Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по профессии 262005.03 Раскройщик материалов
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 783)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 262005.03 Раскройщик материалов для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 262005.03 Раскройщик материалов имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих*(1).
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по профессии
3.1. Сроки получения СПО по профессии 262005.03 Раскройщик материалов в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)* |
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения** |
среднее общее образование |
Раскройщик материалов Оператор раскройного оборудования
|
10 мес. |
основное общее образование |
2 года 5 мес.*** |
* ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
** Независимо от применяемых образовательных технологий.
*** Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:
раскройщик материалов - оператор раскройного оборудования.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по раскрою различных материалов в легкой промышленности.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
образцы готовых изделий;
эстетические и технологические характеристики готовых изделий;
материалы (натуральная и искусственная кожа, ткани, картон);
Государственные стандарты (ГОСТ) и технические условия (ТУ) на материалы;
лекала и шаблоны;
схемы размещения лекал на материал;
детали изделий;
технологические карты на операцию;
оборудование, инструменты и приспособления для раскроя.
4.3. Обучающийся по профессии 262005.03 Раскройщик материалов готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Подготовка к раскрою.
4.3.2. Раскрой материалов вручную и механизированным способом.
4.3.3. Техническое обслуживание раскройного оборудования.
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Подготовка к раскрою.
ПК 1.1. Подбирать материалы по назначению, цвету, толщине, сортам и рисунку.
ПК 1.2. Настилать ткани, поролон и др. материалы на столе в несколько слоев по заданной длине с помощью машины или вручную.
ПК 1.3. Размечать верхний слой настила с обеспечением рационального размещения лекал и шаблонов по основе и утку.
ПК 1.4. Выбирать и подготавливать инструменты, приспособления и оборудование для каждого вида материалов.
5.2.2. Раскрой материалов вручную и механизированным способом.
ПК 2.1. Раскраивать материалы на детали, используя различные технологические приемы раскроя вручную.
ПК 2.2. Раскраивать материалы на детали, используя различные технологические приемы раскроя механическим способом.
ПК 2.3. Контролировать качество и комплектность выкроенных деталей.
5.2.3. Техническое обслуживание раскройного оборудования.
ПК 3.1. Выполнять регулировку раскройного оборудования.
ПК 3.2. Производить смену и заточку режущего инструмента и ограничителей на раскройном оборудовании.
ПК 3.3. Проводить профилактические осмотры раскройного оборудования, установление и устранение мелких неполадок.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура" |
864 |
576 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональный учебный цикл |
284 |
196 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: классифицировать продукцию производства легкой промышленности, определять технологию ее изготовления; ориентироваться в общих вопросах экономики и организации производства легкой промышленности; защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства; соблюдать правила техники безопасности, санитарии и гигиены труда; знать: основные технологии производства и виды работ в легкой промышленности (производство изделий из меха, кожи, текстиля); основной ассортимент изделий легкой промышленности; особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития легкой промышленности; организационно-правовые формы организаций; основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения; правила техники безопасности, личной санитарии и гигиены труда; экологические последствия производственной деятельности |
|
|
ОП.01. Основы технологии и организации производства легкой промышленности |
||
|
уметь: классифицировать материалы по их происхождению, назначению, свойствам и области применения; производить испытания материалов; определять пороки и дефекты в материалах, используемых в легкой промышленности; знать: общую классификацию материалов, сведения об их происхождении, назначении и области применения; общие сведения о строении и свойствах материалов; область применения материалов, используемых в легкой промышленности; способы производства материалов, используемых в легкой промышленности; свойства основных материалов, используемых в легкой промышленности; требования к качеству материалов, используемых в легкой промышленности |
|
|
ОП.02. Основы материаловедения |
|
|
уметь: читать рабочие и сборочные чертежи и схемы; выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей изделий и оборудования; знать: виды нормативно-технической документации; правила чтения документации различных видов; способы графического представления объектов, пространственных образов и схем; правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов; технику и принципы нанесения размеров |
|
|
ОП.03. Основы черчения |
|
|
уметь: читать кинематические схемы; проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; производить расчет прочности несложных деталей и узлов; подсчитывать передаточное число; пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом; знать: виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; типы кинематических пар; характер соединения деталей и сборочных единиц; принцип взаимозаменяемости; основные сборочные единицы и детали; типы соединений деталей и машин; виды движений и преобразующие движения механизмы; виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; передаточное отношение и число; требования к допускам и посадкам; принципы технических измерений; общие сведения о средствах измерения и их классификацию |
|
|
ОП.04. Техническая механика с основами технических измерений |
|
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; |
|
32 |
ОП.05. Безопасность жизнедеятельности |
|
|
знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
|
|
|
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
500 |
340 |
|
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
500 |
340 |
|
|
ПМ.01 |
Подготовка материалов к раскрою В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: по подбору материалов; по выполнению настилания материалов; по чтению чертежей и схем раскладок; рациональному размещению лекал, шаблонов и трафаретов; уметь: выбирать материалы в зависимости от назначения готовых изделий; выполнять настилание материалов в несколько слоев без складок и перекосов; скреплять слои; размечать верхний слой настила материала различными способами (по лекалам, шаблонам, трафаретам, схемам и чертежам), обеспечивая рациональный расход материала и требования к деталям кроя; знать: конструкцию и назначение раскраиваемого изделия; технологические требования, свойства, назначение и классификацию раскраиваемых материалов; действующие стандарты и технические условия (ТУ) на материалы, выкроенные детали и изделия; виды дефектов и пороков материалов; правила пользования и устройство инструментов, приспособлений и оборудования для настилания материалов; правила определения лицевой стороны материала, направления рисунка, начеса, ворса; размеры допускаемой высоты настила для определенного вида раскройного оборудования; количество слоев в настиле; способы скрепления слоев без складок, сдвигов, перекосов; способы разметки верхнего слоя настила материала; правила чтения чертежей и схем раскладок; нормы расхода материалов; виды возможных отходов и способы сокращения их количества; количество деталей в комплекте; места допусков пороков и дефектов материалов; требования к деталям по направлению тягучести материала; рациональные приемы размещения лекал, шаблонов, трафаретов |
|
|
МДК.01.03. Технология выполнения подготовительных операций раскроя материалов
МДК.01.02. Оборудование подготовительных операций раскроя материалов |
|
ПМ.02 |
Раскрой материалов вручную и механизированным способом В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: по определению способа раскроя и вида оборудования; по раскрою материалов вручную; по раскрою материалов механизированным способом; по контролю качества и комплектности деталей кроя; уметь: определять оптимальный способ раскроя; раскраивать натуральную и искусственную кожу, ткани, картон, поролон и др. материалы вручную и при помощи машин, обеспечивая требуемое качество кроя и рациональное использование материалов; обеспечивать комплектность и парность кроя, чистый и ровный рез, точное соответствие деталей по площади и контуру резаков; раскраивать материалы на раскройном оборудовании, выполнять регулировку, установление и устранение мелких неполадок; производить смену и заточку режущего инструмента; знать: виды и свойства материалов; особенности строения натуральной кожи по топографическим участкам; направления тягучести натуральной и искусственной кожи, тканей; направления наибольшего сгибания картона и бумаги; ГОСТы и ТУ на материалы и детали; виды, назначения и размеры деталей; расчет выхода деталей; требования к толщине и плотности деталей, к однородности окраски и мери кожи в деталях; требования к качеству линий реза и бахтармы; нормы расхода материалов; количество деталей в комплекте; места допусков пороков и дефектов материалов; требования к качеству и комплектности кроя; принципы работы и конструктивные особенности прессов и машин для раскроя; устройство обслуживаемых прессов и машин; особенности технологии раскроя материалов различными способами; методы и приемы раскроя ручным способом с применением инструментов и приспособлений |
|
|
МДК.02.01. Технология раскроя материалов
МДК.02.02 Оборудование раскроя материалов |
|
ПМ.03 |
Техническое обслуживание раскройного оборудования В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: регулировки раскройного оборудования; смены и заточки режущего инструмента и ограничителей на раскройном оборудовании; профилактического осмотра раскройного оборудования, установления и устранения мелких неполадок; уметь: выполнять технологические операции по регулировке раскройного оборудования; самостоятельно проводить смену и заточку режущего инструмента и ограничителей на раскройном оборудовании; выявлять неисправность раскройного оборудования и самостоятельно выполнять работы по устранению мелких неполадок; знать: устройство, принцип действия и регулировки раскройного оборудования; средства и виды технического обслуживания раскройного оборудования; содержание и правила оформления первичной документации; требования техники безопасности и правила пожарной безопасности при работе с использованием раскройного оборудования |
|
|
МДК.03.01. Технология технического обслуживания раскройного оборудования |
|
ФК.00 |
Физическая культура В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен: уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
80 |
40 |
|
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) |
216 |
144 |
|
|
|
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС |
1080 |
720 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
19 нед.
|
684
|
|
|
ПП.00 |
Производственная практика |
|
|||
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
1 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" |
20 нед. |
Учебная практика |
19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация |
1 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
1 нед. |
Каникулы |
2 нед. |
Итого |
43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на ба
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 783 "Об утверждении федерального государственного образовательного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.