Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной службы РФ
по контролю за оборотом наркотиков
от 2 февраля 2011 г. N 229
Концепция
воспитательной работы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
I. Общие положения
1. Подготовка Концепции воспитательной работы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - Концепция) обусловлена необходимостью разработки единых концептуальных подходов к определению содержания воспитательной работы, системы функционирования и оценки, основных тенденций развития воспитательной работы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля).
2. Концепция определяет совокупность современных основополагающих взглядов на воспитательную работу в органах наркоконтроля, основных принципов и педагогических технологий, а также механизм их реализации в оперативно-служебной деятельности.
3. При разработке Концепции руководствовались положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России", Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", указов Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", от 28 июля 2004 г. N 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков", Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. N 795, Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного и.о. директора ФСКН России 10 марта 2011 г., Положения об организации наставничества в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного приказом ФСКН России от 1 октября 2008 г. N 322, Инструкции по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от 28 ноября 2008 г. N 424, и других нормативных правовых актов ФСКН России.
4. Организация воспитательной работы в органах наркоконтроля базируется на многовековых нравственных устоях и традициях патриотизма, нормах уважительного отношения к народам и народностям многонациональной России, общечеловеческих ценностях, лучших образцах отечественной и мировой культуры. При ее проведении учитываются современное состояние российского общества, его проблемы и тенденции развития, опыт воспитательной работы, накопленный федеральными органами исполнительной власти.
5. Воспитательная работа - это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, органов наркоконтроля по формированию и развитию личности сотрудников в целях готовности к выполнению задач в соответствии с должностными обязанностями в интересах обеспечения безопасности государства и общества.
Воспитательная работа является составной частью управленческой и организаторской деятельности в органах наркоконтроля, эффективным фактором, способным обеспечивать стабилизацию и укрепление служебных коллективов, формировать в них здоровый морально-психологический климат и значительно повышать эффективность оперативно-служебной деятельности, и включает в себя комплекс мероприятий, форм, методов и средств, применяемых для решения задач, направленных на воспитание сотрудников органов наркоконтроля.
6. Воспитательная работа организуется с учетом следующих факторов:
наличия государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, направленной на развитие таких традиционных российских ценностей, как патриотизм, долг, честь, совесть, ответственность;
объединения усилий средств массовой информации, государственных, общественных и иных организаций в интересах воспитания сотрудников;
осуществления целенаправленной государственной социальной политики в отношении сотрудников и членов их семей;
кадрового, финансового и материально-технического обеспечения воспитательной работы в органах наркоконтроля, соответствующего современным требованиям к ее организации;
систематического совершенствования форм, методов и средств воспитательной работы;
повышения личной ответственности руководителей всех уровней за организацию воспитательной работы.
II. Основная цель и задачи воспитательной работы
7. Основной целью воспитательной работы является формирование и развитие у сотрудников органов наркоконтроля качеств гражданина-патриота, профессионала и высоконравственной личности.
8. Основными задачами воспитательной работы являются:
формирование и развитие чувства преданности своей Родине;
воспитание добросовестного отношения к выполнению должностных обязанностей;
развитие профессиональных качеств;
формирование у сотрудников антикоррупционного поведения и неукоснительного соблюдения Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
III. Основные субъекты и объекты воспитания
9. Основными субъектами воспитания являются:
государственные организации;
общественные организации;
средства массовой информации;
руководители всех уровней;
служебные коллективы;
специалисты в области воспитательной работы (далее - воспитатели);
семьи сотрудников.
10. Основными объектами воспитания являются:
сотрудники;
служебные коллективы.
IV. Основные виды воспитания и их содержание
11. Основными видами воспитания являются:
государственно-патриотическое;
профессиональное;
нравственное;
правовое;
эстетическое;
физическое.
12. Государственно-патриотическое воспитание осуществляется в целях формирования и развития личности сотрудника, обладающего качествами гражданина-патриота Российской Федерации, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с правоохранительной деятельностью в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, способного обеспечить безопасность государства и общества в рамках своей компетенции.
Основными направлениями государственно-патриотического воспитания сотрудников являются: формирование активной гражданской позиции сотрудника, позволяющей ему эффективно решать служебные задачи; формирование высокого морального духа сотрудников на основе существующих традиций органов наркоконтроля; совершенствование интернационального воспитания сотрудников в духе дружбы народов Российской Федерации.
13. Профессиональное воспитание заключается в систематическом и целенаправленном формировании и развитии у сотрудников качеств, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей, связанных со спецификой деятельности органов наркоконтроля.
Основными направлениями профессионального воспитания являются: создание условий и мотивации профессионального роста сотрудников; обеспечение соответствия профессиональной и морально-психологической подготовки сотрудников решаемым ими задачам, личной примерности руководителей всех уровней в решении служебных задач; использование в воспитательных целях традиций органов наркоконтроля.
14. Нравственное воспитание осуществляется в целях формирования у сотрудников необходимых для оперативно-служебной деятельности морально-нравственных качеств, направленных на недопустимость правонарушений, в том числе имеющих коррупционную направленность.
Основными направлениями нравственного воспитания являются: разъяснение сотрудникам требований, предъявляемых со стороны общества к их профессиональному и нравственному облику, а также социальной значимости правоохранительной службы в органах наркоконтроля; формирование антикоррупционного поведения; стимулирование потребности сотрудников в моральном самосовершенствовании; изучение и использование в нравственном воспитании индивидуальных особенностей сотрудников, влияние общественного мнения и здорового морально-нравственного климата в служебных коллективах; использование духовно-нравственного потенциала государственных и общественных организаций в интересах воспитания сотрудников.
15. Правовое воспитание организуется в целях неукоснительного соблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации и ФСКН России.
Основными направлениями правового воспитания являются: повышение теоретической и практической подготовки сотрудников по правовым вопросам; изучение нормативных правовых актов, регламентирующих установленную сферу деятельности; правовое просвещение; контроль за соблюдением законности и правопорядка, служебной дисциплины, формирование у сотрудников антикоррупционного поведения.
16. Эстетическое воспитание направлено на разностороннее развитие духовного мира сотрудников.
Основными направлениями эстетического воспитания сотрудников являются: привитие эстетического отношения к форме одежды; повышение эстетической составляющей проводимых воспитательных мероприятий; знакомство с творчеством художников, писателей, композиторов и поэтов; посещение театров, кинотеатров, художественных выставок.
17. Физическое воспитание осуществляется в целях формирования у сотрудников устойчивых физических и психологических качеств, необходимых для успешного осуществления оперативно-служебной деятельности.
Основными направлениями физического воспитания сотрудников являются: организация плановой физической подготовки; проведение спортивных соревнований; организация активного досуга в выходные и праздничные дни; пропаганда здорового образа жизни; популяризация лучших спортивных достижений.
V. Основные принципы и педагогические технологии воспитания
18. Принципы воспитания - это исходные руководящие педагогические положения, определяющие направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса и являющиеся основой деятельности воспитателя.
19. Под педагогическими технологиями воспитания понимается комплекс форм, методов и средств, применяемых руководителями всех уровней и воспитателями, основывающийся на следующих принципах воспитания:
государственно-патриотическая и профессиональная направленность;
воспитание в процессе оперативно-служебной деятельности;
комплексный подход к воспитанию;
требовательное и уважительное отношение к сотрудникам;
индивидуальный и дифференцированный подход;
единство, согласованность и преемственность в воспитании.
20. Методы воспитания - это совокупность средств и приемов, однородных по своей педагогической функции, используемых для воздействия на психику и поведение сотрудников, осуществляемых в соответствии с целями воспитательной работы, индивидуальными особенностями личности и с учетом морально-психологического климата в служебных коллективах.
В воспитательной работе используются следующие основные группы методов:
1) методы изучения сотрудников:
целенаправленное наблюдение;
анализ документов;
биографический;
анализ оперативно-служебной деятельности;
изучение и анализ независимых характеристик;
тестирование;
письменные и устные опросы;
индивидуальные (групповые) беседы;
2) методы воспитательных воздействий и взаимодействий:
убеждение;
пример;
упражнение;
включение в различные виды деятельности;
поощрение;
критика и самокритика;
применение мер дисциплинарного и общественного воздействия.
21. Методы воспитания реализуются в следующих основных формах:
занятия, тренировки;
заседания, собрания и совещания;
индивидуальные и коллективные беседы;
пропаганда передового опыта;
информирование;
научно-практические конференции-лекции;
подведение итогов;
наставничество;
конкурсы "лучший по профессии";
тематические вечера, "круглые столы";
проведение празднований государственных и профессиональных праздников;
принятие торжественной присяги сотрудниками;
спортивные соревнования;
вечера отдыха;
встречи с ветеранами боевых действий и ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
экскурсии и походы.
VI. Основные критерии (показатели) оценки результативности воспитательной работы
22. Оценку результативности воспитательной работы следует понимать как систему фиксации и оценки сведений о сотрудниках и служебных коллективах. Результаты воспитательной работы оцениваются на основе следующих критериев (показателей), полученных в ходе проведения комплекса воспитательных мероприятий:
1) личностный критерий характеризуется следующими показателями:
уровень педагогической подготовленности руководителей всех уровней, воспитателей (наличие педагогической культуры и этики, проявление педагогического мастерства и т.д.);
уровень развития личностных качеств руководителей всех уровней, воспитателей (личная дисциплинированность, наличие мотивов к самовоспитанию и самообразованию и т.д.);
2) оптимальный критерий характеризуется следующими показателями:
целенаправленность воспитания (научно обоснованное представление о системе, цели и задачах воспитания, умение ставить и реализовывать конкретные воспитательные задачи, продуманность характера воспитательных мероприятий и их планирования, умение анализировать и оценивать эффективность достижения цели и задач);
обеспечение единства педагогических воздействий всех участников воспитательной работы при осуществлении планирования работы, координации деятельности;
рациональное использование времени, отводимого на плановые воспитательные мероприятия (сосредоточение усилий на главном, умение оптимально использовать все имеющиеся средства воспитания, недопущение шаблонов в воспитательной деятельности, достижение поставленных воспитательных целей в установленные сроки);
степень взаимопонимания во взаимоотношениях основных объектов и субъектов воспитания (соотношение мер поощрения и дисциплинарного воздействия, уважение к личному и коллективному мнению и т.д.);
уровень проявления индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию сотрудников (знание психофизиологических особенностей личности);
3) результативный критерий характеризуется следующими показателями:
эффективность оперативно-служебной деятельности сотрудников и служебных коллективов;
уровень служебной дисциплины и законности, состояние морально-психологического климата в коллективах (количество происшествий и преступлений, дисциплинарных проступков за определенный период времени в соотношении с общей численностью сотрудников, организация работы по укреплению служебной дисциплины, уровень конфликтности в служебных коллективах и эффективность принимаемых мер по ее снижению и т.д.);
уровень "текучести" кадров (влияние проводимой воспитательной работы на состояние морально-психологического климата в служебных коллективах и создание положительной служебной мотивации сотрудников).
VII. Основные направления воспитательной работы
23. Основными направлениями воспитательной работы являются:
информационно-пропагандистская работа;
укрепление служебной дисциплины и формирование в служебных коллективах здорового морально-психологического климата;
социальная защита сотрудников;
культурно-досуговая работа;
индивидуально-воспитательная работа.
Для проведения воспитательной работы по указанным направлениям работы необходимы:
систематическое изучение морально-психологического состояния сотрудников и климата в служебных коллективах;
осуществление непрерывного мониторинга социально-экономического положения сотрудников;
систематическое исследование, выявление и активное предупреждение негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях сотрудников;
своевременное принятие соответствующих педагогических решений и их реализация с использованием наиболее эффективных педагогических технологий;
эффективное научно-методическое сопровождение функционирования и развития системы воспитания в органах наркоконтроля;
совершенствование и внедрение в практику воспитательной работы новых образцов и систем технических информационных средств воспитания;
создание системы эффективного контроля за организацией воспитательной работы.
24. Организация воспитательной работы включает в себя:
определение основного объекта воспитания;
изучение индивидуальных особенностей сотрудников в ходе воспитательной работы с учетом специфики организации оперативно-служебной деятельности, морально-психологического климата в служебном коллективе;
оценку воспитательной ситуации;
уяснение руководителями всех уровней, воспитателями цели и задач воспитательной работы;
планирование и постановку задач по организации воспитательной работы;
осуществление прогноза результатов воспитательной работы;
организацию управления системой воспитания;
определение оптимальных форм, методов и средств;
организацию контроля и коррекцию исходных установок воспитания;
обобщение, закрепление и распространение положительного опыта;
оценку результатов воспитания.
VIII. Информационно-пропагандистская работа
25. Информационно-пропагандистская работа является одним из самых важных и массовых направлений воспитательной работы, цель которой состоит в том, чтобы путем информирования сотрудников формировать мировоззренческие, нравственные и профессиональные основы их оперативно-служебной деятельности.
Информационно-пропагандистская работа тесно связана с патриотическим воспитанием и является существенным фактором формирования у сотрудников органов наркоконтроля государственно-патриотического мировоззрения, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим традициям органов наркоконтроля.
26. Для проведения информационно-пропагандистской работы необходимо активно использовать комплекс мероприятий информационного сопровождения государственных праздников Российской Федерации, дней воинской славы и памятных дат: Нового года, Дня защитника Отечества, Международного женского дня, Праздника весны и труда, Дня Победы, Дня России, Дня Государственного флага Российской Федерации, Дня народного единства, Дня Конституции Российской Федерации, ведомственного праздника ФСКН России Дня работников органов наркоконтроля, а также Международного дня борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков (например, готовятся отпечатанные типографским способом плакаты, которые за неделю до праздника вывешиваются на информационных стендах в зданиях органов наркоконтроля и снимаются сразу же после окончания праздника; оформляются баннеры, развешиваемые при подготовке и проведении праздника на входе в ведомственные здания).
27. Основными формами информационно-пропагандистской работы являются:
проведение занятий в системе служебной подготовки;
собрания служебных коллективов;
торжественные собрания;
встречи сотрудников органов наркоконтроля с представителями органов государственной власти (органов местного самоуправления), общественных и религиозных объединений, ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами труда;
научно-практические и иные конференции;
тематические вечера;
прослушивание и просмотр информационных и тематических радио- и телепередач, художественных, документальных и учебных кино- и видеофильмов, видео- и аудиоматериалов;
использование средств наглядной агитации.
28. Для повышения эффективности информационно-пропагандистской работы необходимо активно использовать возможности музеев, библиотек, театров, кинотеатров и тематических выставок.
IX. Работа по укреплению служебной дисциплины и формированию здорового морально-психологического климата в служебных коллективах
29. Организация работы по укреплению служебной дисциплины строится на основе систематического анализа ее состояния с целью всестороннего определения уровня соблюдения законности в деятельности органа наркоконтроля и служебной дисциплины сотрудников, оценки эффективности работы руководителей всех уровней.
Критериями указанной оценки являются: полнота и качество выполнения служебных обязанностей; количество, характер, тяжесть правонарушений (определяется исходя из общей численности подразделения); состояние исполнительской дисциплины; наличие предложений, жалоб, заявлений граждан на действия (бездействие) сотрудников; организация сохранности оружия, документов строгой отчетности, служебных удостоверений.
Анализ состояния служебной дисциплины предполагает выявление причин и условий, способствующих совершению дисциплинарных проступков, оценку уровня профилактической работы по предупреждению правонарушений и исключению предпосылок их совершения. В этой деятельности целесообразно использовать различные подходы, в том числе и проведение социально-психологических исследований.
Эффективным средством укрепления служебной дисциплины является оптимизация учета и ведения дисциплинарной практики.
30. Основными формами укрепления служебной дисциплины являются:
изучение состояния морально-психологического климата в служебном коллективе;
организация наставничества;
проведение досрочных аттестаций отдельных сотрудников о соответствии занимаемой должности.
На укрепление служебной дисциплины оказывает влияние проведение в торжественной обстановке следующих мероприятий:
принятие присяги;
вручение служебного удостоверения;
вручение государственных и ведомственных наград;
объявление приказа о присвоении первого и очередного специального звания с вручением погон;
объявление приказа о назначении на должность, повышении в должности;
проводы на пенсию.
X. Работа по социальной защите сотрудников
31. Работа по социальной защите сотрудников организуется в целях оказания персональной помощи сотрудникам органов наркоконтроля и членам их семей.
Для ее проведения руководителям всех уровней необходимо выявлять социальные проблемы сотрудников органов наркоконтроля и членов их семей, осуществлять по возможности мероприятия по их решению.
32. Основные усилия при проведении работы по социальной защите сотрудников направляются на наиболее незащищенные в социальном плане категории сотрудников и членов их семей (многодетные семьи; семьи с одним родителем; семьи, имеющие детей-инвалидов).
33. Активизации работы по социальной защите сотрудников в органах наркоконтроля в значительной мере способствует системно и грамотно организованная работа по рассмотрению жалоб, заявлений и предложений сотрудников и членов их семей, своевременное выявление и решение имеющихся социальных проблем.
XI. Культурно-досуговая работа
34. Культурно-досуговая работа имеет целью средствами культуры и искусства воспитание сотрудников в духе патриотизма, любви к Родине и высоконравственной личности.
Культурно-досуговая работа, как правило, должна проводиться в свободное от службы время. Проводимые мероприятия должны быть привлекательными и сочетать в себе массовые, групповые и индивидуальные формы.
35. Культурно-досуговая работа должна способствовать решению следующих задач:
организации досуга сотрудников и членов их семей;
повышению культурного уровня сотрудников, ознакомлению их с лучшими образцами классической и современной литературы и искусства;
воспитанию у сотрудников культуры поведения и общения, обогащению межличностных связей.
36. Основными формами культурно-досуговой работы являются:
активное использование возможностей музеев, библиотек в патриотическом и нравственном воспитании сотрудников;
привлечение профессиональных артистов, участников художественной самодеятельности к выступлениям в служебных коллективах;
установление и укрепление связей органов наркоконтроля с общественными организациями с целью использования их возможностей в воспитании сотрудников;
организация работы лекториев, школ и домов культуры, музыкальных и тематических вечеров, встреч с деятелями искусства, литературы, культуры, общественных организаций;
коллективные посещения выставок изобразительного искусства, спектаклей, кинофильмов;
проведение культурных программ в дни государственных праздников Российской Федерации, дней воинской славы и памятных дат;
экскурсии и поездки по памятным местам с посещением историко-культурных центров, туристические походы;
спортивные праздники, дни здоровья со спортивно-массовыми мероприятиями, в которых принимают участие не только сотрудники, но и члены их семей;
вовлечение сотрудников в систематические занятия физической культурой и спортом.
XII. Индивидуально-воспитательная работа
37. Индивидуально-воспитательная работа - важное направление в деятельности руководителей всех уровней, которое способствует повышению эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников, укреплению служебной дисциплины и предотвращению конфликтных ситуаций между сотрудниками.
Основными направлениями индивидуально-воспитательной работы руководителей всех уровней являются:
изучение индивидуальных особенностей личности сотрудников;
определение целей и задач индивидуально-воспитательной работы с сотрудниками, исходя из знания их индивидуальных особенностей, положения дел в служебном коллективе и специфики решаемых задач;
комплексное использование всех методов, форм и средств индивидуально-воспитательной работы;
постановка задач подчиненным руководителям, воспитателям по организации и непосредственному проведению индивидуально-воспитательной работы, разработка рекомендаций и наиболее эффективных приемов и способов индивидуально-воспитательного воздействия на подчиненных, оказание необходимой методической помощи в вопросах совершенствования управленческой культуры;
обучение руководителей всех уровней, воспитателей методике организации и проведения индивидуально-воспитательной работы;
контроль за ходом индивидуально-воспитательной работы;
регулярный анализ эффективности индивидуально-воспитательной работы, принятие оперативных мер по устранению выявленных недостатков и просчетов в данном виде деятельности и т.д.
38. Индивидуально-воспитательная работа структурно включает в себя три взаимосвязанных этапа:
подготовительный, состоящий из диагностического (изучение личности) и прогностического (выбор оптимальных путей достижения индивидуально-педагогического воздействия);
этап практической реализации плана индивидуально-воспитательной работы с подчиненными сотрудниками (использование различных средств и методов индивидуально-воспитательного воздействия на сотрудников, дальнейшее изучение их индивидуальных особенностей);
результативный (оценка, выявление результатов изучения и педагогического воздействия на сотрудников и т.д.).
XIII. Механизм реализации Концепции
39. Концепция реализуется путем осуществления комплекса научных, правовых, организационных, материально-технических, финансовых и кадровых мероприятий.
40. Основой организационных мероприятий реализации Концепции являются планы основных мероприятий по организации воспитательной работы и морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений, территориальных органов и организаций ФСКН России.
41. Для создания одной из правовых основ реализации Концепции необходимо издание ведомственного правового акта, определяющего организацию воспитательной работы в органах наркоконтроля.
42. Основными ресурсными мероприятиями реализации Концепции являются:
государственные программы в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
научно-исследовательские работы.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 2 февраля 2011 г. N 229 "Об утверждении Концепции... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.