С целью создания нормативно-методической базы для организации и проведения приёмочных и сертификационных испытаний подвижного состава, предназначенного для эксплуатации на магистральных путях железных дорог, Министерство путей сообщения приказывает:
Утвердить и ввести в действие с 01 июля 1996 г. стандарты отрасли
- ОСТ 32.53-96 "Система испытаний подвижного состава. Организация и порядок проведения приёмочных и сертификационных испытаний тягового подвижного состава".
- ОСТ 32.55-96 "Система испытаний подвижного состава. Требования к составу, содержанию, оформлению и порядку разработки программ и методик испытаний и аттестации методик испытаний".
Приложение: ОСТ 32.53-96 на 31 листе, ОСТ 32.55-96 на 20 листах.
Стандарт отрасли OCT 32.53-96
"Система испытаний подвижного состава. Организация и порядок проведения приемочных и сертификационных испытаний тягового подвижного состава"
(утв. указанием МПС РФ от 11 июля 1996 г. N К-605у)
Дата введения 1 июля 1996 г.
Введен впервые
Введение
Настоящий стандарт разработан с целью:
- приведения в соответствие требований по организации и проведению испытаний единиц тягового подвижного состава с требованиями международных стандартов;
- создания системы испытаний тягового подвижного состава в Министерстве путей сообщения Российской Федерации и нормативного обеспечения деятельности аккредитованных испытательных центров (лабораторий), проводящих испытания тягового подвижного состава;
- развития основополагающих требований ГОСТ 15.001-88 в части испытаний продукции с учетом специфики, накопленного опыта испытаний тягового подвижного состава; в части взаимодействия испытательных центров (лабораторий), проводящих испытания тягового подвижного состава взаимодействия с разработчиками (изготовителями), заказчиками (основными потребителями), тягового подвижного состава при организации и проведении испытаний, а также в части взаимодействия с органами, принимающими решения по продукции.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на испытания тягового подвижного состава (далее ТПС), предназначенного для эксплуатации на магистральных путях ж.д. России:
- электровозов магистральных (грузовых, пассажирских) постоянного, переменного тока и двойного питания;
- тепловозов магистральных (грузовых, пассажирских) и маневровых;
- электропоездов;
- дизель-поездов;
- автомотрис с прицепными вагонами;
- газотепловозов.
Настоящий стандарт устанавливает порядок организации, проведения приемочных и сертификационных испытаний вновь создаваемого, модернизируемого и серийно изготавливаемого ТПС.
Настоящий стандарт предназначен для применения разработчиками (изготовителями) ТПС независимо от форм собственности, заказчиками (основными потребителями) ТПС, аккредитованными испытательными центрами (лабораториями), (далее ИЦ), предприятиями и организациями, участвующими в организации и проведении испытаний ТПС.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и документы:
- ГОСТ 15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения
- ГОСТ 16504-81 Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
- PC 0004-94 Требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации
- Руководство ИСО/МЭК 2 Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видах деятельности.
3 Определения
3.1 Приемочные испытания ТПС - контрольные испытания опытных образцов, опытных партий продукции или изделий единичного производства, проводимые соответственно с целью решения вопроса о целесообразности постановки этой продукции на производство и (или) использования по назначению (ГОСТ 16504).
3.2 Сертификационные испытания - контрольные испытания продукции, проводимые с целью установления соответствия характеристик её свойств национальным и (или) международным нормативным документам, нормативным документам, указанным в Техническом задании, Технических условиях на продукцию (ГОСТ 16504).
3.3 Объект испытаний - продукция, подвергаемая испытаниям (ГОСТ 16504).
3.4 Образец для испытаний - продукция или её часть, непосредственно подвергаемые эксперименту при испытаниях (ГОСТ 16504).
3.5 Опытный образец - образец продукции, изготовленный по вновь разработанной рабочей документации, для проверки путем испытаний соответствия его заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению (ГОСТ 16504).
3.6 Модернизированный ТПС - образец продукции, подготавливаемый для замены выпускаемой продукции, в конструкцию и (или) технологию изготовления которого, внесены изменения с целью улучшения первоначальных свойств.
3.7 Идентифицированный образец ТПС - представительный образец от вида (типа) продукции, предъявляемый для целей сертификации, изготовленный в соответствии с разработанной нормативной и технической документацией.
3.8 Головной исполнитель - аккредитованный ИЦ, выполняющий при проведении испытаний несколькими ИЦ функции руководителя и координатора работы.
3.9 Программа испытаний на конкретный ТПС - организационно-методический документ, обязательный к выполнению, устанавливающий объект и цели испытаний, виды, последовательность и объем проводимых экспериментов, порядок, условия проведения испытаний, обеспечение и отчетность по ним, а также ответственность за обеспечение и проведение испытаний (ГОСТ 16504).
3.10 Методика испытаний на конкретный ТПС - организационно-методический документ, обязательный к выполнению, включающий метод испытаний, средства и условия испытаний, отбор образцов, алгоритмы выполнения операций по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик свойств объекта, формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.
3.11 Другие термины и определения, используемые в настоящем стандарте, соответствуют Руководству ИСО/МЭК2 и ГОСТ 16504.
4 Общие положения
4.1 Приемочные испытания
4.1.1 Приемочные испытания ТПС выполняются на стадии опытно-конструкторских разработок, а также при его модернизации.
4.1.2 В состав приемочных, как правило, входят следующие испытания:
4.1.2.1 комплексные динамические и по воздействию на путь и стрелочные переводы;
4.1.2.2 оценка соответствия проектному очертанию габарита;
4.1.2.3 динамико-прочностные (статические, ходовые, на соударение и стендовые вибрационные несущих элементов);
4.1.2.4 тормозные (стационарные, ходовые);
4.1.2.5 тягово-энергетические электроподвижного состава;
4.1.2.6 теплотехнические испытания ограждающих конструкций кабины машиниста ТПС, кузова моторвагонного подвижного состава и систем жизнеобеспечения;
4.1.2.7 тягово-теплотехнические и тягово-энергетические дизельного подвижного состава;
4.1.2.8 испытания на соответствие требованиям безопасности труда и охраны здоровья обслуживающего персонала;
4.1.2.9 санитарно-гигиенические и экологические;
4.1.2.10 испытания по оценке пожарной безопасности;
4.1.2.11 испытания на электромагнитную совместимость оборудования ТПС и устройств сигнализации и связи;
4.1.2.12 испытания по оценке функциональной работоспособности локомотивных приборов безопасности.
4.1.3 Приемочные испытания, при которых контролируются показатели, определяющие безопасность движения, безопасность жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, в соответствии с ГОСТ 15.001 проводятся в аккредитованных ИЦ.
4.1.4 Приемочные испытания, при которых контролируются показатели, не перечисленные в п. 4.1.3, могут проводиться у разработчика (изготовителя).
4.1.5 Типовой перечень характеристик (номенклатура показателей), контролируемых при приемочных испытаниях, приведен в Приложении А.
Примечания
1 Перечень испытаний, включаемых в состав приемочных, может быть в обоснованных случаях сокращен или увеличен по согласованию с заказчиком (основным потребителем) продукции.
2 Эксплуатационные испытания проводятся, как правило, после приемочных испытаний на установочной партии продукции.
Решение о включении их в состав приемочных принимает заказчик (основной потребитель) продукции по согласованию с разработчиком.
3 В полном объеме типовой перечень контролируемых характеристик распространяется на вновь создаваемый ТПС.
4.1.6 В качестве приемочных могут быть зачтены результаты предварительных испытаний у разработчика (изготовителя), при которых контролируются показатели, определяющие безопасность движения, безопасность жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, при условии участия в них уполномоченных представителей аккредитованных ИЦ и подписания ими документов по результатам испытаний.
4.2 Сертификационные испытания
4.2.1 Сертификационные испытания являются одним из этапов работ по сертификации продукции и проводятся в соответствии с правилами, установленными конкретной системой сертификации, правомочной проводить сертификацию данной продукции.
4.2.2 Сертификационные испытания проводятся на ТПС, конструкция, состав и технология изготовления которого должны быть идентичными продукции, поставляемой потребителю.
4.2.3 Сертификационные испытания проводятся только ИЦ, аккредитованными на техническую компетентность и независимость, или ИЦ, аккредитованными на техническую компетентность, с участием представителей Органа по сертификации (далее ОС) .
4.2.4 При обязательной сертификации сертификационные испытания рекомендуется совмещать с приемочными (предварительными), если изготовление опытного образца (образцов) и подготовка производства к серийному выпуску ТПС выполняется одновременно, а приемочные (предварительные) испытания проводятся аккредитованным ИЦ.
По решению ОС в качестве сертификационных может быть засчитана часть результатов приемочных испытаний опытного образца продукции при соблюдении требований п.п. 4.2.2 и 4.2.3, а также могут быть засчитаны сертификаты, ранее полученные на комплектующие изделия.
4.2.5 При обязательной сертификации контролируются параметры, определяющие безопасность движения, безопасность жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, которые содержатся в утвержденном МПС России "Перечне характеристик для сертификации тягового подвижного состава по показателям обеспечения безопасности движения, безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды".
4.2.6 При добровольной сертификации номенклатуру контролируемых при сертификационных испытаниях параметров (характеристик продукции) и нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация, определяет заявитель.
5 Организация испытаний
5.1 Организация приемочных испытаний
5.1.1 Приемочные испытания ТПС могут проводиться с назначением головного исполнителя из числа ИЦ, привлекаемых к испытаниям, или несколькими ИЦ без головного исполнителя.
5.1.2 Головной исполнитель, как правило, определяется, исходя из номенклатуры продукции, закрепленной за аккредитованным ИЦ, в отдельных случаях - по виду испытаний, закрепленных за аккредитованным ИЦ.
5.1.3 Выбор ИЦ, назначение головного исполнителя осуществляет заявитель по согласованию с заказчиком (основным потребителем) продукции.
5.1.4 Приемочные испытания ТПС проводятся на основании заявки, официально оформленной в адрес головного ИЦ.
При организации испытаний без назначения головного исполнителя заявки направляются в адрес каждого ИЦ, привлекаемого к испытаниям.
Примечание - Заявка может быть оформлена в виде письма или проекта договора.
5.1.5 Заявителем на проведение приемочных испытаний является разработчик (изготовитель) продукции.
5.1.6 К приемочным испытаниям, проводимым в ИЦ, могут по субподряду привлекаться другие аккредитованные испытательные организации, решение об этом принимает ИЦ, в адрес которого поступила заявка, по согласованию с заявителем.
5.1.7 ИЦ, в адрес которого поступила заявка на проведение приемочных испытаний, в установленной в ИЦ форме информирует заявителя о принятом решении.
5.1.8 При организации приемочных испытаний с назначением головного исполнителя оформляется один договор; при организации испытаний без головного исполнителя договорная документация оформляется с каждым ИЦ, привлекаемым к испытаниям.
5.1.9 Участие испытательных организаций в испытаниях по субподряду указывается в договорной документации.
5.1.10 Распределение объемов работ между ИЦ, в адрес которого поступила заявка, и субподрядчиками должно удовлетворять требованиям нормативных документов той системы, в которой аккредитован ИЦ.
5.1.11 ИЦ, в адрес которого поступила заявка, несет полную ответственность за качество всех выполняемых при испытаниях работ, в том числе, за качество работ, выполняемых субподрядчиками.
5.1.12 Приемочные испытания в ИЦ проводятся по программам и методикам, которые разрабатываются в установленном положениями PC 0004 порядке.
5.1.13 При обнаружении в процессе проведения испытаний неисправностей, дефектов в конструкции испытываемого образца или в его оборудовании по вине изготовителя руководителем испытаний (вида испытаний) с участием заявителя, заказчика продукции (основного потребителя при необходимости) оформляется специальный акт.
В акте указывается:
- виды неисправностей, дефекты и мероприятия по их устранению;
- сроки, место проведения работ по устранению неисправностей, дефектов;
- возможность продолжения испытаний;
- изменения, повторения или дополнения, вносимые в объем испытаний при их продолжении;
- откорректированные сроки окончания испытаний и другие мероприятия, необходимые для проведения и окончания испытаний.
5.1.14 Использование образца ТПС после завершения приемочных испытаний определяет заявитель.
5.1.15 Оплата расходов, связанных с выделением образцов, организацией и проведением приемочных испытаний в ИЦ, производится заявителем, если иное не оговорено в договорной документации.
5.2 Организация сертификационных испытаний
5.2.1 Заявителями на проведение сертификационных испытаний является изготовитель продукции.
5.2.2 Заявка на проведение сертификационных испытаний, приемочных и сертификационных (при их совмещении) направляются в Орган по сертификации (далее ОС).
5.2.3 ОС в установленные правилами системы сертификации сроки официально информирует заявителя о принятом решении по выбору ИЦ для проведения сертификационных испытаний.
5.2.4 По решению ОС испытания могут быть поручены одному или нескольким ИЦ.
5.2.5 Сертификационные испытания в ИЦ проводятся по программам и методикам, которые разрабатываются в порядке, установленном положениями PC 0004.
5.2.6 Методики испытаний, используемые при обязательной сертификации ТПС, должны обеспечивать проведение контроля на соответствие требованиям утвержденного МПС России "Перечня характеристик для сертификации тягового подвижного состава по показателям обеспечения безопасности движения, безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды" .
5.2.7 Использование образца ТПС после завершения сертификационных испытаний определяет заявитель.
5.2.8 Оплата расходов, связанных с выделением образцов, организацией и проведением сертификационных испытаний, производится заявителем.
5.3 Порядок отбора образцов, их идентификация
5.3.1 Передача образца (образцов) ТПС на приемочные испытания в ИЦ производится по официально оформленному акту - уведомлению об их готовности и после пробега, составляющего не менее 5000 км (для магистрального ТПС), и наработки не менее 300 часов (для маневрового ТПС).
Акт-уведомление оформляется по образцу, приведенному в Приложении Б.
5.3.2 Отбор образцов на приемочные испытания осуществляется непосредственно разработчиком (изготовителем) с участием ОТК, инспектора-приемщика МПС России (заводского инспектора-приемщика, при наличии такового на предприятии).
5.3.3 Сведения об отобранном образце (отобранных образцах), об идентификации: подтверждение идентичности, соответствия образца (образцов) рабочей конструкторской, технической документации, ТЗ, проекту ТУ указываются:
- в акте-уведомлении;
- протоколе предварительных испытаний (или документе его заменяющем).
5.3.4 На приемочные испытания в ИЦ с образцом продукции направляются следующие документы:
- ТЗ на разработку;
- проект ТУ;
- конструкторская по перечню, согласованному с ИЦ;
- руководства, технологическая документация (при необходимости), инструкции по эксплуатации;
- техническое описание.
5.3.5 Отбор образцов на сертификационные испытания (приемочные и сертификационные испытания при их совмещении) осуществляется представителем ОС или уполномоченными представителями ИЦ по поручению ОС совместно с представителем заказчика (инспектора - приемщика МПС России).
5.3.6 Отбор образцов на сертификационные испытания (приемочные и сертификационные испытания при их совмещении) оформляется актом отбора, оформленным по образцу приведенному в Приложении В.
5.3.7 На сертификационные испытания с образцом продукции направляются следующие документы:
- конструкторская по перечню, согласованному с ИЦ;
- руководства, технологическая документация (при необходимости), инструкции по эксплуатации;
- протокол предварительных испытаний;
- протокол приемочных испытаний (если они были проведены раньше);
- акт отбора образцов.
5.3.8 Обслуживание образцов ТПС при проведении приемочных и сертификационных испытаний в ИЦ обеспечивает заявитель.
5.4 Оформление результатов испытаний
5.4.1 Итоговым документом по результатам приемочных и сертификационных испытаний является протокол испытаний с таблицами результатов по всем испытаниям, входящим в их состав.
5.4.2 При организации испытаний с назначением головного исполнителя оформляется один протокол испытаний, при проведении испытаний без головного исполнителя протоколы испытаний оформляются каждым ИЦ, привлеченным к испытаниям.
5.4.3 Подготовка протокола испытаний, его утверждение выполняется в соответствии с нормативными документами, действующими по данной процедуре в ИЦ.
5.4.4 Протокол (протоколы) утвержденный Руководителем головного ИЦ (Руководителями ИЦ), передается заявителю и органам, принимающим решения по продукции.
Образец протокола приведен в Приложении Г.
5.4.5 В протоколах испытаний должны содержаться только выводы о соответствии характеристик продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым проводились испытания.
5.4.6 По результатам приемочных испытаний в ИЦ могут оформляться предварительные заключения по каждому виду испытаний, включаемому в состав приемочных, по установленной в ИЦ форме.
5.4.7 Предварительные заключения, утвержденные Руководителем ИЦ, передаются заявителю, заказчику (основному потребителю).
5.4.8 По результатам предварительных заключений заявителем и ИЦ может быть принято решение о доработке опытного образца и повторном представлении его в ИЦ на испытания или о прекращении испытаний, если это не противоречит условиям договора на проведение испытаний.
5.4.9 Протокол сертификационных испытаний наряду с другими документами, предусматриваемыми системой сертификации, передается в ОС для принятия решения по продукции в соответствии с установленными правилами процедуры сертификации.
Приложение А
(справочное)
Типовой перечень
характеристик (показателей), контролируемых при приемочных испытаниях тягового подвижного состава
Наименование испытаний и номенклатура контролируемых характеристик (показателей) | |
1 | |
1
|
Комплексные динамические и по воздействию на путь и стрелочные переводы испытания
|
1.1 |
Допускаемые скорости движения на типовых конструкциях пути в прямых, кривых участках и по стрелочным переводам при условии непревышения нормативных значений следующих показателей: |
1.1.1 |
рамных сил; |
1.1.2 |
вертикальных сил, действующих на обрессоренные и необрессоренные части экипажа; |
1.1.3 |
напряжений в наружной и внутренней кромках подошвы рельсов; |
1.1.4 |
напряжений в наружной кромке остряков (в регламентируемых сечениях); |
1.1.5 |
вертикальных нагрузок рельсов на шпалы; |
1.1.6 |
горизонтальных нагрузок рельсов на шпалы |
2
|
Соответствие проектному очертанию габарита
|
3
|
Динамико-прочностные (статические, ходовые, на соударение и стендовые вибрационные испытания несущих конструкций экипажа
|
3.1 |
Динамические (ходовые) качества: |
3.1.1 |
показатель плавности хода; |
3.1.2 |
коэффициент запаса устойчивости против схода колеса с рельсов; |
3.1.3 |
рамные силы в прямых, кривых участках пути и в стрелочных переводах; |
3.1.4 |
коэффициенты вертикальной динамики для 1-ой и 2-ой ступеней подвешивания; |
3.1.5 |
коэффициент конструктивного запаса для 1-ой и 2-ой ступеней подвешивания*; |
3.1.6 |
частота изгибных колебаний; |
3.1.7 |
запас на относительные перемещения элементов экипажа; |
3.1.8 |
проверка характеристик гидро и пневмодемпферов 1-ой и 2-ой ступеней подвешивания* |
3.2 |
Динамическая нагруженность тягового привода и его элементов: |
3.2.1 |
максимальные значения динамического крутящего момента в длительном (часовом) режиме или в режиме реостатного (рекуперативного) торможения при максимальной скорости движения; |
3.2.2 |
кинематические характеристики; |
3.2.3 |
жесткостные характеристики* |
3.3 |
Несущая способность (прочность), устойчивость и долговечность элементов конструкции: |
3.3.1 |
коэффициенты запаса сопротивления усталости в несущих конструкциях экипажа; |
3.3.2 |
допускаемые значения напряжений в конструкции экипажа при действии статических и квазистатических нагрузок; |
3.3.3 |
коэффициенты запаса устойчивости элементов конструкции при регламентируемых режимах нагружения*; |
3.3.4 |
расчетная долговечность подшипников колесно-моторного блока |
3.4 |
Развеска (поколесное взвешивание): |
3.4.1 |
отклонение фактического значения массы единицы подвижного состава от проектного; |
3.4.2 |
разность нагрузок по колесам колесной пары; |
3.4.3 |
разность нагрузок по осям в одной тележке; |
3.4.4 |
разность нагрузок по сторонам единицы подвижного состава |
3.5 |
Оценка энергоемкости поглощающих устройств для защиты локомотивной бригады (при наличии устройств в конструкции) |
3.6 |
Обеспечение страховки от падения деталей механической части экипажа на путь |
4
|
Тормозные (стационарные, ходовые) испытания
|
4.1 |
Тормозной путь |
4.2 |
Расчетный тормозной коэффициент и (или) процент тормозного веса |
4.3 |
Удержание ручным тормозом на нормируемом уклоне |
4.4 |
Контроль продольных сил при различных режимах торможения* |
4.5 |
Показатели назначения локомотивных устройств контроля и диагностики работы тормозной системы: |
4.5.1 |
обеспечение сигнализации обрыва тормозной магистрали поезда на локомотивах и целостности тормозной магистрали на мотор-вагонном подвижном составе; |
4.5.2 |
обеспечение автоматического торможения при саморасцепе состава; |
4.5.3 |
обеспечение отключения тягового режима при торможении; |
4.5.4 |
обеспечение контроля скольжения колесных пар при механическом торможении |
4.6 |
Показатели электрического торможения: |
4.6.1 |
тормозная характеристика в полном диапазоне значений тока якоря, тока возбуждения и напряжений тяговых двигателей; |
4.6.2 |
оценка эффективности действия электронных систем защиты от юза при электрическом торможении |
4.7 |
Показатель назначения автоматизированных систем автоведения ТПС: обеспечение контроля потери бдительности локомотивной бригадой |
5
|
Тягово-энергетические испытания электроподвижного состава
|
5.1 |
Мощность (на вводе) на токоприемнике |
5.2 |
Потери мощности на собственные нужды (для моторвагонного подвижного состава) |
5.3 |
Мощность на валах тяговых двигателей: - в часовом режиме; - в продолжительном режиме |
5.4 |
Сила тяги: - в часовом режиме; - в продолжительном режиме |
5.5 |
Предельно допустимые значения: - силы тяги; - силы электрического торможения |
5.6 |
Характеристики: - тяговые; - тормозные |
5.7 |
Распределение токов по тяговым двигателям |
5.8 |
Работоспособность электрооборудования при номинальных, граничных условиях электроснабжения, в установившихся, переходных и аварийных режимах |
5.9 |
Коэффициент полезного действия (полный) |
5.10 |
Расход электроэнергии |
5.11 |
Коэффициент мощности |
5.12 |
Работоспособность устройств защиты: |
5.12.1 |
обеспечение замещения электрического торможения пневматическим и электропневматическим при отказе или истощении электрического тормоза; |
5.12.2 |
параметры срабатывания устройств защиты от коротких замыканий, перегрузок, замыканий на землю, от повышения и понижения напряжения, селективность срабатывания защит; |
5.12.3 |
уровни внутренних коммутационных перенапряжений; |
5.12.4 |
оценка эффективности действия электронных систем защиты от боксования |
5.13 |
Аэродинамические, тепловые и энергетические испытания системы охлаждения тягового электрооборудования |
5.13.1 |
Аэродинамические испытания: |
5.13.1.1 |
производительность вентиляционной системы |
5.13.1.2 |
расходы охлаждающего воздуха (для электровозов переменного тока) через: - тяговые двигатели; - тяговый трансформатор; - преобразователи; - сглаживающий реактор; - блок тормозных резисторов; - индуктивные шунты; - выпрямительную установку возбуждения |
5.13.1.3 |
расходы охлаждающего воздуха (для электровозов постоянного тока) через: - тяговые двигатели; - блок пусковых резисторов и резисторов ослабления возбуждения; - мотор-компрессор; - индуктивные шунты |
5.13.1.4 |
расходы охлаждающего воздуха (для электровозов двойного питания) через: - тяговые двигатели; - тяговый трансформатор; - преобразователь; - сглаживающий реактор; - блок пуско-тормозных резисторов; - индуктивные шунты; - выпрямительную установку возбуждения; - мотор-компрессор |
5.13.1.5 |
расходы охлаждающего воздуха (для электропоездов переменного тока) через: - тяговые двигатели; - тяговый трансформатор; - преобразователь; - сглаживающий реактор; - блок пуско-тормозных резисторов |
5.13.1.6 |
расходы охлаждающего воздуха (для электропоездов постоянного тока) через: - тяговые двигатели; - тиристорно-импульсный регулятор |
5.13.1.7 |
скорости охлаждающего воздуха в ребрах охладителей силовых полупроводниковых приборов преобразователя; |
5.13.1.8 |
скорости охлаждающего воздуха в ребрах охладителей силовых полупроводниковых приборов регулятора (для электропоездов постоянного тока) |
5.13.1.9 |
перепад давления охлаждающего воздуха на преобразователе (для электровозов и электропоездов переменного тока и электровозов двойного питания) |
5.13.1.10 |
избыточное давление в кузове единицы подвижного состава |
5.13.2 |
Тепловые испытания охлаждаемого электрооборудования: |
5.13.2.1 |
превышение температуры элементов тягового электрооборудования электровозов переменного тока над температурой окружающей среды: - сглаживающих реакторов и индуктивных шунтов; - преобразователей; - блока тормозных резисторов; - тягового трансформатора; - воздуха в кузове; - пучка проводов к тяговым двигателям |
5.13.2.2 |
превышение температуры элементов тягового электрооборудования электровозов постоянного тока над температурой окружающей среды: - блока пусковых резисторов и резисторов ослабления возбуждения; - воздуха в кузове; - пучка проводов к тяговым двигателям |
5.13.2.3 |
превышение температуры элементов тягового электрооборудования электровозов двойного питания над температурой окружающей среды: - сглаживающих реакторов и индуктивных шунтов; - преобразователей; - блока пуско-тормозных резисторов; - тягового трансформатора; - воздуха в кузове; - пучка проводов к тяговым двигателям |
5.13.2.4 |
превышение температуры элементов тягового электрооборудования электропоездов переменного тока над температурой окружающей среды: - сглаживающих реакторов и индуктивных шунтов; - преобразователей; - блока пуско-тормозных резисторов; - тягового трансформатора; - пучка проводов к тяговым двигателям |
5.13.2.3 |
превышение температуры элементов тягового электрооборудования электропоездов постоянного тока над температурой окружающей среды: - тиристорно-импульсный регулятор (СПП, дросселей, конденсаторов); - блока пуско-тормозных резисторов |
5.13.3. |
Энергетические испытания: мощность, потребляемая из контактной сети на вентиляцию в режиме тяги, в % от часовой мощности единицы подвижного состава |
6
|
Теплотехнические испытания ограждающих конструкций кабины машиниста ТПС, кузова моторвагонного подвижного состава и систем жизнеобеспечения
|
6.1 |
Теплотехнические испытания ограждающих конструкций единиц подвижного состава: |
6.1.1 |
средний коэффициент теплопередачи ограждающих конструкций кабины машиниста и кузова салона; |
6.1.2 |
коэффициент теплопередачи элементов ограждающих конструкций кузова; |
6.1.3 |
герметичность кабины и салона |
6.2 |
Теплотехнические испытания систем вентиляции: |
6.2.1 |
подача наружного воздуха в кабине машиниста и салоне; |
6.2.2 |
производительность вентиляционной системы; |
6.2.3 |
скорость движения воздуха в помещении пассажирского салона; |
6.2.4 |
равномерность распределения воздуха по помещению пассажирского салона; |
6.2.5 |
подпор воздуха кабины машиниста и в салоне; |
6.3 |
Теплотехнические испытания вентиляционных фильтров: |
6.3.1 |
степень очистки; |
6.3.2 |
подпор воздуха |
6.4 |
Теплотехнические испытания системы отопления: |
6.4.1 |
тепловая мощность системы отопления и ее элементов; |
6.4.2 |
КПД котла; |
6.4.3 |
средняя температура воздуха в помещении пассажирского салона |
6.5 |
Теплотехнические испытания системы охлаждения: |
6.5.1 |
холодопроизводительность установки кондиционирования воздуха; |
6.5.2 |
неравномерность температуры воздуха при охлаждении; |
6.5.3 |
температура воздуха на выходе из раздаточных решеток; |
6.5.7 |
относительная влажность воздуха в помещении пассажирского салона |
6.6 |
Теплотехнические испытания системы терморегулирования: |
6.6.1 |
допустимые пределы работы системы терморегулирования; |
6.6.2 |
срабатывание средств защиты при регламентированных пределах температур теплоносителей |
7
|
Тягово-теплотехнические и тягово-энергетические испытания дизельного ТПС
|
7.1 |
Мощность по дизелю; |
7.2 |
Расходы топлива при номинальной мощности, частичных нагрузках и на холостом ходу |
7.3 |
Частота вращения коленчатого вала дизеля |
7.4 |
Максимальное давление сгорания в цилиндрах дизеля |
7.5 |
Давление наддувочного воздуха дизеля |
7.6 |
Температура выхлопных газов |
7.7 |
Температура воды в системе дизеля |
7.8 |
Температура масла в системе дизеля |
7.9 |
Температура масла в системе гидропередачи |
7.10 |
Расход воздуха дизелем |
7.11 |
Расход газа на газодизельном тепловозе |
7.12 |
Расход охлаждающей жидкости и смазочного масла (прокачка через дизель) |
7.13 |
Расход охлаждающей жидкости через гидропередачу |
7.14 |
Давление в гидравлических системах дизеля |
7.15 |
Разряжение на всасывании |
7.16 |
Противодавление на выходе |
7.17 |
Приемистость дизеля |
7.18 |
Напряжение тягового генератора |
7.19 |
Мощность тягового генератора |
7.20 |
Токи тяговых электродвигателей: - в режиме тяги; - в режиме электрического торможения |
7.21 |
Токи через резисторы ослабления, возбуждения и оценка глубины ослабления поля на 1-ой и 11-ой ступенях |
7.22 |
Напряжение на якорях тяговых электродвигателей, токи в тормозных резисторах в режиме электрического торможения |
7.23 |
Тормозная электрическая (гидравлическая) мощность |
7.24 |
Токи возбуждения тяговых электродвигателей в режиме электрического торможения в интервале скоростей движения ТПС от максимальной до скорости отключения электрического тормоза (замещения на пневматический) |
7.25 |
Статический напор охлаждающего воздуха в коллекторных камерах тяговых электродвигателей |
7.26 |
Сила тяги: - в длительном режиме |
7.27 |
Предельно допустимые значения: - силы тяги; - силы электрического (гидравлического) торможения |
7.28 |
Отклонение от точек переключения гидроаппаратов и ступеней ослабления поля тяговых электродвигателей |
7.29 |
Коэффициент возврата по скорости на внешней характеристике |
7.30 |
Продолжительность переключения с одного гидроаппарата на другой и глубина уменьшения касательной силы тяги |
7.31 |
Характеристики: - тяговые; - тормозные электрического (гидравлического) тормоза |
7.32 |
Разгонные характеристики дизель-поезда и автомотрисы |
7.33 |
Распределение токов по тяговым двигателям |
7.34 |
Сила тяги ТПС при максимальном отборе мощности от силовой установки на электрическое отопление поезда (при наличии требования в ТЗ на продукцию) |
7.35 |
Скорость движения |
7.36 |
Длительная скорость |
7.37 |
Коэффициент полезного действия ТПС: - в рабочем диапазоне нагрузок от длительной до конструкционной скорости; - наибольший |
7.38 |
Процентное отношение мощности, расходуемой на вспомогательные нужды к общей мощности силовой установки |
7.39 |
Использование мощности силовой установки в интервале скоростей от номинального (длительного) режима до конструкционной включительно |
7.40 |
Нагрузка от колесных пар на рельсы |
7.41 |
Экологические показатели: |
7.41.1 |
дымность отработавших газов; |
7.41.2 |
выбросы вредных веществ с отработавшими газами: - удельный выброс окислов азота; - удельный выброс окиси углерода; - выброс окислов азота на 1 кг расхода топлива; - выброс окиси углерода на 1 кг расхода топлива |
8
|
Испытания на соответствие требованиям безопасности труда и охраны здоровья обслуживающего персонала
|
8.1 |
Испытания по оценке безопасности труда: |
8.1.1 |
доступ к агрегатам и механизмам |
8.1.2 |
общая компоновка: размещение и размеры лестниц, площадок, дверей, подножек, поручней |
8.1.3 |
планировка машинного отделения: размеры проходов, ограждения вращающихся частей и частей, нагревающихся при работе до температуры, угрожающей здоровью обслуживающего персонала |
8.1.4 |
Установка знаков безопасности |
8.1.5 |
Уровень звука тифонов и свистков |
8.1.6 |
Показатели электробезопасности: |
8.1.6.1 |
ограждения токоведущих частей; |
8.1.6.2 |
блокирующие устройства дверей высоковольтных камер, штор; |
8.1.6.3 |
недопустимость самопроизвольного подъема токоприемника; |
8.1.6.4 |
недопустимость опускания токоприемников под нагрузкой; |
8.1.6.5 |
отключение контактора деповской сети при разблокированной высоковольтной камере (для электровозов); |
8.1.6.6 |
механическое блокирование рукояток контроллера машиниста при снятой реверсивной рукоятке; |
8.1.6.7 |
механическое блокирование органов управления на пульте машиниста, с помощью которых осуществляется подъем токоприемников, сбор силовой и вспомогательных цепей (для электровозов) |
8.1.6.8 |
недопустимость приведения ТПС в движение при невыполнении хотя бы одного из перечисленных ниже условий: - устройство блокировки тормозов находится во включенном положении; - кнопки управления на пульте машиниста разблокированы; - реверсивно-селективная рукоятка находится в одном из рабочих положений; - наличие воздуха в тормозной системе |
8.1.7 |
Обеспечение защиты дизеля от разноса |
8.1.8 |
Обеспечение защиты дизеля от взрыва паров масла в картере |
8.1.9 |
Наличие и контроль состояния средств индивидуальной защиты, электрозащитных средств, противошумных наушников, инструмента |
8.2 |
Светотехнические испытания |
8.2.1 |
Яркость шкал средств отображения информации на пульте управления |
8.2.2 |
Сила света прожектора |
8.2.3 |
Наличие и работоспособность буферных фонарей |
8.2.4 |
Светотехнические характеристики материалов (коэффициенты отражения и светопропускания лобовых стекол, коэффициенты пропускания солнцезащитных экранов |
8.2.5 |
Ударная прочность лобовых стекол кабины машиниста |
9
|
Санитарно-гигиенические и экологические испытания
|
9.1 |
Размеры пульта управления, расположение пульта управления и кресла машиниста Зоны размещения средств отображения информации и органов управления, формы рукояток |
9.2 |
Размеры средств отображения (СОИ), усилия на органах управления (ОУ) |
9.3 |
Обзорность из кабины машиниста |
9.4 |
Освещенность в кабине машиниста, в машинном отделении и в пассажирских салонах |
9.5 |
Оценка уровня шума в кабине машиниста, машинном отделении и в пассажирском салоне |
9.5.1 |
уровень звука, дБА |
9.5.2 |
уровень звукового давления, дБ в октавных полосах частот |
9.6 |
Оценка уровня вибрации на рабочих местах локомотивной бригады и на местах для пассажиров по среднеквадратическим значениям виброускорений (или виброскоростей) в третьоктавных полосах частот |
9.7 |
Оценка уровня внешнего шума, уровень звука, дБА |
9.8 |
Оценка параметров инфразвука в кабине машиниста (для магистрального ТПС) |
9.8.1 |
уровень звука, дБЛин |
9.8.2 |
уровень звукового давления, дБ в октавных полосах частот |
9.9 |
Параметры микроклимата в кабине машиниста и в пассажирском салоне |
9.9.1 |
температура воздуха и поверхности; |
9.9.2 |
перепад температур по высоте, между ограждением и воздухом в 150 мм от него, по длине салона; |
9.9.3 |
относительная влажность; |
9.9.4 |
скорость движения воздуха |
9.9.5 |
оценка бактериального обсеменения воздушной среды пассажирских салонов |
9.9.6 |
уровни воздействия постоянных магнитных и электрических полей |
9.9.7 |
оценка радиоактивной загрязненности воздуха и поверхностей ограждения в кабине и салоне |
9.10 |
Оценка вместимости (емкости) водяного бака для бытовых нужд |
9.11 |
Контроль наличия и состояния санитарно-бытового обеспечения: - шкафов для хранения одежды; - мест для хранения продуктов питания; - туалета; - аптечки |
9.12 |
Оценка эффективности холодильника пищи |
9.13 |
Потенциальная опасность материалов кабины и салона: |
9.13.1 |
уровень загрязнения токсичными продуктами деструкции материалов кабины и салона; |
9.13.2 |
показатель биологической опасности материалов при пожаре |
9.13.3 |
концентрация токсичных продуктов горения материалов: - оксида углерода; - других ингредиентов в зависимости от химического состава материалов кабины и салона |
9.14 |
Эргономические испытания кабины машиниста и пассажирских салонов |
9.14.1 |
эргономическая оценка характеристик СОИ и ОУ |
9.14.2 |
оценка наружного и внутреннего цветового оформления |
10
|
Испытания по оценке пожарной безопасности
|
10.1 |
Температура воздушной среды при пожаре |
10.2 |
Температура на поверхности конструкции и внутреннего оборудования |
10.3 |
Показатели функциональной работоспособности систем пожарной сигнализации и пожаротушения |
10.4 |
Сопротивление изоляции силовых и вспомогательных цепей; электрическая прочность изоляции |
10.5 |
Сопротивление защитного заземления узлов электрооборудования |
10.6 |
Показатели пожароопасных свойств материалов: - индекс распространения пламени; - коэффициент дымообразования; - группа горючести |
10.7 |
Предел огнестойкости внутривагонных огнезадерживающих конструкций |
10.8 |
Пожаро-взрывозащита аккумуляторных ящиков (отделений) |
11
|
Испытания на электромагнитную совместимость оборудования ТПС и устройств сигнализации и связи
|
11.1 |
Уровень и спектральный состав мешающего тока ТПС в рельсовых цепях |
11.2 |
Уровень влияния ТПС на проводные линии связи |
11.3 |
Устойчивость работы автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия |
12
|
Испытания по оценке функциональной работоспособности локомотивных приборов безопасности
|
12.1 |
Функциональная безопасность приборов** |
12.2 |
Функциональная работоспособность сигнализации управления при нормативных условиях эксплуатации |
12.3 |
Функциональная работоспособность при: - механических воздействиях; - климатических воздействиях; - колебаниях напряжения источников питания |
12.4 |
Помехоустойчивость |
Примечание - Знаком * отмечены характеристики, контроль которых может не производиться
** - К приборам безопасности относятся:
- автоматическая локомотивная сигнализация;
- приборы проверки бдительности машиниста;
- приборы контроля состояния и работоспособности машиниста;
- устройство автоматического регулирования скоростей;
- приборы контроля скорости движения поезда
Приложение Б
(обязательное)
/- -\ /-- -\
|Реквизиты | Форма акта-уведомления | Адрес |
|изготовителя| (на бланке предприятия) |испытательного|
|продукции | |центра |
\- -/ \- -/
АКТ-УВЕДОМЛЕНИЕ
о готовности опытного образца (опытных образцов) продукции к приемочным испытаниям
УВЕДОМЛЯЮ ВАС, что _____________________________________________________,
(наименование продукции)
ИЗГОТОВЛЕННЫЙ(ЫЕ) ______________________________________________________,
(изготовитель, наименование, адрес)
ГОТОВ К ПРИЕМОЧНЫМ ИСПЫТАНИЯМ
ПРОБЕГ ОПЫТНОГО ОБРАЗЦА (ОБРАЗЦОВ) ______________________________________
(тыс. км; наработка в час.)
ОПЫТНЫЙ ОБРАЗЕЦ (ОПЫТНЫЕ ОБРАЗЦЫ) ИЗГОТОВЛЕНЫ ПО ДОКУМЕНТАЦИИ
_________________________________________________________________________
(обозначение конструкторской и нормативной документации)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПРОВЕДЕНЫ _____________________________________
(дата, N протокола)
Приложение: Протокол предварительных испытаний (или документ его
заменяющий)
Руководитель завода-изготовителя
________________________________
(подпись, И.О. Фамилия)
"__" ____________ 199 г.
Начальник ОТК
________________________________
(подпись, И.О. Фамилия)
"__" ____________ 199 г.
Инспектор-приемщик МПС России
________________________________
(подпись, И.О. Фамилия)
"__" ____________ 199 г.
Приложение В
(обязательное)
Форма акта отбора образцов
АКТ
отбора образцов
от "___" __________ 199__ г.
На ________________________________________________________________
наименование предприятия (заявителя)
нами ____________________________________________________________________
должность, ф.и.о. представителей
_________________________________________________________________________
отобраны для сертификационных испытаний образцы ПС, изготовленные
_________________________________________________________________________
обозначение и наименование НД, результаты наружного осмотра,
принятые OTК, N документа о приемке образцов
Наименование образцов |
Количество отобранных образцов |
Дата изготовления |
Заводской номер отобранного образца |
Дата проведения отбора |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Представитель предприятия - Представитель Органа по
изготовителя сертификации (ИЦ)
_________ ___________________ _________ ___________________
(подпись) (инициалы, Фамилия) (подпись) (инициалы, фамилия)
Представитель инспекции -
приемки МПС РФ на предприятии
_________ ___________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Приложение Г
(справочное)
ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА ИСПЫТАНИЙ В АККРЕДИТОВАННОМ ИСПЫТАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ (ЛАБОРАТОРИИ)
УТВЕРЖДАЮ
_____________________________
(подпись, Ф.И.О,
ответственного лица, печать,)
"__" _______________ 19__ г.
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ
________________________________
(наименование изделия, код ОКП)
В соответствии с заявкой (договором) ____________________________________
(N заявки, письма заявителя);
__________________________________________ от "___" ____________ 19___ г.
наименование организации-заявителя; N договора)
испытательная лаборатория (центр) _______________________________________
(наименование испытательной организации,
_________________________________________________________________________
адрес)
аккредитованная(ый) _____________________________________________________
(наименование аккредитующей организации; N, дата
_________________________________________________________________________
выдачи и срок действия аттестата аккредитации)
провела в период с "____" __________ 19__ г. по "____" __________ 19__ г.
испытания _______________________________________________________________
(наименование вида, категории испытаний; наименование изделия)
на соответствие его характеристик требованиям нормативной документации
_________________________________________________________________________
(обозначение и наименование нормативной документации, NN черт. и т.д.)
Результаты испытаний
Контролируемые характеристики, параметры |
Единицы измерения |
Нормативная документация, содержащая значение, требование к параметру (обозначение раздела, пункта документа) |
Значение параметра |
Заключение: - соответствует; - не соответствует, или - да; - нет |
|
по документации |
фактическое |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Руководитель испытаний _____________ _____________
(подпись) (Ф.И.О)
Руководитель испытательного подразделения _____________ _____________
(подпись) (Ф.И.О)
Стандарт отрасли OCT 32.55-96
"Система испытаний подвижного состава. Требования к составу, содержанию, оформлению и порядку разработки программ и методик испытаний, и аттестации методик испытаний"
Дата введения 1 июля 1996 г.
Введение
Настоящий стандарт разработан с целью применения единого подхода к составу, содержанию и оформлению организационно-методических документов, которыми сопровождаются испытания подвижного состава у разработчика (изготовителя), в аккредитованных испытательных центрах, в испытательных организациях, привлекаемых к испытаниям по субподряду, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности организаций, проводящих испытания подвижного состава.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит требования к составу, содержанию и оформлению программ и методик приемочных и сертификационных испытаний подвижного состава (далее ПС), поставляемого для эксплуатации на магистральных путях ж.д. России, а также порядок разработки, согласования и утверждения программ и методик испытаний, аттестации методик испытаний.
Положения настоящего стандарта являются обязательными для аккредитованных испытательных (лабораторий) центров (далее ИЦ), входящих в производственно-технологический комплекс железнодорожного транспорта.
Настоящий стандарт может использоваться также разработчиками и изготовителями ПС, испытательными организациями, привлекаемыми к проведению испытаний.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и документы:
- ГОСТ 15.001-88 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения
Руководство ИСО/МЭК 2 Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
Руководство ИСО/МЭК 7 Требования к стандартам, применяемым при сертификации изделия
PC 0004-94 Требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации
Р 50-601-42-34 Рекомендации. Разработка и аттестация методик испытаний для целей сертификации
Федеральный Закон Российской Федерации "О федеральном железнодорожном транспорте"
3 Определения
В настоящем стандарте используются следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 Производственно-технологический комплекс ж.д. транспорта - единая сеть ж.д.; предприятия, осуществляющие ремонт и модернизацию подвижного состава и контейнеров, производство или поставку запасных частей, оборудования и материалов, обеспечение средств связи, сбор и обработку технологической информации, научные разработки в области техники, технологии и развития ж.д. транспорта; предприятия и учреждения по подготовке кадров в области ж.д. транспорта; предприятия и учреждения социальной сферы (Федеральный Закон РФ).
3.2 Вид испытаний - классификационная группировка испытаний по определенному признаку (ГОСТ 16504).
3.3 Категория испытаний - вид испытаний, характеризуемый организационным признаком их проведения и принятием решений по результатам оценки объекта в целом (ГОСТ 16504).
Испытания, объединяемые по организационному уровню их проведения, относятся к таким категориям как государственные, межведомственные, ведомственные; по этапам разработки продукции - предварительные, приемочные, по этапам жизненного цикла готовой продукции - квалификационные, приемо-сдаточные, периодические, сертификационные и т.д.
3.4 Программа испытаний - организационно-методический документ, утвержденный в установленном порядке, обязательный к выполнению, устанавливающий объект и цели испытаний, виды, последовательность и объем проводимых экспериментов, порядок, условия, обеспечение и отчетность по ним, а также ответственность за обеспечение и проведение испытаний (ГОСТ 16504).
3.5 Метод испытаний - правила применения определенных принципов и средств испытаний (ГОСТ 16504).
3.6 Методика испытаний - организационно-методический документ, утвержденный и аттестованный в установленном порядке и содержащий подробное описание практических действий, используемых при проведении испытаний конкретного вида продукции по определенному методу (Р 50-601-42).
3.7 Типовая методика - организационно-методический документ, утвержденный и аттестованный в установленном порядке, содержащий сведения о методах испытаний по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик однородной группы продукции.
3.8 Аттестация методики испытаний - официальное подтверждение пригодности методики испытаний для реализации конкретной цели испытаний в пределах установленной точности и (или) повторяемости и (или) воспроизводимости результатов испытаний (Р 50-601-42).
3.9 Условия испытаний - совокупность воздействующих факторов и (или) режимов функционирования объекта испытаний (ГОСТ 16504) .
3.10 Средство испытаний - техническое устройство, вещество и (или) материал для проведения испытаний (ГОСТ 16504).
3.11 Данные испытаний - регистрируемые при испытаниях значения характеристик свойств объекта и (или) условий испытаний, наработок, а также других параметров, являющихся исходными для последующей обработки (ГОСТ 16504).
3.12 Результат испытаний - оценка характеристик свойств объекта, установление соответствия объекта заданным требованиям по данным испытаний, результаты анализа качества функционирования объекта в процессе испытаний (ГОСТ 16504).
3.13 Точность результатов испытаний - свойство испытаний, характеризуемое близостью результатов испытаний к действительным значениям характеристик объекта в определенных условиях испытаний (ГОСТ 16504).
3.14 Повторяемость результатов испытаний - близость взаимонезависимых результатов испытаний, полученных на одних и тех же или идентичных образцах, по одной и той же методике, в одной и той же лаборатории с применением одних и тех же средств испытаний и одними и теми же операторами в течение короткого интервала времени (Р 50-601-42).
3.15 Воспроизводимость результатов испытаний - близость взаимонезависимых результатов испытаний, полученных на одних и тех же или идентичных образцах, по одной и той же методике в разных лабораториях с применением различных средств испытаний и разными операторами (Р 50-601-42).
4 Общие положения
4.1 При проведении испытаний ПС в качестве организационных и организационно-методических документов могут использоваться:
4.1.1 программы испытаний, программы и методики испытаний для конкретного ПС;
4.1.2 типовые методики испытаний для однородной группы ПС.
4.2 На стадии выполнения опытно-конструкторских работ разработчиком (изготовителем) ПС составляются программа испытаний, программы и методики приемочных (предварительных) испытаний, проводимых собственными силами.
4.3 Программы и методики приемочных испытаний ПС, проводимых по ГОСТ 15.001, при которых контролируются характеристики (показатели), определяющие безопасность движения, безопасность для жизни и здоровья людей и окружающей среды, разрабатываются ИЦ на базе нормативных документов.
Программы и методики сертификационных испытаний ПС разрабатываются только ИЦ.
4.4 Методика испытаний для конкретного ПС разрабатывается при отсутствии типовой методики, а также в случае необходимости адаптации методики к условиям лаборатории, проводящей по ней испытания, и специфических особенностей конструкции испытываемого образца ПС.
4.5 Методика испытаний для конкретного ПС, типовая методика для однородной группы ПС могут разрабатываться:
4.5.1 разработчиком (изготовителем) для тех испытаний, которые проводятся их собственными силами;
4.5.2 аккредитованными ИЦ для испытаний ПС, поручаемых ИЦ.
4.6 Методика испытаний, может разрабатываться в виде отдельного документа или раздела другого документа, например, стандарта, программы испытаний (Р 50-601-42).
4.8 Типовые методики, как правило, разрабатываются в виде отдельного документа.
4.9 Аттестация методик испытаний проводится с целью обеспечения необходимой уверенности в том, что проведенные по данной методике испытания объективно доказывают соответствие (или несоответствие) испытываемой продукции установленным требованиям (Р 50-601-42).
4.10 Аттестации подлежит каждая вновь разработанная методика испытаний, а также методика испытаний, ранее разработанная для других категорий испытаний (предварительных, приемо-сдаточных, периодических, приемочных) при её использовании для целей сертификации (Р 50-601-42).
4.11 Аттестованную методику испытаний вправе применять любая испытательная лаборатория, входящая в соответствующую систему сертификации однородной продукции (Р 50-601-42).
В других системах сертификации аттестованная методика испытаний может использоваться после признания её пригодности для данной системы сертификации однородной продукции (Р 50-601-42).
4.12 Ведение аттестованных методик испытаний для целей сертификации (учет, хранение подлинников, внесение изменений, обеспечение методиками всех заинтересованных организаций) возлагается на Центральный Орган или Орган по сертификации однородной продукции системы сертификации ж.д. транспорта.
5 Состав и содержание программы испытаний
5.1 Программы испытаний в общем случае могут содержать следующие разделы:
5.1.1 объект (объекты) испытаний;
5.1.2 цель испытаний;
5.1.3 область применения;
5.1.4 виды и последовательность испытаний;
5.1.5 условия проведения испытаний;
5.1.6 отчетность по испытаниям;
5.1.7 распределение ответственности.
5.2 В разделе "Объект (объекты) испытаний" указывают наименование объекта (объектов) испытаний, образца (образцов), требования к образцам, предъявляемым на испытания, правила их отбора, транспортирования и хранения, способы идентификации, а также нормативную и конструкторскую документацию, на соответствие которой испытывается (испытываются) образец (образцы) ПС, сопроводительную документацию при передаче образца (образцов) на испытания в ИЦ.
5.3 В разделе "Цель испытаний" формулируется целевое назначения проводимых испытаний в соответствии с определениями видов и категорий испытаний по ГОСТ 16504.
Целевое назначение испытаний должно соответствовать выводам и заключениям, формируемым по результатам испытаний, проводимым по данной программе.
5.4 В разделе "Область применения" указывают виды, категории испытаний (по ГОСТ 16504), проводимых по данной программе.
5.5 В разделе "Виды и последовательность испытаний" приводят перечень видов испытаний, включаемых в соответствующую категорию испытаний, проводимых по данной программе, последовательность проведения видов испытаний, участие соисполнителей в проведении видов испытаний.
5.6 В разделе "Условия проведения испытаний" указывают место проведения испытаний, характеристики окружающей среды (время года и суток, температуру, влажность и т.п.), совокупность характеристик внешнего воздействия и режимы функционирования объекта испытаний, условия (критерии) прекращения испытаний, порядок взаимодействия с разработчиком (изготовителем) продукции.
5.7 В разделе "Отчетность по испытаниям" указывают виды, порядок оформления документов, передаваемых заказчику работы и в органы, принимающие решение по продукции.
5.8 В разделе "Распределение ответственности" указывается ответственность должностных лиц (руководителя испытаний, руководителей конкретных видов испытаний, выполняемых в составе соответствующей категории испытаний, в т.ч. соисполнителей, участвующих в испытаниях по субподряду.
6 Состав и содержание методик испытаний
6.1 Методика испытаний для конкретного ПС, типовая методика для однородной группы продукции, как правило, включает следующие разделы:
6.1.1 область применения;
6.1.2 объект испытаний;
6.1.3 определяемые характеристики;
6.1.4 метод испытаний;
6.1.5 условия испытаний;
6.1.6 средства испытаний;
6.1.7 порядок проведения испытаний;
6.1.8 обработка данных и оформление результатов испытаний;
6.1.9 требования безопасности и охраны окружающей среды
Примечания
1 При разработке программы и методики испытаний как единого документа совпадающие разделы не повторяются.
2 Содержания разделов 6.1.1; 6.1.2 и 6.1.5 аналогичны изложенным в пунктах 5.1.3; 5.1.1 и 5.1.5 настоящего стандарта.
6.2 В разделе "Определяемые характеристики" приводится конкретный перечень характеристик, показателей свойств ПС, подлежащих определению по данной методике, их значения или требования к ним (если параметр не определяется инструментально), допускаемые отклонения, точность определения, измерения.
Рекомендуется сведения о номенклатуре контролируемых характеристик ПС оформлять в табличном виде по образцу приведенному в Приложении А.
6.3 В разделе "Методы испытаний" указываются правила применения способов определения одной или нескольких взаимосвязанных характеристик, отвечающих назначению испытаний и, которые основываются на использовании имеющегося оборудования и обеспечивают проведение испытаний в реально сжатые сроки.
Методы испытаний должны быть объективными, четко сформулированными, точными и обеспечивать воспроизводимость результатов.
6.4 В разделе "Средства испытаний" типовых методик приводятся сведения о типовых средствах испытаний, необходимых для проведения испытаний в соответствии с выбранными методами, или требования к средствам испытаний, обеспечивающие возможность их взаимодействия с объектом испытаний, воспроизведения требуемых условий испытаний, достижения требуемой точности результатов испытаний.
Сведения о средствах испытаний в разделе "Средства испытаний" методик для конкретного ПС представляются в табличном виде по образцу, приведенному в Приложении Б.
В таблице Приложения Б приводится также информация об аренде технических средств в других испытательных организациях и сведения о метрологической аттестации или поверке этих средств.
6.5 В разделе "Порядок проведения испытаний" описываются правила подготовки образцов ПС к испытаниям и порядок выполнения всех операций по определению каждой характеристики испытываемого образца, а также критерии продолжения (прекращения) испытаний.
6.6 В разделе "Обработка данных и оформление результатов испытаний" указывают способ фиксации данных испытаний (отдельная таблица, журнал, фотографии, осциллограмма и т.д.), а также приводятся нормативные документы на методы испытаний, по которым проводят обработку данных.
Если необходимые методы обработки не регламентированы в нормативных документах, то приводятся расчетные формулы, алгоритмы и (или) программы обработки и оценки точности данных испытаний.
В разделе также указывают в какой форме полученные результаты (в виде таблиц, графиков, аналитических зависимостей и т.д.) заносятся в протокол испытаний.
6.7 В разделе "Требования безопасности и охраны окружающей среды" приводят требования, необходимые для обеспечения безопасности персонала и охраны окружающей среды при выполнении подготовительных работ и проведении испытаний.
7 Порядок разработки программ, методик испытаний и аттестации методик испытаний
7.1 Программы и методики испытаний ПС, проводимых в аккредитованных ИЦ, согласовываются с заявителем на проведение испытаний (по его требованию), заказчиком ПС (по его требованию) и утверждаются Руководителем ИЦ.
7.2 Разработку методик испытаний для конкретного ПС, типовых методик для однородной группы ПС осуществляют с учетом положений п. 4.5 настоящего стандарта, а также требований нормативных документов на ПС и (или) методы его испытаний.
7.3 При оформлении методики испытаний в виде стандарта или его части, порядок её разработки определяется требованиями государственной системы стандартизации.
7.4 Для установления показателей точности (повторяемости, воспроизводимости) результатов испытаний, если они не приведены в нормативной документации на ПС или на методы испытаний, при разработке методики испытаний необходимо предусмотреть проведение экспериментальных исследований и (или) расчетов.
7.5 Разработанная методика подписывается исполнителями и утверждается руководителем организации, в которой она разработана.
7.6 Аттестации подлежат методики испытаний, используемые для целей сертификации ПС.
В остальных случаях методики испытаний подвергаются метрологической экспертизе соответствующими службами разработчиков методик.
7.7 Аттестацию методик испытаний организует центральный орган системы сертификации однородной продукции.
7.8 Работу по аттестации рекомендуется проводить комиссией, образованной органом, указанным в п. 7.7 настоящего стандарта.
Комиссия формируется из специалистов в данной области с включением в неё метролога.
7.9 Организация - разработчик методики представляет комиссии методику испытаний, результаты проведенных исследований, расчетов или другие имеющиеся материалы, подтверждающие правильность положений, установленных в методике.
Для возможности предварительной проработки комиссией материалов рекомендуется их представлять заблаговременно.
7.10 Для проведения аттестации составляется программа работы комиссии.
7.11 При аттестации методик испытаний в общем случае оценивают:
7.11.1 соответствие методов испытаний стандартам или приравненным к ним документам;
7.11.2 правильность выбора метода испытаний;
7.11.3 правильность назначения допустимых отклонений характеристик условий испытаний;
7.11.4 правильность выбора средств испытаний для воспроизведения условий испытаний с заданной погрешностью;
7.11.5 возможность определения с помощью примененных средств измерений характеристик испытываемого объекта с заданной точностью;
7.11.6 правильность назначения объема выборки и порядка отбора образцов в соответствии с целями испытаний (схемами сертификации).
7.12 Анализ методики проводится комиссией с учетом представленных разработчиком результатов исследований и расчетов. При этом главное внимание уделяется факторам, характеризующим точность получаемых результатов испытаний.
7.13 При недостаточности данных для оценки методики должен проводиться эксперимент по отдельным требованиям методики или пробные испытаний объекта по всей программе аттестации.
7.14 В процессе эксперимента определяется значение показателей повторяемости, а в ряде случаев (перспектива использования методики в нескольких лабораториях, её стандартизация и т.п.) - воспроизводимость.
Полученные при таких экспериментах значения показателей вписываются в методику.
7.15 Результаты аттестации оформляют в виде заключения по форме, приведенной в Приложении В.
7.16 Наличие положительного заключения означает, что методика испытаний аттестована.
На титульном листе методики делается запись "Аттестована", проставляется подпись руководителя органа, организовавшего аттестацию и дата выдачи заключения.
Материалы аттестации методики испытаний хранятся в органе, проводившем аттестацию и у разработчика методики.
Приложение А
(Справочное)
Форма представления данных о контролируемых в испытаниях характеристиках (показателях) продукции
Наименование показателя, характеристики |
Единицы измерения |
Значения (допуск) показателя по НД, на соответствие которой проводятся испытания |
Метод, способ определения (контроля) показателя: - инструментальный; - визуальный; - органолептический; - расчетно-экспериментальный и т.п. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Приложение Б
(Справочное)
Форма представления данных о средствах испытаний
Наименование контролируемого показателя, характеристики продукции |
Наименование испытательного оборудования (НО), средств измерений (СИ), используемых при испытаниях по данной методике, методе контроля характеристики (показателя) продукции |
Основные характеристики испытательного оборудования (ИО), средств измерений (СИ) (по паспорту, тех. документации) |
Наименование (номер) документа о метрологической аттестации ИО, поверке средств измерений СИ |
1 |
2 |
3 |
4 |
Приложение В
(Справочное)
Образец формы заключения на аттестуемую методику испытаний
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на методику испытаний
Комиссия, образованная приказом (распоряжением) _________________________
наименование организации
__________________ от ________________ N ________________________________
рассмотрев ______________________________________________________________
наименование методики испытаний и других представленных
_________________________________________________________________________
документов
УСТАНОВИЛА:
1 Методика испытаний ______________________________________________
обеспечивает (не обеспечивает)
в полной мере реализацию целей испытаний.
2 Получаемые характеристики объекта испытаний _____________________
отражают (не отражают)
________________________________________ определяемые свойства продукции.
3 Отклонения характеристик условий испытаний и режимов
функционирования являются _______________________________________________
допустимыми (не допустимыми)
для получения результатов испытаний с заданной точностью.
4 Применяемые средства испытаний _________________________________;
обеспечивает (не обеспечивает)
заданную точность результатов испытаний.
5 Установленный объем выборки является ____________________________
достаточным (не достаточным)
____________________ для оценки определяемых свойств продукции с заданной
точностью.
СЧИТАЕТ:
Методику __________________________________________________________
наименование методики испытаний
________________________ для сертификации и _____________________________
пригодной (не пригодной) аттестует
_______________________________________ её для этих целей.
(не аттестует)
Приложения
1 Методика испытаний
2 Другие документы
Председатель комиссии _____________ _______________ ____________________
должность, личная подпись расшифровка
организация подписи
Члены комиссии _____________ _______________ ____________________
должность, личная подпись расшифровка
организация подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание МПС РФ от 11 июля 1996 г. N К-605у "Об утверждении и введении в действие отраслевых стандартов"
Отраслевые стандарты, утвержденные настоящим указанием, вводятся в действие с 1 июля 1996 г.
Текст документа приводится по изданию МПС России, Москва
Стандарт отрасли OCT 32.53-96:
1 Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) МПС РФ
Внесен Главным управлением локомотивного хозяйства МПС РФ
2 Утвержден и введен в действие Указанием МПС РФ от 11 июля 1996 г. N К-605у
3 Введен впервые