Решение Верховного Суда РФ от 14 августа 2013 г. N АКПИ13-629
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,
при секретаре Калугине Н.А.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бронниковой А.Н. о признании недействующими пунктов 3 и 9 (абзац четвертый) Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1648н, установил:
пункт 3 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (далее - Порядок), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1648н (далее - Минздравсоцразвития России), определяет, что включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (далее - Перечень должностей), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1141, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет.
Абзац четвертый пункта 9 Порядка предусматривает, что заявление о включении периодов службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы (далее - иные периоды), подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет.
Бронникова А.Н., являющаяся пенсионером с декабря 1999 года и получателем пенсии за выслугу лет, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приведенных нормативных предписаний в той мере, в которой они закрепляют возможность подачи заявления о включении иных периодов службы (работы) только при обращении за назначением пенсии за выслугу лет. В обоснование своих требований заявитель ссылалась на то, что федеральный государственный орган, в котором Бронникова А.Н. замещала государственную должность, возвратил ее заявление о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов службы (работы) (1973-1977 гг.), указав, что оно подается при обращении государственного гражданского служащего за назначением пенсии за выслугу лет.
Заявитель полагает, что Минздравсоцразвития России, осуществляя нормативное правовое регулирование, было не вправе вводить не предусмотренные статьями 19 и 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия реализации права на пенсию за выслугу лет и тем самым ограничивать ее право на получение пенсии за выслугу лет в полном объеме.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на заявление указали, что оспариваемые нормативные предписания соответствуют пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 570 "О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации" (далее - Постановление N 570), не противоречат Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и не нарушают прав, свобод и законных интересов заявителя.
Бронникова А.Н., представители Минфина России и Минюста России, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Заявитель и представитель Минфина России направили в Верховный Суд Российской Федерации заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Обсудив доводы заявления, выслушав возражения представителей Минтруда России Бондаренко Р.С. и Сысойкиной Г.И., исследовав представленные доказательства, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.E., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации считает, что требования Бронниковой А.Н. удовлетворению не подлежат.
Минздравсоцразвития России во исполнение пункта 3 Постановления N 570 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. N 818), а также на основании пунктов 5.2.58 и 5.2.59 ранее действовавшего Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, приняло оспариваемый в части Порядок. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 14 марта 2012 г., регистрационный N 23469, опубликован в "Российской газете", 2012 г., 23 марта.
Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определяет стаж государственной гражданской службы как суммарную продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемой при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии (статья 2); закрепляет, что в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации (статья 19); устанавливает, что назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина, поданному в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, за исключением отдельных видов социальных пенсий. Обращение за назначением пенсии, перерасчетом ее размера и переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод с одного вида пенсии на другой без ограничения каким-либо сроком. Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, а также в связи с изменением условий назначения социальной пенсии. Перерасчет размера пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих может производиться с применением положений статей 14 и 21 данного Федерального закона в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности стажа государственной гражданской службы, с учетом которого определяется размер пенсии за выслугу лет, и (или) замещения должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом (статья 22).
Пунктом 20 Перечня должностей предусмотрено, что периоды работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, включаются в стаж государственной гражданской службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 570 установлено, что включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа - федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа.
Из приведенных норм следует, что иные периоды службы (работы) в отдельных должностях наряду с периодами осуществления государственной службы включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, как предусмотренные Перечнем должностей. Включение данных периодов в стаж государственной гражданской службы осуществляется в порядке, установленном Постановлением N 570, - по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет.
Пункты 3 и 9 (абзац четвертый) Порядка, предусматривая, что включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов осуществления государственной гражданской службы и иных периодов службы (работы) в отдельных должностях производится при их обращении за назначением пенсии за выслугу лет, фактически воспроизводят приведенные нормы действующего федерального законодательства.
Оспаривая нормативные положения, заявитель полагает, что в силу статьи 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" заявление о включении иных периодов службы (работы) может быть подано как при обращении за назначением пенсии по выслуге лет, так и позднее.
Данный довод является необоснованным по следующим основаниям. Положения приведенной нормы Федерального закона определяют в том числе виды и формы обращений за пенсией и предусматривают обращения с заявлением о назначении пенсии, перерасчете ее размера и переводе с одного вида пенсии на другой. С данными заявлениями гражданин вправе обратиться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод. При этом граждане, получающие пенсию за выслугу лет, предусмотренную для федеральных гражданских служащих, имеют право на перерасчет указанной пенсии с применением положений статей 14 и 21 названного выше Федерального закона в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности стажа государственной гражданской службы либо замещения должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом.
Оспариваемый в части Порядок, согласно содержанию его пункта 1, регулирует вопросы, связанные с исчислением стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Принимая во внимание, что стаж государственной гражданской службы определяется как суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, которая учитывается при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии, вопрос о включении иных периодов службы (работы) подлежит разрешению одновременно с назначением пенсии за выслугу лет.
С учетом изложенного необоснованны доводы заявителя о том, что Минздравсоцразвития России, осуществляя нормативное правовое регулирование, ввело не предусмотренные Федеральным законом условия реализации федеральными государственными гражданскими служащими права на пенсию за выслугу лет.
Кроме того, действовавший на момент увольнения Бронниковой А.Н. раздел X приложения N 1 "Периоды государственной службы (работы), учитываемые при исчислении стажа государственной службы, дающего право на ежемесячную доплату к государственной пенсии" к Положению об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 г. N 1233) также предусматривал включение в стаж государственной службы иных периодов работы (службы) независимо от их продолжительности по представлению руководителя федерального государственного органа, которое оформлялось одновременно с увольнением государственного служащего по основаниям, указанным в пункте 5 названного Положения.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2005 г. N 279-0, право на включение иных периодов работы в стаж государственной службы не является безусловным. Эти периоды включались в данный стаж лишь в том случае, когда опыт и знания, приобретенные на прежней работе, были необходимы для выполнения обязанностей по замещавшейся должности государственной службы. Оценку таких обстоятельств должен был давать руководитель федерального государственного органа, решающий вопрос о направлении соответствующего представления в Минздравсоцразвития России, что исключало возможность произвольного усмотрения должностного лица при решении в каждом конкретном случае вопроса об оформлении представления о зачете в стаж государственной службы таких периодов.
Заявитель фактически связывает нарушение своих прав не с содержанием оспариваемых положений, при соблюдении которых иные периоды могут быть включены в стаж государственной гражданской службы при назначении пенсии, а с несостоявшимся оформлением подобного представления, что не является основанием для признания этих положений недействующими.
Пункты 3 и 9 (абзац четвертый) Порядка направлены на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение на условиях, действующих на день вынесения решения об установлении пенсии, в том числе на исчисление размера пенсии в полном объеме, а потому сами по себе не могут рассматриваться как ущемляющие права заявителя, в том числе в аспекте, указанном им в заявлении.
Таким образом, оспариваемый в части Порядок действующему федеральному законодательству не противоречит и не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителя и других лиц.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Бронниковой А.Н. о признании недействующими пунктов 3 и 9 (абзац четвертый) Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1648н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Т.А. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проверена законность норм, предусматривающих, что в стаж госслужбы для назначения пенсии за выслугу лет включаются иные периоды службы (работы).
Подразумеваются периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы.
При этом такие периоды включаются в стаж по заявлению госслужащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет.
По мнению заявителя, эти положения незаконно закрепляют условие о том, что названные периоды включаются в стаж только при обращении за назначением пенсии за выслугу лет (но не ранее).
ВС РФ отклонил такой довод и разъяснил следующее.
Оспариваемые нормы фактически воспроизводят положения федерального законодательства.
Довод о том, что заявление о включении иных периодов службы (работы) может быть подано как при обращении за назначением пенсии по выслуге лет, так и позднее, ошибочен.
Закон о государственном пенсионном обеспечении определяет в т. ч. виды и формы обращений за пенсией.
Предусмотрены обращения с заявлением о назначении пенсии, перерасчете ее размера и переводе с одного ее вида на другой.
С данными заявлениями гражданин вправе обратиться в любое время после возникновения права на пенсию, перерасчет ее размера или перевод.
Оспариваемые нормы регулируют вопросы, связанные с исчислением стажа госслужбы для назначения пенсии за выслугу лет.
Такой стаж определяется как суммарная продолжительность периодов госслужбы и иной деятельности, которая учитывается при определении права на пенсию служащих и при исчислении ее размера.
Поэтому вопрос о включении иных периодов службы (работы) подлежит разрешению одновременно с назначением пенсии за выслугу лет.
Решение Верховного Суда РФ от 14 августа 2013 г. N АКПИ13-629
Текст решения официально опубликован не был