Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 25 января 2013 г. N 177р
Положение
о порядке служебного расследования случаев несохранных перевозок грузов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения служебного расследования (далее - расследование), рассмотрения и учета случаев несохранных перевозок грузов комиссиями по обеспечению сохранности перевозимых грузов (далее - Комиссия), созданными на железнодорожных станциях структурных подразделений региональных дирекций (далее - станция), подразделениях линейного уровня, в регионах, на железных дорогах (региональных центрах корпоративного управления, далее - железные дороги) и в аппарате управления ОАО "РЖД" (Корпоративном центре).
К работе в комиссии могут быть привлечены представители причастных дирекций, подразделений, филиалов, дочерних зависимых обществ по усмотрению председателя Комиссии.
Организационно-техническое обеспечение работы Комиссии возложить на Центральную дирекцию управления движением.
1.2. Случаи несохранной перевозки грузов должны быть своевременно расследованы, рассмотрены и оформлены протоколами соответствующих Комиссий. По результатам служебного расследования Комиссиями разрабатываются и доводятся до причастных работников профилактические мероприятия, направленные на обеспечение сохранности грузов (далее - материалы расследования).
2. Расследование и рассмотрение случаев несохранных перевозок грузов
2.1. Случаи несохранных перевозок грузов в зависимости от стоимости утраченного, недостающего, поврежденного (испорченного) груза делятся на четыре группы:
- первая - на сумму свыше 5 млн. рублей;
- вторая - на сумму от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей;
- третья - на сумму от 200 тыс. рублей до 1 млн. рублей;
- четвертая - на сумму до 200 тыс. рублей;
При отсутствии точных данных о стоимости груза, его ориентировочная стоимость может определяться исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Для расчета ориентировочной стоимости могут быть использованы данные перевозочных документов, контракта или сведения, полученные от грузополучателя или грузоотправителя.
2.2. Об обнаруженных случаях несохранной перевозки груза передается доклад в устной и письменной форме (оперативное донесение, оформленное в соответствии с Инструкцией по подаче оперативных донесений при перевозках грузов, утвержденной ОАО "РЖД" 21.08.2007 г. N ВМ-9261):
по всем случаям - начальник станции в суточный срок со дня обнаружения докладывает начальнику центра организации работы станций региональной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением (далее - ДЦС);
первой, второй, третьей группы - ДЦС в трехсуточный срок со дня обнаружения докладывает начальнику службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок региональной дирекции управления движением (далее - начальник службы М);
первой и второй группы - начальник службы М в пятисуточный срок со дня обнаружения докладывает начальнику Управления коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Центральной дирекции управления движением (далее - ЦДМ) и первому заместителю начальника железной дороги (далее - НЗ-1);
первой группы - НЗ-1 в семисуточный срок докладывает вице-президенту ОАО "РЖД" (Председателю Комиссии).
В докладе должны быть указаны время, место и обстоятельства, при которых произошла несохранная перевозка груза, ориентировочная стоимость утраты, недостачи, порчи, повреждения груза, а также номера вагонов, контейнеров, транспортных железнодорожных накладных, род груза, железнодорожные станции отправления и назначения, контрольные знаки и состояние запорно-пломбировочных устройств.
2.3. К расследованию всех случаев несохранной перевозки грузов, независимо от стоимости груза, начальник станции обнаружения приступает немедленно. Оперативное донесение о случае несохранной перевозки должно быть направлено в суточный срок в адреса согласно Инструкции по подаче оперативных донесений при перевозках грузов, утвержденной ОАО "РЖД" 21.08.2007 г. N ВМ-9261. Расследование проводится с участием руководителей подразделений, причастных к оказанию услуг и производству работ, связанных с исполнением договора перевозки, в ходе исполнения которого допущена несохранность груза, и должно быть завершено в 5-дневный срок со дня обнаружения несохранной перевозки груза.
2.4. Для расследования и рассмотрения случаев несохранных перевозок четвертой группы, на станциях внеклассных и первого класса создается комиссия под председательством начальника станции, на станциях II - V класса - Комиссия под председательством ДЦС.
2.5. Случаи несохранной перевозки третьей группы расследуются с выездом на место обнаружения несохранной перевозки грузов, в том числе для станций прямого подчинения дирекции управления движением, заместителя начальника центра по коммерческой работе в сфере грузовых перевозок (далее - ДЦСМ) и рассматриваются на Комиссии под председательством ДЦС в 10-дневный срок со дня обнаружения.
2.6. Случаи несохранной перевозки второй группы расследуются с выездом начальника службы М на место обнаружения несохранной перевозки грузов и рассматриваются на комиссии под председательством НЗ-1 в 20-дневный срок со дня обнаружения.
2.7. Случаи несохранной перевозки первой группы расследуются с выездом НЗ-1 на место обнаружения несохранной перевозки грузов и рассматриваются им в 25-дневный срок со дня обнаружения. Случаи несохранных перевозок первой группы рассматриваются Комиссией под председательством вице-президента ОАО "РЖД", за исключением случаев несохранных перевозок, произошедших в результате крушений, аварий, иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, которые рассматриваются комиссией, проводившей расследование случая нарушения безопасности движения.
2.8. Руководитель Комиссии по расследованию случаев несохранных перевозок имеет право привлекать к участию в работе Комиссии и подготовке соответствующих документов полномочных работников филиалов, дирекций, структурных подразделений ОАО "РЖД", назначенных приказами руководителей данных подразделений, причастных к оказанию услуг и производству работ, связанных с исполнением договора перевозки, в ходе исполнения которого допущена несохранность груза.
2.9. Копии приказа руководителей структурных подразделений ОАО "РЖД" о назначении ответственных лиц, участвующих в служебном расследовании случаев несохранной перевозки, подготовке документов, о праве подписи актов и материалов служебного расследования, предоставляются в службу коммерческой работы в сфере грузовых перевозок (далее - служба М).
2.10. По результатам расследования оформляется протокол рассмотрения случая несохранных перевозок, который подписывает председатель Комиссии.
3. Расследование несохранных перевозок грузов на железной дороге по поступившим оперативным донесениям и коммерческим актам
3.1. Расследование случаев несохранных перевозок грузов проводится по полученным оперативным донесениям станции, на которой установлен факт несохранной перевозки, и должно быть закончено не позднее 5-дневного срока со дня его получения.
3.2. Если в результате расследования будут установлены обстоятельства, освобождающие ОАО "РЖД" от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) грузов, то документы, подтверждающие данные обстоятельства, незамедлительно направляются начальнику службы М, расположенной на территории соответствующей железной дороги, в состав которой входит станция назначения перевозимого груза (далее - железная дорога назначения).
3.3. Коммерческие акты, составленные в случаях возникновения несохранных перевозок грузов, оформляются только с использованием корпоративных автоматизированных систем на базе программного интерфейса Единой автоматизированной системы актово-претензионной работы (далее - ЕАСАПР М), и пересылаются между службами М в следующем порядке:
3.3.1. В случае составления коммерческого акта на станции отправления или в пути следования, из которого усматривается ответственность грузоотправителя:
- первый экземпляр акта направляется в 5-дневный срок со дня его составления в службу М железной дороги отправления груза и используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления;
- второй экземпляр акта прилагается к перевозочным документам для выдачи грузополучателю по его требованию;
- третий - хранится в делах станции, составившей акт.
3.3.2. В случае составления коммерческого акта на станции отправления или в пути следования, из которого не усматривается ответственность грузоотправителя, первый экземпляр акта в 5-дневный срок с момента его составления направляется в службу М железной дороги составления акта для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Второй экземпляр акта прилагается к перевозочным документам для выдачи грузополучателю по его требованию, а третий - с материалами расследования станции составления коммерческого акта хранится в делах станции, составившей акт.
3.3.3. При составлении коммерческого акта на станции назначения первый экземпляр коммерческого акта в 5-дневный срок с момента его составления направляется в службу М железной дороги назначения груза, второй экземпляр акта выдается грузополучателю по его требованию, а третий - с материалами расследования станции составления коммерческого акта хранится в делах станции, составившей акт.
3.3.4. При наличии данных, свидетельствующих об ответственности нескольких железных дорог в соответствии с составленными коммерческими актами или актами общей формы, первый экземпляр коммерческого акта высылается в службу М одной из ответственных железных дорог, остальным службам М направляются копии коммерческих актов с приложением актов общей формы и других документов, подтверждающих их ответственность.
3.3.5. В случае составления коммерческого акта при перевозках грузов, погруженных на территории порта, и (или) отправителем которого по договору перевозки является оператор морского терминала, усматривается ответственность порта, первый экземпляр коммерческого акта в 5-дневный срок после его составления должен быть направлен в службу М припортовой железной дороги с приложением запорно-пломбировочных устройств, снятых с вагона, и копии коммерческого акта для передачи его оператору морского терминала.
При перевозках грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении коммерческие акты о недостаче и порче грузов, погруженных в вагоны, в 5-дневный срок после их составления, направляются для расследования в службу М железной дороги, на железнодорожной станции которой осуществлялась перевалка груза.
3.3.6. В случаях утраты, повреждения (порчи) грузов при крушении, аварии, иных событиях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, пожаре, служба М железной дороги, на которой произошел случай, по окончании служебного расследования, но не позднее 25-дневного срока после оформления коммерческого акта, при наличии данных, свидетельствующих об ответственности других железных дорог, направляет сопроводительным письмом копии коммерческого акта и материалов служебного расследования, подтверждающего вину причастных железных дорог, в службу М железной дороги назначения и службам М ответственных железных дорог.
3.3.7. Расследование и обработка материалов по полученным коммерческим актам на станциях и в ДЦС должны быть полностью закончены в 10-дневный срок со дня поступления коммерческого акта.
Расследование по коммерческим актам и рассмотрение результатов расследования в службе М с учетом имеющихся материалов расследования по оперативным донесениям должны быть закончены не позднее 25-дневного срока со дня поступления коммерческого акта в службу М.
3.3.8. Служба М, проводившая расследование и установившая полную или частичную вину другой железной дороги, должна выслать ей сопроводительным письмом коммерческий акт с приложением актов общей формы и других документов, подтверждающих вину этой железной дороги, не позднее 15-дневного срока после его получения, оставив у себя копии материалов, с уведомлением об этом службы М железной дороги назначения и железной дороги, приславшей коммерческий акт.
3.3.9. Если расследованием установлены обстоятельства, освобождающие ОАО "РЖД" от ответственности за несохранность груза, или установлена ответственность грузоотправителя, материалы расследования в суточный срок по окончании расследования направляются в службу М железной дороги назначения, а по перевозкам в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и в службу М железной дороги, осуществившей перевалку груза.
3.3.10. Служба М, признавшая по коммерческому акту свою ответственность или ответственность подразделений своей железной дороги, оставляет его с материалами расследования у себя и не позднее 25-дневного срока после поступления коммерческого акта сообщает об этом в службу М железной дороги назначения и в службу М железной дороги, приславшей коммерческий акт.
3.3.11. Служба М, не признавшая ответственность или признавшая частично ответственность структурных подразделений в границах своей железной дороги, должна направить в службу М железной дороги назначения и в службу М железной дороги, приславшей коммерческий акт, телеграфом или по факсу с подтверждением о получении сообщения, мотивированное возражение на отказ о признании ответственности не позднее 25-дневного срока после поступления коммерческого акта (Приложение N 1 к настоящему Положению).
3.3.12. При получении претензии грузоотправителя, грузополучателя или страховщика, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов (далее - претензия) по несохранной перевозке груза, начальник службы М железной дороги поступления претензии в 5-дневный срок обязан сообщить об этом по телеграфу или по факсу начальникам служб М ответственных железных дорог с указанием даты предъявления претензии, расчета суммы материального ущерба, подлежащего возмещению, а также даты и номера письма, с которым был направлен коммерческий акт.
3.3.13. Служба М, получившая уведомление о предъявленной железной дороге назначения претензии, должна направить в службу М железной дороги назначения по телеграфу или по факсу согласие или мотивированное возражение не позднее 10-дневного срока со дня получения извещения со ссылкой на ранее направленный материал по коммерческому акту.
3.3.14. Служба М железной дороги назначения, получив согласие на оплату претензии или мотивированный отказ, готовит заключение по претензии для направления в Территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (далее - ТЦФТО). При неполучении от ответственных служб М железных дорог, которым направлялось уведомление о предъявленной претензии, в течение 10-дневного срока для мотивированного возражения, рассматривает претензию по имеющимся материалам и принимает самостоятельное решение по существу заявленной ей претензии и готовит мотивированное заключение в ТЦФТО.
Заключение должно содержать:
- во всех случаях - результаты рассмотрения претензии по существу заявленных требований со ссылками на соответствующие статьи федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов ОАО "РЖД", подтверждающие правовые основания принятия решения;
- при полном или частичном удовлетворении претензии - нарушения, явившиеся основанием предъявления претензий и наименование структурного подразделения ОАО "РЖД", дирекции, работниками которых допущены нарушения, наименование службы дороги, дирекции, структурного подразделения ОАО "РЖД", в функциональном подчинении которых находится указанное подразделение, со ссылкой на материалы служебного расследования, протокол разбора, протокол Комиссии по несохранным перевозкам, протокол заседания рабочей группы по решению спорных вопросов, возникающих между территориальными подразделениями филиалов, иными структурными подразделениями ОАО "РЖД" в процессе осуществления перевозок грузов, содержащих выводы по отнесению финансовой ответственности и приложением данных документов (при их наличии) к заключению.
3.3.15. Результаты рассмотрения претензий в службе М вносятся в автоматизированную систему претензионной работы ЕАСАПР М.
3.3.16. При отклонении претензии по причине отсутствия полной или частичной ответственности перевозчика, служба М дороги назначения, рассмотревшая претензию, в 26-дневный срок с момента получения претензии направляет в ТЦФТО мотивированное заключение, подписанное начальником службы или лицом, исполняющим его обязанности, с приложением претензионных документов.
ТЦФТО на основании представленного службой М заключения об отказе в удовлетворении претензии, готовит ответ с обоснованием принятого решения и в течение двух суток с момента получения указанных материалов из соответствующей службы, вместе с претензионными материалами высылает его заявителю претензии.
Копия ответа ТЦФТО направляется в службу М, рассмотревшую претензию.
3.3.17. Служба М, рассмотревшая претензию и принявшая решение о полном или частичном ее удовлетворении, заполняет учетную форму ФДУ-22, состоящую из 3 листов:
- лист 1 - "извещение" (Приложение N 2 к настоящему Положению);
- лист 2 - "приказ" (Приложение N 3 к настоящему Положению);
- лист 3 - "корешок приказа" (Приложение N 4 к настоящему Положению),
которые с визой начальника службы или лица, исполняющего его обязанности, направляет в ТЦФТО вместе с заключением о результатах рассмотрения претензии по существу заявленных требований для их подписания.
Заключение должно содержать:
- нарушения, явившиеся основанием предъявления претензий к перевозчику;
- результаты рассмотрения претензии по существу заявленных требований со ссылкой на соответствующие статьи федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов ОАО "РЖД", регулирующих осуществление перевозки грузов, а в случае частичного удовлетворения претензионных требований, правовые основания для принятия такого решения;
- наименование структурного подразделения ОАО "РЖД", дирекции работниками которого допущены нарушения, наименование службы дороги, дирекции, структурного подразделения ОАО "РЖД" в функциональном подчинении которых находится указанное подразделение со ссылкой на материалы служебного расследования, протокол разбора, протокол Комиссии по несохранным перевозкам, протокол заседания рабочей группы по решению спорных вопросов, возникающих между территориальными подразделениями филиалов, иными структурными подразделениями ОАО "РЖД" в процессе осуществления перевозок грузов, содержащих выводы по отнесению финансовой ответственности и приложением данных документов (при их наличии) к заключению.
3.3.18. ТЦФТО при получении от службы М учетной формы ФДУ-22:
- в суточный срок осуществляет ее подписание и высылает заявителю претензии извещение;
- формирует пакет документов на оплату в системе ЕК АСУФР;
- направляет приказ и корешок приказа в региональный центр обслуживания (далее - ОЦОР) для оплаты претензии;
- вносит в приказ и корешок приказа реквизиты платежного документа или почтовой квитанции на перевод денежных средств с указанием их номера и даты оплаты;
Уполномоченный работник ОЦОР, получив от ТЦФТО приказ и корешок приказа:
- производит выплату по признанной к удовлетворению претензии на расчетный счет заявителя;
- копии приказа и платежных документов, в суточный срок с момента оплаты, возвращает в ТЦФТО.
3.3.19. В случае частичного удовлетворения претензии к извещению прикладываются претензионные документы для их возврата заявителю, копии материалов остаются в службе М дороги выплаты, рассмотревшей претензию.
При удовлетворении претензии в полном объеме претензионные документы хранятся в делах службы М дороги выплаты, рассмотревшей претензию, в течение 5-ти лет.
В службу М дороги выплаты, которая рассмотрела претензию, передается копия корешка приказа. Служба М дороги выплаты в 3-суточный срок направляет уведомление М причастных железных дорог, которые в течение 30-дневного срока обязаны дать согласие о своей ответственности либо мотивированный отказ.
В случае отказа структурного подразделения ОАО "РЖД" от ответственности (или его неполучения) служба М в течение 120-дневного срока проводит повторное служебное расследование по установлению ответственного структурного подразделения.
3.3.20. При получении вступивших в законную силу судебных решений об удовлетворении исков за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза юридическая служба железной дороги выплаты направляет решение суда в ТЦФТО и службу М для учета в системах ЕАСАПР СФТО и ЕАСАПР М результата рассмотрения дела судебными органами.
Оплата решений судебного производства осуществляется по факту предъявления к расчетному счету ОАО "РЖД" исполнительных листов и подтверждения ТЦФТО принадлежности задолженности по ним. Передача исполнительных листов в ТЦФТО производится юридической службой дороги в суточный срок с момента его предъявления.
Служба М дороги выплаты в 5-дневный срок направляет копии решения судебного органа в адрес служб М причастных дорог для дальнейшего проведения последними в пределах 120-дневного срока служебного расследования в порядке, аналогичном порядку рассмотрения по поступившим претензиям.
Служба М, получившая копию решения судебного органа, должна направить в службу М железной дороги выплаты по телеграфу или факсу согласие или мотивированное возражение не позднее 10-дневного срока со дня получения копии решения судебного органа со ссылкой на ранее направленный материал по коммерческому акту (претензии).
В случае установления ответственности структурного подразделения, расположенного в границах дороги, начальник службы М направляет руководителю данного подразделения копию решения судебного органа с подтверждающими материалами для рассмотрения, признания ответственности в полном объеме или частично, или изложения мотивированного отказа от ответственности, подтвержденного документами.
3.3.21. Служба М железной дороги назначения направляет уведомление по установленной форме (Приложение N 5 к настоящему Положению) ТЦФТО, осуществившему оплату по исполнительному листу судебного производства, об установлении структурного подразделения ОАО "РЖД", ответственного за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза.
3.3.22. По результатам рассмотрения материалов по выплаченным суммам по претензиям за несохранные перевозки, в случае, если установлена ответственность (вина) структурного подразделения, расположенного в границах дороги, начальник службы М направляет его руководителю уведомление с подтверждающим материалом для рассмотрения.
Ответственное структурное подразделение, в течение 2-х недельного срока должно направить в службу М железной дороги, приславшей уведомление, согласие об отнесении ответственности или мотивированное возражение с подтверждающим материалом об отсутствии ответственности или частичной ответственности.
Спорные дела по распределению ответственности в пределах железной дороги (если не усматривается ответственность других железных дорог), не признанных структурными подразделениями, рассматриваются рабочими группами, действующими на железной дороге, в соответствии с распоряжениями ОАО "РЖД" от 7 июня 2010 г. N 1231р, от 11 октября 2010 г. N 2110р.
3.3.23. Порядок уведомления ТЦФТО, осуществившего выплаты по признанным претензиям, службой М дороги назначения об установлении структурного подразделения, ответственного за необеспечение сохранности перевозимого груза, аналогичен порядку, изложенному в пункте 3.3.21 настоящего Положения.
3.3.24. Решение по отнесению ответственности по несохранной перевозке грузов в результате крушений, аварий, иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, принимается на основании решения комиссии, проводившей расследование случая нарушения безопасности движения.
3.3.25. При возникновении спорных расчетных дел между железными дорогами по выплаченным претензиям и удовлетворенным искам за утрату, недостачу, повреждение (порчу) грузов, ответственность по случаям несохранных перевозок грузов определяется на основании решений, принятых Комиссией ОАО "РЖД" (по несохранным перевозкам первой группы), и по претензиям второй - четвертой групп на претензионных совещаниях между железными дорогами - филиалами ОАО "РЖД", проводимых два раза в год в течение месяца после проведения Дирекцией по железнодорожному транспорту претензионного совещания между странами СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в соответствии с Регламентом претензионного совещания по рассмотрению спорных расчетных дел по несохранным перевозкам грузов.
В случае истечения 120-дневного срока и непроведения претензионного совещания назначается совещание по определению структурного подразделения ОАО "РЖД" в пределах железной дороги, ответственного за необеспечение сохранности перевозимого груза.
3.3.26. Службы М осуществляют постоянный контроль за соблюдением порядка и сроков рассмотрения материалов расследования случаев несохранных перевозок, подготовкой претензионных материалов, полнотой и правильностью учета и отнесения ответственности за несохранные перевозки между структурными подразделениями ОАО "РЖД".
3.3.27. ЦДМ обеспечивает учет сумм, отнесенных на ответственность филиалов, их территориальных подразделений и иных структурных подразделений ОАО "РЖД", причастных к несохранным перевозкам, в рамках управленческого учета.
Управленческий учет ведется в автоматизированной системе актово-претензионной работы ЕАСАПР М. Ежемесячный отчет (Приложение N 6 к настоящему Положению) по суммам, отнесенным на ответственность филиалов, их территориальных подразделений и иных структурных подразделений ОАО "РЖД", причастных к несохранным перевозкам, формируется до 5-го числа месяца, следующего за отчетным.
ЦДМ в трехсуточный срок направляет отчет ответственным филиалам ОАО "РЖД".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.