С учетом решения Сирийской Арабской Республики о присоединении к Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО), а также обязательства сирийских властей временно применять Конвенцию до ее вступления в силу, Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки выражают общую решимость максимально быстро и безопасно обеспечить полную ликвидацию сирийской военной химической программы.
С этой целью Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки взяли на себя обязательства по подготовке и внесению в течение ближайших нескольких дней в Исполнительный совет Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) проекта решения, устанавливающего специальные процедуры по быстрой ликвидации программы сирийского химического оружия и соответствующей строгой проверке этого. Принципы, на которых, по мнению обеих сторон, должно базироваться это решение, изложены в Приложении А. Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки считают, что необходимость этих чрезвычайных процедур продиктована уже имевшими место случаями применения в Сирии химического оружия, а также непредсказуемым характером гражданской войны в этой стране.
Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки обязались совместно работать в целях скорейшего принятия резолюции Совета Безопасности ООН, которая усиливала бы решение Исполнительного совета ОЗХО. Данная резолюция также будет предусматривать шаги по обеспечению его проверки и эффективности реализации и содержать обращение к Генеральному Секретарю ООН с просьбой после консультаций с ОЗХО представить без промедления в Совет Безопасности ООН рекомендации относительно роли ООН в ликвидации сирийской военной химической программы.
Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки согласны в том, что данная резолюция Совета Безопасности ООН должна предусматривать регулярный обзор выполнения в Сирии решения Исполнительного совета ОЗХО. В случае несоблюдения, включая несанкционированное перемещение или любое использование химического оружия кем бы то ни было в Сирии, Совет Безопасности ООН должен будет принять меры в соответствии с Главой VII Устава ООН.
В предлагаемом совместном российско-американском проекте решения ОЗХО поддерживается применение Статьи VIII КЗХО, которая предусматривает информирование Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН о любых случаях несоблюдения.
Решая задачу ликвидации сирийской военной химической программы, Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки пришли к общей оценке в отношении соответствующего количества и типа химического оружия и привержены незамедлительному установлению в Сирии международного контроля над химическим оружием и его компонентами. Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки ожидают, что Сирия в течение недели представит полный список, включающий наименования, типы и количество боевых отравляющих веществ, типы используемых боеприпасов, места и формы их складирования и производства, а также перечень объектов по исследованиям и разработкам.
Мы, кроме того, определили, что наиболее эффективного контроля над этими вооружениями можно добиться путем вывоза как можно большего количества оружия под наблюдением ОЗХО и его уничтожения за пределами Сирии, если это осуществимо. Мы поставили амбициозные задачи по вывозу и уничтожению всех категорий материалов и оборудования, связанных с ХО, имея целью завершить такой вывоз и уничтожение в первой половине 2014 года. В дополнение к собственно химическому оружию, запасам боевых отравляющих веществ, их прекурсоров, специализированного оборудования, относящегося к ХО, и химбоеприпасов, процесс уничтожения должен включать объекты по разработке и производству такого оружия. Взгляды обеих сторон на этот счет изложены в Приложении В.
Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки также решили, что для обеспечения полной отчетности по химическому оружию сирийцы должны незамедлительно предоставить ОЗХО, ООН и иному вспомогательному персоналу право проведения незамедлительных и беспрепятственных инспекций любых и всех объектов на территории Сирии. Чрезвычайные процедуры, которые будут внесены Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки на утверждение Исполнительного совета ОЗХО и усилены резолюцией Совета Безопасности ООН, как упоминалось выше, должны включать механизм по обеспечению реализации данного права.
В соответствии с настоящими рамками в Сирию как можно скорее должен быть направлен персонал с мандатом как от ОЗХО, так и ООН для обеспечения контроля за сирийским потенциалом химического оружия, его вывоза и уничтожения.
Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки убеждены, что работе ОЗХО и ООН пойдет на пользу участие экспертов из пяти стран - постоянных членов Совета Безопасности.
Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки решительно подтверждают свою позицию по Сирии, закрепленную в Заключительном коммюнике саммита "Группы восьми" в Северной Ирландии в июне 2013 года, особенно в том, что касается химического оружия.
Обе стороны намерены плотно работать сообща, а также с ОЗХО, ООН, всеми сирийскими сторонами и другими заинтересованными государствами-членами упомянутых организаций, которые обладают соответствующими возможностями по обеспечению безопасности миссии мониторинга и уничтожения ХО, признавая главную ответственность Правительства Сирии в данном отношении.
Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки отмечают, что существуют дополнительные детали выполнения данной рамочной договоренности, которые необходимо срочно проработать в ближайшие дни, и обязуются завершить проработку этих деталей в возможно короткие сроки, понимая, что с учетом кризиса в Сирии время - ключевой фактор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российско-Американская рамочная договоренность по уничтожению Сирийского химического оружия (Женева, 14 сентября 2013 г.)
Текст информации размещен на сайте Министерства иностранных дел РФ (http://www.mid.ru)