Досье на проект федерального закона N 337970-6
"О специальной оценке условий труда"
03.09.2013 |
внесен Правительством РФ |
31.08.2013 |
распоряжение Правительства РФ N 1547-р |
|
текст законопроекта, внесенного в ГД |
|
|
|
заключение Комитета ГД по охране здоровья |
|
заключение Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов |
07.10.2013 |
заключение Комитета ГД по финансовому рынку |
|
заключение Правового управления Аппарата ГД (первое чтение) |
15.10.2013 |
принят ГД в первом чтении постановлением N 2988-6 ГД |
|
текст законопроекта, принятого ГД в первом чтении |
|
заключение Правового управления Аппарата ГД (второе чтение) |
20.12.2013 |
принят ГД во втором чтении постановлением N 3566-6 ГД |
|
текст законопроекта, подготовленного ГД ко второму чтению |
23.12.2013 |
принят ГД постановлением N 3609-6 ГД |
|
текст законопроекта, подготовленного ГД к третьему чтению |
25.12.2013 |
одобрен СФ постановлением N 529-СФ |
28.12.2013 |
подписан Президентом РФ N 426-ФЗ |
Советом Федерации РФ 25 декабря 2013 г. одобрен Закон о введении единого механизма исследования условий труда - специальной оценке условий труда. Она призвана заменить существующие процедуры - аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.
Планируется перейти от "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предполагает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты будут учитываться при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).
Условия труда по степени вредности и опасности предлагается подразделить на 4 класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные будут к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.
Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация будет действительна в течение 5 лет и автоматически продлеваться еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В случае декларирования работодатель будет освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.
В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.
Предлагается расширить степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.
Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обяжут размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.