Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия к рассмотрению запроса Арбитражного суда города Москвы в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Арбитражный суд города Москвы оспаривает конституционность следующих законоположений:
пункта 16 статьи 1 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 338-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", изложившего подпункт 10 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в следующей редакции: "Если иное не установлено пунктом 1 данной статьи, налогообложение налогом на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья;
части 3 статьи 2 Федерального закона от 29 ноября 2012 года N 204-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которой действие положений пункта 2 статьи 338 и абзаца второго пункта 1 статьи 343 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции данного Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.
Как следует из представленных материалов, в производстве Арбитражного суда города Москвы находится дело по заявлению ЗАО "Нортгаз" к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительным решения от 23 июля 2007 года в части предложения уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых (газовый конденсат).
Заявитель утверждает, что подлежащий применению при рассмотрении данного дела пункт 16 статьи 1 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 338-ФЗ внес в пункт 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации изменения, из-за которых исчисление налога стало невозможным ввиду возникшего противоречия правовых норм. Что касается части 3 статьи 2 Федерального закона от 29 ноября 2012 года N 204-ФЗ, то, как указывает заявитель, данной нормой была придана обратная сила изменениям, которые устранили указанные противоречия, но в результате сложилась правовая ситуация, когда налогоплательщик не мог исчислить налог в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 338-ФЗ, и применял старый порядок, однако по итогам камеральной проверки ему с учетом положений Федерального закона от 29 ноября 2012 года N 204-ФЗ была доначислена недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых, начислены пени и штраф.
В связи с этим заявитель просит признать противоречащими статье 57 Конституции Российской Федерации положения пункта 16 статьи 1 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 338-ФЗ и части 3 статьи 2 Федерального закона от 29 ноября 2012 года N 204-ФЗ в той части, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают возможность доначисления налогоплательщику в большем размере налога на добычу полезных ископаемых по формуле определения подлежащего уплате налога из расчета произведения количества газового конденсата и твердой ставки в период с 1 января по 31 декабря 2012 года. Заявитель также просит признать не соответствующей статье 57 Конституции Российской Федерации часть 3 статьи 2 Федерального закона от 29 ноября 2012 года N 204-ФЗ, как придающую обратную силу закону, ухудшающему положение налогоплательщика.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данного запроса к рассмотрению.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57); законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют; федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "з"); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (статья 75, часть 3).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в силу приведенных конституционных положений определение экономической целесообразности введения того или иного налога, установление и изменение состава налогоплательщиков и существенных элементов налогового обязательства относится к полномочиям законодателя; разрешение таких вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно, за исключением случаев, когда новому законодательному акту придается обратная сила и им ухудшается положение налогоплательщиков и когда налоговым законом нарушается конституционный принцип равенства.
Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 338-ФЗ была изменена налоговая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении газового конденсата и установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 556 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно), 590 рублей (на период с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно), 647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья (пункт 16 статьи 1). Указанное положение вступило в силу с 1 января 2012 года (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 338-ФЗ).
В то же время не были внесены какие-либо изменения в статьи 338 и 343 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие налоговую базу и порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Этими статьями в действовавшей на тот момент редакции налоговая база определялась как стоимость добытых полезных ископаемых, а сумма налога должна была исчисляться как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (за исключением угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, в отношении которых налоговая база определялась как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении, а сумма налога должна была исчисляться как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы).
В результате возникла рассогласованность между подпунктом 10 пункта 2 статьи 342, с одной стороны, и пунктом 2 статьи 338 и пунктом 1 статьи 343 Налогового кодекса Российской Федерации - с другой: подпункт 10 пункта 2 статьи 342 предписывал исчислять налог на основе налоговой ставки за 1 тонну газового конденсата, т.е. как произведение налоговой ставки и количества добытого полезного ископаемого в натуральном выражении, а пункт 2 статьи 338 и пункт 1 статьи 343 определяли его как соответствующую налоговой ставке процентную долю налоговой базы - стоимости добытого полезного ископаемого.
Вместе с тем, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, некоторая неточность юридико-технического характера, допущенная законодателем при формулировании законоположения, хотя и затрудняет уяснение его действительного смысла, однако не дает оснований для вывода о том, что оно является неопределенным, расплывчатым, не содержащим четких стандартов и, следовательно, не отвечающим принципам налогового законодательства в правовом государстве, как они закреплены в Конституции Российской Федерации. Подобные неясности, выявляемые в процессе применения налоговых норм в конкретных правовых ситуациях, устраняются путем толкования этих норм правоприменительными органами, в том числе судами.
Отсутствие согласованности между подпунктом 10 пункта 2 статьи 342 и пунктами 2 статьи 338 и пунктами 1 статьи 343 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует правильному уяснению содержания налоговой обязанности, поскольку подпункт 10 пункта 2 статьи 342, по сути, установил в отношении газового конденсата специальную норму, изменяющую общий порядок определения налоговой базы и исчисления суммы налога, закрепленный пунктом 2 статьи 338 и пунктом 1 статьи 343.
Исходя из этого Министерство финансов Российской Федерации, которое в силу статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации уполномочено давать письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, разъяснило, что при исчислении налога на добычу полезных ископаемых налоговая база в отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытого полезного ископаемого (письмо от 31 мая 2012 года N 03-06-05-01/66).
Таким образом, пункт 16 статьи 1 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 338-ФЗ не может рассматриваться как нарушающий конституционные права налогоплательщиков в указанном в запросе аспекте.
Федеральным законом от 29 ноября 2012 года N 204-ФЗ пункт 2 статьи 338 Налогового кодекса Российской Федерации и абзац второй пункта 1 статьи 343 были изложены в новой редакции, в результате чего несогласованность между данными нормами и подпунктом 10 пункта 2 статьи 342 устранена: новая редакция данных норм предусматривает, что налоговая база при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении, а сумма налога по газовому конденсату из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы. Это, однако, не повлекло изменение объема налоговой обязанности налогоплательщиков.
При таких обстоятельствах распространение действия положений пункта 2 статьи 338 и абзаца второго пункта 1 статьи 343 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 ноября 2012 года N 204-ФЗ на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, не является приданием обратной силы налоговому закону, ухудшающему положение налогоплательщиков.
Таким образом, часть 3 статьи 2 Федерального закона от 29 ноября 2012 года N 204-ФЗ также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщиков в указанном в запросе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Признать запрос Арбитражного суда города Москвы не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались поправки к НК РФ, изменившие порядок исчисления НДПИ в отношении газового конденсата.
До внесения изменений данный налог исчислялся по ставке, которая составляла процентную долю налоговой базы - стоимости добытого полезного ископаемого.
После внесения изменений НДПИ стал рассчитываться как произведение фиксированной ставки (повышаемой ежегодно) и количества добытого конденсата в натуральном выражении.
Причем данные изменения были внесены не во все нормы, касающиеся исчисления НДПИ.
Такая несогласованность была устранена лишь позже отдельными поправками, которые распространены на ранее возникшие отношения.
По мнению заявителя, в результате подобного регулирования сложилась ситуация, при которой нормы противоречили друг другу (до приведения их в соответствие отдельными изменениями). Это привело к тому, что ему как налогоплательщику, применившему прежний порядок исчисления НДПИ, по итогам проверки была доначислена недоимка.
КС РФ отклонил такие доводы и подчеркнул следующее.
Некоторая неточность юридико-технического характера, допущенная законодателем при формулировании поправок, затрудняет уяснение их действительного смысла.
Однако это не дает оснований для вывода о том, что нормы являются неопределенными, расплывчатыми, не содержащими четких стандартов. Подобные неясности, выявляемые в процессе применения положений в конкретных правовых ситуациях, устраняются путем их толкования, в т. ч. судами.
В частности, соответствующие разъяснения были даны Минфином России.
Отсутствие согласованности между положениями не препятствовало правильному уяснению содержания налоговой обязанности. Так, по сути, поправками в отношении газового конденсата была уставлена специальная норма, изменившая общий порядок определения налоговой базы и исчисления НДПИ.
Кроме того, данная несогласованность была устранена более поздними изменениями, действие которых было распространено на ранее возникшие отношения. Это не повлекло изменение объема налоговой обязанности.
Подобное регулирование не является приданием обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщиков.
Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2013 г. N 1173-О "По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пункта 16 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и части 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)