Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 августа 2013 г. N 49-АПГ13-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Башкирского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об оспаривании постановления Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2012 г. N 465 "О единых специально отведённых местах для проведения публичных мероприятий на территории Республики Башкортостан" по апелляционной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 апреля 2013 г., которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Башкирского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Белякова Ю.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Республики Башкортостан Султанбековой А.Р., возражавшей против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Башкирское республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее - отделение политической партии) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2012 г. N 465 "О единых специально отведённых местах для проведения публичных мероприятий на территории Республики Башкортостан" в части установления специально отведённых мест для проведения публичных мероприятий на территории городского округа "город Уфа" и в селе Толбазы Аургазинского района.
В обоснование требований указало на несоответствие акта ч. 2 ст. 5 Закона Республики Башкортостан "О местах проведения публичных мероприятий в Республике Башкортостан", согласно которой при определении таких мест должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность, возможность использования объектов инфраструктуры, безопасность участников. На территории городского округа "город Уфа" без учёта административного деления на семь районов определены лишь 5 мест для проведения публичных мероприятий. В селе Толбазы место определено на территории зернотока, где действуют различные механизмы, что опасно для жизни участников мероприятия, здесь не проложен асфальт, место находится далеко за пределами села.
Верховным Судом Республики Башкортостан постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе отделение политической партии, ссылаясь на рассмотрение дела незаконным составом суда, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное истолкование и применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из вывода о том, что оспариваемое правовое регулирование не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Данный вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "б" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76).
Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31).
В целях реализации указанного конституционного права принят и действует Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
Частью 1.1 ст. 8 указанного акта органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право определять единые специально отведённые или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведённые места). Предусмотрено, что порядок использования специально отведённых мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
В ч. 1.2 этой же статьи отмечено, что при определении специально отведённых мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведённых мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц.
Во исполнение Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ принят Закон Республики Башкортостан от 20 декабря 2012 г. N 619-3 "О местах проведения публичных мероприятий в Республике Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан), ст. 5 которого поручено Правительству Республики Башкортостан определить единые специально отведённые или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Предписано, что при определении специально отведённых мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность этих мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц (в том числе безопасность дорожного движения, пожарная безопасность).
Установлено, что 20 декабря 2012 г. Правительством Республики Башкортостан издано постановление N 465 "О единых специально отведённых местах для проведения публичных мероприятий на территории Республики Башкортостан" (далее - Постановление).
Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан www.npa.bashkortostan.ru 20 декабря 2012 г., а также в сборнике "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", 2013 г., N 3 (405), ст. 134.
Постановлением утверждены места проведения публичных мероприятий в населённых пунктах по всей республике, в том числе в Аургазинском районе, в селе Толбазы. Перечнем предусмотрены пять мест проведения публичных мероприятий в городском округе "город Уфа", которые распределены следующим образом:
площадь перед зданием Федерации профсоюзов Республики Башкортостан (г. Уфа, ул. Кирова, 1);
площадь перед Дворцом спорта (г. Уфа, ул. Р. Зорге, 41);
площадь около фонтана, ограниченная улицами Таллинской, Мусоргского, Юматовской;
площадь в сквере "Волна" (г. Уфа, ул. Ахметова, 297);
площадь перед Дворцом культуры химиков (г. Уфа, ул. Первомайская, 47).
Суду представлены и в материалах дела имеются документальные данные, свидетельствующие о соблюдении при принятии Постановления критериев определения специально отведённых мест, установленных актами большей юридической силы.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Таким образом, вывод в решении суда о том, что Постановление принято по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, предоставленной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, является правильным, а решение суда об отказе в удовлетворении заявления - законным и обоснованным.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы отделения политической партии.
Не нашли своего подтверждения ссылки заявителя жалобы на рассмотрение данного дела по первой инстанции незаконным составом суда.
При рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального права, норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Судом проверены и по мотивам, приведённым в решении, отвергнуты, как несостоятельные, доводы о нарушении требований закона при принятии оспариваемого регулирования. При этом отмечено, что Постановлением не регламентированы какие-либо запреты на проведение публичных мероприятий, не установлены дополнительные ограничения, которые ущемляли бы права граждан на проведение публичных мероприятий и участие в них, не введены условия, направленные на воспрепятствование проведению публичного мероприятия, нет требований о сборе и представлении документов, не предусмотренных федеральным законодательством. Несогласие с правовой оценкой доказательств, отражённой в постановлении суда, не влечёт отмену судебного акта.
Наличие оспариваемого регулирования не исключает возможности проведения публичных мероприятий в иных местах. В соответствии со ст. 9 Закона Республики Башкортостан проведение публичного мероприятия вне специально отведённых мест допускается по согласованию с Правительством Республики Башкортостан или местной администрацией муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.
Иные доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения для рассмотрения дела и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В силу изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 апреля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Башкирского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 августа 2013 г. N 49-АПГ13-11
Текст определения официально опубликован не был