Инструкция по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации
(утв. МПС РФ 27 сентября 1999 г. N ЦТ-685)
См. распоряжение ОАО "РЖД" от 19 декабря 2012 г. N 2622р "Об утверждении технологической Инструкции "Техническое обслуживание электровозов и тепловозов в эксплуатации"
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает основные положения по техническому обслуживанию (ТО) электровозов и тепловозов (далее - локомотивов) в период эксплуатации и примерные перечни выполняемых при этом работ, а также требования к оснащению и обеспечению пунктов технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) оборудованием и запасными частями.
1.2. В период эксплуатации производятся технические обслуживания локомотивов: ТО-1 выполняемое локомотивными бригадами, и ТО-2, выполняемое, как правило, высококвалифицированными слесарями на ПТОЛ.
1.3. Одним из основных условий безаварийной работы локомотивов и обеспечения выполнения графика движения поездов является содержание локомотивов в технически исправном состоянии, с постоянным наблюдением за работой ответственных узлов и аппаратов, своевременным выявлением и устранением неисправностей.
1.4. Технически исправное состояние локомотивов обеспечивается выполнением установленной системы ТО и текущего ремонта, качественным проведением в установленные сроки и систематическим контролем выполнения работ, бережным отношением локомотивных бригад к оборудованию локомотивов, соблюдением регламентированных режимов при управлении локомотивом.
1.5. ТО предназначено для предупреждения появления неисправностей локомотивов в эксплуатации, поддержания их в работоспособном и надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии, обеспечения пожарной безопасности и безаварийной работы.
1.6. Ответственность за качество выполнения ТО, безопасность движения локомотивов, обеспечение сохранности на них инструмента и инвентаря несут работники непосредственно осуществляющие ТО, локомотивные бригады и руководители депо, ПТОЛ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.7. Начальником службы локомотивного хозяйства устанавливается порядок и периодичность проверки технического и культурного состояния приписного парка локомотивов, находящихся в эксплуатации. При работе локомотивов на двух железных дорогах порядок и периодичность проверки устанавливается совместно начальниками служб локомотивного хозяйства этих железных дорог.
Начальник службы локомотивного хозяйства железной дороги, начальник отдела локомотивного хозяйства отделения железной дороги, начальник локомотивного депо и его заместители обязаны периодически, в соответствии с личными нормативами, проверять при постановке на ТО-2 и выпуске из ТО-2 качество выполнения ТО локомотивов.
1.8. При обслуживании локомотивов прикреплёнными локомотивными бригадами, на таких локомотивах, из числа машинистов, назначается старший машинист для осуществления руководства по уходу за локомотивом и содержанию его в технически исправном состоянии в эксплуатации.
Начальник локомотивного депо устанавливает порядок, предусматривающий сдачу локомотива, прошедшего ТО, одной из прикрепленных бригад либо старшему машинисту.
1.9. Начальник локомотивного депо в целях поддержания требуемого уровня технического состояния локомотивов обязан:
утвердить график осмотра заместителями начальника локомотивного депо и другими должностными лицами, локомотивов, проходящих ТО-2, а в локомотивных депо, не имеющих приписного парка, в соответствии с графиком ежесуточно осматривать несколько локомотивов, находящихся в эксплуатации;
принимать меры воздействия к локомотивным бригадам и ремонтному персоналу при выявлении неудовлетворительного ТО локомотивов, содержания их в антисанитарном состоянии по замечаниям приемщика, мастера, машиниста-инструктора и старшего машиниста.
1.10. Запрещается выпускать в эксплуатацию локомотивы, у которых имеется хотя бы одна из неисправностей, указанная в Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), Правилах текущего ремонта и технического обслуживания локомотивов.
1.11. Порядок действия локомотивной бригады локомотива, следующего без отцепки от поезда, при возникновении на нём неисправностей, не угрожающих безопасности движения, если отключением неисправного агрегата, аппарата или введением в действие системы резервирования, а также при неисправностях агрегатов, отключение которых приводит к понижению мощности локомотива (отключение тягового электродвигателя, цилиндра дизеля, выпрямительной установки и т.д.), обеспечивается следование локомотива резервом или с составом, с ограничением или без ограничения скорости, устанавливается начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги, исходя из местных условий.
1.12. Локомотивная бригада обязана соблюдать режим ведения поезда, обеспечивать выполнение графика движения и экономное расходование электроэнергии или топлива, не допуская перегрузок тяговых электродвигателей, трансформаторов, дизеля, генератора.
1.13. Локомотивная бригада за время от приемки до сдачи локомотива, помимо работ, связанных с ведением поезда, должна выполнить работы, предусмотренные ТО-1. Проверка технического состояния локомотива и качества выполнения ТО-1 осуществляется машинистами-инструкторами и руководителями локомотивного депо. При постановке на ТО-2 проверка производится мастером или бригадиром ПТОЛ. При необходимости производится отметка в журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152 (далее журнал формы ТУ-152) с последующим докладом начальнику локомотивного депо. При смене бригад контроль выполнения ТО-1 сдающей бригадой возлагается на принимающую бригаду.
1.14. ТО локомотивов, используемых под пассажирские поезда, при управлении их одним машинистом, производится по инструкции утверждённой начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги.
1.15. Для регистрации замечаний, повреждений, отказов оборудования и деталей, выявленных в пути следования, записей о приемке и сдаче локомотива в процессе эксплуатации, о выполнении технических обслуживаний ТО-1, ТО-2, заправке смазкой в межремонтный период кожухов тяговых зубчатых передач и моторно-осевых подшипников, о наличии топлива или показаний электросчетчиков, содержании и сохранности инструмента и инвентаря, хранящегося на локомотиве, проверке автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН), радиосвязи и других проверок на каждый локомотив выдается журнал формы ТУ-152, который хранится постоянно на локомотиве.
Заполнение журнала должно осуществляться в соответствии с Инструктивными указаниями о порядке составления отчетных и учетных форм по локомотивному хозяйству и хозяйству гражданских сооружений и водоснабжения.
Ответственность за достоверность записей, состояние журнала формы ТУ-152 возлагается на машинистов, машинистов-инструкторов, мастеров в соответствии с их должностными обязанностями.
В депо приписки локомотива обязаны систематически производить анализ записей в журнале формы ТУ-152.
1.16. Эксплуатация локомотивов должна осуществляться в границах участков обращения, с обязательным выполнением полного объема ТО и экипировки, а также возвращением их в локомотивное депо приписки для своевременного ремонта.
1.17. Порядок эксплуатации и ТО на участках обращения локомотивов в пределах железной дороги должен устанавливаться приказом начальника железной дороги, а для локомотивов, обращающихся на участках двух железных дорог, совместным приказом начальников этих железных дорог.
Приказ должен пересматриваться при изменении участка обращения локомотивов, а также при замене серий локомотивов и периодически корректироваться с учетом накопленного опыта работы. В приказе должны быть отражены следующие основные вопросы:
указаны участки обращения локомотивов и их серии, участки работы локомотивных бригад, пункты смены локомотивов и локомотивных бригад;
определены пункты выполнения ТО-2, установлены нормативы периодичности и продолжительности ТО-2 в пределах нормативов, установленных МПС России;
установлены объемы работ по ТО-1 и ТО-2 локомотивов;
определен порядок постановки локомотивов на ТО-2, ТО-3, ТО-4, ТО-5, текущие ремонты и ответственность диспетчерского аппарата и других должностных лиц за своевременную постановку локомотивов согласно утвержденному графику на ТО и плановый ремонт;
установлен перечень неисправностей, обнаруженных в процессе эксплуатации локомотива и на ПТОЛ, которые подлежат устранению на ПТОЛ;
установлен перечень неисправностей, обнаруженных в процессе эксплуатации на ПТОЛ, при наличии которых локомотив, отправляется на ремонт в ближайшее локомотивное депо или в депо приписки и порядок его отправки. Отправка локомотива из ближайшего ПТОЛ или основного локомотивного депо для выполнения ремонта в локомотивное депо приписки локомотива может производится в порядке исключения, только по разрешению службы локомотивного хозяйства железной дороги, на которой произошло повреждение локомотива, а при работе на двух железных дорогах - по согласованию со службой локомотивного хозяйства железной дороги, в состав которой входит депо приписки локомотива;
порядок пересылки одиночных локомотивов и сплоток в действующем и недействующем состоянии в соответствии с Инструкцией о порядке пересылки локомотивов и моторвагонного подвижного состава;
единый порядок содержания (номенклатура, количество и места хранения) и пополнения инвентаря, инструмента, сигнальных принадлежностей, запасных частей и материалов, находящихся на локомотиве;
порядок оснащения, содержания и контроля технического состояния устройств и технических средств ПТОЛ в соответствии с ПТЭ и Инструкциями МПС России;
неснижаемый запас материалов и запасных частей на ПТОЛ, а также периодичность его пополнения:
порядок обеспечения сохранного состояния локомотивов и периодичность проверки АЛСН, комплексного локомотивного устройства безопасности (КЛУБ), дополнительных приборов безопасности, поездной радиосвязи (согласно соответствующим инструкциям).
Копии приказов начальников железных дорог должны направляться в Департаменты локомотивного хозяйства и управления перевозками МПС России.
1.18. Для координации работы локомотивного депо, принятия мер по улучшению технического состояния локомотивов не менее двух раз в год должны проводиться совещания (в том числе совместные совещания по работе локомотивов, обращающихся на участках двух железных дорог) с участием заместителей начальников железных дорог, ведающих локомотивным хозяйством, начальников служб локомотивного хозяйства, начальников отдела локомотивного хозяйства отделений железных дорог, начальников локомотивных депо, мастеров, машинистов-инструкторов и, при необходимости, представителей других служб.
Совещания должны проводиться, как правило, весной (рассмотрение итогов работы за зиму и проверка подготовки к летним перевозкам) и осенью (рассмотрение итогов летней работы и проверка подготовки к зиме).
Не реже одного раза в полугодие должны производиться взаимные проверки работы ПТОЛ с участием заместителей начальников локомотивного депо, старших мастеров или мастеров, машинистов-инструкторов и приемщиков локомотивов. При проверках должно оцениваться качество выполнения всех видов ТО и текущего ремонта. Результаты совещаний и проверок должны быть оформлены протоколами, а в необходимых случаях приказами.
1.19. При эксплуатации локомотивов локомотивными бригадами нескольких локомотивных депо об изменениях в конструкции отдельных локомотивов должны быть письменно уведомлены все задействованные локомотивные депо и ПТОЛ.
Информация о внесении изменений в конструкцию локомотива, порядке эксплуатации опытных конструкций и действий в случае их неисправности должна быть вывешена в кабине машиниста.
1.20. Единые инструктивные указания локомотивным бригадам по быстрому обнаружению и устранению отказов для каждой серии локомотивов утверждаются начальниками служб локомотивного хозяйства железных дорог, на которых обращаются локомотивы.
1.21. Локомотивные бригады и ремонтный персонал обязаны выполнять требования нормативных актов МПС России по работе локомотивов в зимних условиях.
1.22. ТО локомотивов скоростного пассажирского движения должно осуществляться в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов.
1.23. При ТО следует использовать средства технической диагностики оборудования локомотивов, рекомендованные Департаментом локомотивного хозяйства МПС России.
1.24. Все работы по эксплуатации и ТО локомотивов должны выполняться в соответствии с правилами и инструкциями МПС России по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Упомянутые документы, а также дополнительные условия безопасного обслуживания локомотивов, при необходимости, могут быть отражены в документах, утверждаемых железной дорогой.
2. Техническое обслуживание ТО-1 локомотивов
2.1. Общие требования
2.1.1. ТО-1 локомотивов выполняется локомотивными бригадами при приемке-сдаче локомотивов на железнодорожных путях основного или оборотного локомотивного депо, в пунктах смены локомотивных бригад на станционных путях, при остановках на промежуточных железнодорожных станциях, в ожидании работы и вводе в работу, при экипировке локомотивов.
2.1.2. Объемы работ, выполняемых локомотивными бригадами при ТО-1 локомотивов с распределением обязанностей между локомотивными бригадами, машинистом и помощником по ТО узлов, оборудования, поддержания локомотивов в культурном состоянии в течение одного или нескольких рейсов, устанавливаются в перечне работ, который составляется начальником локомотивного депо приписки локомотивов, исходя из местных условий эксплуатации, и утверждается начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги.
Перечень работ является обязательным для локомотивных бригад на всем участке обращения локомотива. (Примерный перечень работ по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов локомотивными бригадами приведен в приложениях 1-7 к настоящей Инструкции)
Кроме работ, указанных в перечне, локомотивные бригады обязаны выполнять требования нормативных актов МПС России, инструкций железной дороги по техническому обслуживанию локомотивов.
2.1.3. Ответственность за качественное выполнение ТО-1 локомотивов и соблюдение правил техники безопасности возлагается на машиниста, который также должен контролировать работу помощника машиниста и обучать его рациональным методам ТО.
2.1.4. Перечень работ по техническому обслуживанию локомотивов с распределением их между локомотивными бригадами на участках их обращения должен находиться на каждом локомотиве в кабине машиниста, и принимающая бригада обязана контролировать выполнение указанных в нем работ сдающей бригадой.
2.1.5. На участках обращения локомотива, обслуживающая локомотивная бригада обязана выполнить работы очередного этапа ТО-1 в соответствии с перечнем, установленным локомотивным депо приписки данного локомотива, после завершения всех этапов цикл работ повторяется.
2.1.6. О приемке и сдаче локомотива машинисты обязаны расписаться в журнале формы ТУ-152.
2.1.7. В случае обнаружения неисправностей, отмеченных в пункте 1.10 настоящей Инструкции, при необходимости пополнения локомотива песком, водой, топливом, при наступлении или истечении срока постановки локомотива на ТО-2 машинист обязан своевременно поставить в известность локомотивного диспетчера или дежурного по локомотивному депо (пункту оборота) о необходимости замены локомотива, постановки его на ремонт или экипировку.
2.2. Приемка локомотивов
2.2.1. Принимающая локомотив бригада обязана по журналу формы ТУ-152 проверить даты выполнения последнего технического обслуживания ТО-2, проверки АЛСН, КЛУБ и радиосвязи, ознакомиться с замечаниями локомотивной бригады, сдающей локомотив, и с записями о выполнении ремонта по этим замечаниям.
При выдаче локомотива под пассажирский поезд, для работы "в одно лицо", машинист должен произвести приёмку локомотива из ТО-2 и произвести проверку тормозного оборудования и приборов безопасности (системы автоматического управления тормозами, телемеханической системы контроля бодрствования машиниста, АЛСН, КЛУБ), радиосвязи.
2.2.2. При осмотре локомотивов принимающая локомотивная бригада обязана:
проверить результат выполнения ТО-1 сдающей локомотивной бригадой и в случае, если работы выполнены с низким качеством или не выполнены, сделать об этом запись в журнал формы ТУ-152;
осмотреть механическую часть локомотива, обратив особое внимание на крепление и состояние бандажей колесных пар, рессорного подвешивания, автосцепных устройств, предохранительных устройств от падения деталей на путь;
проверить состояние тормозной рычажной передачи, выход штоков тормозных цилиндров и другого тормозного оборудования в соответствии с Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог;
проверить состояние буксовых узлов колесных пар локомотива, температуру их нагрева. При этом необходимо проверять надежность болтовых креплений, состояние резино-металлических поводков, отсутствие трещин в корпусах и крышках букс, целостность наличников букс и их крепление. Признаком перегрева подшипникового узла является подгорание и изменение цвета его окраски, вытекание смазки и т.п.;
осмотреть крышевое оборудование (для электровозов), без подъема на крышу;
убедиться в правильности работы электрических аппаратов, вспомогательных машин, четкости работы токоприемников при их подъеме и опускании;
проверить работу звуковых приборов, прожектора, буферных фонарей, освещения;
проверить наличие песка и работу песочниц;
проверить наличие масла в компрессорах, топлива, воды и масла (на тепловозе), показания счётчика (для электровозов);
удалить конденсат из резервуаров, влагосборников, маслоотделителей пневматического оборудования, убедиться в отсутствии конденсата в картере дизеля открыванием вентиля на сливной (заправочной) трубе, произвести слив масла из воздухоохладителей при работающем дизеле;
убедиться в исправности контрольно-измерительных приборов и сигнальных ламп на пульте управления;
проверить наличие и исправность инструмента, инвентаря, запасных частей и материалов, приспособлений для сборки аварийных схем, сигнальных принадлежностей, количество и номера тормозных башмаков (которые должны быть занесены в журнал формы ТУ-152 или другом документе, находящемся на локомотиве), защитных средств, обтирочных и смазочных материалов, средств снегозащиты и при необходимости пополнить их, если локомотив принимается в основном локомотивном депо или пункте оборота;
после запуска проверить работу дизель-генераторной установки, обратив внимание на наличие посторонних шумов и повышенных вибраций;
произвести проверку АЛСН (на кодированном участке), радиосвязи, устройств обеспечения безопасности движения и сделать соответствующую запись в журнале формы ТУ-152;
проверить работоспособность гребнесмазывателя и устройства контроля плотности тормозной магистрали;
в зимнее время проверить исправность снегозащитных средств;
проверить наличие медикаментов в аптечке, согласно перечню, установленному Департаментом здравоохранения МПС России.
2.2.3. При наличии на локомотивах узлов и аппаратов, требующих особого контроля со стороны локомотивных бригад (опытные образцы, ненадежно работающие элементы и т.п.), порядок их ТО определяется начальниками служб локомотивного хозяйства железной дороги.
2.2.4. В целях обеспечения пожарной безопасности принимающая локомотивная бригада обязана:
проконтролировать исправность средств пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации;
визуально убедиться в отсутствии признаков нарушения электрических контактов, отсоединенных, незаизолированных и незакрепленных проводов или проводов с обгоревшей или поврежденной изоляцией, нетиповых плавких предохранителей (жучков);
проверить состояние пожароопасных мест, очистив их от скопления масла, тряпок, ветоши и т.д.
2.2.5. В случае, когда при приемке локомотива в основном локомотивном депо или пункте оборота локомотива локомотивной бригадой обнаруживается неисправность, которая не может быть устранена за время, предусмотренное на приемку локомотива, машинист должен поставить об этом в известность дежурного по локомотивному депо (пункту оборота локомотивов), произвести запись неисправности в журнале формы ТУ-152 и, по распоряжению дежурного по локомотивному депо (пункту оборота), производится замена неисправного локомотива.
Дежурный по локомотивному депо (пункту оборота локомотивов) обязан произвести запись о неисправности, в результате которой был отставлен локомотив, в настольный журнал дежурного по депо в раздел о постановке локомотива в неплановый ремонт.
Начальник локомотивного депо и его заместители должны производить детальный анализ причин каждого повторного ремонта локомотивов с принятием мер по предупреждению случаев замены локомотива при приемке локомотивной бригадой.
2.3. Обязанности локомотивной бригады локомотива в пути следования
2.3.1. В пути следования локомотивная бригада обязана:
контролировать работу тяговых электродвигателей, дизеля, вспомогательных машин, коммутационных аппаратов, автотормозов, периодически сверять показания приборов в кабинах управления локомотивом;
визуально контролировать надёжность крепления и состояние привода вспомогательных электрических машин и механизмов и вспомогательного оборудования;
периодически осматривать помещения локомотива, контролируя наличие посторонних шумов, искрения, вспышек света, запаха горелой изоляции, масла и т.п.
периодически удалять конденсат из резервуаров и влагосборников, маслоотделителей пневматического оборудования.
В случае невозможности осмотреть локомотив в местах, установленных соответствующей инструкцией, осмотр производится на близлежащих перегонах (до или после), исходя из местных условий.
2.3.2. При стоянках локомотивов на промежуточных железнодорожных станциях локомотивная бригада обязана проверить в доступных местах состояние ходовых частей (надежность болтовых креплений, состояние резино-металлических поводков, отсутствие трещин в корпусах и крышках букс, целостность наличников букс и их крепление, отсутствие следов проворота бандажа) и произвести контроль нагрева буксового узла колесных пар.
При необходимости следует закрепить ослабшие соединения деталей и смазать отдельные узлы.
2.3.3. При срабатывании аппаратов защиты машинист обязан выяснить и по возможности устранить причину срабатывания. Запрещается отключать аппараты защиты, шунтировать и отключать их блокировки, кроме аварийных случаев, предусмотренных по эксплуатации данной серии локомотива.
О всех случаях срабатывания защиты машинист обязан сделать запись в журнале формы ТУ-152, с указанием обстоятельств, причин и места.
2.4. Сдача локомотивов
2.4.1. Сдающая локомотивная бригада обязана:
произвести, если необходимо, дополнительную проверку неисправных устройств с целью уточнения характера их состояния и причин повреждения;
закончить выполнение этапа работ по ТО и уборке локомотива в соответствии с утвержденным перечнем, о чем сделать соответствующие записи в журнале формы ТУ-152;
при отсутствии инструмента, инвентаря, сигнальных принадлежностей сделать запись в журнале формы ТУ-152, составить акт на утерю инструмента, инвентаря, сигнальных принадлежностей и запасных частей (далее форма ТУ-156), который подлежит передаче в депо приписки локомотива дежурному по депо, или действовать порядком установленным на каждой железной дороге;
сделать подробную запись в журнале формы ТУ-152 обо всех замеченных отклонениях от нормальной работы узлов, оборудования, электрических и пневматических схем, о работе АЛСН, приборов безопасности, радиостанции и о расходе электрической энергии или дизельного топлива, показаниях счетчика защиты (при его наличии на локомотиве);
при сдаче локомотива и оформлении записи в журнал формы ТУ-152, должна быть чётко и ясно записана фамилия, сдавшего локомотив машиниста (в скобках депо приписки локомотивной бригады), поставлена дата, время и подпись.
2.4.2. Машинист, сдающий локомотив, помимо записи в журнале формы ТУ-152, должен устно подробно проинформировать принимающую локомотивную бригаду о всех неисправностях и замеченных признаках ненормальной работы локомотива, включении в работу систем резервирования, применении аварийных схем.
При использовании нетиповых аварийных схем для устранения неисправностей сдающий локомотив машинист должен подробно объяснить принимающей локомотивной бригаде принятое техническое решение.
2.4.3. При сдаче на ПТОЛ или в депо локомотива, на котором применена аварийная схема, локомотивная бригада должна разобрать её полностью или частично, если это согласовано со старшим мастером (мастером) или бригадиром.
2.4.4. За несвоевременную запись обнаруженных неисправностей и случаи скрытия их сдающая локомотивная бригада несёт ответственность.
2.4.5. При сдаче локомотива без отцепки от состава и наличии неисправностей, которые можно устранить силами локомотивной бригады, сдающая и принимающая локомотивные бригады обязаны совместно устранить выявленные на локомотиве неисправности, принять необходимые меры, чтобы не допустить срыва графика движения поездов.
3. Техническое обслуживание ТО-2 локомотивов
3.1. ТО-2 локомотивов, занятых в пассажирском и грузовом движении, должно производиться квалифицированными слесарями на смотровых канавах ПТОЛ, а маневровых, вывозных, передаточных и толкачей - бригадой слесарей ПТОЛ или локомотивными бригадами (за исключением локомотивов обслуживаемых "в одно лицо") в порядке, определяемом начальником железный дороги.
3.2. ПТОЛ должны располагаться, как правило, в пунктах оборота локомотивов, в крытых помещениях, оборудованных в полном соответствии с типовыми проектами, утверждаемыми МПС России, и находиться в подчинении начальника ближайшего основного локомотивного депо той же железной дороги, на которой находится пункт оборота локомотивов.
Размещение и порядок работы ПТОЛ приписного парка устанавливают начальники железных дорог, а локомотивов, обращающихся в пределах двух железных дорог, - Департамент локомотивного хозяйства МПС России по согласованию с Департаментом управления перевозками МПС России.
Размещение ПТОЛ на полигоне обращения локомотивов должно осуществляться исходя из установленной периодичности ТО-2.
3.3. Объем обязательных работ ТО-2 локомотивов устанавливаются Правилами текущего ремонта и технического обслуживания соответствующих серий электровозов и тепловозов, а при их отсутствии руководством по эксплуатации заводов-изготовителей локомотивов. Объем необходимых работ на ТО-2 по каждой железной дороге для конкретной серии локомотива утверждаются начальниками служб локомотивного хозяйства железных дорог. В приложениях 8-11 к настоящей Инструкции приведены примерные перечни работ для отдельных серий локомотивов.
Дополнительный состав работ на ТО-2 к объёму работ, установленному правилами и инструкциями, должен определяться мастером ПТОЛ на основании содержащихся в журнале технического состояния локомотива записей локомотивных бригад о признаках неисправностей, проявившихся при эксплуатации, а также по результатам осмотра локомотива в процессе проведения ТО-2. На локомотивах, оборудованных встроенными (бортовыми) устройствами диагностирования, мастер ПТОЛ для определения дополнительного состава работ должен использовать данные, полученные с помощью таких устройств.
Для проверки исправности локомотивного оборудования, сокращения времени поиска неисправных участков электроцепей, аппаратов, узлов локомотива, а также для установления причин неисправностей, при выполнении ТО-2, надлежит использовать переносные или стационарные средства контроля и диагностирования, аттестованные в установленном порядке и рекомендованные МПС России для применения.
3.4. Техническое обслуживание автосцепных устройств, тормозного оборудования, колёсных пар, АЛСН, КЛУБ, устройств контроля бдительности машиниста и другого оборудования производится по соответствующим инструкциям МПС России. Техническое обслуживание гребнесмазывателя производится согласно приложению 12 к настоящей Инструкции.
3.5. ПТОЛ должны иметь необходимую оснастку, оборудование, приспособления, измерительные приборы, инструмент, запасные части и материалы.
Перечни инструмента, приспособлений, измерительных приборов, утверждается начальником основного локомотивного депо, которому подчинен ПТОЛ. Примерный перечень шаблонов, измерительных устройств и оборудования приведен в приложении 13 к настоящей Инструкции. Перечень рабочего и измерительного инструмента, приспособлений и приборов, а также станочного и другого оборудования определяется начальником локомотивного депо, в состав которого входит ПТОЛ, исходя из местных условий.
Перечень неснижаемого запаса узлов, деталей, материалов и метизов утверждается начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги. Примерные перечни неснижаемого запаса приведены в приложениях 14-22 к настоящей Инструкции. Пополнение и контроль за наличием неснижаемого запаса осуществляется начальником основного локомотивного депо, старшим мастером ПТОЛ и организациями материально-технического обеспечения железной дороги.
3.6. Начальником основного локомотивного депо осуществляется общее организационное и техническое руководство ПТОЛ, обеспечивается укомплектование их квалифицированными работниками, необходимой технологической оснасткой, приспособлениями, инструментом, запасными частями и материалами.
Численный и квалификационный состав слесарей и других работников, выполняющих ТО-2, следует устанавливать по нормативам трудоемкости, с учетом числа одновременно осматриваемых локомотивов, их серий и нормы продолжительности технического обслуживания.
3.7. На старшего мастера (мастера) возлагается ответственность за координацию и организацию всей работы ПТОЛ, качество и своевременность выполнения ТО-2, безопасность работы ремонтных бригад и содержание оборудования и инвентаря в исправном состоянии. Обеспечение запасными частями и материалами возлагается на лицо, утверждённое начальником локомотивного депо (старшего мастера, начальника отдела материально-технического снабжения локомотивного депо, заместителя начальника локомотивного депо по ремонту и т.п.)
Мастером (бригадиром), возглавляющим сменную бригаду, контролируется выполнение обязательных работ по ТО-2 и работ по записям машинистов в журнале формы ТУ-152, осуществляется осмотр наиболее ответственных узлов локомотива. Мастер несёт ответственность за качество проведенного бригадой ТО-2 и выполнение ремонта.
Мастер (бригадир) обязан производить запись в журнале формы ТУ-152 с конкретным указанием выполненного ремонта, записанного машинистом, и указанием фамилии исполнителя, а также ставить штамп о производстве ТО-2, где указываются название ПТОЛ, дата, время суток и ставится подпись мастера (бригадира) смены (приложение 23).
Эксплуатация локомотивов, не прошедших в установленные сроки ТО-2, запрещается.
На мастера ПТОЛ возлагается ответственность за организацию взаимодействия со смежными службами при ТО и ремонте соответствующих узлов локомотива (радиостанции, автоматической локомотивной сигнализации и др.).
Старший мастер (мастер) ПТОЛ и локомотивная бригада, принимающая локомотив из ТО-2, должны проконтролировать наличие отметок (штампов) об исправности приборов безопасности, радиостанции и другого оборудования в журнале формы ТУ-152.
3.8. В каждом ПТОЛ должен быть журнал для регистрации всех локомотивов, проходящих ТО-2, с указанием фамилий членов бригады, выполняющих конкретные операции на данном локомотиве.
3.9. Продолжительность ТО-2 устанавливается в пределах нормативов МПС России приказом начальника железной дороги с учетом объема работ при ТО-2, технологических особенностей работ, численности рабочих, оснащённости ПТОЛ.
Во всех случаях, когда продолжительность ТО-2 локомотива увеличивается сверх установленной нормы времени или при перечислении локомотива в неэксплуатируемый парк, дежурный по локомотивному депо ставит об этом в известность локомотивного диспетчера.
3.10. В случае необходимости отправки неисправного локомотива на ремонт в депо старший мастер (мастер) ПТОЛ должен сообщить об этом дежурному по локомотивному депо.
3.11. При обороте локомотива по станции, имеющей ПТОЛ локомотивов данной серии, когда в соответствии с установленной периодичностью технического обслуживания и фактическим временем нахождения локомотива в эксплуатации ему не требуется производить ТО-2, все неисправности, записанные в журнал формы ТУ-152, должны быть устранены на ПТОЛ в порядке, установленном начальником локомотивного депо.
3.12. На каждом ПТОЛ должна быть следующая основная техническая документация:
инструкция по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации;
перечень обязательных работ и карта технологического процесса ТО-2 данной серии локомотива и график постановки локомотивов на ПТОЛ;
документы, регламентирующие нормы трудозатрат при проведении ТО-2 данной серии локомотива:
правила технического обслуживания и текущего ремонта локомотивов, которые подлежат ТО-2, или выписка из них по разделу ТО-2 с указанием норм допусков и износов основных узлов и деталей;
приказы и указания МПС России, управления железной дороги или выписки из них, относящиеся к техническому обслуживанию локомотивов, безопасности движения;
приказ о порядке эксплуатации, технического обслуживания и ремонта локомотивов (обращающихся на участках одной или двух железных дорог);
перечень инструмента, приспособлений, измерительных приборов для ПТОЛ;
перечень неснижаемого запаса узлов, деталей, материалов, метизов;
ПТЭ, инструкции МПС России по освидетельствованию и ремонту колесных пар, роликовых подшипников, автосцепных устройств, автотормозного оборудования и применению смазочных материалов, правила ремонта электрических машин локомотивов;
технические указания и инструкции МПС России по эксплуатации локомотивов в зимних условиях:
инструкция (руководство по эксплуатации) завода-изготовителя по ТО и ТР локомотивов, проходящих гарантийный пробег, а также по сериям локомотивов, на которые отсутствует соответствующая документация МПС России:
принципиальные электрические схемы силовых цепей и цепей управления локомотивов данной серии с необходимыми изменениями согласно пункту 1.19 настоящей Инструкции;
принципиальная схема пневматического оборудования локомотивов;
плакаты по конструкции локомотивов, которые обслуживает ПТОЛ, каталоги запасных частей;
нормы расхода запасных частей локомотивов, которые проходят ТО-2 на ПТОЛ;
технологические карты часто встречающихся операций и инструкции по техническому обслуживанию оборудования и узлов локомотивов;
правила и инструкции МПС России по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации и ремонте локомотивов.
При направлении на ТО-2 серий локомотивов, ранее не проходивших техническое обслуживание на данном ПТОЛ, служба локомотивного хозяйства железной дороги должна обеспечить ПТОЛ основной технической документацией в соответствии с указанным в настоящем пункте перечнем.
3.13. Начальник локомотивного депо приписки локомотивов обязан направлять квартальные технические анализы неисправностей, порч и непланового ремонта локомотивов, а также анализы дополнительных работ на ТО-2 с необходимыми мероприятиями всем основным локомотивным депо и ПТОЛ, которые производят ТО-2 локомотивов этого локомотивного депо.
3.14. Для анализа надежности узлов локомотива и контроля работы слесарей ПТОЛ мастерами ведётся книга повреждений и неисправностей локомотивов, моторвагонного подвижного состава и их оборудования (форма ТУ-29), где регистрируются дополнительные работы при производстве ТО-2, заменённые узлы и детали локомотива (кроме быстроизнашиваемых) и причины их замены.
Анализ дополнительных работ, систематизированный начальником локомотивного депо (старшим мастером ПТОЛ), и направленный в депо приписки локомотивов должен использоваться при составлении технических анализов и мероприятий по улучшению технического состояния локомотивов.
3.15. В случае обнаружения при ТО-2 повреждений, которые требуют проведения непланового ремонта, и вызваны неудовлетворительным предыдущим ТО или ремонтом, начальник локомотивного депо (старший мастер ПТОЛ) обязан в двухсуточный срок сообщить об этом телеграммой в локомотивное депо, где производился этот ремонт (техническое обслуживание), и выслать почтой материалы расследования (акт осмотра, техническое заключение, рапорт машиниста, протокол оперативного совещания).
3.16. Начальник локомотивного отдела отделения железной дороги (там, где оно имеется) и начальник основного локомотивного депо обязаны не реже одного раза в месяц, а заместитель начальника локомотивного депо по ремонту и эксплуатации не реже одного раза в неделю, контролировать работу ПТОЛ, качество и своевременность проведения ТО локомотивов, содержание оборудования и условия работы слесарей.
3.17. Порядок обеспечения ПТОЛ материалами и запасными частями должен быть отражен в приказе начальника железной дороги, а если на ПТОЛ проходят техническое обслуживание ТО-2 локомотивы другой железной дороги, то в совместном приказе начальников двух причастных железных дорог.
Локомотивное депо, в ведении которых находится ПТОЛ, обязано в установленные сроки давать обоснованные заявки в службу материально-технического обеспечения на материалы и запасные части для обеспечения годового объема работ по техническому обслуживанию ТО-2 всех локомотивов, которые проходят через ПТОЛ. В случае, если к локомотивному депо, в ведении которых находится ПТОЛ, не приписаны локомотивы серий, обслуживаемых на ПТОЛ, то обеспечение запасными частями по данным сериям может осуществляться депо приписки этих локомотивов. При составлении заявок необходимо руководствоваться дифференцированными нормами расходов материалов и запасных частей, утвержденными руководством железной дороги, к которой относится данный ПТОЛ.
3.18. Начальники локомотивных отделов и отделов снабжения отделений железных дорог там, где они имеются, с участием заместителей начальников локомотивных депо по ремонту обязаны ежемесячно рассматривать положения с материально-техническим снабжением обеспечения ПТОЛ с принятием необходимых мер по ритмичному снабжению их материалами и запасными частями на полную программу ТО-2.
4. Экипировка локомотивов
4.1. Экипировка локомотивов, как правило, производится в основных и оборотных депо, ПТОЛ, а при необходимости и на станционных железнодорожных путях. На ПТОЛ экипировка должна совмещаться с ТО-2. Экипировка локомотивов должна быть максимально механизирована.
4.2. Ответственность за экипировку локомотивов возлагается на дежурных по локомотивному депо, пункту оборота локомотивов или специально выделенных начальником локомотивного депо работников.
4.3. Пополнение локомотива смазочными материалами (выдаваемыми в тару) и обтирочными материалами производится, как правило, принимающими локомотивными бригадами.
4.4. В локомотивных депо с большим приписным парком локомотивов, ПТОЛ, пунктах оборота локомотивов для подготовки локомотивов к работе и снабжения их топливом, песком, водой, заправки узлов трения смазкой могут назначаться сменные локомотивные бригады, подчиненные дежурным по локомотивному депо.
4.5. В обязанности сменных локомотивных бригад входит:
приемка локомотива от прибывшей локомотивной бригады и в случае, если работы по ТО-1 выполнены с низким качеством или не выполнены, запись об этом в журнал формы ТУ-152, а в случаях отставления локомотива в ожидании ТО, ремонта или работы, приемка от мастера (бригадира) комплексной бригады после записи о готовности локомотива из ТО, ремонта;
сдача локомотива принимающей локомотивной бригаде или мастеру (бригадиру) комплексной бригады;
прогрев дизелей тепловозов, подогрев и просушка тяговых электродвигателей и других электрических машин (при необходимости) и техническое обслуживание другого оборудования локомотивов в зимнее время для поддержания их в отстое в работоспособном состоянии;
экипировка локомотива в малодеятельных пунктах.
4.6. Порядок работы сменных локомотивных бригад устанавливается начальником отделения железной дороги, где оно имеется, или локомотивного депо, в зависимости от местных условий.
5. Содержание инвентаря и инструмента, хранящихся на локомотиве. Обеспечение сохранности локомотивов, инвентаря и инструмента
5.1. Хранящиеся на каждом локомотиве инструмент и инвентарь должны включать в себя:
инструмент и инвентарь, необходимый для выполнения работ по техническому обслуживанию локомотива локомотивными бригадами;
сигнальные принадлежности;
индивидуальные средства защиты от попадания под высокое напряжение;
тормозные башмаки;
сменяемые резервные элементы и приспособления для ликвидации неисправностей, возникших в пути следования;
средства пожаротушения;
концевые рукава и кольца к ним.
Требования к инвентарю, инструменту и их количество устанавливаются приказами и инструкциями МПС России и железных дорог.
5.2. Перечень инструмента и приспособлений, единый порядок хранения инструмента и инвентаря с указанием мест хранения утверждается начальником локомотивного депо, а при обслуживании локомотива локомотивными бригадами нескольких локомотивных депо или двух железных дорог - начальниками служб локомотивного хозяйства этих железных дорог.
Опись инструмента и инвентаря должна находиться на каждом локомотиве в установленном месте, в непосредственной близости от инструментального ящика.
Для ускорения приемки и сдачи локомотивов слесарный инструмент и инвентарь должны храниться на локомотивах группами.
К первой группе относятся часто употребляемые (ходовые) инструмент и инвентарь, а ко второй - редко употребляемые (неходовые) инвентарь и инструмент.
Неходовые инструмент и инвентарь должны находиться под пломбой, и для облегчения контроля за их наличием они должны быть, как правило, закрыты защитной решёткой. Ходовые инструмент и инвентарь не пломбируются.
5.3. Контроль за состоянием инструмента и инвентаря, хранящегося на локомотивах, осуществляется работниками инструментального цеха (отделения) основного локомотивного депо при проведении технических обслуживаний ТО-3, ТО-4, ТО-5 и текущих ремонтов.
Пополнение и замена инструмента и инвентаря на локомотиве производятся в основном локомотивном депо или на ПТОЛ при очередном ТО-2 в соответствии с порядком, установленным начальником локомотивного депо. При работе локомотивов на двух железных дорогах этот порядок устанавливается совместным приказом начальников этих железных дорог.
5.4. Для пополнения инструмента и инвентаря на каждом ПТОЛ должен создаваться оперативный запас в количестве, устанавливаемом начальником локомотивного депо.
5.5. При приемке локомотива в основном локомотивном депо, а также при смене локомотивных бригад на железнодорожных станциях машинист должен проверить наличие инвентаря и ходового инструмента в соответствии с перечнем, а также наличие пломб на инструментальном ящике с неходовым инструментом, визуально через защитную решётку убеждается в наличии инструмента под пломбой.
5.6. Приказом начальника локомотивного депо назначаются лица, ответственные за сохранность локомотива, инструмента и инвентаря при проведении ТО и текущего ремонта, а также при отстое на деповских путях, причем должны быть четко определены обязанности таких работников при передаче локомотивов. Порядок отстоя и ответственность за сохранность локомотивов, инструмента и инвентаря вне территории локомотивного депо, в пунктах оборота локомотивов и на железнодорожных путях станции должны устанавливаться приказом заместителя начальника железной дороги.
5.7. При обнаружении на прибывшем в депо (пункт оборота локомотивов) локомотиве утери или порчи инструмента и инвентаря, ответственными лицами, назначенными приказом начальника локомотивного депо, составляется акт формы ТУ-156 за подписями принимающего и сдающего инструмент и инвентарь работников.
Заполненный акт хранится на локомотиве до момента пополнения инструмента или инвентаря, после чего он вместе с платежным требованием высылается руководителю соответствующего локомотивного депо для взыскания допущенного ущерба с подчиненного ему виновного работника. Незаполненные бланки актов должны храниться у дежурного по локомотивному депо (пункта оборота локомотивов).
Инструкция по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации, утверждённая МПС СССР 29 декабря 1978 г. N ЦТ-3727, признается не действующей на территории Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации (утв. МПС РФ 27 сентября 1999 г. N ЦТ-685)
Текст Инструкции официально опубликован не был
Приказом Минтранса России от 4 октября 2018 г. N 347 настоящий документ признан не подлежащим применению