Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 августа 2013 г. N 03-05-05-02/35289
Вопрос: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования государственный областной университет (ГОУ) просит дать разъяснения действующего законодательства в отношении вопросов, связанных с исчислением и уплатой земельного налога в соответствии с главой 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии со ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. В соответствии со ст. 391 Кодекса налоговая база определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На праве постоянного (бессрочного) пользования у ГОУ находятся несколько земельных участков. В кадастровых справках о кадастровой стоимости земельных участков указано, что кадастровая стоимость не определена.
Учитывая, что порядок исчисления и уплаты земельного налога (в том числе авансовых платежей по земельному налогу) по земельным участкам, кадастровая стоимость которых не определена (не утверждена), главой 31 "Земельный налог" Кодекса не урегулирован, просим дать разъяснения по следующим вопросам:
- в случае отсутствия кадастровой стоимости земельного участка обязан ли налогоплательщик представлять налоговую отчетность в налоговый орган, если обязан, то какая кадастровая стоимость должна быть отражена в налоговой отчетности;
- уплачивается ли земельный налог (в том числе авансовые платежи по земельному налогу), если кадастровая стоимость земельных участков не определена;
- какие санкции могут быть применены к налогоплательщику в случае неуплаты налога (авансовых платежей по налогу) в установленные сроки в результате того, что кадастровая стоимость земельного участка не определена?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления земельного налога и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Налогового кодекса.
Согласно статье 390 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
При этом отмечаем, что на основании пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса, применяется нормативная цена земли.
В соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 11 октября 1997 г. N 1738-1 "О плате за землю" нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "11 октября 1991 г."
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" установлено, что нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.
Таким образом, в случае, если кадастровая стоимость земельного участка не определена, то для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Данная правовая позиция согласуется с положением пункта 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 54.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.