Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 августа 2013 г. N 03-05-05-02/35283
Вопрос: ОАО (далее - Банк) является плательщиком земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных им в собственность по договорам об отступном.
В правоустанавливающих документах на земельные участки категория земель определена как земли населенных пунктов, при этом вид разрешенного использования у данных участков разный, а именно:
1) для приусадебного землепользования;
2) для ведения личного подсобного хозяйства;
3) для индивидуального жилищного строительства;
4) для жилищного строительства.
Банк не использует земельные участки по их назначению, не осуществляет и не планирует вести на них строительные работы. В последующем данные земельные участки будут реализованы Банком третьим лицам.
В связи с изложенным просим разъяснить следующее:
1. Какую ставку необходимо применять для расчета земельного налога по указанным земельным участкам до момента их реализации Банком:
- налоговую ставку, не превышающую 0,3 процента (в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);
- налоговую ставку, не превышающую 1,5 процента (в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ), установленную в отношении прочих земельных участков?
2. Если Банк вправе применять налоговую ставку 0,3% согласно подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, то следует ли для участков, имеющих вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" или "для жилищного строительства" производить расчет налога с учетом повышающих коэффициентов, установленных п. 15 ст. 396 НК РФ, а именно с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на земельный участок, с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать размеров, определенных данной статьей Налогового кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса определено, что налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, устанавливается в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства.
Пунктом 11 статьи 30, пунктом 1 статьи 33, пунктом 3 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации регламентируется предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства гражданам, а не организациям.
Кроме того, согласно статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личным подсобным хозяйством признается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которое ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В этой связи положение подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса о применении пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, не должно распространяться на земельные участки, принадлежащие организации.
Налоговая ставка, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса, также устанавливается в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
При этом отмечаем, что на основании пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по земельному налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Таким образом, налоговая ставка, установленная в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса, а также повышающие коэффициенты, определенные в пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса, должны применяться при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных на условиях осуществления, на них жилищного строительства.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, если организацией по договорам об отступном приобретены в собственность земельные участки с разрешенным использованием "для ведения личного подсобного хозяйства", а также "для жилищного строительства", "индивидуального жилищного строительства", и на которых не планируется вести строительные работы, то в отношении таких земельных участков при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка, устанавливаемая в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса, размер которой не может превышать 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.