Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Н. Кривошеева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, гражданину А.Н. Кривошееву было отказано в удовлетворении исковых требований, предъявленных к жилищной комиссии территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и связанных с отказом этой комиссии признать ряд граждан в качестве членов его семьи в целях получения государственного жилищного сертификата. Как указали суды, такое признание может быть осуществлено только в судебном порядке.
Верховный Суд Российской Федерации отказал А.Н. Кривошееву в принятии и в удовлетворении заявления о признании недействующими положений пунктов 16.1, 16.2 и 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, с последующими изменениями и дополнениями).
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.Н. Кривошеев оспаривает конституционность следующих норм:
части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "а" пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, закрепляющих круг лиц, которые в силу прямых родственных отношений признаются членами семьи собственника жилого помещения и членами семьи гражданина - участника указанной выше подпрограммы (супруг, а также дети и родители), и одновременно предусматривающих возможность признания судом в данном качестве иных граждан;
подпункта "в" пункта 16.1 и пункта 16.2 тех же Правил, устанавливающих, что гражданин - участник подпрограммы и (или) члены его семьи, имеющие в собственности жилое помещение (жилые помещения), принимают обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность, и предусматривающих, что размер соответствующей социальной выплаты уменьшается в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений иным лицам.
По мнению заявителя, указанные положения, как устанавливающие необходимость судебного решения для признания граждан членами семьи собственника жилого помещения и предусматривающие передачу жилья, являющегося частной собственностью, в государственную или муниципальную собственность, не соответствуют статьям 2, 7, 17, 19 (часть 1), 23, 35 (часть 3), 38, 40 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Положения части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "а" пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы предусматривают возможность признания в качестве членов семьи помимо близких родственников иных лиц, но лишь в судебном порядке. Принимая во внимание значимые правовые последствия признания гражданина членом определенной семьи (как для него, так и для членов этой семьи), судебный контроль в данной сфере социально значимых общественных отношений нельзя рассматривать как избыточный (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 782-О-О). Соответственно, указанные выше положения также не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Положения подпункта "в" пункта 16.1 и пункта 16.2 указанных выше Правил, принятые в рамках компетенции Правительства Российской Федерации, направлены на оказание социальной поддержки не только гражданам, не имеющим жилья, но и владельцам жилых помещений при условии выполнения ими установленных требований. Подобное правовое регулирование не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кривошеева Анатолия Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2013 г. N 1195-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кривошеева Анатолия Николаевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы"
Текст Определения официально опубликован не был