц от мест гнездования на кормежку и обратно;
- уменьшение возможности гнездования птиц на аэродромных сооружениях (ангарах, командно-диспетчерских пунктах и других зданиях и сооружениях) путем спиливания верхних ветвей деревьев, на которых расположены гнездовые колонии птиц, а также в момент самого начала гнездования птиц сбивание гнезд с помощью водомета;
- запрещение использования территории аэродрома для посева сельскохозяйственных культур, привлекающих птиц;
- применение методов отпугивания птиц и соблюдение обязательной смены методов отпугивания (непрерывное или слишком частое применение любого отпугивающего средства со временем снижает его эффективность из-за привыкания к нему птиц);
- одновременное применение нескольких способов отпугивания птиц (например, воспроизведение криков бедствия и стрельба из ракетниц и ружей, установка отпугивающих предметов и стрельба из ракетниц) при соблюдении их периодического чередования для повышения эффективности.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 8 августа 2013 г. N 02.3-947 "Информация по безопасности полетов... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.