Решение Верховного Суда РФ от 14 августа 2013 г. N АКПИ13-616
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14 ноября 2013 г. N АПЛ13-485 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Карулине И.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Межрегиональной общественной организации содействия защите прав пассажиров "Союз пассажиров" о признании недействующими первого и второго предложений пункта 27 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82, установил:
согласно пункту 27 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира. Отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признается изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира.
Межрегиональная общественная организация содействия защите прав пассажиров "Союз пассажиров" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 27 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта являются неопределенными, противоречат действующему законодательству, изданы с превышением полномочий федерального органа исполнительной власти и нарушают права пассажиров.
В суде представители МОО "Союз пассажиров" Попов С.А., Полианчик В.В. поддержали заявленные требования, пояснив, что федеральный орган исполнительной власти установил фактически новую норму гражданского права, которая позволяет авиаперевозчику не только в одностороннем порядке изменить существенные условия обязательства по перевозке пассажира (и его багажа), а также в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательства по перевозке.
Представители Министерства транспорта Российской Федерации Тонких С.Р., Огородникова Е.С., Министерства юстиции Российской Федерации Костецкая М.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают права пассажиров.
Выслушав объяснения представителей МОО "Союз пассажиров" Попова С.А., Полианчика В.В., Минтранса России Тонких С.Р. Огородниковой Е.С., Минюста России Костецкой М.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Воздушный кодекс Российской Федерации в статье 102 устанавливает, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных данным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила согласно статье 2 Воздушного кодекса Российской Федерации являются нормативными актами, регулирующими отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации. Они принимаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360 утверждено Положение о подготовке федеральных правил использования воздушного транспорта и федеральных авиационных правил, в соответствии с которым Министерством транспорта Российской Федерации утверждаются федеральные авиационные правила в области регулирования деятельности гражданской авиации. Федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила), которые действуют в редакции приказов Минтранса России от 8 октября 2008 г. N 165, от 25 октября 2010 г. N 231, от 2 апреля 2012 г. N 88.
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2007 г., регистрационный номер 10186 и опубликован в "Российской газете" от 10 октября 2007 г.
В статье 786 Гражданского кодекса Российской Федерации дано общее определение договора перевозки пассажира. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа (статья 103 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Этот договор удостоверяется билетом, в котором указываются основные условия договора и последствия их нарушения - сведения о времени начала и окончания регистрации билетов и оформления багажа, о размере сбора за отказ от полета, в том числе в случае прибытия в аэропорт по окончании регистрации билетов.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (пункт 2 статьи 784).
Правилами установлено, что закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату (бронирование) является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа, груза. Бронирование места предполагает перевозку пассажира в дату, рейсом и по маршруту, на которые оно было произведено.
Первое предложение пункта 27 Правил содержит требование, адресованное к пассажиру, сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки, если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки. Такая норма Правил по регулированию отношений по воздушной перевозке пассажиров отвечает общеправовому критерию формальной определенности, является понятной и недвусмысленной, соответствует общим положениям об обязательствах. Так, в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Доводы представителей МОО "Союз пассажиров" о неопределенности правовой нормы, поскольку в ней не содержится точного указания, в течение какого времени пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки, фактически сводятся к внесению целесообразных, с их точки зрения, изменений в действующие правила.
Второе предложение пункта 27 Правил предоставляет перевозчику право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира, если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку. Из содержания данной нормы следует, что если пассажир уведомил перевозчика о невозможности воспользоваться забронированным для него местом на рейс, указанный в билете, то он имеет возможность сохранить за ним бронирование на последующий участок маршрута или на обратный рейс. Эти положения Правил соответствуют статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение или расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. Воздушный кодекс Российской Федерации в статье 107 устанавливает случаи, когда перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки; аннулирование бронирования на последующие участки маршрута к таковым не относится.
Положения третьего предложения пункта 27 Правил были предметом судебного обжалования и решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 июля 2013 г. по делу N АКПИ13-528 признаны не противоречащими действующему законодательству.
Исходя их принципа равенства всех перед законом, оспариваемые положения пункта 27 Правил являются обязательными для всех участников регулируемых правоотношений в сфере воздушной перевозки и направлены на реализацию принципа свободы договора, защищают права пассажиров, поскольку не предоставляют перевозчику право в одностороннем порядке изменить условия принятого обязательства по перевозке или отказаться от исполнения.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Межрегиональной общественной организации содействия защите прав пассажиров "Союз пассажиров" о признании недействующими первого и второго предложений пункта 27 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались отдельные нормы правил авиаперевозок пассажиров со ссылкой на их неопределенность.
Данные положения касаются ситуации, когда пассажир не использует забронированное пассажирское место.
Если место не используется на каком-либо участке маршрута, пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках.
Если сообщение не будет сделано, перевозчик вправе аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута без уведомления пассажира.
Отказ пассажира от перевозки на каком-либо таком участке признается изменением маршрута перевозки.
Как указал заявитель, нормы являются неопределенными из-за отсутствия в них указаний на конкретный промежуток времени, в течение которого пассажир обязан сообщить о намерении продолжить перевозку.
ВС РФ счел положения законными и разъяснил следующее.
Одно из обязательных условий авиаперевозки - закрепление на судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату (бронирование).
Бронирование места предполагает перевозку пассажира в дату, рейсом и по маршруту, на которые оно было произведено.
Оспариваемые нормы закрепляют требование, адресованное к пассажиру, сообщить о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута, если он не воспользовался забронированным местом на каком-либо участке.
Такое правило отвечает общеправовому критерию формальной определенности, является понятным и недвусмысленным, соответствует положениям об обязательствах.
Из содержания норм следует, что если пассажир уведомил о невозможности воспользоваться забронированным для него местом на рейс, указанный в билете, то перевозчик может сохранить за ним бронирование на последующий участок маршрута или на обратный рейс.
Эти положения соответствуют ГК РФ, который не допускает односторонний отказ от исполнения обязательств.
Решение Верховного Суда РФ от 14 августа 2013 г. N АКПИ13-616
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14 ноября 2013 г. N АПЛ13-485 настоящее решение оставлено без изменения