Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2013 г. N 5-АПГ13-40
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Беспаловой З.Д.
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Усановой Т.В. на решение Московского городского суда от 2 августа 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления Усановой Т.В. об оспаривании формы избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 8 сентября 2013 года, утверждённой решением Московской городской избирательной комиссии от 16 июля 2013 года N 52/2 "О форме и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Мэра Москвы 8 сентября 2013 года", возложении обязанности на Московскую городскую избирательную комиссию привести форму избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 8 сентября 2013 года в соответствие с действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Усановой Т.В. - Подрезова А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Московской городской Думы от 7 июня 2013 года N 158 "О назначении даты выборов Мэра Москвы" на 8 сентября 2013 года назначены выборы Мэра Москвы.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 16 июля 2013 года "О форме и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Мэра Москвы 8 сентября 2013 года" утверждена форма избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 8 сентября года (приложение N 1) и определены требования к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Мэра Москвы 8 сентября 2013 года (приложение N 2).
Усанова Т.В. обратилась в Московский городской суд с заявлением об оспаривании формы избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 8 сентября 2013 года, утвержденной решением Московской городской избирательной комиссии от 16 июля 2013 года N 52/2 "О форме и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Мэра Москвы 8 сентября 2013 года", возложении обязанности на Московскую городскую избирательную комиссию (далее - МГИК) привести форму избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 8 сентября 2013 года в соответствие с действующим законодательством, обеспечив избирателям возможность при голосовании ставить в бюллетенях отметки напротив каждой фамилии кандидата по позициям "Да" или "Нет" ("За" или "Против").
Заявитель полагала, что отсутствие в утверждённой форме бюллетеня граф "За" и "Против" противоречит положениям Конституции Российской Федерации, Международного пакта от 16 декабря 1966 года гражданских и политических правах (пункт "b" статьи 25), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1), Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (статья 4), нарушает право избирателя на свободное волеизъявление во время голосования и приведёт к недостоверным результатам выборов.
Представитель МГИК Реут Д.А. возражал против удовлетворения заявления Усановой Т.В.
Участвующий в деле прокурор заявление Усановой Т.В. не поддержал.
Решением Московского городского суда от 2 августа 2013 года заявление Усановой Т.В. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Усанова Т.В. просит решение суда первой инстанции отменить, как основанное на неправильном применении норм материального права, регулирующего спорное правоотношение, постановить новое решение, которым удовлетворить её заявленные требования в полном объёме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения в апелляционном порядке жалобы Усановой Т.В. извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан; прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене в апелляционном порядке ввиду отсутствия оснований, перечисленных в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявления Усановой Т.В., суд первой инстанции справедливо счёл несостоятельными доводы заявителей о незаконности решения МГИК, которым утверждена форма избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 8 сентября 2013 года, указав, в частности, в решении на то, что данный правовой акт МГИК принят в пределах компетенции данной избирательной комиссии, в установленные законом сроки и в полном соответствии с положениями избирательного законодательства.
Исходя из характера и предмета спора выводы суда в полной мере согласуются с нормами статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подлежащей применению по настоящему делу и в силу которой утверждение избирательной комиссией формы и текста избирательного бюллетеня не является произвольным.
По мысли федерального законодателя, справа от указанных в пунктах 5, 5.1, 5.2 и 6 названной статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования избирательного объединения помещается пустой квадрат.
Если в соответствии с пунктом 35 статьи 38 данного Федерального закона голосование проводится по одной кандидатуре, ниже предусмотренных пунктами 5, 5.1, 5.2 и 6 названной статьи Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами "За" и "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты. Из обстоятельств по делу усматривается, что голосование на выборах Мэра Москвы состоится по нескольким кандидатурам, поэтому утверждение МГИК формы избирательного бюллетеня, в которой справа от сведений о кандидатах помещён один квадрат, не может рассматриваться как ограничение волеизъявления гражданина при голосовании.
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие граждан Российской Федерации на выборах является свободным и добровольным. Граждане Российской Федерации голосуют на выборах соответственно за кандидата (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, за или против кандидата непосредственно. Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (статьи 3, 4, 5, 6, 7 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
При этом из нормативного единства положений статей 63, 64, 65, 66, 67, 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ этого же Федерального закона следует, что проведение выборов с использованием избирательных бюллетеней, изготовленных по форме, утверждённой в соответствии с требованиями перечисленных федеральных норм, является гарантией прав граждан при организации и осуществлении голосования, подсчёте голосов избирателей, установлении результатов выборов и их опубликовании.
Доводов о существенном нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе не приводится.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 2 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Усановой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Беспалова З.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2013 г. N 5-АПГ13-40
Текст определения официально опубликован не был