I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103.
2. Методические рекомендации определяют порядок действий работников Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору при проведении проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований (муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения).
II. Организации проверки муниципальных образований
3. Проверки готовности муниципальных образований к отопительному периоду (далее - проверки) проводятся комиссиями Ростехнадзора на основании Планов проверок готовности муниципальных образований к отопительному периоду (далее - планы проверок). Планы проверок утверждаются руководителями территориальных органов Ростехнадзора не позднее 1 октября текущего года. Планы проверок не подлежат согласованию с органами прокуратуры, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
4. В течение десяти дней после утверждения планы проверок публикуются на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федераций.
5. В планах проверок, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, указываются следующие сведения:
наименования муниципальных образований, в отношении которых планируется проводить проверки;
дата и сроки проведения проверки (с учетом выдачи паспортов готовности не позднее 15 ноября).
6. Проверки готовности муниципальных образований к отопительному периоду осуществляются комиссиями, назначенными приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора.
7. В приказе (распоряжении) о проведении проверка муниципального образования указываются следующие сведения;
дата и номер приказа (распоряжения);
наименование территориального органа Ростехнадзора;
должности, фамилии, имена и отчества председателя комиссии и должностных лиц, входящих в состав комиссии, в том числе привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
наименование муниципальных образований, проверка которых проводится;
цели, задачи, предмет проверки;
срок проведения проверки, дата начала и окончания проверки;
правовые основания проведения проверки, в том числе ссылка на нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
перечень документов, представление которых муниципальным образованием необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Председателем комиссии назначается работник территориального органа Ростехнадзора.
8. Изданный приказ (распоряжение) подлежит соответствующей регистрации.
9. Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности муниципальных образований к отопительному периоду, предусмотренной Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103.
III. Порядок работы комиссий по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду
10. При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, указанных в разделах III-V Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103 (далее - требования по готовности).
11. Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу, приведенному в Правилах оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
10. Акт составляется в двух экземплярах, один экземпляр акта выдается руководителю муниципального образования, второй экземпляр акта учитывается в системе делопроизводства территориального органа Ростехнадзора.
Порядок ведения "Журнала регистрации Актов проверки готовности К отопительному периоду" устанавливается руководителем территориального органа Ростехнадзора.
12. В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:
объект проверки готов к отопительному периоду;
объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;
объект проверки не готов к отопительному периоду.
13. При наличии у комиссии замечаний к выполнению муниципальным образованием требований по готовности или при невыполнении муниципальным образованием требований по готовности к акту прилагается перечень соответствующих замечаний к выполнению муниципальным образованием требований по готовности с указанием сроков их устранения.
14. Паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется комиссией - территориального органа Ростехнадзора по рекомендуемому образцу, приведенному в Правилах оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103, и выдается территориальным органом Ростехнадзора, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта, но не позднее 15 ноября текущего года.
Паспорт регистрируется в "Журнале регистрации паспортов готовности муниципальных образований к отопительному периоду. выданных территориальным органом Ростехнадзора". Порядок ведения "Журнала регистрации паспортов готовности муниципальных образований к отопительному периоду, выданных территориальным органом Ростехнадзора" устанавливается руководителем территориального органа Ростехнадзора.
периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103 (пункты 25.1, 25.7, 25.9, 25.10 настоящих Методических рекомендаций).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
20. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении потребителей тепловой энергии составляется акт с обязательствами по срокам устранений замечаний, относятся несоблюдение требований, указанных пункте 17 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103 (пункты 27.8, 27.13, 27.16 настоящих Методических рекомендаций).
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
V. Отбор теплоснабжающих и теплосетевых организаций для участия в комиссиях муниципальных образований
21. В соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103, проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций могут проводиться по согласованию с участием Ростехнадзора. В настоящих Методических рекомендациях изложен рекомендуемый объем проверок теплоснабжающих и теплосетевых организаций при опенке готовности муниципальных образований к отопительному периоду.
22. Представители Ростехнадзора принимают участие в проверках следующих организаций:
22.1. Единой теплоснабжающей организации (организаций), которая определена (которые определены) в схеме теплоснабжения поселений, городских округов органом местного самоуправления.
22.2. Теплоснабжающих организаций, присоединенная нагрузка которых составляет более 50% от присоединенной нагрузки потребителей тепловой энергии муниципального образованиях.
22.3. Теплосетевых организаций, владеющих на праве собственности или ином законном праве, эксплуатирующих не менее 50% по протяженности тепловых сетей муниципального образования.
22.4. Теплоснабжающих организаций, присоединенная нагрузка которых составляет менее 50% от присоединенной нагрузки потребителей тепловой энергии населенного пункта, но являющиеся единственным источником теплоснабжения для населенного пункта муниципального образования.
22.5. Теплоснабжающих и теплосетевых организаций, допустивших нарушения теплоснабжения потребителей тепловой энергии по результатам предыдущего отопительного периода.
22.6. Теплоснабжающих и теплосетевых организаций, допустивших аварийные ситуации в предыдущем отопительном периоде.
22.7. Теплоснабжающих организаций, не получивших паспорта готовности к работе s предыдущем отопительном периоде.
VI. Готовность к отопительному периоду муниципальных образований
23. При оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду проверяются следующие вопросы:
23.1. Наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций.
23.2. Наличие системы мониторинга состояния: системы теплоснабжения.
23.3. Наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.
23.4. Выполнение требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 103, по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии (разделы VII и VIII настоящих Методических рекомендаций);
23.4.1. Наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности всех теплоснабжающих организаций к работе в отопительный период.
23.4.2 Наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности всех теплосетевых организаций к работе в отопительный период.
23.4.3. Наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период.
24. В рамках проверки выполнения мероприятий, предусмотренных пунктом 23.4 настоящих Методических рекомендаций, необходимо проверить следующие вопросы:
24.1. Наличие распорядительного документа о назначении в установленном порядке комиссии по проверке готовности теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период.
24.2. Наличие программ проведения проверки готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, утвержденной руководителем (заместителем руководителя) администрации муниципального образования.
24.3. Наличие бесхозяйных тепловых сетей, источников тепловой энергий, предпринятые органами местного самоуправления поселений или городских округов для определения эксплуатирующей теплосетевой организации.
24.4. Наличие графиков аварийного ограничения режимов потребления тепловой энергии потребителей, согласованных с органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии при возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения определен Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 (пункты 104 - 109).
24.5. Наличие подтверждающих документов о соответствии фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам.
24.6. Наличия перечня теплоснабжающих, теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования.
24.7. Наличие перечня потребителей тепловой энергии, в отношении которых проводится проверка готовности к отопительному периоду.
24.8. Наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо-и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления.
24.9. Наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (часть 5 и часть 6 статьи 18).
VII. Готовность к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций
25. При оценке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду в отношении данных организаций проверяются следующие вопросы:
25.1. Наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
25.2. Готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения.
25.3. Соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами.
25.4. Наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.
25.5. Функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно:
укомплектованность указанных служб персоналом;
обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения.
25.6. Проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей.
25.7. Организация контроля режимов потребления тепловой энергии.
25.8. Обеспечение качества теплоносителей.
25.9. Организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии.
25.10. Обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N190-ФЗ "О теплоснабжении".
25.11. Обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей, а именно:
готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и теплоподачи;
соблюдение водно-химического режима;
отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;
наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;
наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;
наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей, ремонтно-строительных и транспортных, организаций, а также органов местного самоуправления;
проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей;
выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения;
выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;
наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива.
25.12. Наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями.
25.13. Отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний Ростехнадзора влияющих на надежность работы в отопительный период.
25.14. Работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.
26. В отношении объектов по производству тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки проверяется только наличие документа о готовности к отопительному сезону, полученного в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
VIII. Готовность к отопительному периоду потребителей тепловой энергии
27. При оценке готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду проверяются следующие вопросы:
27.1. Устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок.
27.2. Проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок.
27.3. Разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению.
27.4. Выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения.
27.5. Состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии.
27.6. Состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) а центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов.
27.7. Состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов.
27.8. Наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.
27.9. Работоспособность защиты систем теплопотребления.
27.10. Наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности.
27.11. Отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией.
27.12. Плотность оборудования тепловых пунктов.
27.13. Наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов.
27.14. Наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок.
27.15. Проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность.
27.16. Надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении N 3 к Правилам оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г, N 103,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации определяют порядок действий работников Ростехнадзора при проверке готовности к отопительному периоду муниципальных образований.
Разрабатываются планы мероприятий. В течение 10 дней после утверждения они публикуются на официальных сайтах территориальных органов Службы. Утверждаются приказы о проведении проверок. Создаются специальные комиссии. Определен порядок их работы.
По результатам проверки составляют Паспорт готовности к отопительному сезону.
С участием Ростехнадзора могут проверяться теплоснабжающие и теплосетевые организации. Приведен их перечень. При этом анализируют соблюдение критериев надежности теплоснабжения, функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, наличие нормативных запасов топлива, готовность к выполнению графика тепловых нагрузок и др.
Готовность потребителей теплоэнергии к отопительному сезону также проверяют по определенным параметрам. В их числе - промывка оборудования, выполнение плана ремонтных работ, наличие и работоспособность приборов учета, состояние теплосетей.
Установлено, как проверяется готовность муниципальных образований.
Методические рекомендации по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 июля 2013 г. N 314)
Текст приказа официально опубликован не был