Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к Инструкции по обеспечению
надежности работы устройств
электроснабжения железных
дорог в зимних условиях
от 8 декабря 1999 г. N ЦЭ-713
Основные положения
для разработки и корректировки дорожного оперативного плана действий эксплуатационного персонала в сложных метеорологических условиях
1. Общие положения
1.1. При получении прогноза об ухудшении метеорологических условий обеспечивается заблаговременная (за 5-6 часов) информация причастных работников.
1.2. При наступлении сложных метеорологических условий необходимо действовать в соответствии с оперативными планами железной дороги, отделения железной дороги и предприятия, в которых должны быть определены:
поименный состав и обязанности оперативных групп по организации движения поездов;
порядок действия всех причастных работников;
порядок объезда и обхода с осмотром обслуживаемых устройств;
порядок подсылки тепловозов, в первую очередь для вывоза пассажирских поездов на случай прекращения движения поездов на электротяге;
участки, где возможен пропуск поездов с опущенным токоприемником;
места расположения автомотрис (автодрезин) и электровозов с гололедоочистительными устройствами, порядок их выпуска и последовательность механической очистки контактных проводов на боковых и главных путях станций и перегонах;
порядок плавки гололеда на проводах и организации движения поездов в этот период;
перечень мест повышенного гололедообразования на проводах контактной сети и воздушных линий (ВЛ);
порядок очистки токоприемников от гололеда и смазки их антиобледенителями;
минимально необходимое для каждой железнодорожной станции число путей, которые должны быть постоянно готовыми для приема и отправления поездов на электротяге;
порядок заблаговременного нанесения противогололедной смазки на подвижные рамы токоприемников, скосы полозов и подъемные пружины, где отсутствуют защитные кожухи;
порядок организации контроля за появлением гололеда на проводах контактной сети, ВЛ, воздушных переходах и на токоприемниках электроподвижного состава (ЭПС);
порядок организации контроля за состоянием крыш подвижного состава, грузов в период сильного ветра и гололеда;
перечень железнодорожных станций для проверки работы токоприемников при низкой температуре.
2. Понижение температуры
2.1. При понижении температуры ниже 0°С:
обеспечивается выпуск на линию ЭПС только с переведенными на зимнюю смазку токоприемниками;
маневровая работа осуществляется на двух токоприемниках, при этом допускается опускать один токоприемник, если отсутствует искрение на токоприемниках;
при следовании пассажирских поездов с электроотоплением перед остановкой осуществляется подъем второго токоприемника на ходу без выключения вспомогательных цепей и электроотопления.
2.2. Организовывают внеочередные объезды, обходы контактной сети:
при резком понижении или повышении температуры более чем на 15°С за сутки;
при понижении температуры до -30°С.
При первом за зиму таком понижении температуры организовывается, при необходимости, внеочередной объезд вагоном для испытания контактной сети с отдельным локомотивом.
2.3. При понижении температуры ниже -30°С:
начальнику дистанции электроснабжения установить дежурство электромонтеров контактной сети для проверки работы токоприемников на железнодорожных станциях, определенных оперативным планом отделения железной дороги;
при длительных (более получаса) стоянках ЭПС на станционных и тракционных путях производится через каждые 30 минут поочередный подъем и опускание токоприемников при отключенных силовых и вспомогательных цепях;
во избежание пережогов контактного провода обеспечивается трогание с места и отправление длительно стоящих (сутки и более) поездов с подталкиванием маневровым или специально выделенным локомотивом;
устанавливается круглосуточное дежурство командного состава в дистанциях электроснабжения и бригад в районах контактной сети;
организовываются внеочередные обходы начальниками, электромеханиками или электромонтерами с проверкой работы компенсаторных устройств контактной сети, ВЛ и объезды с проверкой токосъема;
запрещается отключение тяговых подстанций и переключение разъединителей, кроме аварийных режимов;
дежурному персоналу тяговых подстанций производить внеочередные осмотры оборудования через 6 часов.
3. Усиление ветра
3.1. При получении предупреждения об усилении ветра ужесточается контроль за состоянием токоприемников, крыш подвижного состава и грузов.
3.2. При увеличении скорости ветра свыше 20 м/с:
устанавливается круглосуточное дежурство электромонтеров контактной сети для осмотра состояния токоприемников и подвижного состава проходящих поездов;
организовывается инструктаж работников локомотивных бригад об усилении внимания к состоянию контактной сети;
обеспечивается контроль осмотрщиками вагонов и дежурными по станциям за состоянием крыш подвижного состава на промежуточных станциях, где предусмотрена встреча поездов.
3.3. При увеличении скорости ветра свыше 25 м/с:
организовывается круглосуточное дежурство командного состава дистанций электроснабжения и бригад в районах контактной сети;
организовываются объезды контактной сети и ВЛ начальниками, электромеханиками и электромонтерами районов контактной сети и электроснабжения;
вводится круглосуточное дежурство оперативного персонала на тяговых подстанциях.
3.4. При увеличении скорости ветра свыше 30 м/с:
устанавливается порядок пропуска аварийно-восстановительных автомотрис на правах восстановительного поезда по перегонам на ветровых участках с целью выявления и немедленного устранения нарушений в работе устройств контактной сети и ВЛ;
устанавливается на ветровых участках согласно утвержденному перечню скорость движения всех поездов не более 50 км/ч, для чего выдается установленным порядком предупреждения на поезда.
3.5. После прекращения сильного (более 20 м/с) ветра организовываются внеочередные осмотры контактной сети и ВЛ и устраняются дефекты.
4. Образование гололеда на проводах контактной сети и токоприемниках ЭПС
4.1. Все мероприятия по борьбе с гололедом осуществляются под единым руководством дежурного по отделению в тесной взаимосвязи диспетчеров поездного, локомотивного и энергодиспетчера.
4.2. В каждом отдельном случае при получении информации-предупреждения о возникновении гололеда проводится дополнительный инструктаж причастных работников о методах борьбы с гололедом, порядке приема и отправления поездов с боковых путей станций, о содержании токоприемников и порядке подсылки тепловозов под пассажирские поезда.
4.3. Действия дежурного по отделению, поездного и локомотивного диспетчеров
Основной задачей является сохранение движения с минимальными остановками, чтобы не допустить и образования гололеда. Для этого необходимо:
дать запрещение на выпуск тяжеловесных и сдвоенных поездов;
дать задание локомотивному депо (ТЧ) на оборудование электровозов вибропантографами или пневмобарабанами в количестве, предусмотренном оперативным планом отделения железной дороги;
установить контроль за отложением гололеда и состоянием токосъема путем опроса дежурных по станциям и локомотивных бригад;
не допускать выдачи под поезда электровозов, у которых на контактной поверхности токоприемников имеются наледь и пропилы;
рассредоточить электровозы, оборудованные вибропантографами или пневмобарабанами и автомотрисы (автодрезины) с гололедоочистительными устройствами в места, предусмотренные оперативным планом отделения;
обеспечить отправление поездов с интервалами не более 10 минут, при несоблюдении этого интервала и наличии гололеда на проводах контактной сети организовать пропуск электровозов или автомотрис (автодрезин) с механическими средствами очистки проводов от гололеда;
установить контроль за работой электровозов с вибропантографами или пневмобарабанами на станциях и перегонах;
по заявке энергодиспетчера закрыть для движения ЭПС соответствующие перегоны, станции, съезды и дать указание машинистам об опускании токоприемников для плавки гололеда токами короткого замыкания;
при осуществлении плавки гололеда без прекращения движения поездов на электротяге принять меры по предупреждению пережогов в местах секционирования;
по заявке энергодиспетчера обеспечить немедленную доставку работников дистанций электроснабжения в места оперативных переключений.
4.4. Действия энергодиспетчера
При получении информации-предупреждения об ожидаемом гололеде энергодиспетчер должен:
уведомить руководителей отдела электроснабжения, дистанций электроснабжения и старшего энергодиспетчера;
дать приказ дежурному персоналу подразделений дистанции электроснабжения (ЭЧ) на оповещение начальников районов контактной сети, тяговых подстанций и районов электроснабжения;
организовать наблюдение за образованием гололеда на гололедных стендах;
дать приказ о подготовке к работе гололедоочистительных устройств, смонтированных на автомотрисах (автодрезинах) или платформах;
проверить готовность к выезду аварийно-восстановительных автомотрис (автодрезин), наличие на них и прицепных платформах неснижаемого запаса;
организовать проверку готовности схем плавки гололеда в соответствии с требованиями местных инструкций;
проверить надежность связи с диспетчерами энергосистем, энергодиспетчерами смежных отделений и дорог, всеми подразделениями энергодиспетчерского круга;
принять меры к включению в работу оборудования, находящегося в ремонте, собрать нормальные схемы питания контактной сети и автоблокировки.
При поступлении сообщений из районов контактной сети или от локомотивных бригад о появлении гололеда:
вызвать в районы контактной сети и районы электроснабжения дежурные бригады, на тяговых подстанциях установить круглосуточное дежурство;
запретить производство работ в устройствах электроснабжения, за исключением аварийных случаев;
организовать доставку работников дистанций электроснабжения к местам расстановки сигнальных знаков, переключения разъединителей, постам секционирования и другим местам в соответствии с требованиями местной инструкции;
организовать профилактический подогрев проводов;
в начальный период образования гололеда при толщине ледяной корки до 4 мм, дать указание на выпуск электровозов с вибропантографами, пневмобарабанами, полозами со стальными накладками и автомотрис (автодрезин) с гололедоочистительными устройствами, установить контроль за эффективностью их применения;
при продолжении образования гололеда, когда механическими средствами не обеспечивается очистка, организовать плавку гололеда на контактной подвеске главных путей станций и перегонов в соответствии с требованиями местной инструкции;
организовать контроль за плавкой гололеда, направить электромонтеров на ближайшие станции для информации энергодиспетчера о плавлении гололеда и о нагреве контактных проводов, определяемом по опусканию компенсаторных грузов;
организовать электрическую плавку гололеда на проводах ВЛ;
после прекращения гололедообразования организовать объезды и обходы с осмотрами контактной сети и ВЛ.
4.5. Действия работников локомотивного депо
Основной задачей работников локомотивного депо является обеспечение надежной работы токоприемников ЭПС, предупреждение их обледенения и самопроизвольного опускания. Для этого необходимо:
предупредить локомотивные бригады об ожидаемом гололеде;
подготовить вибропантографы и пневмобарабаны к установке, а после получения приказа локомотивного диспетчера оборудовать ими электровозы с обеспечением установленного статического нажатия на подъем-опускание;
выдавать под поезда локомотивы только после нанесения на подвижные части токоприемников противогололедной смазки;
усилить контроль за состоянием рабочих поверхностей токоприемников;
о следах ударов, подбоев на полозах токоприемников немедленно сообщать энергодиспетчеру;
при появлении повышенного износа рабочей поверхности токоприемников ставить в известность локомотивного диспетчера;
не выпускать на линию ЭПС со вставками и накладками, имеющими предельный износ.
4.6. Действия локомотивных бригад
При гололеде и изморози необходимо:
при приемке электровоза, электросекции на стойлах экипировки или в депо проверить состояние токоприемников, наличие противогололедной смазки на подвижных частях;
при стоянках на станциях и деповских путях периодически очищать токоприемники путем повторного поднятия и опускания их через каждые 5-10 минут при отключенных силовых и вспомогательных цепях;
если такая мера не освобождает токоприемник от гололеда, опустить его и немедленно доложить дежурному по станции и поездному диспетчеру;
перед отправлением поезда после стоянки 10 минут и более отцепить электровоз от состава, поднять два токоприемника и обкатать контактный провод проездом 2-3 раза в пределах участка, разрешенного дежурным по станции, но не менее 30 метров;
если после обкатки гололед с провода не удаляется, то отправление поезда осуществлять только после обивки гололеда вибропантографом (пневмобарабаном) или с подталкиванием вспомогательным локомотивом;
при отправлении поезда со станции следует поднять два токоприемника, при двойной тяге или трех и более электровозах, как резервом, так и с поездом, поднять токоприемники, из них два на первом электровозе и второй по ходу на других электровозах, после прекращения искрения первый по ходу токоприемник опустить;
если искрение от гололедообразования будет замечено в пути следования поезда, необходимо поднять второй токоприемник при скорости не более 60 км/ч и отключенных силовых и вспомогательных цепях, о появлении сильного искрения, гололеда немедленно сообщить энергодиспетчеру;
если на контактной сети наблюдаются автоколебания проводов, проехать этот участок со скоростью не более 30 км/ч, подняв второй токоприемник, о чем немедленно сообщить энергодиспетчеру;
в период гололеда не применять рекуперативное торможение;
при работе электровоза с вибропантографом или пневмобарабаном для очистки гололеда следить за качеством очистки, при этом скорость движения должна быть не менее 5 и не более 60 км/ч;
если при одном проходе вибропантографа (пневмобарабана) не обеспечивается полная очистка контактного провода, то производится повторный объезд;
при повреждениях токоприемников и контактной сети руководствоваться в своих действиях требованиями Инструкции о порядке действия локомотивных бригад и работников участков электроснабжения при повреждениях токоприемников, контактной сети и комиссионном их рассмотрении, утвержденной МПС СССР 09.06.84 N ЦТ-ЦЭ-4202.
4.7. Действия работников железнодорожных станций, дистанций сигнализации и связи, дистанций пути:
следить за отложением гололеда на проводах контактной сети, ВЛ, токоприемниках электровозов и при устойчивом искрении проходящих поездов немедленно докладывать поездному диспетчеру и энергодиспетчеру;
по заявлению машинистов об обледенении токоприемников доложить поездному диспетчеру и энергодиспетчеру и организовать очистку токоприемников в соответствии с имеющимся оперативным планом;
совместно с представителями дистанции электроснабжения организовать очистку гололеда на контактной сети локомотивом с вибропантографом или пневмобарабаном согласно оперативному плану и сложившейся поездной обстановке;
держать в готовности все автономные резервные источники питания постов ЭЦ и домов связи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.